Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская и славянская мифология Водяной


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

 РУССКАЯ И СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Водяной

Выпуск No:13    2005-12-20

 Один из главных персонажей славянской демонологии - водяной, "хозяин" рек, озер, болот, других водоемов. Его зовут также водяником, водовиком. В основе представлений восточных славян о водяном лежит древний культ воды, вера в ее особенную силу, в таинственные ее возможности. Вначале предметом поклонения была сама вода, а затем уже возникла персонификация. Вера в водяного укреплялась чувством страха, который вызывали у людей глубокие омуты с темной водой, с воронками, уходящими в неведомую пучину, неожиданно исчезавшие и вновь появлявшиеся озера, засасывающие болота, выходящие из берегов бурные реки...
    У каждого водоема был свой хозяин - водяной. Его внешний образ складывался из сочетания вполне человеческих "признаков" с разными необычными. Водяной у восточных славян - старик с длинной зеленовато-седой бородой; он голый, весь в тине, подпоясанный зеленой травой, в травяной шапке; черный, обросший мхом; с лапами вместо рук, с двумя рогами и хвостом. Водяной способен в любой момент превратиться в громадную щуку или сома, прикинуться толстым бревном, обернуться козлом, собакой, селезнем.
    Обитает "хозяин" на дне водоемов, обычно в омутах и под мельницами, где быстрина мутит воду. Над "чертовыми домовищами" (так называют его жилище) вода поособому "вертится". Ночуют водяные частенько под мельничными колесами. Зимой водяной, как и сама вода, спит. Если какое-то место в водоеме не замерзает, считается, что лед тает от дыхания спящего. С началом весны он пробуждается, голодный и сердитый, ломает лед, разгоняет рыбу. Водяной олицетворяет в первую очередь вредоносную для человека разрушительную стихию воды, он видит свой долг в том, чтобы охранять ее от вмешательства человека. Отсюда его недоброе отношение к людям. Он заманивает их в опасные места, нередко даже топит и переворачивает суда, размывает плотины, портит мельницы, распугивает скот, пришедший на водопой. Рыбаки рассказывают, будто водяной специально попадается в сети, разрывает их и выпускает пойманную рыбу. Утащенных в воду он, говорят, превращает в кабальных работников, которые таскают для него песок, переливают воду и т.п. Сокровища из потопленных судов он переносит в свои
палаты.
    Водяной любит подшутить и шуткой своей может насмерть испугать человека: например, прикинуться утопленником, а когда его вытащат, "ожить" и с громким хохотом нырнуть в воду. Оседлав коня, быка или корову, он загоняет их в болото, где они гибнут. В тихие лунные ночи ему нравится хлопать ладонями по воде, и тогда гул от его ударов разносится далеко окрест.
    Все же водяной способен и на добрые дела: спасти пловца в бурю, подбросить рыбаку хороший улов, сберечь его снасти и др. Но для этого мореходы и рыбаки ходили к водяному на поклон, носили ему "подарки", а кроме того, всем следовало знать способы защиты от его проделок. Самое надежное средство - принести хозяину вод жертву. В глубокой древности приносили жертвы человеческие - воспоминания о них сохранились в сказках, былинах, преданиях: например, за помощь, оказанную герою, требовалось заплатить: "Отдай то, чего дома не знаешь". В более поздние времена приносили проголодавшемуся за зиму водяному весеннюю жертву - коня, обычно черного. Его крестьяне покупали всем миром, специально откармливали три дня, затем опутывали ноги, надевали на шею жернова, голову обмазывали медом, украшали красными лентами и в полночь топили в реке.
При постройке новой мельницы тоже следовало задобрить водяного. Достаточно было при этом положить зарок на какую-либо живую тварь: свинью, корову, овцу - то
есть символически пообещать водяному "подарочек", а уж "хозяин" сам найдет способ рано или поздно утянуть на дно обещанное и принадлежащее ему по праву. Каждый стремился "договориться" с "хозяином" воды, заручиться его благорасположением. Рыбаки лили в воду масло, кидали часть первого улова. Пчеловоды кормили водяного свежим медом, понемногу брали для него из каждого улья воск. Мельники, чтобы хозяин" давал им вдоволь воды и чтобы плотину не размывал, бросали ему хлеб, дарили весной баранью голову.
    Прощаясь осенью с водяным, люди снова одаривали его в благодарность за то, что он не причинил им зла и даже помогал в их делах.
Все вопросы и пожелания на e-mail: vega_05@list.ru


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.666
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное