Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская и славянская мифология Домовой


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

 РУССКАЯ И СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Домовой

Выпуск No:10    2005-12-10

 
       Наши предки не могли представить себе дома (то есть жилища, семьи, имения,
хозяйства, имущества) без чудесного покровителя. У каждого жилища был свой домовой.
Каждый домовой жил сам по себе: домовые-соседи не дружили, а нередко враждовали.
Внешность домового описывали по-разному. Чаще всего он изображался глубоким стариком
с седой бородой. На его добродушном лице выделялись фосфорическим блеском глаза.
Говорят, обычно домовой похож на хозяина дома, "словно вылитый", и даже носит
хозяйскую одежду и перенимает
хозяйские привычки. 
       При всем том кое-какие признаки необыкновенности проглядывают в облике
домового  вполне отчетливо: отчасти это заметно по одежде (домовой предпочитает
длинную белую рубаху, иногда - красную рубашку), но главное - тело его, даже
ладони и подошвы покрыты мягкой шерстью, он весь ею зарос, у него длинные торчащие
уши (либо одно ухо отсутствует).
       Самое же необычайное - это способность домового менять облик: принимать
вид кошки, собаки, зайца, медведя с человеческой головой, превращаться в ворох
сена или мешок с хлебом. Домовой всегда живет в доме, его присутствие сказывается
во всем, но он невидим. Считалось, что глядеть на него ни в коем случае нельзя
- можно ослепнуть или вовсе умереть. Впрочем, в иные дни домового увидеть было
можно, но для этого приходилось прибегать к особым ухищрениям: например, в пасхальную
ночь надеть на себя хомут, или
положить борону зубьями вниз, или спрятаться в конюшне...
       Обитатели дома хоть и не видят "хозяина", но постоянно слышат ночами то
тихий плач, то глухие стоны, слышат, как домовой расхаживает по дому, топает,
стучит, хлопает дверьми, гремит утварью, заводит какую-то возню... По утрам можно
обнаружить следы его ночных забав: мебель передвинута, вещи сброшены на пол,
посуда с остатками ужина переставлена на другое место... Семья, перебираясь в
новый дом, должна была взять с собою и своего домового. Ни в коем случае нельзя
было допустить, чтобы в новом жилище оказался
другой "хозяин", ибо от него, кроме беды, ничего ждать не приходилось. Чтобы
предохранить себя от "чужого", над воротами втыкали ветку чертополоха. Хозяева,
покидая прежний дом, кланялись на четыре утла и приговаривали: "Хозяйнушко-господин,
пойдем в новый дом, на богатый двор, на житье-бытье, на богатство". Приглашали
и семью домового на новое место: "Домовой, пойдем со мной, веди и домовиху-госпожу
- как умею попрошу".
       Некоторые поступали иначе: домового завязывали в мешок и таким образом
переносили в новый дом. Но, пожалуй, один из самых древних обрядов, бросающий
свет на исконное значение домового, вот какой: старшая из женщин в семье последний
раз топила печь в старом доме, выгребала жар и, дождавшись полдня (по солнцу),
накладывала в чистый горшок горячих углей, покрывала его скатертью, распахивала
двери дома и, обратившись лицом к заднему углу избы, говорила: "Милости просим,
дедушка, к нам на новое житье". Затем
женщина с горшком углей в руках шла на новый двор, где у растворенных ворот хозяин
с хозяйкой встречали дедушку домового с хлебом-солью и со словами "милости просим...".
В избе женщина ставила горшок на загнетку (место в предпечье, куда сгребают жар)
и трясла скатерть в каждом углу избы, как будто выпуская домового. Затем принесенные
угли высыпали в печурку, горшок же разбивали и обломки его закапывали ночью под
передний угол нового дома.
       Таков был обряд древнего языческого освящения дома, призванный обеспечить
не просто благополучие его, но и продолжение добрых семейных традиций. Ведь воплощением
благополучия семьи и залогом сохранения родовых традиций издавна выступает домашний
очаг. Древние люди когда-то поклонялись непосредственно огню, но со временем
символом его стал печной огонь, а домовой - незримый хозяин и сберегатель очага.
Кроме того, на домового перешли отчасти представления о родовых предках, и он
стал восприниматься как
далекий родоначальник семьи, "дедушка" не только по возрасту, но и по родству.
       В идеале домовой - это патриарх рода, хозяин дома, верховный распорядитель
в нем. Он замечает каждую мелочь, без устали хлопочет по дому, заботится о порядке
и помогает его обитателям.
       Постоянное место домового - на печи или под печью (его и называют иногда
"подпечником"), а также в чулане, в клети, в подполье, на чердаке. Днем он не
дает о себе знать и выходит лишь ночью. Превыше всего домовой ценит согласие
и лад в семье; он любит хозяев, которые рачительно относятся к своему добру,
держат двор в порядке и чистоте. Таким домохозяевам он всегда готов помочь: задаст
скотине корм и пригонит ее во двор, почистит лошадей, подправит что надо в хозяйстве,
просушит хлеб в амбаре. С ним держат
совет при совершении важных хозяйственных дел. Когда хозяин приводит вновь купленную
лошадь или корову, он должен раскланяться во все четыре угла конюшни или хлева
и произнести слова вроде следующих: "Хозяинушко! Вот тебе скотинка! Люби ее да
жалуй, пои, корми, рукавичкой гладь, на меня не надейся". 
       Домовой обычно предупреждал хозяев о грозящей беде, приближающемся несчастье,
выл за печкой, ревел в хлеву, щипал домочадцев, нагонял ветер и прочее. Но горе
дому, чем-либо провинившемуся перед "дедушкой". Из доброго покровителя он немедленно
превращается в лихого гонителя, и все идет в доме навыворот: скот худеет и чахнет,
люди начинают болеть, беда сваливается одна за другой. Домовой начинает гонять
по ночам лошадей, доводя их до изнеможения, путает скотину. Он наваливается на
спящих, щекочет их.
       По крайней мере раз в году домовой делался "лихим" по неизвестным людям
причинам: начинал беситься и способен был натворить много худого. Некоторые объясняли
такое поведение тем, что у домового спадает старая шкура. Успокаивали "дедушку"
с помощью специальных колдовских действий. По древнему обычаю, приглашенный колдун
в полночь резал петуха, брызгал кровью на веник и выметал все углы в доме и во
дворе. Кроме того, устраивали молебен и окропляли святой водой углы избы - ритуал,
привнесенный позднее христианством.
       Обитатели дома должны постоянно оказывать домовому знаки почтения и проявлять
о нем заботу. Для него выставляют еду где-нибудь на чердаке, в подполье, в печной
трубе. В праздник домовых, на Кудесы (10 февраля), хозяйка оставляла домовому
праздничный гостинец.
Все вопросы и пожелания на e-mail: vega_05@list.ru


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.666
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное