Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Центра апологетических исследований


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

14-27 июля 2006 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

В Кишиневе «заминировали» собрание свидетелей Иеговы

Зал Царства в Кишиневе

В Кишиневе из-за звонка о заложенной в Зеленом театре бомбе было сорвано собрание свидетелей Иеговы. Как сообщили в Генеральном комиссариате полиции муниципия Кишинев, в самый разгар проведения собрания, собравшего свыше четырех тысяч человек со всей Молдовы, в полицию позвонил неизвестный и сообщил о заложенной бомбе. В оперативном порядке участники собрания были эвакуированы, однако звонок оказался ложным. Группа специалистов бомбу не обнаружила.

В ходе разбирательства было установлено, что в полицию позвонил 17-летний юноша, приехавший из города Рыбница со своей матерью для участия в собрании. По признанию юноши, ему стало скучно на собрании. Чтобы развеселить себя он решил позвонить в полицию и сообщил о бомбе. По данному факту возбуждено уголовное дело. Родителям несовершеннолетнего грозит штраф. Об этом сообщает «Седмица»

— Religare, 14.07.2006

к оглавлению

На стадионе «Лужники» прошел конгресс Свидетелей Иеговы

Лужники

Ежегодный областной конгресс Свидетелей Иеговы прошёл 14-16 июля на главной арене спорткомплекса «Лужники» в Москве. В нем участвовали 22 231 человек. Делегаты конгресса представляли общины («собрания»), действующие в Москве (92 «собрания» по 100-150 человек в каждом), а также в Московской, Владимирской, Рязанской, Тульской, Калужской, Брянской, Тверской, Ярославской областях. В числе участников форума были верующие из 142 населённых пунктов.

Тема конгресса — «Избавление близко!». Каждый из трёх дней работы форума имел свой девиз: «Я с тобою, говорит Иегова, я буду избавлять тебя», «Избавь от злого» и «Знайте, что Царство Бога близко». Председательствовал на конгрессе старейшина одного из «собраний» Лакомяк Томаш, руководил программой (выполнял роль режиссёра) также старейшина Лепши Рафаил.

Ряд докладов на сборе был посвящён теме «Иегова - Избавитель». Другая серия выступлений называлась «Проповедуй не переставая».

Во второй день конгресса перед специально собранными на отдельной трибуне стадиона делегатами в возрасте от 19 до 35 лет выступил Тюнглер Арно – представитель Российского управленческого центра религиозной организации «Свидетели Иеговы», расположенного в пос. Солнечном близ Санкт-Петербурга. Он сообщил, что их руководящий центр подбирает на постоянную «духовную работу» энергичных людей из числа последователей организации в возрасте до 35 лет. Желающим предлагалось заполнить анкету, однако отмечалось при этом, что будет проводиться «жёсткий отбор» из добровольцев.

Тюнглер Арно произнёс также речь на основном заседании конгресса на тему «Жди грядущий день Иеговы!». В ней он высказал слова благодарности директору стадиона Алешину, который при оформлении аренды стадиона поручился перед правительством Москвы, что предстоящий сбор Свидетелей Иеговы на главной арене спорткомплекса не принесёт каких бы то ни было происшествий и неприятностей.

Главным событием конгресса стало водное крещение новых членов иеговистской организации, которое было проведено 15 июля в двух передвижных бассейнах, установленных на беговой дорожке у футбольного поля. Погружение крещаемых в воду с головой проводили одновременно восемь служителей (по четыре в каждом бассейне). Обряд занял около часа. Всего приняли крещение 527 человек, из них мужчин – 98, женщин – 429. (В июле 2005 года в областном конгрессе в Москве в «Лужниках» участвовало 21 508 человек, тогда было крещено 528 человек: 105 мужчин, 423 женщины).

Общественный порядок на стадионе в дни работы конгресса обеспечивал многочисленный наряд милиции, действовавший совместно с оргкомитетом конгресса. Никаких нежелательных инцидентов не произошло.

— Благовест-инфо, 17.07.2006

к оглавлению

ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ / МОРМОНЫ

Возможно, тропа мормонских переселенцев была не такой гибельной, как принято считать

159 лет мы превозносили отвагу и самопожертвование тех, кто отправился пешком по тропе в Юту, но оказывается, что у многих людей сложилось неверное представление о реальной степени опасности и гибельности этого путешествия.

Те, кто сегодня предпринимает поход по тропе переселенцев, могут почувствовать на себе тяготы этого пути. Историки полагали, что за первые два десятилетия мормонского переселения погибло 6 тысяч человек. Но потом Мел Башор начал разбираться в путанице записей и дневников переселенцев, подсчитывая число погибших.

Мел Башор, библиотекарь и историк Церкви СПД: «Я с удовлетворением обнаружил, что погибших было меньше, чем думали ранее, гораздо меньше». Он полагает, что из 60 тысяч тех, кто отправился в путь по тропе переселенцев, погибло не 6000, а всего лишь 1800 человек — немногим больше, чем если бы они остались дома.

Мел Башор: «В те времена в США уровень смертности составлял примерно 2%, а среди мормонских переселенцев — 3%».

Но это не значит, что переселение было легкой прогулкой.

Мел Башор: «Нет, путь был трудным. И я удивлен, что так много людей выжило в таких трудных условиях».
Однажды 200 человек погибло во время страшной бури, застигшей группу переселенцев из штата Вайоминг. Многих скосили болезни.

Мел Башор: «Многих убила холера. Я бы сказал, что почти половина мормонов, которые умерли на равнинах, умерли из-за холеры и антисанитарных условий».

Но многие группы переселенцев достигли Юты, не потеряв ни одного человека. По словам Башора, удивительно то, сколько людей выжило и окрепло на этом пути.

Мел Башор: «Поразительно, сколько людей 60, 70, 80 лет отправлялись в путь с ручными тележками».
Самой старой переселенке было 94 года.

Мел Башор: «Это герои. Это герои».

Он говорит, что мормоны всегда будут оглядываться на эти дни с гордостью.

— KSL Local News, 27.07.2006

к оглавлению

ДВИЖЕНИЕ ВЕРЫ

УПЦ КП опровергла сотрудничество с “Новым Поколением” Алексея Ледяева

Пресс-служба Киевской Патриархии обнародовала официальное сообщение по поводу отношения УПЦ КП к доктрине «Нового мирового порядка» А. Ледяева. Поводом к такому заявлению стала распространенная в масс-медиа информация о сотрудничестве определенных представителей УПЦ КП с религиозной организацией «Новое поколение».

Пресс-служба УПЦ КП подчеркивает, что, по оценке квалифицированных экспертов, практика внутренней жизни религиозных организаций, которые исповедуют доктрину «Нового мирового порядка», носит тоталитарный характер. Указанная доктрина противоречит Библии и основным принципам христианского вероучения. Хотя религиозные организации «Нового поколения» претендуют на звание протестантских, эти претензии являются безосновательными, так как доктрина, которая исповедуется этими организациями, осуждена в среде исторических протестантских Церквей, в частности баптистских и пятидесятнических.

«С правовой точки зрения доктрина А. Ледяева содержит признаки религиозного экстремизма, призывы нетерпимого отношения и дискриминации относительно верующих других вероисповеданий и других религиозных течений в Украине и за ее пределами», – говорится в сообщении пресс-служб УПЦ КП.

Иоанн Замараев

В сети Интернет была опубликована информация об образовании так называемого «союза» между Донецкой епархией Киевского Патриархата и местным объединением религиозной организации «Новое поколение», документ о котором подписал архиепископ Донецкий и Мариупольский Юрий. Появились также и другие свидетельства о сотрудничестве отдельных представителей УПЦ Киевского Патриархата с религиозными организациями «Нового поколения» и А. Ледяевым. Секретарь епархиального управления Херсонской епархии протоиерей Иоанн Замараев без благословения Патриарха Филарета принимал участие в конференции «Нового поколения» в Латвии под названием «Пусть придет Царство Твое». Его участие в этой конференции, а также приветствия в ее адрес от руководства Донецкой епархии, были расценены, как поддержка деятельности «Нового поколения» и ее доктрины «Нового мирового порядка» со стороны Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

«На самом деле Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата не поддерживала и не поддерживает доктрину «Нового мирового порядка», считая ее нехристианской, не одобряла и не одобряет деятельность Алексея Ледяева, возглавляемых им лично религиозных организаций, или организаций, которые имеют с ним партнерские отношения и воспринимают указанную доктрину. Патриарх Киевский и всей Руси-Украины Филарет высказал замечание архиепископу Донецкому и Мариупольскому Юрию и протоиерею Иоанну Замараеву из-за их неверной позиции в вопросе контактов с религиозной организацией А. Ледяева «Новое поколение» и превышения ими своих полномочий. Так называемый «союз» между Донецкой епархией Киевского Патриархата и местным объединением «Нового поколения» не существует, а подпись архиепископа Юрия под документом об образовании «союза» отозвана», – говорится в сообщении пресс-службы УПЦ КП.

В связи с этим пресс-служба Киевской Патриархии призывает не воспринимать и не объявлять действия отдельных представителей УПЦ Киевского Патриархата как позицию Церкви.

— НХМ, 27.07.2006

к оглавлению

Патриарх Филарет рассказал о своем отношении к сектам и “Новому мировому порядку” Ледяева

Патриарх Филарет

Отвечая на вопрос журналистов во время пресс-конференции в г. Днепропетровске об отношении к тоталитарным сектам и к доктрине «Нового мирового порядка», Патриарх Филарет подчеркнул, что все вместе – и Церкви, и государство, и общественные организации, – должны защищать религиозную свободу и не допускать, чтобы тоталитарные секты стали руководить Украиной. Приводим слова Предстоятеля УПЦ КП, которые 26 июля обнародовал сайт «Украинское Православие».

«Украинский закон «О свободе совести и религиозных организациях» – один из самых демократичных законов о религии. И не только по сравнению с Россией или другими странами на Востоке и Севере, но и по сравнению с странами Запада. Этим пользуются тоталитарные секты, которых не принимают ни в России, ни в Европе. Они концентрируются в Украине, так как наше законодательство дает им возможность укрепляться, иметь большой размах.

В чем опасность тоталитарных сект? Их опасность в первую очередь состоит в том, что в центре секты стоит не Христос, а руководитель секты. Он ведет людей не к Богу, а к себе. Он дает распоряжения, которым рядовые члены секты должны безусловно подчиняться. Например – давать десятину, жертвовать деньги и имущество на секту, тратить много времени на деятельность секты. Человек в такой организации теряет свободу, а иногда – также и имущество и здоровье.

Сейчас появились такие религиозные организации, которые имеют не столько религиозный, сколько политический характер. Это те тоталитарные секты, которые говорят о «Новом мировом порядке». «Новый мировой порядок» – это такое состояние, когда государством руководит не народ, который избирает свою власть, а руководит религия. То есть эти секты хотят превратить Украину, и не только Украину, в теократическое государство. Но это не то теократическое государство, которым был Израиль, о чем мы знаем из Библии. Тогда Бог через пророков руководил израильским народом. А теократическим государством, которое имеют в виду тоталитарные секты, будут руководить от лица Бога руководители сект.

Каким образом? Из-за того, что члени секты полностью подчиняются ее руководителю, когда он дает команду агитировать и голосовать за определенного кандидата – вся секта будет голосовать за того, на кого указал руководитель. А тот, кого при поддержке секты изберут, будет вынужден прислушиваться к ее руководителю – так как вторично его уже не изберут. И если в нашем государстве будет много таких тоталитарных сект, то кто будет руководить государством? Будут руководить те, кто возглавляет секты. Вот о таком «Новом мировом порядке» они мечтают.

Государство безусловно должно придерживаться свободы совести. Но это не значит, что в демократическом государстве должны становиться сильными тоталитарные сеты. Именно в этих сектах нарушается право на свободу совести, поскольку там нет никакой свободы. Там только одна свобода – для руководителя, который делает и проповедует, что хочет. Поэтому государство может ощущать отрицательное влияние таких сект на общество. Так как руководители сект хотят захватить власть не только над своими последователями, но и над всем государством. А это уже нарушения Конституции.

Конечно, эти тоталитарные секты направляют свою деятельность не только против государства, но и против Церкви, против традиционных Церквей в Украине. Их деятельность не воспринимают, даже осуждают, не только православные, католики и греко-католики, но и протестантские исторические конфессии – баптисты, пятидесятники. Все эти конфессии выступают против тоталитарных сект, так как они видят, куда эти секты ведут. Поэтому все вместе – и Церкви, и государство, и общественные организации, – должны защищать религиозную свободу и не допускать, чтобы тоталитарные секты начали руководить Украиной».

— НХМ, 27.07.2006

к оглавлению

Американский журнал заставил Сандея Аделаджу покраснеть

Аделаджа

Сандей Аделаджа сеет семена веры и демократии в стране, где не любят евангелистов, пишет Алан Каллисон, The Wall Street Journal, США, в статье “Нигерийский проповедник спасает души киевлян”. Когда 12 лет тому назад Сандей Аделаджа впервые начал проводить молитвенные собрания в своей убогой киевской квартире, единственными их участниками были семь его товарищей-африканцев, которые, как и сам С. Аделаджа, оказались на мели после распада СССР. “Я уже было подумывал сдаться”, - говорит Сандей, утверждающий, что Бог призвал его возродить христианство в славянском мире.

Нигерийский евангелист начал совершать визиты в тюрьмы и вытрезвители Киева. И очень скоро наркоманы, алкоголики и мелкие воришки начали приходить к нему домой, чтобы, сидя на диване, слушать его проповеди. К ним присоединялись и члены их семей, надеющиеся, что Сандей выведет их родных на путь истинный, - сообщает КорреспонденТ

Вскоре С. Аделаджа перенес воскресные богослужения из своей квартиры в обветшалый спорткомплекс на окраине украинской столицы. В последующие десять лет, в эпоху экономического обвала, вызванного распадом СССР, его церковь непрерывно росла. Сегодня Сандей, по его собственным словам, руководит крупнейшей религиозной общиной в Европе, которая в самом лишь Киеве насчитывает более чем 25,000 членов.

“Бог послал чернокожего возродить религию в России и всем Советском Союзе”, - восклицал 39-летний С. Аделаджа во время недавней проповеди. “Многим тяжело это принять”.

Многим трудно переварить и другую цель С. Аделаджы - насаждение в Восточной Европе демократии западного образца. Сегодня церковь С. Аделаджы имеет в своих рядах уже не только мелких преступников, наркоманов да алкоголиков, но и самого киевского мера, а также нескольких депутатов парламента, - и все они в свое время встали на сторону прозападной “оранжевой революции”.

С. Аделаджа утверждает, что его проповеди уже помогли сбросить авторитарные режимы не только в Украине, но и в бывших советских республиках Грузии и Киргизстане. Его недруги говорят, что Сандей значительно преувеличивает свое влияние, однако Москва и ее союзники в регионе предпочитают не рисковать: по словам С. Аделаджы, его уже выслали из России и Беларуси, а в Армении даже объявили персоной нон грата.

Кремль всегда с подозрением относился к евангелическим церквям. В советские времена их рассматривали как опасные секты, могущие стать марионетками в руках западных правительств. Сегодня эти опасения опять оживают, и разбудила их, не в последнюю очередь, “оранжевая революция”, при помощи которой - как полагают в Москве - Запад планирует подготовить идеологическую почву для подобных же событий в самой России.

“Без сомнения, они являются орудием в руках США”, - говорит Александр Крутов, член российского парламента, призывающий законодательно ограничить деятельность заезжих проповедников. Он называет церковь С. Аделаджы “враждебной силой, которую надо остановить”.

С. Аделаджа не вписывается в привычный образ украинского священнослужителя. Воскресные богослужения начинаются с того, что на задымленной сцене танцуют, размахивая помпонами, девушки в красной униформе. Сам Аделаджа щеголяет в костюмах ярко-голубого, зеленого или же белоснежно белого цвета. Сегодня его проповеди могут смотреть по телевизору миллионы зрителей, которым он обещает избавление от семейных неурядиц и исцеление от множества недуг, начиная от рака и диабета и кончая обычными угрями. Проповеди завершаются исповедью бывших наркоманов и причастием из крекеров и виноградного сока.

Родившись в Нигерии, в семье верующих пресвитериан, С. Аделаджа прибыл в белорусскую столицу Минск в 1986 г., на стипендию советской коммунистической партии. Советская власть надеялась, что со временем Сандей вернется в Африку, чтобы распространять там идеи коммунизма. Однако, получив образование телевизионного журналиста, Сандей начал проповедовать и был выдворен из Беларуси.
Он перебрался в Киев, где начал проводить молитвенные собрания у себя на дому. Поначалу дела шли неважно. На первое собрание пришло лишь семеро африканцев, его товарищей по учебе. Они встречались два раза в неделю на протяжении нескольких месяцев, но кроме них больше никто не приходил. “Я начал понимать, в чем проблема: люди не хотели слушать чернокожего, разговаривающего о Боге. Это оскорбляло их национальные чувства”, - говорит Сандей.

Вот тогда-то С. Аделаджа и решил поискать себе прихожан на задворках городской жизни. Он создавал группы взаимопомощи для наркоманов, алкоголиков и тех верующих, которые хотели обсудить семейные проблемы. Воспользовавшись опытом американских евангелистов, он помог своим прихожанам основать типографию и студию звукозаписи, а те из его последователей, кто имел собственный бизнес, по его просьбе проводили семинары для начинающих предпринимателей.

В помощь верующим С. Аделаджа написал множество книг, в том числе и “Как разбогатеть без слез”. Сегодня возглавляемое Аделаджей “Посольство благословенного Царства Божия для всех народов” насчитывает сотни общин в 24 странах, включая Россию, Беларусь, Таджикистан и Узбекистан. Теперь Сандей планирует построить в Киеве - городе, традиционно славящемся золотыми куполами православных церквей - громадный храм за $15 млн.

Недруги обвиняют его в том, что он присваивает пожертвования и завышает число общин, засчитывая в их число и частные молитвенные группы. Митрофан Юрчук, киевский архиепископ Русской православной церкви, говорит, что своим быстрым ростом церковь Аделаджи обязана западным деньгам - по словам С. Аделаджы, в самих только Соединенных Штатах имеется 22 общины “Посольства Божьего”. “Они достигли успеха благодаря всевозможным западным приемам и подходам, которых мы раньше никогда не использовали”, - говорит архиепископ.

Времена после распада СССР весьма благоприятствовали распространению разного рода сект, которые пытались заполнить возникший духовны вакуум, говорит архиепископ Митрофан. Члены одной из крупных сект, так называемого Белого Братства, подверглись массовым арестам после того, как их предводительница вознамерилась организовать собственную Голгофу перед главным киевским собором.
Противники С. Аделаджи требовали и его поставить на место. Так, в 1997 г. правительство направило комиссию психологов и медиков для наблюдения за ходом богослужений. Но комиссия в своем заключении оценила деятельность “Посольства Божьего” весьма позитивно - это заключение, оправленное в рамку, до сих пор висит на стене в кабинете С. Аделаджи.

Рядом, тоже в рамочке, висит благодарность, которую С. Аделаджа получил от президента Украины Виктора Ющенко за поддержку “оранжевой революции” 2004 г. Тогда “Посольство Божье” соорудило на площади Независимости палаточную церковь и предоставила жилье тысячам людей, приехавшим в Киев протестовать против фальсификации президентских выборов, результаты которых были подтасованы в пользу промосковского кандидата.

По словам С. Аделаджи, очередным ударом для Москвы стали мартовские выборы в органы местного самоуправления, в результате которых один из прихожан “Посольства” стал мэром Киева - города, который был оплотом православия еще с далекого 998 г., когда князь Владимир крестил его жителей в протекающей рядом реке Днепр.

Успех Леонида Черновецкого на выборах киевского мера частично обусловлен его церковной деятельностью: он координировал программу бесплатной раздачи продовольствия в бедных районах Киева.

Москва, которая косо смотрит на происходящие в Украине революционные эксперименты, отреагировала на избрание Л. Черновецкого весьма остро. Сам С. Аделаджа был приглашен для участия в популярном ток-шоу на российском телевидении, но когда он прилетел в Москву на съемки программы, пограничники в аэропорту заявили, что его виза аннулирована.

Программа “Пусть говорят” прошла без его участия, став трибуной для психологов и депутатов Думы, которые обвиняли нигерийского проповедника в зомбировании и незаконной врачебной практике. Участники передачи обнаружили у “Посольства Божьего” многие признаки сатанинского культа. Шоу завершилось на зловещей ноте - обсуждением нераскрытого убийства женщины-москвички, совершенного, предположительно, на почве сатанизма.

Сам же Аделаджа заявляет, что подобная антиреклама лишь помогает его церкви привлекать новых членов, - пишет JesusChrist.ru “Россия пытается меня остановить, но уже слишком поздно”, - говорит он. “Мое послание уже пришло в Россию, и теперь там тысячи людей, думающих так же, как я”.

— НХМ, 24.07.2006

к оглавлению

РУССКИЕ КУЛЬТЫ

Архангельская секта насилует душу «святыми» из космоса

Учение тоталитарной секты «Центр Аштар», использующей в своих магических обрядах православные святыни, искажает не только учение православной церкви, но и наносит тяжелейший вред психике человека.

Деструктивный культ «Аштар. Лечение святыми» появился в Архангельске около двух лет назад, сообщает пресс-служба Архангельской епархии. В России он существует с середины 90-х, его отделения есть во многих городах. Учение секты вводит людей в заблуждение, используя в своих магических обрядах православные святыни, прибегая к призыванию имен угодников Божиих. Адептам секты не запрещается бывать в храме на богослужениях. Но при этом учение Православной церкви немыслимо искажается.

При первом посещении секты человеку предлагают провериться на порчу. Бывший адепт секты, пожелавший остаться неизвестным (далее О.), рассказал, как это происходит: «Сначала порчу проверяют покачиванием. Встает человек и запрашивает святых. Мои святые с крестом и поклоном прошу, покачайте, пожалуйста, вперед, если есть сглаз, 15 секунд ждете, и они качают, назад, если есть порча».

По учению секты, «святые» прилетают к людям на космических кораблях с других планет. Руководит кораблями космонавтов некий юноша восточной внешности, в чалме, по имени Аштар. Как рассказал О., «святые на летающих тарелках и космических кораблях прилетают к адептам организации довольно часто, все их видят, слышат, имеют возможность общаться. Именно эти «святые» руководят мыслями и поступками людей».

Многие люди оказываются в подобных организациях, желая получить исцеление. Неслучайно слово «лечить» самое частое в книгах основательницы культа Людмилы Шувановой. Весь невидимый мир, по Шувановой, призван лечить-целить-чистить человеческий организм.
Секта имеет все признаки тоталитарного культа. Своих адептов руководители удерживают при помощи страха перед «порчей», «родовым проклятьем и т.п., которые якобы обнаруживается при «диагностике» во время «сеанса» целительства. Фирменным коньком в подобных мифических страшилках сектантов является некий неизвестный науке «вирус-убийца С». Получить исцеление от него можно только в секте и только за деньги. Люди, напуганные страхами, отдают руководителям деньги, а когда «целители» понимают, что с пациента получить уже нечего - ему объявляется, что в лечении он уже не нуждается. За подобное «лечение» человек расплачивается тяжелейшими душевными и духовными расстройствами.

История увлечения О. оккультной сектой закончилась. Когда возникла опасность потерять квартиру, и со стороны секты начались угрозы оккультной расправы с родственниками, началось вразумление. Наконец, зазвучали те вопросы, которые прежде старались обойти стороной: о подлинности учения этих «целителей», о добросовестности ее руководителей.

После выхода из секты к родителям О. вернулись старые болезни, а ее маленькая дочь заболела тяжелейшим расстройством нервной системы.

— АНН, 13.07.2006

к оглавлению

ДРУГГ снова пошел на пикет

Умеет ли Григорий Грабовой вырабатывать кислород в вакууме — вопрос спорный, однако ни у кого не возникает сомнения в том, что эта личность способна притягивать людей: вчера около ДК «Академия» партия ДРУГГ вновь провела пикет в его поддержку.

Первое для Академгородка выступление ДРУГГа в поддержку арестованного мессии состоялось около двух недель назад. Вчерашний «выход в люди» оказался существенно более продуманным и организованным: во-первых, было больше пикетчиков, во-вторых, было больше лозунгов (в числе их даже был плакат, который представлял литературные способности Григория Грабового — стихотворение-молитву «Человек»), в-третьих, пикету благоприятствовала погода, и прохожие охотнее шли на контакт с ДРУГГами.

— Скажите пожалуйста, а он действительно может воскресить умершего человека?

— Конечно. И его учения дадут Вам знания, с помощью которых Вы сами сможете воскресить потерянных родственников

— Что-то я не совсем понимаю. Совсем воскресить?

— Конечно… Вот умер человек, пусть даже очень давно, с помощью технологий Григория Грабового можно его воскресить

— Нет, погодите, здесь что-то не так. Я понимаю, когда говорят, что душа человека витает рядом с нами, я вот, например, помню свою бабушку, как она меня возила везде, показывала Союз Советских Социалистических Республик… Но ведь ее тело уже подверглось процессам разложения… Пусть даже ее душу можно вернуть, как вернуть тело?

— В душе человека хранится информация о том, как человек выглядел. Душа восстановит тело по частичкам и человек появится

— То есть как — появится?!!

— Ну так, появится…Ну, как дерево рождается…Тут нужно произвести управление, и человек появится

— Что-то это все очень сомнительно…

— Вы просто не понимаете, что живете в век совершенно новых научных открытий!

Нынче листовок выдавали не по три, а по две (то же открытое письмо главному редактору газеты «Известия» от Сусанны Дудиевой и то же коллективное заявление от ДРУГГ о том, что заказчик ареста Григория Грабового – Усама Бен Ладен). От раздачи эссе Аркадия Петрова на этот раз пикетчики отказались.

Сергей Бородин

Всем интересующимся способностями Григория Грабового члены ДРУГГа сообщали, что в Интернете появилось его пророчество о приближающейся катастрофе на Балаковской АЭС (Саратовская область). По утверждению мессии, на ядерном реакторе образовалась трещина шириной около 21 мм — это критическая отметка, и вскоре, если не принять должных мер, произойдет катастрофа. Последователи учения Григория Грабового добавляли, что разрыв произошел в том месте, где его невозможно зафиксировать с помощью обычных технологий, но у Грабового есть «специальный прибор», позволяющий видеть подобные явления.

«Взрыва не будет, и последователи объявят, что его Гриша предотвратил», — уверенно отметил прохожий, пожелавший остаться неизвестным.

Сергей Бородин, ученик Григория Грабового, один из активнейших членов партии ДРУГГ, уверен, что через год более половины жителей Новосибирска поверят в учение Григория Грабового, а сам Сергей в 2008 году станет губернатором Новосибирской области. Помимо этого, Бородин не сомневается, что в скором времени партия ДРУГГ будет официально зарегистрирована в Министерстве юстиции.

— Служба новостей Академгородка Academ.info, 26.07.2006

к оглавлению

ЦЕРКОВЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ / САН МЁН МУН

Скандальный епископ из Замбии может быть отлучен от Церкви за брак с муниткой

Милинго с супругой

Ватикан обеспокоен скандальными событиями вокруг бывшего архиепископа столицы Замбии – Лусаки 76-летнего Эммануэля Милинго, установившего связи с сектой корейского проповедника Муна. Об этом сообщила 13 июля итальянская пресса, ссылаясь на источники в Ватикане.

В 2001 году архиепископ Милинго, вопреки целибату – обету безбрачия, обязательному для католического духовенства, заключил в Нью-Йорке брак с кореянкой Мэри Сунг, принадлежащей к секте Муна. Будущую жену для него избрал сам предводитель т.н. «Церкви объединения» «преподобный» Мун. Поведение Милинго вызвало скандал в Ватикане, однако Папа Римский Иоанн Павел П решил проявить снисходительность и вернуть его в лоно Католической церкви. Эмиссарам Ватикана удалось уговорить Милинго, он отрекся от брака, заявив, что секта Муна подвергла его «промыванию мозгов».

Последние пять лет Милинго проживал в монастыре недалеко от Рима. Месяц назад Эммануэль Милинго неожиданно исчез в неизвестном направлении. Несколько дней назад он объявился в Вашингтоне, где дал пресс-конференцию, на которой подверг критике католический обычай целибата и призвал Папу Римского Бенедикта ХVI разрешить католическим священникам жениться. Об этом сообщает «Седмица»

— Religare, 14.07.2006

к оглавлению

БАХАИ

Египет: бахаисты требуют официального признания их религии

Баха-улла

19 июня Верховный административный суд Египта перенес на 16 сентября процесс по требованию бахаистов об официальном признании их религии. Это же ведомство еще 15 мая по предложению правительства приостановило выполнение ранее принятого решения, позволяющего бахаистам записывать название их вероучения в удостоверение личности. Об этом сообщает Институт Ближнего Востока.

Упоминание вероисповедания /мусульманин, христианин или иудей/ в удостоверении является обязательным для египтян.

В Египте насчитывается до 2 тысяч бахаистов. С резкой критикой против них выступают исламисты и представители официального ислама.

Бахаизм - религиозно-философское учение, вышедшее из бабизма. Его основателем являлся перс Мирза Хусейн Али или Бахаулла /1817 - 1892/. Главная идея бабизма, унаследованная бахизмом, состоит в утверждении, что Мухаммед был последним пророком Бога не для всей истории человечества, а только для определенного исторического этапа, что после него новый этап открывают два пророка, одним из которых является Баб /в переводе с арабского - врата/, а имя второго, который придет позже, пока неизвестно.

— Благовест-инфо, 24.07.2006

к оглавлению

АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ

Кенийские власти запретили секту, предсказывавшую конец света 12 сентября этого года

Йисрайл Хокинс

Кенийские власти поставили вне закона религиозную группу, лидеры которой «предсказывали», что конец света наступит 12 сентября этого года в результате крупномасштабной ядерной войны.

Комиссар округа Ньядаруа (центральная Кения) Камаси Шивого объявил 12 июля незаконной и потенциально опасной деятельность «Дома Яхве», являющегося, по мнению традиционных конфессий Кении, сектой.

12 июля «Дом Яхве», связанный с одноименной группой, базирующейся в Техасе и возглавляемой некиим Йисраилом Хокинсом, заявил, что 12 сентября этого года человечество будет стерто с лица земли в ходе ядерной войны с участием Китая, Северной Кореи, США, Пакистана, Индии и Судана. «Когда начнется битва семи наций, химикаты начнут медленно распространяться по всему миру, убивая всех людей», -- заявил в интервью кенийской газете «Standard» один из ветеранов группы, состоящий в ее рядах уже 24 года.

«Мы не позволим этой группе запугать нас, -- заявил в интервью ENI священник Англиканской Церкви Кении Джеймс Кирака. – Все эти «пророчества» - ложь. В Библии ясно сказано, что никто не знает, когда настанет день Суда».

«Эта группа искажает Священное Писание в своих интересах. Поэтому мы должны предостеречь наш народ», -- считает пастор Пресвитерианской Церкви Восточной Африки Эммануэль Нкоитико.

В ожидании ядерной катастрофы адепты «Дома Яхве» начали строить земляные бункеры и запасаться пищей и водой, а также распродавать свое имущество. Группа, насчитывающая в Кении от 10 до 15 тыс. последователей, не верит в Иисуса Христа.

Кенийские власти не намерены ограничиться простым запретом «Дома Яхве» - среди населения будет проведена просветительская кампания с целью показать опасность такого рода апокалиптических сект.

— Благовест-инфо, 21.07.2006

к оглавлению

РАЗНОЕ

Руководитель новгородского «антисектантского» проекта «Гнев» попал под суд

Привлечен к ответственности за организацию 24 мая 2006 года схода граждан, проживающих по соседству с новгородским офисом Всероссийского общества слепых, руководитель новгородского антисектантского проекта «Гнев» Александр Чаусов, говорится в сообщении, распространяемом этой организацией.

Поводом к организации схода, по словам А. Чаусова, стало коллективное письмо с жалобой на деятельность религиозных общин «Свидетели Иеговы» и «Армия Спасения», офисы которых размещаются в этом здании.

Судебное разбирательство по данному делу, возбужденному прокуратурой Великого Новгорода, состоится 14 июля в судебном участке № 29 (Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 15, кабинет 71). В связи с тем, что в настоящее время Александр Чаусов принимает участие в международном форуме лидеров православной молодежи в городе Потамитиссе (Республика Кипр), его интересы на процессе будет представлять известный новгородский юрист и правозащитник Андрей Моисеев.

— Портал-Credo.ru, 14.07.2006

к оглавлению

Ph. D ДВОРКИН Александр Леонидович - профессор, «сектовед», руководитель Российской ассоциации центров изучения религии и сект

А. Л. Дворкин

Среди популярных церковных активистов постперестроечной России особо выделяется фигура наиболее заметного православного антикультиста Александра Дворкина, с именем которого связано немало скандалов в религиозно-политической сфере.

Александр Леонидович Дворкин родился в интеллигентной московской семье 20 августа 1955 года. Среднее образование получил в «языковой» средней школе № 112 в Большом Козихинском переулке, предоставляющей, кроме обязательного английского, возможности для изучения болгарского, сербскохорватского, польского и чешского языков. После окончания 10 класса он поступил в Московский педагогический институт, где избрал специализацию по русскому языку и литературе. В это время А. Дворкин участвует в движении хиппи.
В 70-е годы для евреев «алии», желающих репатриироваться, стал возможным выезд за пределы СССР. Бросив вуз, Дворкин уезжает из России по «репатриантской» визе, но не в Израиль, куда он очень не хотел ехать из-за необходимости служить там в армии, а в США. Правда, существует легенда, что уехал он все-таки в Израиль, и только потом, после каких-то неприятностей, связанных с одним из кибуцев, попал в Соединенные Штаты. Более правдоподобной представляется версия одного из авторитетных религиоведов, который свидетельствовал, что Дворкин из Вены отправился прямиком в США в качестве «primer». Этого преимущества, по словам ученого, удостаивались лишь те иммигранты, на которых в США делался особый расчет.

Как бы то ни было, но в США с 1978 по 1980 гг. Дворкин продолжает обучение в Хантер-Колледже Нью-Йоркского университета, который оканчивает со степенью бакалавра по специальности «русская литература». Затем поступает в Фордхемский университет Нью-Йорка, куда в большинстве случаев и попадали выходцы из «стран социалистического лагеря», и знакомится там с историком православия протоиереем Иоанном Мейендорфом. Вероятно, не без содействия этого крупного религиозного деятеля ХХ века, резко сменив ориентацию с филологии на историографию, Дворкин защищает в 1988 году диссертацию на тему «Иван Грозный как религиозный тип» («Ivan the Terrible as a Religious Type»), получив при этом степень Ph. D по истории (хотя «пи-эйч-ди» нередко переводят как «доктор философии», на самом деле это соответствует кандидатской степени, которую присваивала, например, всем своим выпускникам Московская духовная академия по написании ими дипломной работы). Сама диссертация выходит отдельным изданием на английском языке. На этом формальное светское образование Александра Дворкина завершается, и далее он отзывается о себе исключительно, как о специалисте со всевозможными степенями.

Адаптация в США...

Серьезный процесс адаптации в США начался для Александра Дворкина с принятия крещения 19 января 1980 года в нью-йоркском храме Христа Спасителя Православной Церкви в Америке (ПЦА) и знакомства с протопресвитером Александром Шмеманом. После смерти о. Александра духовным наставником Дворкина стал протопресвитер Иоанн Мейендорф. В качестве православного верующего, имеющего светское образование, Дворкин поступает в Свято-Владимирскую православную духовную академию ПЦА в Нью-Йорке, а в 1982 году поставляется в чтецы первоиерархом ПЦА Митрополитом Феодосием. В годы учебы в академии Дворкин прислуживает в алтаре, а затем становится и старшим «алтарником» академического храма. Там же получает в 1983 году степень магистра богословия (Master of Divinity), и в том же 1983-м, после благополучного окончания карантинного срока, обретает американское гражданство. В 1984 году Дворкин поступает в докторантуру Фордхемского университета, где специализируется на изучении византийской и русской истории средних веков. В 1987 году проводит семестр, занимаясь исследованиями в Папском униатском колледже «Руссикум» в Риме, и начинает преподавать русскую историю в Нью-Йоркской школе изобразительного искусства.

С 1988 по 1991 гг. Александр Дворкин был пономарем и иподиаконом в Свято-Никольском кафедральном соборе в Вашингтоне, работая одновременно журналистом вашингтонского бюро радио «Голос Америки», а затем – редактором отдела новостей мюнхенского бюро радио «Свобода». Заметим, что и «Голос Америки», и «Свобода», где Дворкин сразу занял привилегированную должность, по признанию их сотрудников, выполняли определенные политические заказы спецслужб, в частности ЦРУ Соединенных Штатов. Однако, судя по дальнейшим событиям, Дворкин не оправдывал доверия руководства и из штата «вражеских» радиостанций его уволили.

Может быть, по этой причине, как сообщают из эмигрантских кругов США, будущий «сектовед» в начале 90-х годов сотрудничал с фирмой, занимавшейся усыновлением детей из России. Но главное, что именно в это время и начинается его собственно антикультистская деятельность. Александр Дворкин начинает активно участвовать в раскрутке КАН (Cult Awareness Network). Эта организация, учрежденная в 1974 году, специализировалась на так называемом «депрограммировании» людей, вовлеченных в непривычные обществу религиозные движения, по просьбе их родственников. (Позднее, 20 июня 1996 года, организация КАН была ликвидирована по решению Федерального суда Чикаго в связи с банкротством. Причина оказалась довольно простой: люди, которых подвергали «депрограммированию», подали на КАН в суд и добились выплаты громадных компенсаций за моральный ущерб, что и разорило организацию. Подробности о новооткрывшихся преступлениях КАН продолжали расследоваться и позже. Например, в 2000 году американский суд признал КАН и нескольких отдельных агентов организации виновными в конкретных похищениях людей и нападениях, которые суд описал, как «настолько отвратительные по своему характеру и настолько ошеломляющие по своей степени, что они выходят за все возможные границы приличий, являются зверскими и совершенно неприемлемыми в цивилизованном обществе». В описываемом случае жертвой КАН был неденоминированный христианин Джейсон Скотт. КАН квалифицировала его небольшую религиозную организацию как «культ» и решила заняться «спасением» Скотта, начав с его насильственного похищения. Агентом-исполнителем этой «работы» был Рикк Росс, чей криминальный опыт включает, кроме прочего, осуждение за крупную кражу ювелирных изделий на $ 100 000 из магазина г. Феникс, штат Аризона. Еще тогда тюремный психиатр поставил Россу диагноз - социопатические наклонности (склонность к антиобщественным поступкам). После похищения Скотта Росс с сообщниками держали его в заключении пять дней, на протяжении которых разными средствами пытались заставить его отречься от «не той» христианской веры. Суд Сиэтла был настолько возмущен насильственными действиями КАН, что наложил штраф на Росса и КАН в размере почти пяти миллионов долларов.)

Через Германию в Россию

В 1991 году, когда деятельностью КАН начало серьезно интересовалось ФБР, Александр Дворкин срочно переезжает в Германию, в Мюнхен, но вместо русского кафедрального собора Новомучеников Российских в юрисдикции РПЦЗ он выбирает для своей молитвы маленький сербский храм и начинает думать о возвращении в СССР.

До окончания правления Михаила Горбачева Дворкин посещал Россию, однако в основном оставался в Германии. Вероятно, этому способствовал его германский единомышленник и союзник, известный антикультист пастор Томас Гандоу, который тоже специализировался на «депрограммировании» (Б. Фаликов, Наш ответ Керзону).

Справедливости ради, следует заметить, что сам Дворкин упорно отрицает свою причастность к КАН, хотя в последнем издании своей книги о «сектоведении» он весьма доброжелательно отзывается о «депрограммировании», практиковавшемся в КАН, как таковом, в определенной мере оправдывая его: «Но если есть программирование, появилось и депрограммирование, под которым часто подразумевалось насильственное похищение сектанта (если не удавалось вырвать жертву из сектантской среды иным способом) и удерживание в изолированном месте, где его в течение долгих дней или даже недель пытались переубедить специалисты-психологи и бывшие члены сект... Иной раз гнев на похитивших его людей лишь ожесточал сектанта, его сопротивление от этого возрастало, и ему удавалось сбежать. ...В общем, метод «клин клином вышибает» оказался в данном случае совсем не подходящим. Но вряд ли человек, имеющий сердце и совесть, станет осуждать родителей, от отчаяния прибегнувших к депрограммированию...» (А.Л. Дворкин. «Сектоведение: тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Н. Новгород, изд. Братство св. Александра Невского, 2005).

В Москву! В Москву!..

Что бы там ни было, но вскоре после истории с ГКЧП, 31 декабря 1991 года, заручившись благословением протопресвитера Иоанна Мейендорфа, Дворкин вылетает из Мюнхена в Москву. И уже в марте 1992 года поступает на работу во вновь образованный Отдел религиозного образования и катехизации Московского патриархата, где (по его словам, «по просьбе одного священника») начинает борьбу против «Богородичного центра». А в 1993 году Дворкин основывает и возглавляет Информационно-консультативный центр священномученика Иринея Лионского (с 2003 г. - Центр религиоведческих исследований им. св. Иринея Лионского). Новоиспеченную антикультистскую организацию приютил Издательский отдел Московской патриархии, которым руководил тогда епископ Бронницкий Тихон (Емельянов) - в дальнейшем, его отношения с Дворкиным будут оставаться неизменно теплыми (ныне архиепископ Тихон на Новосибирской кафедре).

Деятельность инициативной группы Центра началась с рекогносцировки. Дворкин посещал московские приходы, где беседовал со священниками и верующими, изучал настроения, комментировал наличие в среде церковного люда сомнительных с его точки зрения взглядов и убеждений. Тема была актуальной. Ведь в начале 90-х годов, после провозглашения в стране религиозной свободы, вместе с появлением иностранных миссионеров от крупнейших христианских конфессий мира, здесь возникли и новые религиозные движения, некоторые из которых оказались достаточно «экзотичными» для России. Поэтому для Дворкина - выходца из американского университета, имевшего общение с известным православным историком и богословом протопресвитером Иоанном Мейендорфом, да еще и работавшего на «Голосе Америки» (откуда, кстати, он был выдворен ведущим религиозной передачи протоиереем РПЦЗ Виктором Потаповым), - поле деятельности оказалось весьма широким. Кроме того, некоторые связи в Центре изучения новых религий Айлин Баркер «Информ» (Великобритания) и дружба с главой датского антикультистского «Диалог-Центра» профессором Огардом обеспечили ему дополнительный авторитет, как «большому специалисту» в области, которая для России тогда являлась «терра инкогнита».

Таким образом, после громкого международного скандала с КАН центр антикультистского движения начал перемещаться в Россию. От Александра Дворкина, возглавившего Центр Иринея Лионского, ожидались большие открытия. Однако если официально целью Центра считалось «изучение новых религиозных движений и распространение информации о них», то, по сути, Дворкин совместно с известным православным борцом с «сектами» диаконом Андреем Кураевым развернул активную борьбу крупнейшей православной Церкви страны с любыми проявлениями религиозной жизни в России вне юрисдикции РПЦ МП.

Нелегкий выбор

Успех Кураева, уже тогда стяжавшего себе немалую славу борьбой с «рерихами», вероятно, показался вчерашнему эмигранту весьма заманчивым. В те годы Дворкин постоянно появлялся в компании «главного диакона» ельцинской России. С целью популяризации антикультизма, вполне обоснованно полагаясь на устойчивость отрицательных стереотипов, привитых антирелигиозной пропагандой в советский период, Дворкин и Кураев с верным расчетом «ставят» на известный термин «секта», который воспринимается в стране до сих пор крайне негативно. Во всяком случае, именно борьбой с «сектами» антикультисты с самого начала оправдывают свою подозрительность по отношению ко всем новым религиозным организациям, в число которых скоро попадут и вполне респектабельные российские протестанты, и последователи древних религиозных учений Востока.

В соответствии со словарем Даля, «секта» - это «братство, принявшее свое, отдельное ученье о вере; согласие, толк, раскол или ересь». Дворкин же, понятие «секты» формулировал сначала вполне в духе атеистических нормативов советского времени: «Секта - это организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им». Затем у этого «классического» определения появился еще более зловещий вариант. Дело в том, что в результате разработок Центра, «секты» получили в качестве серьезного довеска эпитет «тоталитарные». Потому «тоталитарная секта» по Дворкину - это «авторитарная организация, главным смыслом существования которой являются власть и деньги, для получения которых секта прикрывается псевдорелигиозными, псевдокультуроведческими и другими псевдоцелями». Понятно, что таким образом круг «клиентов» Центра св. Иринея Лионского значительно расширился, и в него попало немало культурно-просветительских организаций, не имеющих никакого отношения к религии. Ко всему прочему, к настоящему времени в круг «сект» вошла и религиозная группа известного религиозного просветителя, действующего священника РПЦ МП Георгия Кочеткова.

Сегодня в цивилизованном мире понятие «секты» практически не используется. Религиозные организации и группы, которые отличаются по вероисповеданию от «традиционных» Церквей, называют «новыми религиозными движениями» (НРД). Вначале их воспринимали несколько настороженно, но за последние двадцать лет отношение к НРД заметно смягчилось. Большинство из них социализировалось и вполне адекватно вписалось в современное общество, заполняя незанятые традиционными Церквями ниши.

Мощное антикультистское движение в США было дестабилизировано и разорено в результате множества судебных процессов. Однако в России, не без помощи Александра Дворкина, о. Андрея Кураева и ряда их менее известных сподвижников, начиная с 2000-01, а особенно с 2005 года, оно заметно набрало силу. Дворкин стал внешне гораздо респектабельней, что вполне оправданно, так как положение обязывает. Однако, будучи натурой импульсивной и амбициозной, некоторых характерных черт «раннего периода» своей деятельности он все же не утратил до сих пор.

Надо сказать, что самым проблематичным в деятельности Дворкина и его Центра было смешение понятий. Он свалил в одну кастрюлю некоторые болезненные явления общества в переходный период, порожденную бедностью зависимость от богатых иностранцев, действительные попытки использовать методы психологического воздействия при вербовке и фундаментальную христианскую оппозицию «церковь vs секта». И поставил всю эту смесь кипятиться на огонь политических амбиций верхушки РПЦ МП, решившей превратиться в «ведомство государственного исповедания».

В 1997 году Дворкин выступал в качестве ответчика по иску нескольких новых религиозных организаций, обвиненных им в довольно экзотичных преступных деяниях. Речь шла о том, что кришнаиты, Свидетели Иеговы, муниты и прочие используют в приготовлении своих культовых и просто кулинарных изделий кровь, сперму (квазисексуальный мотив вообще очень заметен в «антисектантском» творчестве Дворкина) своих «главарей», а, кроме того, все они «бандиты», сатанисты и шарлатаны. Конкретных оснований ни для одного из своих абсурдных обвинений Дворкину привести не удалось. Все аргументы сводились к тому, что все НРД – «мафия», что «дети должны отвечать за отцов», так как где-то кто-то осужденный за преступление был мунитом, кришнаитом, баптистом и т.д. Самым пикантным аргументом в суде стал последний, силовой: «сектовед» бросился на видеооператора, снимавшего процесс, пытаясь вырвать у него камеру и разбить об пол. А когда это не удалось, и Дворкина пытались удержать от следующей попытки, то он принялся царапать окружающим лица, визжать, плеваться и прокусил несчастному кришнаиту руку. «Свидетелем» со стороны Дворкина выступал епископ Тихон, появление которого в зале суда, в панагией и посохом, должно было оказывать психологические влияние на суд. Как и ожидалось, Хорошевский суд Москвы в иске оклеветанным Дворкиным иноверцам отказал.

Нечто экстремистское произошло и 23 марта 2005 года в Екатеринбурге. Там единомышленник Дворкина, сотрудник местной епархии священник Владимир Зайцев объявил об организации лекции «московского профессора» на тему: «Тоталитарная секта «Новая жизнь» - погоня за властью и деньгами». Но когда батюшка с «сектоведом» прибыли на место исполнения своей миссии, то выяснилось, что директор школы, где предполагалось проводить акт обличения, ни о чем таком не знал и не давал никакого разрешения на мероприятие. Тем не менее, Александр Дворкин вместе с о. Владимиром и оператором епархиального ТВ предприняли попытку прорваться в здание. Но на этот раз все закончилось полным фиаско: местная милиция, невзирая на сан и профессорство, доставила нарушителей в местное РУВД, где самозванным «миссионерам» пришлось пару часов посидеть. Для Дворкина эта история закончилась испугом и, разумеется, извинением, поскольку за него официально заступился Патриарх Алексий II. А вот о. Владимиру повезло меньше: его, как рецидивиста (оказалось, что подобные случаи с участием батюшки уже бывали), в соответствии с нарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ, суд оштрафовал.

От поездки до поездки

Бывает, что Дворкину не везет. Например, ректорат Уральского государственного университета (Екатеринбург) запретил проведение лекции Дворкина в 2000 г. Приезд туда антикультиста сразу ознаменовался скандалом, так как профессору-богослову было отказано в проведении лекций в университете по истории православной Церкви. И Дворкину пришлось выступать с курсом лекций по «сектоведению» и истории Церкви в Окружном доме офицеров. Договоренность между Екатеринбургской епархией РПЦ МП и ректоратом университета о лекциях по истории Церкви была аннулирована за два часа до начала приказом ректора университета Владимира Третьякова. В ректорате УрГУ эту отмену объяснили «этическими соображениями», так как «государственное учебное учреждение не может заниматься религиозной пропагандой...».

Тремя годами ранее Дворкина изгнали с факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. 3 декабря 1997 г. декан факультета Ясен Засурский разорвал контракт с Дворкиным, преподававшем историю Церкви, ссылаясь на отсутствие у «профессора» «образовательного уровня,... необходимого для ведения преподавательской работы в университете».

Преподаватель

Зато преподавательская карьера в Православном гуманитарном Свято-Тихоновском университете (ПСТГУ), который получил этот статус по аттестации Министерства образования России весной 2004 года (ранее он назывался «богословским институтом»), вполне удалась. Дворкин действительно имеет там степень профессора, потому что в РПЦ МП это звание присваивается не столько за научные и преподавательские заслуги, сколько как награда Патриарха. Естественно, он заведует кафедрой «сектоведения», и работа складывается вполне успешно. Кроме лекций, которые читаются в России и в Брюсселе, по информации ПСТГУ, при кафедре Дворкина «проводится систематическая антисектантская работа» и «А.Л. Дворкин и диакон М. Плотников активно освещают сектантскую тематику в многочисленных выступлениях и интервью по радио и телевидению, постоянно публикуют материалы в церковной и светской прессе, как в российской, так и в зарубежной». Работает и консультативный центр, где Дворкин с сотрудниками отвечают на телефонные звонки, ведут прием «пострадавших от сект», дают консультации по освобождению от их вредоносного влияния. За все это и в связи с 50-летием в 2005 году Дворкин был награжден Патриархом Алексием орденом свт. Иннокентия Московского.

Тем не менее, несмотря на успехи в педагогическо-просветительских трудах, основной деятельностью Дворкина остается собственно антикультистская.

Причина перехода в сектоборство

Однако есть некая интересная деталь, которой с учетом всей предыдущей биографии «сектоведа», пренебречь невозможно. Еще в 1993 году Московская патриархия стала открыто лоббировать изменение существующего религиозного законодательства, акцентируя внимание на ограничении миссионерской активности и деятельности своих конкурентов на «религиозном рынке» - новых, нехристианских и не подпадающих под ее юрисдикцию православных религиозных организаций. В декабре 1994 года на Архиерейском Соборе РПЦ МП по этому поводу было принято отдельное определение, а с течением времени тенденция к актуализации такой политики только усиливалась. Перед энергичным и амбициозным антикультистом открывается гораздо более широкое поле деятельности, да еще и «с гарантией». Теперь уже трудно сказать, кто первым использовал понятие «крестовый поход» против иноверцев, но определение очень точное. А Дворкин - лучшая кандидатура на роль возглавляющего такой поход.

Прежде всего, «американский профессор», как трепетно величают его единомышленники, несомненно талантливый публичный деятель. Если абстрагироваться от содержания его речей, то выступает перед вполне определенной аудиторией он почти безукоризненно. Это и имидж - «православный псевдоинтеллигент с растрепывающейся по мере выступления благородной шевелюрой», неизменный галстук и белая рубашка ? все это очень по уставу, но без снобистского шика-блеска, который всегда раздражает аудиторию, устанавливая между нею и выступающим ненужную дистанцию. Это и манера говорить с использованием огромного количества терминов и понятий, в которых аудитория чаще всего не разбирается. Но непременно перемежать «ученую речь» всем понятными, родными стереотипами - враг и враждебность, православные и сатанисты, русские и появившиеся Бог знает откуда «чужие» сектанты, наши дети и наш долг перед ними и т.п.

В каждой технике он разный. На телевидении это тихо, умиротворяюще говорящий и равноправный с остальными участниками собеседник. Перед участниками встречи, среди которых есть опасные оппоненты, он более активен и часто уходит от обсуждения нежелательных тем с помощью навязывания своей логики, как бы не слыша «ненужных» ему аргументов. Выступая перед совсем уж малограмотной аудиторией, Дворкин, что называется, отец родной. А когда антикультист встречается со специалистами, способными оценить всю сомнительность его «учения», он просто говорит совершенно о другом – о действительно удручающем состоянии молодежи, о незнании в массе основ религии и христианской веры, о нечистоплотности известных лидеров, о необходимости «припасть к чистому источнику». Правда, когда приходится отвечать на вопросы, он интуитивно и, опять же, безошибочно избирает какую-то другую, подходящую к случаю технику. То есть, в этом отношении он ? профессионал от рождения. Нечто подобное, только совсем в другом регистре, можно наблюдать и на примере радикального популиста Владимира Жириновского.

Выступая на съезде епархиальных миссионеров РПЦ МП в 1996 г. в Белгороде, Дворкин, казалось бы, откровенно сетовал на отсутствие у его Центра церковной поддержки - юридической, моральной, технической и материальной. Но, возникает вопрос: на кого же тогда он работает? И кто его идеологический, административный и материальный гарант? С одной стороны это выступление было, пусть формальной, но декларацией собственной независимости. С другой - рассчитанным на верный успех воплем на миру «дайте денег на благое дело!»
Среди наиболее усердных покровителей Дворкина в структурах Московской патриархии можно назвать, в частности, председателя Отдела РПЦ МП по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова. Отец Димитрий, в силу своего статуса, существенно помогает Дворкину в популяризации идей православного антикультизма, регулярно представляя ему конференц-зал своего Отдела для освещения темы «тоталитарных сект» в рамках ежегодной программы Рождественских чтений. Кроме того, с легкой руки «военно-силового» протоиерея, в нарушение приказа министра обороны, запрещающего посещение военных объектов иностранным гражданам, Дворкин выступает со своими лекциями перед военнослужащими в воинских частях. В последний раз такое выступление состоялось в рамках Третьих учебно-методических сборов военного духовенства в Улан-Удэ с 28 июня по 1 июля 2005 года. Кстати, среди военных Дворкин чувствует себя настолько свободно, что импровизирует на любые темы, на ходу сочиняя нравоучительные байки с политобразовательным уклоном, героями которых выступают разного рода «сектанты», «сионо-масонка» Кондолиза Райс и мудро развенчивающий ее козни Патриарх Алексий II.

Склонность «американского профессора» к преувеличениям, впрочем, известна давно и многим. Вот, например, что пишет по этому поводу писатель и публицист Александр Нежный в статье «Уроки сектоведения» («Московские новости», 12.01.1999): «Во всем, что Дворкин и его единомышленники твердят на всех перекрестках, нет ни единого слова правды. Он лжет, напяливая на себя терновый венец политического эмигранта. Он не патер Печерин, не Герцен и не Галич ? сказавшись евреем, он убыл из СССР в Израиль. Мне, право же, абсолютно все равно, какая кровь течет в его жилах, татарин он, перс или эскимос. Еврей так еврей. Израиль так Израиль. Врать не надо. Он лжет, объявляя наш Закон «О свободе совести» 1990 г. копией американского, - хотя бы потому, что в США подобного закона попросту нет. Он лжет, сообщая потрясенному обществу о двухстах пятидесяти тысячах разрушенных сектантами семей. Я позвонил сотруднику Прокуратуры РФ, будто бы располагающему подобными сведениями. Тот отослал меня к профессору Николаю Антоновичу Трофимчуку, заведующему кафедрой религиоведения Академии государственной службы. Профессор ответил, что такой статистики не существует, а Дворкин «выдумывает». Он лжет, обвиняя Свидетелей Иеговы, Общество Сознания Кришны, Церковь объединения, Церковь сайентологии и другие религиозные объединения в преступлениях против личности и государственной безопасности. Ни единого факта, ни одного уголовного дела ? лишь убогий и подлый вымысел».

«Живой классик сектоведения»

Достаточно определенно выглядит Дворкин по результатам антирелигиозной деятельности и на страницах своего итогового труда «Сектоведение». В первом случае, это массы оскорбленных в своих религиозных чувствах верующих из-за его повального негативизма в адрес чужих верований. Во втором ? сборник беспорядочных, искаженных представлений о том, с чем автор, по всей видимости, просто не знаком, масса фальсификаций, передергиваний, оговоров и псевдонаучных рассуждений, сильно проигрывающих по своей художественности трудам академика Фоменко. Печатный текст, как известно, принципиально отличается от устной речи ? он всегда более прозрачен. Поэтому, для того, чтобы увидеть российского «сектоведа № 1» без всяких прикрас, лучше всего прочитать этот труд. Собственно, так и делают хорошие специалисты.

В частности, в изданный в 2005 году в Санкт-Петербурге сборник «Очерки российского сектоведения» вошли посвященные творчеству Дворкина материалы философов: председателя президиума Русского геополитического общества С. Шатохина и сопредседателя Всемирного русского собора И. Кольченко, профессора, доктора юридических наук М. Кузнецова и главного редактора газеты «Славянский дом» Ю. Исатова. Надо заметить, что все упомянутые авторы сборника, изданного православным братством «Ревнители Православия», разумеется, и сами православные. Будучи религиозными ортодоксами (а Исатов еще и националистом), все они относятся к «сектам» заведомо отрицательно, но отзывы и о деятельности, и о книге Дворкина, опубликованные в сборнике, просто убийственны.

М. Кузнецов: «Как сообщается читателям книги, Дворкин преподает сектоведение в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте и, более того, возглавляет там кафедру сектоведения. Значит, все слушатели этого учебного заведения обречены усваивать его неправославные воззрения на этот счет. Кроме того, как указано на обложке, Дворкин в 1993 – 1999 гг. преподавал историю Церкви в Российском Православном университете. В связи с этим остается еще раз выразить сожаление, что такие важные учебные дисциплины в столь уважаемых православных учебных заведениях изучались и изучаются слушателями под руководством человека, столь далекого в своих воззрениях от православного учения и миропонимания».

И. Кольченко: «Будучи преподавателем учебных заведений Русской Православной Церкви, читая лекции будущим православным пастырям, богословам и ученым, А.Л. Дворкин наносит своей деятельностью несомненный ущерб интересам Церкви и православного народа в России, приучая студентов к пренебрежению научными методами работы, поверхностному знакомству с темой религиозного сектантства, не формирует канонический церковный взгляд на этот предмет. Не умея (или не желая) работать в избранной области профессионально с научной точки зрения, т.е. так, как только того и требует сам предмет исследования – современное религиозное сектантство, А.Л. Дворкин по своим пособиям готовит для Церкви самоуверенных дилетантов, которые не только не сумеют отстаивать интересы Церкви в современном гражданском обществе, но и будут дискредитировать церковную науку перед лицом светских исследователей, а Священноначалие Русской Православной Церкви перед обществом и государством».

С. Шатохин: «А.Л. Дворкин и ряд лиц, выступающих с ним по данным вопросам (имеется в виду А. Кураев – прим. авт.), демонстрируют свое непонимание процессов церковной канонизации, прославления во Святых, как явлений внутренней жизни Церкви... Их убеждение, что в данном отношении можно что-то запретить в принципе, исключить возможность того или иного события в этой области, свидетельствует, по нашему мнению, просто об их недостаточной вере в Бога и потому присвоении себе (своему пониманию и разумению) способностей и свойств, которые в Христианской Церкви считаются принадлежащими не людям, какими бы образованными или высокопоставленными в церковной иерархии они ни были, а только Богу».

Ну, а Ю. Исатов и вообще убежден в том, что Дворкин – американский шпион: «Продолжая оставаться гражданином США, А.Л. Дворкин никак не может нарушить американских законов, даже находясь в России. Тогда скажут, какие к нему претензии? Да. Нет никаких претензий. Просто А.Л. Дворкин должен был уже давно для себя решить, с кем он – с дочкой ЦРУ США или с Русской Православной Церковью. Он и решил. Гражданство осталось прежним, хотя и добавилось недавно российское. И методы работы остались – очернение русской истории и русского царя Иоанна Грозного. А.Л. Дворкин любит вопросы типа: «Простите, у слона сын кто?». Вот пусть и ответит сам себе, а заодно и всем русским: кто сын слона, то бишь, кем является чадо русофобской организации «Свобода» – он сам».

Труд свой на антикультистском поприще Дворкин постоянно декларирует как крайне необходимый для благосостояния страны и одновременно чрезвычайно рискованный. В выступлениях и публикациях он живописует о смертельных опасностях, постоянно подстерегающих бесстрашного ниспровергателя коварных «сектантов». «Моя нынешняя работа сродни работе ассенизатора», ? так отзывается Александр Дворкин о своей деятельности в одном из интервью.

Кстати, единственная, пожалуй, религиозная организация, которую антикультист упоминает в «Сектоведении», но на встречах с аудиторией старательно обходит, обвиняя в кровавых преступлениях других, это Церковь Иисуса Христа святых последних дней, известная под названием мормонской. Можно предположить, что мормоны, тесно связанные узами общих интересов с кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при президенте РФ (РАГС) и представляющие в США, где находится их штаб-квартира (Солт-Лейк-Сити), весьма влиятельную политическую силу, для Дворкина заведомо запретная зона. Во-первых, мормоны финансируют официальное российское религиоведение, а значит, выполняют задачу, выгодную власти; во-вторых, в случае возвращения антикультиста по каким-либо причинам на свою «вторую заокеанскую родину», иметь врагов в лице влиятельных американских верующих совсем не стоит.

В заключение

Разумеется, если «научный антикультизм» и гонения на верующих не были бы нужны в России кому-то очень влиятельному, то не было, конечно, и антирелигиозника Александра Дворкина. И, как знать, может быть, вместо этого странного явления был просто неплохой учитель русской литературы ? Дворкин. Либо преподаватель Свято-Тихоновского университета, кандидат богословия ? профессор Дворкин. Или кто-нибудь еще ? Дворкин. Правда, тогда наверняка не было бы этого «портрета» в стиле Кандинского...

И, конечно же, никак нельзя не упомянуть, что в настоящее время в околоцерковном бомонде настойчиво муссируются сведения о том, что РПЦ МП предприняла попытку дистанцироваться, наконец, от «профессора-сектоведа», деятельность которого становится совсем неуправляемой. Это связывают, в частности, с непозволительным расширением Александром Дворкиным круга своей «клиентуры» за счет …православных юрисдикции РПЦ МП. Сам Дворкин это отрицает, но Московской патриархии, хорошо знающей цену своим кадрам, вовсе ни к чему, чтобы скандальный антикультист переадресовал свое внимание с новых религиозных организаций на поиск еретической крамолы в ее собственных стройных рядах.

— Портал-Credo.Ru, 19.07.2006

к оглавлению

Новосибирский священник - известный специалист по деструктивным культам награжден милицейской медалью

А. Новопашин

Настоятель собора во имя св. Александра Невского в Новосибирске протоиерей Александр Новопашин награжден во вторник медалью «200 лет МВД России».

Отец Александр получил награду на празднике в честь 49-й годовщины Новосибирской школы милиции МВД России. По словам ее начальника Виктора Бровкина, эта медаль вручается сотрудникам органов внутренних дел, проработавшим в органах не менее 20 лет.
«Кроме того, ею награждают граждан России, внесших значительный вклад в выполнение поставленных перед правоохранительными органами задач. Это в полной мере соответствует проводимой отцом Александром работе по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, в том числе воспитанников нашей школы», - подчеркнул полковник Бровкин.

«Эта награда - большая честь для меня, - сообщил корреспонденту Агентства национальных новостей протоиерей Александр Новопашин. - Я считаю, что эта медаль является признанием работы церковных отделов Русской Православной Церкви по взаимодействию с правоохранительными органами. Я и впредь буду прилагать все усилия, чтобы наше Отечество было ограждено от деструктивных организаций, чья деятельность угрожает национальной безопасности страны».

Отец Александр 15 лет занимается изучением деятельности деструктивных культов. Его часто приглашают читать лекции для сотрудников правоохранительных органов, привлекают к работе в следственные бригады в качестве консультанта по сектам, когда речь идет о преступлениях, совершаемых адептами тоталитарных и псевдорелигиозных культов.

«Криминальная обстановка в сектах для нас очевидна, - говорит отец Александр. - А когда сотрудник уголовного розыска, следователь, участковый сталкиваются с преступлениями религиозного характера, они теряются из-за отсутствия соответствующей информации. Наша задача состоит в том, чтобы подготовить таких специалистов».

С начала 2006 года в школе милиции вводится факультативный курс «Сектоведение». Только в Новосибирске сегодня насчитывается более 150 тоталитарных деструктивных культов. Секты становятся очень активными по всей стране, и будущим защитникам закона необходимо знать, с чем они будут иметь дело.

Также во вторник в Новосибирской школе милиции состоялся очередной выпуск курсантов на стажировку в органы внутренних дел. По словам Виктора Бровкина, за 49 лет школа выпустила более 20 тысяч высококвалифицированных специалистов, многие из которых награждены государственные и боевыми наградами.

Протоирей Александр Новопашин от имени правящего архиерея поздравил командный состав школы, преподавателей, офицеров и курсантов с 49-й годовщиной и выпускным днем.

«Будущее нашей страны зависит и от того, как вы будете служить ей, - сказал выпускникам в напутственном слове отец Александр. – Это служение не терпит небрежности и невнимательности. Любите свой народ, любите свою страну. Будьте преданны ей, явите готовность жертвенно служить делу защиты Родины».

«С надеждой и благодарностью смотрит на вас народ; взирает на вас и Господь, который сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Его всемогущая помощь да пребудет со всеми вами!» - сказал отец Александр.

— Благовест-инфо, 18.07.2006

к оглавлению

Львовские студенты объединяются в борьбе против сект

Украинский Центр исследования правого движения (ЦИПД) и студенческое библейское общество «Еффата» Львовской духовной семинарии Святого Духа Украинской греко-католической церкви (СБО «Еффата») объединились в борьбе против сект.

«ЦИПД стоит на позициях признания православия как национальной веры украинцев в ее тесной и неразрывной связи с народными традициями. Засилье неправославных движений в Украине стремительно растет и это не может беспокоить. Держава, которая провозгласила свое невмешательство в дела религии, по сути, отдала украинцев на расправу сектам в период трансформации общества, когда люди лишены четких ориентиров», - говорится в заявлении главы студенческой исследовательской группы ЦИПД Мстислава Квитеня.

СБО «Еффата» главной задачей считает «распространение информации о различных псевдохристианских движениях и сектах, которые сегодня стали очень распространенными. Слово «Еффата» в переводе с древнеарамейского языка означает призыв быть открытым.

Общество «Еффата» было основано в 1994 г. по благословению ректората семинарии, в частности, бывшего ректора, который и был первым его главой, а сегодня экзарха Донецко-Харьковского - епископа Степана Менька.

Первым направлением совместной деятельности стало открытие на «страницах» интернет-издания ЦИПД постоянной рубрики «Сектантство в Украине: проблематика и диалог», которую будет вести СБО «Еффата», сообщает сайт «Украина сектантская».

— АНН, 24.07.2006

к оглавлению

Лидер украинских язычников считает, что Мороз может спасти страну, уйдя с должности спикера

Верховный волхв всеукраинской религиозной организации «Родовое вогнище родной православной веры» Владимир Куровский считает, что председатель Верховной Рады Александр Мороз может спасти страну, уйдя с должности спикера.

«Сегодня Украина ввергнута в хаос, но есть один шанс, и этот шанс - лидер СПУ Александр Мороз, от одного решения которого все может измениться. Украина может пойти за человеком, которая пожертвует всем (уйдет с должности - «ИФ») и возьмет на себя всю грязь», - сказал верховный волхв на пресс-конференции в агентстве «Интерфакс-Украина» в четверг.

Он считает, что для дальнейшего продвижения Украины необходимо единение всех политических сил страны. «Сегодня Верховной Радой овладело не первородное божество Род, которое определяет развитие, а Дык, который кричит, дерется, сам говорит, никого не слушает, творит хаос. Это объясняет факт, что 450 народных депутатов создают 450 Украин», - подчеркнул В.Куровский.

— Интерфакс, 20.07.2006

к оглавлению

Православный хоругвеносец жаждет сжигать еретиков, но вынужден ограничиться книгами

Л. Симонович-Никшич

«Мы объявляем о создании современной настоящей священной инквизиции», – такое заявление сделал председатель Союза православных хоругвеносцев (СПХ) Леонид Симонович-Никшич 19 июля на вечере, посвященном переизданию труда преп. Иосифа Волоцкого «Просветитель». Мероприятие прошло в Союзе писателей России по инициативе издателей – Опричного братства во имя св.Иосифа Волоцкого.

По мысли главы хоругвеносцев, для начала деятельность «инквизиции» должна сосредоточиться на аутодафе: он с гордостью напомнил сподвижникам о проведенной несколько лет назад акции по сожжению книг Э.Радзинского, газеты «Московский комсомолец» и других. Эстетическая сторона акции доставила ему особое удовлетворение: «Как там было красиво! Высокий столб огня! Пейзаж, как у Брейгеля!» Следующим проектом стало публичное сожжение книги Д.Брауна «Код да Винчи» и постера с рекламой одноименного фильма. Об этом сообщает «Благовест-инфо»

«Мы пока не можем, к сожалению, сжигать в открытую еретиков, но будем сжигать книги и кассеты с современной альбигойской ересью», – – заявил Л.Симонович. Он призвал единомышленников «присоединяться»: «Где увидите – брать и предавать огню эти книги. Огонь очистит наше отечество от новой ереси жидовствующих».

— Religare, 20.07.2006

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригиальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


 

Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
Russia@ApolResearch.org
www.apolresearch.org


В избранное