Все выпуски  

Вестник ЦАИ No45


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ


ВЕСТНИК ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

№ 45
апрель-июнь 2010

«...подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуды 3)


ВНИМАНИЕ: Все выпуски «Вестника», начиная c первого, можно бесплатно скачать с официальной веб-страницы Центра www.apolresearch.org.

В ЭТОМ НОМЕРЕ


Дорогие читатели!

В начале 1998 года мы выпустили первый номер «Вестника Центра апологетических исследований». За прошедшие одиннадцать лет своими статьями мы старались отвечать на самые актуальные и трудные вопросы современной христианской апологетики. Мы видим, что информированность в сфере культовых учений дает возможность совершать обдуманные поступки и избегать страшных ошибок. Мы также верим, что Господь призывает каждого из нас «подвизаться за веру, однажды преданную святым» и уберечь тем самым многих от лжеучений.

Мы нуждаемся в вашей помощи, молитвенной и духовной поддержке! Нам очень важно знать, какие проблемы с лжеучениями беспокоят ваши общины! Без ваших откликов и свидетельств наш труд может оказаться неактуальным или даже ненужным. Ваши письма поддерживают нас в работе и позволяют находить лучшие аргументы в диалогах с культистами. В свою очередь, все наши усилия и средства мы направляем на то, чтобы любой человек мог иметь доступ к современным исследованиям в области христианской апологетики и новых религиозных движений.

Пишите нам по адресу: Россия, 194044, Санкт–Петербург, а/я 954. Центр апологетических исследований или Russia@Apologetika.ru


«Семейное радио» и Герольд Кемпинг

В адрес нашего Центра не раз приходили вопросы о служении «Семейное радио», вещающем христианские программы на русском языке на радиоволнах и в сети Интернет. Известное апологетическое служение Watchman Fellowship предоставило нам возможность опубликовать исследования о «Семейном радио» и его основателе Героль де Кемпинге. Мы предлагаем вашему вниманию этот материал.

Основатель: Герольд Кемпинг (Harold Camping)

Дата основания: 1958

Местоположение: Семейное радио вещает из г. Окленд, штат Калифорния, ему принадлежат 49 радиостанций в 23 штатах{1}. Кроме того, на средних и коротких волнах ведется международное вещание на 14 языках{2}.

Официальные издания: Family Radio News, Open Forum (радиопрограмма).

Другие названия: Официальное название Семейного радио — Family Stations, Inc.

 

История

Герольд Кемпинг

В 1942 году Герольд Кемпинг получил степень бакалавра по гражданскому строительству в Калифорнийском университете{3} . В 1953 году он приобрел строительную фирму «Плимут констракшен» и переименовал ее в «Кемпинг констракшен»{4}. Постепенно эта фирма «превратилась в крупную компанию, которая, помимо прочих объектов, занималась строительством церквей по всей стране. Однако Кемпинг всегда мечтал заниматься благовестием и в 1958 году на средства, вырученные от процветающего бизнеса и удачных вложений в недвижимость, воплотил свою мечту в Семейном радио»{5}.

Радиовещательная сеть, получившая официальное название Family Stations Inc., начала действовать в 1958 году. Ее цель была заявлена недвусмысленно: возвещать миру xристианское Евангелие{6}. Сам Кемпинг занимает посты президента и генерального менеджера, но делает это безвозмездно, не получая зарплаты или иного материального вознаграждения{7}. Ежедневная сетка вещания Семейного радио включает в себя спектр регулярных программ — например, «Моменты творения» (Creation Moments) и «Позитивное воспитание детей» (Positive Parenting). Музыкальное сопровождение выдержано в традиционном, консервативном духе. При Семейном радио существует и Библейская школа, в которой учатся более 30 тыс. студентов, по окончании получающих диплом младшего специалиста (associate){8}. Выступления самого Кемпинга можно слышать четырежды в день с понедельника по пятницу — трижды в программе «Семейное изучение Библии» (Family Bible Study) и один раз в «Открытом форуме» (Open Forum), полуторачасовой программе, в которой он в прямом эфире отвечает на вопросы слушателей{9}.

Где-то в 1962 году Кемпинг заговорил о новых, им самим высчитанных датах сотворения мира и прочих библейских событий{10}. Из-за того, что он предсказал конец света в 1994 году, в мае 1988 ему запретили учить в Христианской реформатской церкви{11}. Покинув церковь, Кемпинг основал Библейское братство Аламеды (Alameda Bible Fellowship). В 1994 году он выпустил в свет книгу 1994?, в которой утверждал, что последнее время скорби началось в 1988 году и продлится 23 года{12} (т. е. закончится в 2011 году). В этот период, по его словам, в Церкви будет владычествовать сатана, который введет новые, «вдохновленные сатаной евангелия» и будет «удерживать… сердца неверующих». Это приведет к тому, что с каждым годом будет спасаться все меньше и меньше людей, пока, наконец, «…никакая плоть не сможет спастись, если она [скорбь] продлится до полного срока». Поэтому Бог в Мф. 24:22 обещал сократить продолжительность скорби. Вместо 2011 года Бог прекратит скорбь в 1994 году{13}.

Обычно Кемпинг сопровождал свое предсказание о 1994 годе оговоркой, что он может ошибаться: «…1994 г. н. э. представляется подходящей кандидатурой на роль года, в который закончится история»{14}. Когда 1994 год оказался не концом света, Кемпинг по-прежнему настаивал на том, что даты 1988, 1994 и 2011 знаменуют собой важные моменты последних времен. Однако их значение он объяснял уже по-другому. В 2002 году Кемпинг утверждал, что «1994 год был официальным завершением эпохи Церкви»{15}. Иными словами, в 1994 году сатана полностью овладел всеми церквями. Бог уже не спасает никого через служение Церкви; истинные верующие должны покинуть поместные церкви и больше туда не возвращаться. В 2005 году Кемпинг перенес окончание эпохи Церкви на 1988 год и еще раз подтвердил, что 2011 год — «возможный конец света»{16}.

Учения

Воззрения Кемпинга по большей части здравы. Он исповедует веру в совершенную божественность Иисуса Христа, заместительное искупление, Троицу, непогрешимость Библии и т. д. Однако в некоторых нюансах учения он явно отступает от Писания.

Искупление: Кемпинг придерживается ортодоксального понимания смысла искупления Христова. Он поясняет, что Иисус был заместительной Жертвой, принесенной Богом, чтобы удовлетворить требования Закона. Но когда речь заходит о том, как именно Иисус совершил искупление, объяснения Кемпинга утрачивают всякую ортодоксальность. По его словам, искупление было совершено не крестной смертью, но где-то между молитвой в Гефсиманском саду и словами: «Совершилось», — произнесенными с креста{17}. В этот момент «плата за наши грехи была полностью принесена»{18}. Но что же такого Иисус сделал, чтобы искупить грех? По словам Кемпинга, «мы не знаем, как Бог Его наказывал». Однако мы знаем, что Иисус «должен был понести в точности такое наказание, которое было бы полностью равноценно страданию, которое должен был бы претерпеть каждый из тех, кого Бог избрал к спасению»{19}.

Церковь: В 1988 году эпоха Церкви закончилась, и началась Великая Скорбь. На протяжении эпохи Церкви (33-1988) сатана понемногу прибирал к рукам власть над Церковью, сея в нее плевелы (нехристиан, находящихся под властью сатаны). В итоге в 1988 году «сатана обрел полную власть над поместной общиной»{20}, и через служение поместных церквей не может спастись никто. Их источником авторитета является уже не Бог, а сатана. Даже если какая-то церковь правильно излагает Евангелие, Дух Святой не прилагает его к слушателям, и потому они не могут спастись.

Как и большинство христиан, Кемпинг верит, что Библия использует слово «церковь» в двух разных значениях. Иногда речь идет о поместной общине, состоящей их людей, которые исповедуют христианскую веру. Иногда речь идет о вселенской Церкви, включающей в себя всех верующих, к каким бы поместным общинам они ни принадлежали. Когда Кемпинг говорит, что эпоха Церкви закончилась, он имеет в виду поместную церковь, а не вселенскую. Следовательно, тексты, в которых говорится, что Церковь устоит (напр., Мф. 16:18), по его мнению, относятся ко вселенской Церкви, а не к поместной{21}.

Кемпинг утверждает, что с 1988 по 1994 год не спасался никто. В подтверждение он ссылается на Откровение 8:1: «…сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса». Поскольку на небесах радуются, когда кто-то обретает спасение (Лк. 15:7, 10), получасовое молчание в книге Откровения означает, что не спасается никто{22}. В 1994 году Бог снова начал спасать людей, но уже не через служение поместных церквей, а через служение отдельных людей и организаций, подобных Семейному радио.

Писание: Кемпинг использует аллегорический метод толкования Библии. Иными словами, он исходит из того, что библейские повествования и наставления, помимо буквального смысла, имеют еще и духовное значение: «Духовное значение должно соотноситься с каким-то аспектом Божьей евангельской программы, которая рассматривается в Библии»{23}. К примеру, в 6-й главе книги Иисуса Навина Бог велит израильтянам ходить вокруг стен Иерихона, после чего стены рушатся, открывая израильтянам путь к завоеванию города. Все население города было истреблено, за исключением бывших в доме Рахили. После этого Израиль приступил к покорению Ханаана. Кемпинг объясняет, что «в этом повествовании спрятана еще одна важная истина». По его словам, эта история показывает, как народ Израилев (Иерихон) лишится спасения (падение стен) с рождением Иисуса; тем временем, остаток верующих (Раав) спасется из Иерихона, чтобы нести Евангелие миру (покорение Ханаана){24}.

Cкрытый смысл Кемпинг усматривает не только в повествованиях, но и в числах. В Деяниях 27:37 после кораблекрушения спасаются 276 человек. Кемпинг объясняет, что 276=3x4x23: «Число три обозначает Божье намерение, четыре означает всеобщий характер конца, а двадцать три обозначает суд». Следовательно, продолжает он, Бог тем самым показывает нам, что «Его намерение (3) заключается в том, чтобы верующие по всему миру в конце эпохи Церкви (4) избежали Божьего суда (23)»{25}.

Христианский ответ

Искупление: Христос совершил искупление Своей физической смертью. На необходимость физической смерти Иисуса пророчески указывала ветхозаветная система жертвоприношений. Раз в год в Святом храма закалывали козла, и его кровью окропляли крышку ковчега, чтобы очистить народ Израилев от грехов. Кровь символизировала собой жизнь животного, принесенного в жертву для очищения (Лев. 16:9-15; 17:11). Животное не претерпевало ничего, кроме смерти — прообраза искупления. Евреям 9:11-14 показывает, что Христос исполнил эту задачу, став жертвой за грех, принесенной раз и навсегда: «…не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (ст. 12). Аналогично тому, как жертвенный козел должен был умереть физически, Иисус претерпел физическую смерть ради нашего искупления.

Кроме того, в 1 Петра 3:18 говорится: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных…». Кемпинг может сколько угодно настаивать, что здесь речь идет не о физической смерти Христа, но о Его страданиях, эквиваленте духовной смерти. Однако далее в тексте говорится: «…быв умерщвлен по плоти, но ожив духом». Таким образом, именно смерть Иисуса по плоти (физическая смерть) позволила Ему «привести нас к Богу».

Церковь: Слово «церковь» — это перевод греческого слова ekklesia. В классическом греческом языке это слово «первоначально означало любое публичное собрание граждан, созванных глашатаем»{26}. В христианстве поместная «церковь» представляет собой публичное собрание членов вселенской Церкви (Тела Христова), созванных Богом для общения, поклонения и проповеди Евангелия (Евр. 10:24-25).

Возможно, некоторые из упреков Кемпинга, адресованных поместной церкви, справедливы, однако Библия нигде не говорит, что Бог требует от любого конкретного христианина или собрания христиан быть совершенным отражением Его истины и морали. Отдельные христиане находятся «в процессе» — они возрастают в свом понимании Божьей истины и умении ее применять на практике. И потому Бог дает указания относительно того, как организовать эти собрания и их руководство. Такое организованное собрание и есть поместная церковь, через которую, по словам Кемпинга, Бог больше не действует.

Любопытно, что замена поместной церкви, которую предлагает сам Кемпинг, практически неотличима от поместной церкви. Мало того, что оно тоже представляет собой организованное собрание с целью поклонения Богу, оно еще и построено в значительной мере по образцу христианского богослужения. Воскресные собрания в Библейском братстве Аламеды (ABF) начинаются с изучения Библии, за которым следуют полуторачасовое «служение поклонения», часовой обед с общением (fellowship lunch), часовое «песенное служение» (song service), и завершает все часовой «Открытый форум» с Гарольдом Кемпингом{27}. Интересно, что в 1992 году сам Кемпинг называл ABF «церковью»{28}. Таким образом, не совсем понятно, почему ABF не является церковью сегодня.

Хотя в ABF не используются титулы «старейшины» или «диакона», оно, тем не менее, функционирует именно как церковь, и руководство обучением, богослужениями и т. п. поручено конкретным людям. По всей видимости, единственное отличие ABF от церкви заключается в том, что ABF не крестит и не совершает Причастия.

Писание: К аллегорическому толкованию Писания Кемпинг прибегает непоследовательным и произвольным образом. Как уже было отмечено выше, он утверждает, что духовный смысл текста «должен соотноситься с каким-то аспектом Божьей евангельской программы». Почему? Как он приходит к такому выводу? Почему духовный смысл не должен соотноситься с божественностью Христа или с природой Бога? Кемпинг этого не объясняет. Когда в 1994 году конец не наступил, он радикальным образом изменил свое толкование библейских текстов. Ранее он понимал слова «ради избранных сократятся те дни» (Мф. 24:22) так, что окончание скорби будет перенесено с 2011 на 1994 год. Впоследствии он ссылался на этот же самый стих в обоснование утверждения, что в 1994 году Бог начал спасать людей вне поместной церкви{29}.

Другой пример непоследовательности Кемпинга — его толкование слова «жатва». В поисках разъяснения Кемпинг обращается к Матфея 9:37, где говорится: «Жатвы много, а делателей мало». Отсюда он делает вывод, что жатва — это спасение людей{30}.

Действительно, жатва в Матфея 9:37 имеет отношение к спасению людей. Однако Кемпинг переносит это значение слова и в Матфея 13:30, 39, хотя в этом случае Сам Господь Иисус сообщает нам духовный смысл слова «жатва»: «Жатва есть кончина века…» Таким образом, в притче Христа из 13-й главы Евангелия от Матфея слово «жатва» явно используется в ином смысле, нежели в 9-й главе. На первый взгляд это может показаться мелочью, однако, подменяя очевидный смысл библейских текстов «духовным», Кемпинг использует последний как основу для далеко идущих рассуждений.

Аллегорический подход Кемпинга к толкованию чисел также ничем не оправдан. Возьмите, к примеру, толкование Деяний 27:37, о котором шла речь выше. Кемпинг утверждает, что число 276 можно представить в виде 3x4x23. Даже если он прав и число три действительно означает «Божье намерение», четыре — «вселенский масштаб», а двадцать три — «суд», эту символику вовсе не обязательно истолковывать так, как предлагает Кемпинг. Например, она с таким же успехом может означать, что верующие будут восхищены в начале скорби. Кроме того, какие правила требуют раскладывать число 276 на составляющие именно таким образом? Почему не 276=(7x43)-(5x5)? Любопытно, кстати, что последний вариант тоже прекрасно вписался бы в богословие Кемпинга{31}.

Источник авторитета: Казалось бы, выбор очевиден — либо все эти беспримерные даты и учения Кемпинга ниспосланы ему Богом, либо нет. Однако Кемпинг зачастую утверждает и то, и другое одновременно. К примеру, он признает, что эти «даты конца времен… не сообщаются как абсолютный факт… мы не непогрешимы в своих умозаключениях». Однако несколькими страницами ранее он говорит, что эти даты с самого начала были указаны в Библии, и теперь Бог раскрывает их{32}. Поскольку эти даты раскрывает Бог, человек может с уверенностью утверждать, что 2011 год будет годом конца: «Учитель испытывает побуждение говорить, зная, что провозглашает на свое собственное слово, но Слово Божье»{33}.

Аналогичное противоречие в словах Кемпинга проявляется, когда он утверждает, что неспасенные люди откажутся признавать 2011 год концом света{34}. Если это так, то источником дат должен быть Сам Бог — в противном случае, каким образом их признание или отрицание может свидетельствовать о духовном состоянии человека? Однако в предыдущем абзаце Кемпинг утверждает, что 2011 год — это только «вероятная дата» конца. Каким же образом о спасении человека может свидетельствовать вера в дату, которая
является только «вероятной»?

Нетрудно понять, почему Кемпинг избегает утверждать, что его учения исходят непосредственно от Бога, — 1994 год доказал, что он ошибался. Понятно и то, почему он все-таки пытается подкрепить эти новые учения божественным авторитетом, — ведь если Бог их не одобряет, то Кемпинг пытается создать новое учение, еретическое с точки зрения исторического христианства. Проблема возникает при попытке сложить обе эти идеи в одно целое. Уникальные учения Кемпинга не могут одновременно исходить от Бога и не исходить от Него. Сам Кемпинг объясняет ситуацию тем, что Бог еще не счел нужным открыть все. Хотя Всевышний дал много информации о последних временах, с 1994 годом было связано больше откровений, чем Кемпинг смог получить. Таким образом, он может сказать о 2011 годе: «Если по прошествии 2011 года этот мир все еще будет существовать, мы поймем, что нам еще многому нужно из Библии»{35}.

Однако этот вывод неудовлетворителен. Как можно с уверенностью проповедовать 2011 год, если есть возможность, что Бог не открыл какую-то информацию об этой дате? Кроме того, если предсказание Кемпинга о 2011 годе так же ошибочно, как и его предсказание о 1994 годе, эти ошибки — явно дело рук человеческих. Кемпинг никому не спускает с рук проповедь человеческих идей — следовательно, он сам тоже не имеет права на послабления: «Когда пастор и учителя в общине проповедуют человеческие идеи — хотя при этом они могут пользоваться библейским языком и цитировать стихи, — если то, что они проповедуют, не утверждено на Слове Божьем, это ложь…»{36}.

Хотя Гарольд Кемпинг не называет себя пророком, он ведет себя, словно пророк, предсказывая даты и вводя новые учения. Библия ясно говорит, что, когда кто-нибудь предсказывает конец света, и предсказание не сбывается, Бог не посылал этого предсказателя, и народ Божий не должен следовать за ним (Втор. 18:18-22; Иер. 28:9).

— Тим Мартин
www.Watchman.org

Ссылки

1 Family Radio Stations & Locations, Family Radio Stations, www.familyradio.com/english/connect/broadcast/location-freq.html/ (просмотрено 16.11.2005). На странице указано, что статистика в последний раз обновлялась 4 ноября 2005 года. [Назад]

2 Short-wave & Medium-wave Schedules, Family Radio Stations, www.familyradio.com/international/frame/ (просмотрено 16.11.2005). [Назад]

3 A Brief Biography of Harold Camping, Family Radio Stations, http://209.10.202.163/english/connect/bio/bio_haroldcamping.html [Назад]

4 History, Cubix Construction Company, www.cubixcc.com/pages/2/index.htm (просмотрено 11.07.2005). [Назад]

5 St. Clair, Katy. «Quit Your Church!», East Bay Express, July 2, 2003, http://eastbayexpress.com/issues/2003-07-02/news/feature_1.html [Назад]

6 Family Radio News, vol. 39 no 2, 6. [Назад]

7 Там же. [Назад]

8 A Brief Biography of Harold Camping, Family Radio Stations, http://209.10.202.163/english/connect/bio/bio_haroldcamping.html (просмотрено 11.2005). [Назад]

9 Program Guides, Family Radio Stations, www.familyradio.com/english/connect/ broadcast/zone_sched/ (просмотрено 11.2005). [Назад]

10 Архив передач «Открытый форум можно найти на сайте Family Radio Stations, http://209.10.202.163/english/connect/ audio_archive/forum/frame/download/ (просмотрено 11.2005). [Назад]

11 Maxwell, Joe. «End-times Prediction Draws Strong Following», Christianity Today, vol. 38, June 20, 1994. www.ctlibrary.com/ct/1994/june20 ( просмотрено 05.2005). [Назад]

12 Camping, Harold. 1994? (New York: Vantage Press, 1992) pp. 222, 444. [Назад]

13 1994?, pp. 192, 495-496. [Назад]

14 Там же, p. 470. [Назад]

15 Camping, Harold. The End of the Church Age…and After (Oakland: Family Stations, Inc., 2002) p. 125. [Назад]

16 Camping, Harold. Time Has an End (New York: Vantage Press, 2005) p. 469. [Назад]

17 Там же, p. 327. [Назад]

18 Open Forum, Family Radio Stations, http://209.10.202.163/graphical/literature/openforum/jesus.html#jesus_2 (просмотрено 11.2005). [Назад]

19 Time Has an End, p. 55. [Назад]

20 Camping, Harold. Wheat and Tares (Oakland: Family Stations, Inc., год не указан) p. 22. [Назад]

21 The End of the Church Age…and After, p. 282. [Назад]

22 Time Has an End, p. 341. Кемпинг не объясняет, почему полчаса равны 6 годам. Он также отождествляет с этим периодом 42 месяца из Отк. 11:2 и 3,5 дня из Отк. 11:8-9 (p. 394). [Назад]

23 Wheat and Tares, p. 52. [Назад]

24 Time Has an End, pp. 235-239. [Назад]

25 Там же, p. 401. [Назад]

26 Moulton J. H., Milligan G. Vocabulary of the Greek Testament (Peabody, MA: Hendrickson, 1997) p. 195. [Назад]

27 В Интернете ABF описывает себя так: «Мы — братство верующих. У нас нет членства, нет старейшин и дьяконов, и нет ни крещальных церемоний, ни Господних вечерей. Мы НЕ церковь». http://goodmessage.webexone.com/default.asp?link=%2Fdbapp%2Fdbapp%2Easpx%3F%5Fcommand%3Ddetail%26%5Fappid%3D217175%26id%3D16020, (просмотрено 11.2005). [Назад]

28 1994?, p. 160. [Назад]

29 Time Has an End, p. 391. [Назад]

30 Wheat and Tares, p. 7. [Назад]

31 Значение этих чисел Кемпинг разъясняет в книге Time Has an End (pp. 225, 299, 294). Их значение таково: 7 — совершенная полнота, 43 и 5 означают спасение и суд. Таким образом, в конце времен Божье спасение и суд обретут окончательную полноту. [Назад]

32 Time Has an End, pp. xiv, xxii. [Назад]

33 Там же, p. xviii. [Назад]

34 Там же, p. 384. [Назад]

35 Там же, p. xxii. [Назад]

36 1994?, p. 163. [Назад]

Тим Мартин родился в мормонской семье, но в 20-летнем возрасте обратился к Христу, получил богословское образование, и вот уже два десятилетия занимается изучением новых религиозных движений и благовестием культистам. Он является сотрудником филиала служения Watchman Fellowship в штате Пенсильвания и внештатным преподавателем в Библейском институте им. Муди.

«Хижина»

Название: Хижина. Разговор с Богом.

Оригинальное название: The Shack: Where Tragedy Confronts Eternity.

Автор: Уильям Пол Янг «при участии Уэйна Джекобсена и Брэда Каммингса».

 

История

История Пола: Уильям Пол Янг родился в 1955 году в Канаде, в семье миссионеров, трудившихся в Индонезии. В раннем детстве Янг подвергся сексуальному насилию со стороны местных жителей, а впоследствии — со стороны учащихся школы-интерната. Он защитил диссертацию по религиоведению в Тихоокеанском колледже им. Уорнера и посещал занятия в семинарии. Вскоре после того, как Янг сочетался браком со своей супругой Ким, он потерял трех близких людей — младшего брата, тещу и пятилетнюю племянницу{1}. В 1993 году в течение трех месяцев он состоял во внебрачных отношениях с лучшей подругой жены. После того, как Ким уличила его в супружеской неверности, Янг в течение многих лет посещал психологов; он признается, что вышел из своей собственной «хижины» только 2004 году.

В следующем году Янг написал книгу «Хижина», чтобы поделиться с детьми тем, что узнал и понял за эти годы{2}. Он изготовил пятнадцать экземпляров рукописи и подарил своим родным и друзьям, включая Уэйна Джекобсена. На протяжении следующих полутора лет Янг, Джекобсен и Брэд Каммингс шлифовали текст книги и предлагали его 26 разным издателям, однако везде получили отказ. Наконец, чтобы издать книгу, Джекобсен и Каммингс зарегистрировали собственное издательство, Windblown Media. Выйдя из печати в июне 2007 года, к октябрю 2009 года «Хижина» уже разошлась тиражом более 10 млн. экземпляров, включая 2 млн. книг на 34 языках мира, проданных за пределами США{3}. По сведениям журнала «Форбс», к июню 2009 года Янг уже заработал на продажах книги 4 млн. долларов США{4}. Поговаривают, что уже началась работа над экранизацией «Хижины».

История «Мака»: «Хижина» — это повесть о человеке по имени Мак (уменьшительное от Макензи Аллен Филлипс), за плечами которого нелегкое прошлое, во многом похожее на прошлое самого Янга. Когда педофил похитил и убил его младшую дочь, Мисси, на плечи Мака навалилась «Великая Скорбь». Через несколько лет после этой трагедии он получает записку, подписанную «Папа» («любимое прозвище», которым его жена Нэн называет Бога), с приглашением встретиться в той самой «хижине», где агенты ФБР некогда нашли залитый кровью сарафан Мисси. Холодным зимним утром, в пятницу, еще до рассвета, Мак отправляется в путь на взятом у друга джипе. Но когда он добирается до места, зима чудесным образом сменяется прекрасным весенним днем, а на месте жалкой лачуги оказывается крепкая изба из ошкуренных бревен. Внутри хижины Мак встречается с крупной негритянкой («Папой»), миниатюрной азиаткой (Святым Духом, который носит имя «Сарайю», что в переводе с санскрита означает «ветер») и мужчиной ближневосточной внешности в рабочих перчатках и с поясом для инструментов («Иисусом»).

Остаток выходных Мак проводит с этими тремя людьми, которые представляют Троицу. Он ест с ними и рассуждает на богословские темы, общается с Софией «персонификацией мудрости Бога» в облике прекрасной испанки) и видит Мисси, беззаботно играющую в жизни после смерти. Утром в воскресенье Мак вместе с Папой (на этот раз в облике пожилого мужчины) отправляется в пещеру, где убийца спрятал тело Мисси. Они переносят тело в хижину и предают его земле. На обратном пути в джип Мака врезается пьяный водитель, и он оказывается в больнице. Когда Мак приходит в себя, его жена Нэн рассказывает, что авария произошла в пятницу, а не в воскресенье, — и это означает, что все события последних дней были просто сновидением. Впоследствии Мак приводит полицейских к пещере, где убийца спрятал тело Мисси. Судя по всему, автор подводит нас к мысли, что Троица явилась Маку во сне после аварии.

Богословие

Попытки проанализировать «Хижину» с богословской точки зрения наталкиваются на возражения, что это художественный текст, а не учебник теологии. Однако Янг написал свою книгу для того, чтобы обобщить собственный многолетний опыт бесед с Богом. Сюжет, на фоне которого происходит общение Мака с Богом, имеет лишь косвенное отношение к цели книги. Янг объяснял, что сюжет вымышлен, но «беседы совершенно реальны и правдивы{5}.

Писание: «Хижина» отвергает мысль о том, что Бог больше не говорит с людьми напрямую, и осуждает тех, кто ограничивает откровение свыше Библией: «Никто не искал вестей от Бога в почтовом ящике, только в книге. Особенно в дорогой книге, переплетенной в кожу, с позолоченным корешком» (с. 78). Сарайю говорит Маку: «Библия не учит тебя следовать правилам. Это картина Иисуса» (с. 248). Подобное описание Библии лишает ее божественного авторитета, поскольку любая «картина Иисуса» всегда будет только одной картинкой из множества возможных.

Бог: В некоторых моментах «Хижина» все-таки отражает ортодоксальные представления о природе Бога: Он всеведущ и не связан ни обстоятельствами, ни временем. Однако во всех остальных моментах богословие «Хижины» вполне можно назвать еретическим.

На протяжении большей части книги «Папа» (Бог Отец) является Маку в виде женщины, хотя сама она говорит: «Я не мужчина и не женщина» (с. 113). Святой Дух (Сарайю) является только в образе женщины. София, которую книга описывает как персонификацию Божьей мудрости, также предстает в виде женщины (как, естественно, и Премудрость из книги Притчей). Таким образом, три из четырех персонажей, представляющих в «Хижине» Бога, — женские. Единственное исключение, по понятным причинам, составляет Иисус. И это однобокое изображение Бога с помощью женских образов — лишь одно из проявлений идеологии феминизма, которая отчетливо прослеживается в книге (с. 182-184).

Кроме того, «Хижина» имплицитно проповедует панентеизм (не путать с пантеизмом) — мировоззрение, которое утверждает, что Бог обитает в мире так же, как душа обитает в теле. Бог в книге носит имя Элозия, смысл которого «Иисус» объясняет следующим образом:

«Эл» мое имя как Созидающего Бога, а «озия» означает «существо» или же «то, что является настоящим», поэтому полностью имя означает «Созидающий Бог, который является настоящим и служит источником всего сущего»… Бог, который есть источник всего сущего, обитает внутри, вокруг и пронизывает насквозь, неизбежно являясь реальностью, и любая внешняя оболочка, которая прикрывает реальность, спадает» (с. 134-136).

Жак Эллюль

Панентеизм отчетливо виден в сцене, когда Сарайю прикасается к глазам Мака, и он начинает видеть мир в новом свете: «Даже в темноте ночи все лучилось светом различных тонов и оттенков. Сам лес полыхал огнями и красками…» (с. 265). Эти образы перекликаются со стихотворением Элизабет Барретт Браунинг «Аврора Ли», которое Янг цитирует в конце своей книги: «Земля полна небес, и каждый куст воспламенил Господь, но только тот, кто видит это, снимет обувь, а остальные — срывают ягоды с куста» (с. 315). Эти строки были написаны под влиянием взглядов панентеиста Эммануила Сведенборга{6}.

«Хижина» отрицает, что Бог или Иисус является для человечества Царем или Господом (с. 145), хотя при этом называет Иисуса «повелителем всего сущего» (с. 248). В этом вопросе Янг следует идеям Жака Эллюля (1912-1994) — христианского неортодоксального философа-анархиста, которого в своем официальном блоге Wind Rumors называет «одним из моих самых любимых авторов»{7}. В качестве эпиграфа к 6-й главе «Хижины» Янг использует слова Эллюля: «Неважно, какой силой может быть Бог, первым аспектом Бога никогда не станет Повелитель всего, Всемогущий. Это аспект того Бога, который ставит себя на один уровень с человеком и ограничивает себя» (с. 106). Эта цитата взята из книги Anarchy and Christianity («Анархия и христианство»), в которой Эллюль убеждает анархистов в том, что Бог не является тем абсолютным Владыкой или Господом, о Котором говорит традиционное христианство{8}. Именно этим контекстом анархистских идей, отрицания любой власти, и объясняется та легкомысленная, развязная манера, в которой Папа, Иисус и Сарайю общаются друг с другом и с Маком. Все трое производят впечатление «обычных людей», и Мак не испытывает к ним ни малейшего почтения.

Христос: Опять же, в некоторых моментах «Хижина» отражает ортодоксальные представления о Христе. Например, Янг описывает Иисуса как «человека, который был Богом, и Бога, который был человеком» (с. 273). Персонажи книги подтверждают, что Иисус был распят и воскрес из мертвых (с. 242). С другой стороны, предлагаемые в «Хижине» образы и объяснения Воплощения совершенно неортодоксальны. Так, например, Мак замечает у Папы «шрамы на запястьях — такие же, он понял, должны быть у Иисуса» (с. 116). Она поясняет: «Мы же были там вместе» (Там же). Действительно, три божественные Ипостаси Троицы никогда в буквальном смысле не отделялись одна от другой{9}. Однако слова Папы и шрамы на запястьях — это реверанс в сторону патрипассианства, ереси, которая утверждает, что Отец умер вместе с Сыном на кресте. Еще больше усугубляя эту неразбериху, Папа добавляет: «Когда мы трое явили себя среди людей в качестве Сына Божьего, мы стали полностью человеком… И хотя мы и прежде присутствовали в этой сотворенной вселенной, теперь мы обрели плоть и кровь» (с. 120). Из этих утверждений следует, что вочеловечилась не только Вторая Ипостась Троицы, но и все три Ипостаси.

Зло: Ключевой проблемой «Хижины» является вопрос о том, почему всемогущий, любящий Бог позволяет существовать злу. Ответ Янга сводится к тому, что зло «на самом деле не существует» (Both evil and darkness can only be understood in relation to Light and Good; they do not have any actual existence. — В русском переводе выделенный курсивом текст пропущен) и представляет собой «отсутствие Бога» (с. 168; в ориг. «отсутствие Добра» [absence of Good]). Эту идею выска зывали и некоторые ортодоксальные богословы (напр., Блаж. Августин), и ее не следует путать с пантеистическими представлениями об иллюзорности зла. Пантеизм, с другой стороны, утверждает, что зло не является иллюзией, но в то же время и не вполне реально. Янг высказывает очень похожую идею, когда пишет, что Бог «проявляет ся реальностью, и любая внешняя оболочка, которая прикрывает реальность, спадает» (с. 136). Сарайю говорит: «…в какой-то миг добром станет наличие рака, или потеря доходов, или даже жизни» (с. 169). Бог не является причиной подобных вещей, но Он использует их в благих целях: «Мак, из того, что я в совершенстве умею извлекать добро из невыразимых трагедий, не следует, что я эти трагедии и провоцирую» (с. 232).

Спасение: В «Хижине» нашла отражение вера Янга во всеобщее примирение, т. е. идею о том, что благодаря смерти и воскресению Христа в конечном итоге спасение получат все люди. Это не означает, что все религии ведут к Богу. Иисус в книге поясняет: «Большинство дорог не ведут вообще никуда. Но это значит, что я сам готов идти по любой дороге, чтобы отыскать тебя» (с. 228). Всеобщее примирение означает, что Бог уже простил всех и всех примирил с Собой. Папа сообщает Маку, что благодаря смерти и воскресению Христа она «полностью примирилась с миром» (с. 242). Если же Бог простил всех, это подразумевает, что Он не будет ни судить, ни наказывать кого бы то ни было: «Мне нет необходимости наказывать людей за грехи. Грех уже сам по себе наказание, пожирающее тебя изнутри. И моя цель не в том, чтобы наказать за него, моя радость — исцелить от него» (с. 146).

«Хижина», по существу, исключает возможность, что кто-то из людей может оказаться в аду. Когда Мак спрашивает Папу, станет ли она «швырять людей в огненное озеро», та отвечает: «Я не то, что ты обо мне думаешь» (с. 146). София требует, чтобы Мак решил, кто из его детей отправится в ад, и когда Мак предлагает вместо детей отправить в ад его самого, София отвечает: «Теперь ты говоришь как Иисус… И теперь ты понимаешь сердце Папы… которая любит своих детей правильно». Логика этой главы, беззастенчиво эксплуатирующей естественные эмоции человека, сводится к тому, что «Папа» никого не пошлет в ад. Кстати сказать, Уэйн Джекобсен признается, что первоначальная рукопись Янга содержала идеи всеобщего примирения, но утверждает, что он все их вычистил{10}. Вполне возможно, что в первоначальном варианте эти идеи были озвучены еще более откровенно, однако они до сих пор присутствуют в книге. Джеймс Де Янг, много лет лично знакомый с автором «Хижины», отлично и подробно продемонстрировал это в своей рецензии на книгу{11}.

Церковь: Когда Мак спрашивает, как ему стать частью Церкви, Иисус отвечает: «Это просто, Мак. Все это опять-таки связано со взаимоотношениями и зависимой жизнью. Мы открыты и доступны для всех, кто рядом с нами… Я не создаю институтов, никогда не занимался этим и никогда не стану» (с. 222-224; в ориг., It’s all about relationships and simply sharing life. What we are doing right now — just doing this — and being open and available to others around us… — Суть во взаимоотношениях и в том, чтобы просто жить одной жизнью. В том, чем мы занимаемся прямо сейчас — просто занимаемся, — а также в открытости и доступности для окружающих…]. Эти слова отражают анархистские убеждения Янга, с точки зрения которых любые религиозные и политические институты порочны по своей сути (с. 225). (Сам Янг не принадлежит ни к одной христианской церкви или общине.) И эта неприязнь к любым институтам объясняет смысл отрывка из «Хижины», в котором Иисус говорит:

А кто говорил что-нибудь о христианах? Я не христианин… Те, кто меня любят, приходят из всех существующих систем. Это буддисты и мормоны, баптисты и мусульмане… У меня нет желания делать из них христиан, однако я хочу видеть, как они перерождаются в сыновей и дочерей моего Отца, в братьев и сестер, в моих возлюбленных [ориг. …to join them in their transformation into sons and daughters of my Papa, into my brothers and sisters, into my Beloved — …присоединиться к ним в их преображении в сынов и дочерей моей Папы, в моих братьев и сестер, в мою Возлюбленную] (с. 227-228).

Христианский, библейский ответ

Писание: Тот факт, что «Хижина» игнорирует Писание (автор никогда не цитирует Библию и почти никогда не отсылает читателя к ней), а также резкое осуждение зависимости от него несовместимы с христианством, для которого Писание является незаменимым источником и эталоном веры (2 Тим. 3:14-17). Подлинный Иисус, в отличие от «Иисуса» Янга, постоянно цитировал Библию и подтверждал ее авторитет (см. Мф. 4:4, 7, 10; 5:17-18; 22:29-32, 37-40).

Бог: Хотя Бог Отец «не мужчина и не женщина», Библия последовательно говорит о Нем в мужском роде (напр., слово «Отец» употребляется применительно к Богу около 250 раз). Одно дело, когда в метафорах и притчах для иллюстрации тех или иных качеств Бога используются женские персонажи (напр., притча о потерянной драхме, Лк. 15:8-10), но изображать Бога Отца в виде женщины — это совсем другое.

Серьезное беспокойство вызывают панентеистические представления о Боге, в некоторых местах просвечивающие сквозь текст «Хижины». Согласно Писанию, взаимоотношения Бога с миром не имеют ничего общего с взаимоотношениями души и тела человека. Напротив, Библия изображает тварный мир делом рук Бога (Пс. 8:4; 18:2; 101:26; Ис. 40:12; Рим. 1:19-21; Евр. 1:10). Библейский теизм проводит четкую границу между Творцом и Его творением (Ис. 40:28; Рим. 1:25). Бог — это не «реальность» и не «основание всего сущего», которое «обитает внутри, вокруг и пронизывает насквозь». Напротив, Бог — это самодостаточный Творец, отдельный от творения, Тот, Кем, через Кого и для Кого существует все остальное (Быт. 1:1; Ин. 1:3; Рим. 11:36; 1 Кор. 8:6).

Утверждение Янга, что Бог не относится к людям как Господь и Царь, попросту не имеет ничего общего с Библией. Иисус называл Отца «Господом неба и земли» (Мф. 11:25) и претендовал на обладание «всякой властью на небе и на земле» (Мф. 28:18). Писание называет Бога «блаженным и единым сильным Царем царствующих и Господом господствующих» (1 Тим. 6:15). Воссев на Божием престоле и приняв власть над всем мирозданием, Иисус доведет историю человечества до конца и будет судить все народы (Мф. 25:31; 1 Кор. 15:25-27; 2 Кор. 5:10; Еф. 1:19-22; Отк. 22:1-3){12}. Знание Бога производит в нас священный страх и трепет перед Ним (Евр. 12:28-29). Быть «друзьями» Иисуса означает исполнять Его заповеди (Ин. 15:14), а не «тусоваться» с Ним, как мы это делаем с земными приятелями.

Христос: Во время Воплощения человеком сделался только Сын, и из трех божественных Ипостасей только Он страдал и умер на кресте (Ин. 1:14-18; Рим. 5:10; 8:3; Евр. 5:7-8). Отец всегда был с Сыном и в Сыне (см., напр., Ин. 14:10-11; 16:32), но Отец никогда не вочеловечивался.

Зло: Зло — не просто отсутствие добра, но и его противоположность (Рим. 12:9). Панентеистам трудно избежать вывода, который просвечивает и в «Хижине», что зла в реальном смысле не существует. Однако Иисус недвусмысленно называет «злыми» людей и их дела (Мф. 7:11; 12:34-35). Библия нигде не говорит, что такие вещи, как смерть, могут быть благом; смерть — это последний враг, которому надлежит быть уничтоженным (1 Кор. 15:26). Бог действительно может обратить зло в добро (Быт. 50:20), однако обещает сделать это не для всех и каждого, а только для тех, кто любит Его и живет в соответствии с Его волей (Рим. 8:28).

Спасение: Иисус говорил, что Бог не простит и не спасет всех (Мф. 7:13-14, 21-23; 12:31-32; 26:24). Смерть Иисуса является основой для нашего примирения с Богом, но это примирение не произойдет без веры с нашей стороны (2 Кор. 5:18-20). Те, кто исповедует свои грехи и верует в Иисуса, получают прощение (Деян. 10:43; 26:18; 1 Ин. 1:9). Тех, кто отвергает Христа, ждет ад — озеро огненное (Мф. 25:46; 2 Фесс. 1:6-9; Отк. 20:10-15){13}.

Церковь: Человек становится частью Церкви не потому, что любит и любим. Церковь — это основанное Иисусом заветное сообщество людей, которые собираются вместе из верности Ему (Мф. 16:18; 1 Кор. 1:2; 11:18; 1 Тим. 3:15; Евр. 10:25). Человек становится частью Церкви, когда исповедует веру во Христа и принимает Крещение (Мф. 28:18-20; Деян. 2:38,41; 1 Кор. 12:13). Хотя вселенская Церковь не является земной, человеческой организацией, она существует в виде различных институтов, в т. ч. рукоположенных служителей (Деян. 14:23; Еф. 4:11; 1 Тим. 3:1-13; 1 Пет. 5:5). Библия не допускает анархии ни в Церкви, ни в ее деятельности (Рим. 13:1-6). Намерение Янга с помощью своей книги стимулировать в читателях доверие к Богу и стремление к добру заслуживает одобрение. Однако богословие, которое он использует для этой цели, неприемлемо.

— Роберт М. Боумэн

Сноски

1. Grossman, Cathy Lynn. “‘Shack’ opens doors, but critics call book ‘scripturally incorrect’”, USA Today, 29.05.2008. [Назад]

2. Интервью с Джеймсом Робинсоном, 14-15 июля 2008 года. www.lifetoday.org/site/PageServer?pagename=tel_ USCalendar_Jul08. [Назад]

3. www.windblownmedia.com/news.html [Назад]

4. Streib, Lauren. “Paul Young’s Publishing Miracle”, Forbes, 22.06.2009. [Назад]

5. Young, William Paul. “Is the story of THE SHACK true… is Mack a ‘real’ person?” WindRumors (блог), 15.08.2007. [Назад]

6. Lewis, Linda M. Elizabeth Barrett Browning’s Spiritual Progress: Face to Face with God (Columbia, MO: University of Missouri Press, 1998), pp. 11-13. Дополнительную информацию о личности и учении Эммануила Сведенборга можно найти в статье В. Сорокиной «„Тайна“ алчности», опубликованной в «Вестнике ЦАИ» №42 (январь-апрель 2009). [Назад]

7. Young, William Paul. “Ellul, The Shack, and Theodicy”, WindRumors (блог), 27.06.2007. [Назад]

8. Ellul, Jacques. Anarchy and Christianity (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1991), pp. 33-34. [Назад]

9. Боумэн, Роберт М. Движение Веры: Искушение здоровьем и преуспеванием (СПб.: Центр апологетических исследований, 2007), с. 215-218. [Назад]

10. Jacobson, Wayne. “Is the Shack Heresy?” Lifestream (блог), 04.03.2008. [Назад]

11. De Young, James B.. “At the Back of The Shack: A Torrent of Universalism: A Review”, 05.2008. [Назад]

12. См. Bowman, Robert M., Komoszewski, J. Ed. Putting Jesus in His Place: The Case for the Deity of Christ (Grand Rapids, MI: Kregel, 2007), pp. 223-266. [Назад]

13. См. Boa, Kenneth D., Bowman, Robert M., Sense and Nonsense about Heaven and Hell (Grand Rapids, MI: Zondervan, 2007), pp. 80-119. [Назад]

Роб Боумэн возглавляет исследовательский отдел Института религиозных исследований (www.irr.org). Его перу принадлежат несколько десятков книг, в т. ч. «Движение Веры: искушение здоровьем и преуспеванием» (ЦАИ, 2007).

Оглавление

«Хижина»: откровение или обольщение?

Норман Гайслер

«Хижина» — это образчик христианской беллетристики, нового, быстро развивающегося жанра в христианской культуре. Она доносит до читателей идеи в непринужденной, читабельной, не раздражающей манере. На основании собственного личного опыта автор книги, Уильям П. Янг, пытается дать ответ на ряд ключевых жизненных вопросов: кто такой Бог? кто такой Иисус? что такое Троица? что такое спасение? действительно ли Иисус — единственный путь на не небеса? если Бог существует, почему в мире есть зло? Что будет со мной после смерти?

Мысль Янга отчетлива и понятна: забудьте все, что Вы раньше думали о Боге, забудьте все, чему вас учили в семинарии, и осознайте, что Бог является каждому из нас в том виде, в каком это нужно лично нам. Мы не можем полагаться на свой прежний религиозный опыт (с. 113). Автор «Хижины» пытается изложить христианское мировоззрение в рамках жанра религиозной беллетристики, но весь вопрос в том, можно ли назвать его мировоззрение христианским.

Проблема №1: отрицание традиционного христианства

За внешностью «Хижины» скрывается отрицание традиционного христианства (с. 227-228). Янг утверждает, что традиционное христианство не решило его проблемы. Не помогло даже семинарское образование (с. 78). Янг настаивает на том, что христианство необходимо пересмотреть, прежде чем оно станет понятным. Однако возникает закономерный вопрос — может быть, это не христианство нуждается в пересмотре, а христиане нуждаются в духовном оживлении? Несомненно одно: христианство не следует отвергать только потому, что некоторые его представители лицемерят. Да, некоторые семинарии дают некачественное образование, и даже хорошее семинарское образование бесполезно, если его не использовать должным образом. Однако не следует выплескивать вместе с водой и младенца. Христос основал Церковь и сказал, что врата ада не одолеют ее (Мф. 16:16-18). Автор «Хижины» предлагает променять Церковь, полную людей, слушающих проповедь Божьего Слова, на пустую хижину, в которой нет ни
того, ни другого.

Проблема №2: приоритет личных переживаний перед откровением

Основополагающий изъян в мировоззрении «Хижины» заключается в том, что автор отвергает библейское откровение на основании личных переживаний. Предлагаемые решения он черпает не из Писания, а из внебиблейских источников (с. 106-125). Он предпочитает небиблейские голоса голосу Божьему в Писании. Сюжет книги целиком основан на пресловутых «откровениях» от «Троицы», полученных в хижине. Хотя Янг время от времени и ссылается на какие-то библейские истины, но не использует их как авторитетное основание. В конечном счете, он использует собственный опыт для толкования Библии, а не Библию для толкования собственного опыта. И это приводит его к отрицанию основополагающего учения протестантизма.

Проблема №3: отрицание принципа Sola Scriptura

Автор «Хижины» не признает за Библией право быть единственным мерилом в вопросах веры и жизни. Вместо того, чтобы найти Библию у алтаря маленькой ветхой сельской церквушки и найти утешение и совет в Божьем Слове, главный герой книги получает указание отправиться в пустую хижину без всякой Библии, чтобы внебиблейские голоса объяснили ему, как пережить произошедшую с ним трагедию.

Автор «Хижины» отвергает все, чему его «учили в семинарии» — «что Бог прекратил общение с современными людьми и предпочитает, чтобы они только следовали букве Писания… Глас Господень редуцировался до бумаги… Вроде бы непосредственное общение с Богом было чем-то истинным лишь для древних неискушенных людей… Никто не искал вестей от Бога в почтовом ящике, только в книге» (c. 78).

Между тем, Библия ясно говорит, что «Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16-17). Действительно, мы находим утешение не во внебиблейских откровениях, оно даруется нам через «все, что писано было прежде», чтобы мы «терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим. 15:4). Короче говоря, Библия достаточна для веры и жизни. Чтобы вести христианскую жизнь, мы не нуждаемся ни в какой новой истине извне Библии. Но, конечно, это не означает, что Бог не может, когда это нужно, с помощью различных событий, в том числе трагических, приводить нам на память библейские принципы. Он может, и Он это делает. Но эти переживания не приносят с собой никаких новых откровений. Это всего лишь возможности, которые Бог использует для того, чтобы еще раз привлечь наше внимание к единственному непогрешимому письменному источнику Его откровения — к Библии, и только к ней одной. Отречься от этого фундаментального принципа значит отказаться от протестантизма в пользу мистицизма.

Проблема №4: небиблейские представления о природе и Триединстве Бога

К своему ошибочному пониманию Писания автор «Хижины» добавляет неортодоксальные представления о Троице. Бог является главному герою в виде трех отдельных ичностей (с тремя разными телами), что наводит на мысль о троебожии — вопреки тому, что сам автор отрицает и троебожие («Мы не три бога»), и модализм («мы не говорим здесь об одном Боге в трех ролях» — с. 100). Тем не менее, Янг делает упор не на единстве природы Бога, а на единстве во взаимоотношениях Лиц Троицы. Он ошибочно изображает множественность Бога как существование трех отдельных личностей: Бог Отец является главному герою в виде «крупной, радостно улыбающейся негритянки» (с. 99), Иисус — в виде работяги с Ближнего Востока (с. 101-102). Дух Святой предстает в виде «миниатюрной женщины с совершенно азиатскими чертами лица» (с. 101). Если верить Янгу, единство Бога заключается не в единстве сущности (природы), как гласит ортодоксальное учение о Троице. Скорее, это единство во взаимоотношениях между тремя разными личностями. Помимо лжеучения о том, что Бог Отец и Святой Дух имеют физические тела (поскольку «Бог есть дух» — Ин. 4:24), Лица Троицы — не три отдельных личности (какими их изображает автор «Хижины»); это три разных личности, объединенных одной божественной природой. Аналогичным образом, у треугольника есть три разных угла, но это один треугольник. У треугольника нет отдельных углов (иначе он перестал бы быть единой фигурой). Точно так же и Бог един по природе, но существует в виде трех разных (но не отдельных) Личностей: Отца, Сына и Святого Духа.

Проблема №5: небиблейские представления о наказании за грех

Еще одно заблуждение автора «Хижины» заключается в том, что Бог может оставить грех без наказания: «При этих словах Папа бросила свою работу и обернулась к Маку. Он увидел в ее глазах глубокую грусть. „Я не то, что ты обо мне думаешь, Макензи. Мне нет необходимости наказывать людей за грехи. Грех уже сам по себе наказание, пожирающее тебя изнутри. И моя цель не в том, чтобы наказать за него, моя радость — исцелить от него“» (с. 146). Как бы приятны ни были эти слова для нашего слуха, они свидетельствуют, как минимум, об опасном перекосе в представлениях о Боге. Ибо помимо того, что Бог любящ и благ, Он также свят и справедлив. И именно потому, что Он справедлив, Бог не может оставить грех без наказания. Библия отчетливо говорит: «Душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:4). «Я — Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят» (Лев. 11:44). Бог настолько свят, что пророк Аввакум говорит о нем: «Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния…» (Авв. 1:13). Апостол Павел пишет: «Возмездие за грех — смерть…» (Рим. 6:23). И добавляет: «Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:19).

Проще говоря, автор «Хижины» рисует однобокий образ Бога — любящего, но не справедливого. Образ Бога, Который не наказывает за грех, лишает всякого основания главную весть христианства — о Христе, умершем за грехи наши и воскресшем из мертвых (1 Кор. 15:1-4). Некоторые современные авторы, пользующиеся непонятной популярностью в христианской среде, уже позволяют себе прямые и едва ли не богохульные выпады в адрес искупительной жертвы Христа, называя его «космическим насилием над ребенком — мстительный отец, наказывающий сына за проступки, которых тот даже не совершал» (Chalke, Steve. The Lost Message of Jesus, p. 184). Таков неизбежный конец всякой логики, которая отрицает, что гнев Бога, страшного в Своей святости, был умилостивлен (удовлетворен) жертвой, принесенной за наш грех (1 Ин. 2:2). Ибо Христос по нес на Себе наше наказание, «сделавшись для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21), и «пострадав за грехи наши, праведник за неправедных, чтобы
привести нас к Богу» (1 Пет. 3:18).

Проблема №6: ошибочное понимание Воплощения

Очередной повод для беспокойства — ошибочное понимание личности и деяний Христа. В «Хижине» мы читаем: «Когда мы трое проявили себя среди людей в качестве Сына Божьего, мы стали полностью человеком. Мы также решили принять все ограничения, какие это влекло за собой. И хотя мы и прежде присутствовали в этой сотворенной вселенной, теперь мы обрели плоть и кровь» (с. 120). Между тем, это совершенно неверное понимание Воплощения Христа. Во плоти явилась не вся Троица, а только Сын (Ин. 1:14), причем божественная природа не превратилась в человеческую — Второе Лицо Троицы облеклось в человеческую природу, не оставляя своей божественной природы. Ни Отец, ни Святой Дух в человеческую природу не облекались — это сделал только Сын.

Проблема №7: ошибочное понимание спасения

По словам Янга, Христос — не единственный путь к Отцу, а просто «наилучший» способ связаться с Ним (с. 134). «Наилучший» — не обязательно единственный, т. е. это означает, что могут быть и другие способы связаться с Богом. Это допущение противоречит словам Самого Иисуса: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Кроме того, «верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин. 3:18). Иисус — не просто «наилучший» путь, Он — единственный путь к Богу. Апостол Павел писал: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус…» (1 Тим. 2:5).

Проблема №8: еретическое учение о страданиях Христа

Также в книге присутствует древняя ересь, известная как «патрипассианство» (букв. «страдание Отца»). Янг утверждает, что Бог Отец страдал вместе с Сыном: «„Ты видел раны на руках Папы?“ „Я не понял, откуда они. Как он смог…?“ „Из любви. Он избрал крестный путь… во имя любви» (с. 205). Но и Апостольский Символ Веры, и Никео-Цареградский Символ Веры (325 г. н. э.) совершенно ясно говорят, что за нас на кресте пострадал один Иисус. И пострадал Он только по плоти. Утверждать обратное означало бы «сливать две природы» Христа, что было прямо осуждено в Халкидонском оросе (451 г. н. э.). Страдания — это разновидность изменений, а Библия совершенно ясно говорит, что Бог не может меняться. «Я — Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3:6). « у [Бога] нет изменения и ни тени перемены » (Иак. 1:17). Даже когда все остальное меняется, Бог остается «тем
же» (Евр. 1:10-12).

Проблема №9: отрицание иерархических отношений в Троице

Автор «Хижины» также утверждает, что ни в Боге, ни в человеческих сообществах, устроенных по Его образцу, нет никакой иерархии. Он убежден, что иерархия является исключительно следствием борьбы людей за власть. Янг пишет о Боге: «„Ну, я знаю, что вы одно и все вместе и что вас трое. Но вы так заботливы, так предупредительны. Разве один из вас не главнее остальных двоих? …я всегда считал, что Бог-Отец в некотором роде босс, Иисус подчиняется ему, исполняет приказы…“ „Макензи, у нас так и не сложилось никакой окончательной иерархии, только союз. Мы находимся в круге взаимоотношений, а не в цепи субординации… То, что ты наблюдаешь, это взаимоотношения без применения какой-либо власти… Иерархия среди нас не имела бы никакого смысла» (с. 148-149).

Тем не менее, Янг ни разу не ссылается на Писание в подтверждение этого эгалитарного представления о Боге и человеческих взаимоотношениях — и не без причины, поскольку Библия ясно утверждает, что в отношениях внутри Троицы, в семье и в церкви существует порядок главенства. Покорность и послушание — это библейские понятия. Иисус покорился Отцу: «Отче Мой! …не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). «…смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). И даже на небесах «Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28). Дети должны повиноваться своим родителям. Апостол Павел пишет: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе…» (Еф. 6:1). Женщинам адресовано аналогичное увещание: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу…» (Еф. 5:22). «…всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог» (1 Кор. 11:3). Верующие должны «повиноваться наставникам своим и быть покорными» (Евр. 13:17). Также и граждане государства должны «повиноваться и покоряться начальству и властям» (Титу 3:1).

Иерархические отношения между Лицами Троицы являются основой всех человеческих взаимоотношений. И чистая любовь этому вовсе не препятствует; она этого требует. Библия провозглашает: «Это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его…» (1 Ин. 5:3). Тот факт, что Янг изобража- ет Бога не Отцом, а Матерью, выдает в его мировоззрении скрытый антагонизм к мужскому началу. Он пишет: «Мужчины вроде бы причиняют больше всего боли в этом мире. Они виноваты в большинстве преступлений, многие из которых направлены против женщин и… детей… Мир, во многих смыслах, был бы более спокойным и приятным местом, если бы правили женщины. Куда меньше детей было бы принесено в жертву богам жадности и власти» (с. 148). Однако Янг не объясняет, почему «правление» женщина над миром не было бы иерархией.

Проблема №10: умолчание о роли Церкви в назидании верующих

Автор «Хижины» обходит полным молчанием ту важную роль, которую играет в жизни людей, нуждающихся в утешении, христианская община. Напротив, в книге присутствует некая антицерковная направленность. Однако это явно идет вразрез с библейским повелением. Правильная альтернатива плохой церкви — не отсутствие церкви, а хорошая церковь. Бог поставил в Церкви «одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:11-12). Апостол Павел писал: «Каждому [члену Тела Христова] дается проявление Духа на пользу» (1 Кор. 12:7). Янг же вместо живой церкви, собрания биб лейских верующих, отправляет своего героя в заброшенную хижину, где нет ни Библии, ни верующих. Скорбящий герой (а вместе с ним и читатель) должен найти утешение в этой пустой лачуге, слушая путаные рассуждения автора о Боге. На ум сразу приходят библейские предостережения об опасности духов-обольстителей (1 Тим. 4:1; 1 Ин. 4:1; 2 Кор. 11:14). Что же касается нужды в Церкви, Писание призывает нас «не оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваем приближение дня оного» (Евр. 10:25). Без регулярного общения с общиной верующих, которые назидают друг друга, духовное возрастание христианина замедляется и даже останавливается.

Проблема №11: размытость представлений о том, кто будет спасен

Хотя автор «Хижины» и не скатывается до откровенного универсализма («спасутся все»), который присутствует в сочинениях некоторых современных авторов, он стоит на позициях широкого инклюзивизма, полагая, что едва ли не любой человек, исповедующий едва ли не любую религию, может спастись даже без веры во Христа. Янг вкладывает в уста Иисуса следующие слова: «„Те, кто меня любит, приходят из всех существующих систем. Это буддисты и мормоны, баптисты и мусульмане… и многие, кто вообще… не ходит на воскресные проповеди и не принадлежит никаким религиозным институтам… Банкиры и букмекеры, американцы и иракцы, евреи и палестинцы. У меня нет желания делать из них христиан, однако я хочу видеть, как они перерождаются в сыновей и дочерей моего Отца…“ „ Значит ли это… что все дороги ведут к тебе?“ „Вовсе нет… Большинство дорог не ведут вообще никуда. Но это значит, что я сам готов идти по любой дороге, чтобы отыскать тебя» (с. 228).

Эти утверждения тоже не имеют ничего общего с Библией. Напротив, Писание утверждает, что без познания Христа спасение невозможно. В Деян. 4:12 говорится, что «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». В 1 Тим. 2:5 апостол Павел настаивает, что «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус». И Сам Иисус сказал: «Если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Ин. 8:24). Ибо «не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3:36). И «неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин. 3:18).

Заключение

«Хижина» дает читателю возможность прикоснуться к сегодняшней культуре — но только за счет искажения христианской истины. Кто-то из читателей может найти в ней психологическую поддержку, но богословие этой книги способно причинить вред каждому, кто ее открывает. В ней содержится превратное понимание Бога, Троицы, Личности и деяний Христа, природы человека, институтов семьи и брака и природы Евангелия. Для тех, кто не был наставлен в здравом христианском учении, она крайне опасна. Она обещает читателю благую весть, но лишает его единственной подлинной Благой Вести (Евангелия) о Христе, пострадавшем за нас. В конечном итоге, подлинную свободу может дать только истина. Иисус сказал: «…познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Ложь может на время улучшить ваше самочувствие, но лишь до тех пор, пока вы не найдете истину. «Хижина» искажает многие важные христианские учения. Она обещает людям преображение, но ей недостает преображающей силы Божьего Слова (Евр. 4:12) и поддержки христианской общины (Евр. 10:25). С точки зрения богословия, эта книга — не «Путь паломника», а «Путь отступника».

— Норман Л. Гайслер, Билл Роуч

На пороге «Хижины»

В начале 2010 года московское издательство «Эксмо» представило читателям перевод мистической истории на тему добра и зла, получившей огромное признание в США. Теперь наряду с книгами таких проповедников позитивного мышления, как Ронда Берн, Майкл Дули, Джон Ассараф и Дипак Чопра, в серии «Сенсация»{1} представлена «Хижина» — спорное творение Уильяма П. Янга, вошедшее, однако, в список десяти продаваемых книг по версии газеты USA Today{2}.

В чем секрет популярности столь малохудожественного произведения? По мнению российских читателей, роман Янга – это «прекрасное повествование о пробуждении, исцелении и возрождении души Мака — главного героя», которое «приблизит наш народ к Богу»{3}. Эта «…книга переворачивает понимание отношения человека к Творцу. В книге традиционное христианство теряет привлекательность и рождается стремление идти и искать свою „Хижину”, искать свое место встречи с Богом, который оказывается совсем рядом»{4}. Романы, подобные «Хижине», не пропагандируют, а доступно излагают христианские идеи{5}, они заполняют пробелы, «причем не так, как заполняет их церковь» и поэтому «так хочется им верить!»{6}.

Альберт Молер

Читая отзывы в Интернете, нетрудно сделать вывод, что «Хижина» действительно побуждает читателей к переосмыслению отношений с Богом. Однако фразы «религия теряет привлекательность», «не так, как церковь», «переворачивает понимание отношения человека к Творцу» показывают, что читатели с готовностью принимают альтернативный путь богопознания, и их нисколько не смущает тот факт, что созданный автором образ Троицы бесконечно далек от библейского. Кто-то возразит, что роман Янга — это всего лишь художественный вымысел, плод творческой фантазии автора. Не так ли защищал и Дэн Браун свой провокационный роман «Код да Винчи»? Трудно представить, что автор «Хижины» так наивен и не предполагал, что книга будет рассматриваться как его богословское утверждение. Но, как справедливо отмечает Альберт Молер, президент Южно-баптистской богословской семинарии:

…невозможно отрицать наличие в романе последовательной теологической дискуссии. Отклонения от традиционного христианского богословия и даже ереси есть во многих известных романах и литературных произведениях. Весь вопрос в том, являются ли эти ложные учения частью сюжета или богословским утверждением? В отношении «Хижины» очень тревожит тот факт, что многие читатели, привлеченные богословским посылом книги, не сознают, что она противоречит Писанию по многочисленным ключевым вопросам{7}.

Роман Янга — не столько художественное произведение, сколько оформленная в виде незатейливой драматической истории декларация нового постмодернистского понимания христианства, которое, к несчастью, находит все больший отклик в евангелических церквях Запада. «Хижина» в полной мере отражает мировоззрение движения Emergent Church, суть которого Спенсер Бёрк, один из идеологов этого движения, объясняет так:

Я убежден, что в текущий момент истории в Боге следует сомневаться настолько же, насколько повиноваться Ему, создавать Его заново, а не просто поклоняться Ему. Нашу точку зрения следует постоянно обсуждать, пересматривать и подвергать изменениям. Духовность в двадцать первом веке не высечена из камня, но соткана из ткани нашей жизни в новых и постоянно меняющихся обстоятельствах{8}.

К сожалению, недостаток качественной христианской литературы и отсутствие систематических богословских знаний способствуют тому, что читатели без колебаний переступить порог «Хижины». И если главным достоинством книги наши читатели считают новаторский подход автора и простоту изложения идей, а не верность библейскому учению, то российским христианам следует всерьез задуматься о приоритетах евангельской проповеди.

Судя по отзывам, Пол Янг, не будучи профессиональным писателем, смог разбудить и в российских читателях глубокие чувства и буквально влюбить в свой роман часть христиан. Мы надеемся, что этот выпуск «Вестника ЦАИ» убедит сомневающихся задуматься над тем, какую духовную пищу мы употребляем. Ведь не абстрактная вера самоценна, но вера в Истину, и не безликая любовь нужна нам, но любовь к библейскому Христу. Все другие человеческие измышления лишь искажают библейский образ Бога.

Посему и мы, имея вокруг себя та кое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
(Евр. 12:1-2)

— Валерия Сорокина

Сноски

1. www.eksmo.ru/catalog_books/catalogs/detail.php?ELEMENT_ID=245733 [Назад]

2. Зарубежные бестселлеры-2008. www.interfax.by/article/39759 [Назад]

3. www.philadelphiabooks.ru/index.php?doc=Products&pid=12432&lb=off [Назад]

4. www.books.ru/shop/books/727078 [Назад]

5. http://rebooks.ru/nonfiction/mysticism/yang-house-talk-god/ [Назад]

6. http://prochtenie.ru/index.php/publ/3570 [Назад]

7. Mohler A., Jr. «The Shack — The Missing Art of Evangelical Discernment». www.albertmohler.com/2010/01/27/the-shack-the-missing-art-of-evangelical-discernment/ [Назад]

8. Burke S. Heretic’s Guide to Eternity. Jossy-Bass, 2006. P. xxii [Назад]

Оглавление

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РАДИОПРОГРАММА «ЩИТ ВЕРЫ» НА ТРАНСМИРОВОМ РАДИО

Дорогие друзья,

два раза в месяц по пятницам с 20:00 до 21:00 сотрудники Центра апологетических исследований вместе с пастором санкт-петербургской церкви "Часовня на Голгофе" Дмитрием Трибельским обсуждают различные вопросы, связанные с культами и нехристианскими учениями, в прямом эфире Трансмирового радио. Вещание ведется на волнах Семейного радио г. Тарту (частоте 1035 кГц СВ (АМ)) и ловится в Европейской части России, Эстонии, Беларуси, Украины и в Хельсинки (в окрестностях Нарвы передачи транслируются и на частоте 95,6 FM). Если Вы живете вне зоны уверенного приема, то можете слушать передачи в прямом эфире через сеть Интернет (http://www.twrradio.ru/index.php?id=52).

Поскольку передачи идут в прямом эфире, мы будем рады Вашему участию в виде свидетельств, комментариев, вопросов и ответов на наши вопросы. Связаться со студией Трансмирового радио можно одним из указанных ниже способов:

  • По телефону в Санкт-Петербурге 596-04-52 — Телефонный код России (7), телефонный код Санкт-Петербурга (812)
  • По электронной почте, используя специальную форму для отправки сообщений
  • С помощью программы Skype, отправляя сообщения на имя пользователя twrradio

Найти записи некоторых прошлых передач можно на этой странице.

Присылайте на адрес Центра вопросы, обсуждение которых вы хотели бы услышать в следующих передачах.

КАК ПРИСЛАТЬ ПОЖЕРТВОВАНИЯ

Наша организация существует, главным образом, на средства жертвователей. Мы сердечно благодарим всех, кто уже поддерживает нас и обращаемся к вам с просьбой и далее жертвовать средства на издание «Вестника ЦАИ»

Если вы решили пожертвовать на служение ЦАИ какую-либо сумму, пошлите ее почтовым (или банковским) переводом. На почтовом бланке в графе «назначение платежа» напишите: «Пожертвования» без указания назначения пожертвований. Квитанцию вложите в письмо, в котором укажите назначение этих пожертвований.

Реквизиты для почтового перевода:

194044, Россия, С-Петербург, а/я 954, Центр апологетических исследований. Столярову П. Н.

Реквизиты для банковского перевода:

СПб ОО «Центр апологетических исследований» ИНН 7826053249, КПП 783901001
Р/с 40703810849000001515 в ОАО «Банк «Санкт-Петербург», БИК 044030790,
корсчет 30101810900000000790

Оглавление


ПРИ ПЕРЕПЕЧАТКЕ ССЫЛКА НА «ВЕСТНИК ЦАИ» С УКАЗАНИЕМ ПОЧТОВОГО И ЭЛЕКТРОННОГО АДРЕСА ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНА

Руководитель проекта: Павел Столяров.

Главный редактор: Дмитрий Розет

Отдел рассылки: Валерия Сорокина

Оглавление


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
Russia@Apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное