Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости ЦАИ 29 марта


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

23-29 марта 2017 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

Минюст приостанавливает деятельность "Свидетелей Иеговы" в России

Деятельность организации "Свидетели Иеговы" приостановлена на территории России в связи с осуществлением экстремистской деятельности, сообщается на сайте министерства юстиции РФ.

Религиозная организация "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России" распоряжением Минюста от 15.03.2017 №320-р "О приостановлении деятельности религиозной организации" добавлена в список общественных и религиозных организаций, деятельность которых "приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности", следует из материалов сайта.

Ранее Минюст РФ подал в Верховный суд иск о запрете в стране организации "Свидетели Иеговы" после выявленных в ходе проверки нарушений антиэкстремистского законодательства сообщили в пресс-службе министерства.

Рассмотрение административного иска Минюста РФ о признании религиозной организации "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России" экстремистской, запрете ее деятельности и ликвидации назначено на 5 апреля.

Организация "Свидетели Иеговы" регулярно становится объектом внимания надзорных органов во всех регионах России, кроме того, в ряде регионах ее деятельность запрещена.

Ранее Верховный суд РФ признавал законными решения о ликвидации территориальных отделений "Свидетелей Иеговы" в Орле, Старом Осколе и Белгороде, Абинске Краснодарского края, Самаре, Биробиджане и других городах.

Местные отделения организации неоднократно привлекались к административной ответственности за распространение экстремистских материалов в Тюмени, Абинске, Самаре, Саранске, Воронеже, Нижнем Новгороде, Геленджике и т.д.

Интерфакс, 23.03.2017

к оглавлению

Эксперт при Минюсте допустил полный запрет "Свидетелей Иеговы" в России

Роман Силаньтьев

Минюст в четверг сообщил, что религиозная организация "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России" теперь числится в списке религиозных объединений, работа которых приостановлена "в связи с осуществлением экстремистской деятельности". Окончательное решение о том, запрещать ли работу организации в России, верховный суд примет 5 апреля.

"Да", — ответил эксперт на вопрос РИА Новости, допускает ли он полное прекращение деятельности "Свидетелей" в России.

"Были случаи, когда их лишали статуса юрлица, как, например, в Москве. На данный момент то, что деятельность приостановили — это шаг к признанию их деятельности экстремистской", — добавил Силантьев.

По его данным, в России насчитывается около 165 тысяч членов этой организации. Основной рост членов "Свидетелей Иеговы", по словам эксперта, начался в конце 1980-х годов. "Они довели число своих общин до 409, потом рост прекратился. Некоторые общины были ликвидированы, сейчас (осталось) порядка 400", — сообщил Силантьев.

"Управленческий центр свидетелей Иеговы в России" – головная организация, управляющая филиалами "Свидетелей Иеговы" на российской территории. У религиозной организации регулярно возникают проблемы с законом – от судебных постановлений о запрете детальности и ликвидации отделений до штрафов за хранение экстремистских материалов.

Как утверждается на сайте "Свидетелей Иеговы в России", документов о подаче иска Минюстом организация не получала.

РИА Новости, 24.03.2017

к оглавлению

В Армении обеспокоены появлением на улицах Еревана представителей запрещенных в РФ «Свидетелей Иеговы»

Алмаст Мурадян

Всего через несколько дней после решения Минюста России о приостановлении деятельности религиозной организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы» в связи с осуществлением ею экстремистской деятельности на центральных улицах Еревана появились российские представители данной организации напару с армянскими. Они пытаются добиться возможности установить запрещенные в РФ стенды со своей литературой в самых популярных местах города — на улицах Маштоца и Абовяна, у здания Оперы, в парках и близ Цицернакаберда. Об этом в беседе с PanARMENIAN.Net сообщила глава НПО «Диалог» Алмаст Мурадян, отметив, что для него было ясно, куда отправятся члены запрещенной в РФ организации со своей литературой.

«Почему мы не предпринимаем никаких действий? Интересно, Отдел по вопросам национальных меньшинств и религии при правительстве РА не предпринимает никаких действий для предотвращения или осуществления контроля за проникновением подобного мусора в Армению», — отметила Мурадян.

По его словам, абсурдным является тот факт, что невоюющей России эта организация и ее литература считается экстремистской, а в воюющей Армении свободно распространяется, процветает и считается религиозной литературой.

«Приехав из РФ, они начали осуществлять более агрессивную пропаганду, увеличивая количество стендов, оскорбляя людей и приверженцев других религий. Многие продажные правозащитники пытаются представить, что «Свидетели Иеговы» ущемлены в правах в Армении и нуждаются в защите. Однако те, кто когда-либо общался с ними, скажет, что они не только агрессивны и нетерпимы по отношению к любым другим религиозным организациям, но и незаконно записывают разговор, угрожают и используют государственные органы, чтобы доказать свою «правду», крича «мы вызовем полицию, чтобы вас арестовали». Пытаются использовать государственные органы той страны, государственность и национальность которой не принимают, готовы в любой момент предать ее, за которую они не хотят бороться и носить оружие, и ценности которой они попирают каждый день, распространяя свои идеи»,- заметила Мурадян, добавив, что из РФ представители «Свидетелей Иеговы» приехали семьями, «представьте количество».

PanARMENIAN, 27.03.2017

к оглавлению

МОРМОНИЗМ

Мормонский кодекс здоровья

Чтобы согласиться с разумностью отказа от табака — с его явными канцерогенными и вызывающими зависимость компонентами — не нужно быть семи пядей во лбу. С отказом от спиртного все несколько сложнее, но и у алкоголя есть свои негативные стороны. Но попробуйте предложить бельгийцам и бразильцам отказаться от кофе, или японцам, французам и англичанам — жить без чая. Многие сказали бы, что это лишено всякого смысла — с точки зрения здоровья и уж во всяком случае с точки зрения праведности. Однако именно это должны делать мормонские миссионеры, рыщущие по планете в поисках потенциальных новых членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней из штата Юта. Человек, желающий принять мормонское крещение или получить доступ в храм СПД должен соблюдать «Слово мудрости» — кодекс здоровья, который запрещает употребление перечисленных веществ.

Первая временная рекомендация на этот счет была провозглашена как откровение свыше в 1830-х года основателем мормонов Джозефом Смитом — не как «заповедь или запрет», а как «слово мудрости». Однако к началу XX века руководители СПД сделали эти ограничения обязательными, и воздержание от некоторых веществ стало визитной карточкой мормонов. Перевернутые вверх дном кофейные чашки (иногда это называют «мормонским флипом» [англ. mormon flip]) и «Спрайт» в бокалах для вина является свидетельством верности заветам СПД для всех присутствующих и для потенциальных критиков. Эти напитки остаются под запретом, несмотря на растущее количество свидетельств полезности умеренного употребления вина и тот факт, что в кофе и чае содержатся антиоксиданты, помогающие бороться с болезнями.

Хотя некоторые называют «Слово мудрости» причиной в целом хорошего здоровья и долголетия Святых последних дней, мормонское руководство признает, что здоровье в этом вопросе — не главное. «Это символ готовности жить в послушании требованиям, которые Бог открыл членам церкви через Своих пророков», — говорит представитель СПД Эрик Хоукинс, добавляя, что следование правилам позволяет мормонам участвовать в священных обрядах.
Иными словами,согласно учению мормонов, отказ от некоторых веществ представляет собой важный акт подчинения авторитету, то есть необходимый шаг к спасению. Но разве теперь, когда мормонизм охватывает весь мир, эти правила не утратили свое значение в качестве эталона нравственного достоинства?

Средство самоидентификации

После того, как в конце XIX века церковь СПД официально отказалась от многоженства и теократии, «Слово мудрости» стало «поразительно эффективным средством обозначения границ», — говорит Патрик Мэйсон, глава кафедры мормоноведния в южнокалифорнийском Клермонтском университете последипломного образования. «Оно позволило мормонам бесконфликтным образом оставаться видимо отличными и отдельными от окружающих. Это не оскорбляло чувства [традиционной Америки] так, как их оскорбляло многоженство».

У мусульман, иудеев и некоторых христиан (например, адвентистов седьмого дня) есть правила относительно того, что следует и чего не следует есть и пить верующим, говорит Мэйсон, и эти правила могут казаться окружающим надуманными и необъяснимыми. С мормонами дело обстоит так же, и это нормально. «Отказ от кофе или чая не повредит вашему здоровью, — говорит ученый. — Ведь, в конце концов, церковь запрещает не фрукты и не овощи».

Употребление запрещенных веществ может стоить в остальном верному человеку полноценной жизни в церкви СПД, говорит Мэйсон, но не небес. Учение мормонов предлагает множество «посмертных» возможностей войти в рай.
Однако соблюдение «Слова мудрости» имеет свои социальные последствия. «Это всегда означало, что некоторые люди, в остальном верующие, не могли полноценно участвовать в жизни церкви, — говорит Мэйсон, — только потому, что не могли отказаться от каких-то своих привычек». По его словам, среде СПД к таким людям иногда относятся как к «гражданам второго сорта», они не могут получить доступ в храм или «призвание» (должность) в церкви, сотрудники которой работают на добровольных началах.

«Слово мудрости» уже создавало проблемы в семьях, среди соседей и между друзьями. И модель, принятая в иудаизме, не работает в церкви, насчитывающей 15,6 млн. человек.

«Конечно, в рядах мормонов присутствуют разные точки зрения, но они не связаны с какими-то формальными подгруппами, вроде ортодоксального, консервативного или реформистского иудаизма, — поясняет Брайан Берч, глава кафедры религиоведения в Университете Вэлли (Орем, штат Юта). — Человеку непросто идентифицировать себя как „мормона-реформиста“ в отношении того, как он соблюдает „Слово мудрости“ и прочие вероучительные положения». Однако появление таких групп, возможно, уже не за горами.

Новое поколение

Мормонка Яна Рисс отказалась от запретных напитков за шесть месяцев до того, как ее погрузили в воды крещения. Рисс, писатель и редактор, живущая в Цинциннати, видела, какие страдания принес ее семье алкоголизм, поэтому отказаться от вина ей было нетрудно. «Если у тебя такое семейное прошлое, ты, скорее всего, попытаешься понять, в чем проблема, — говорит она, — и построить свою жизнь по-другому». Отказавшись от кофе, вспоминает Рисс, она стала лучше спать. «Я получила то, что обещало мне „Слово мудрости“, — говорит она, — и решила, что это правило принесет мне какую-нибудь пользу».

Рисс продолжает следовать требованиям СПД по этому поводу, но не осуждает тех, кто поступает иначе. Непослушание в этом вопросе — «совсем не грех», роняет она мимоходом.

Рисс рассказывает об одной мормонке, которая не бросила курить после крещение. Во время воскресной школы она ездила с подругой вокруг церкви и курила. Ей понадобилось много лет, чтобы порвать с привычкой, но все это время она оставалась верной мормонкой. Впоследствии она возглавляла в своей местности мормонское женское Общество милосердия. «Ей позволили принять крещение, хотя она все еще курила, — говорит Рисс. — Ее служение должно побудить нас задуматься о том, чтобы быть гибче».

Нужда в такого рода снисходительности, возможно, будет возникать все чаще — если церковь СПД надеется, что подрастающее поколение мормонов останется в ее лоне. Опросив более тысячи мормонов, Рисс выяснила, что поколение Y (миллениалы, эхо-бумеры) придерживается иных взглядов на «Слово мудрости», нежели его родители. Более 75% беби-бумеров (появившихся на свет в 1945-1964 годах) и предыдущее, т. н. «тихое» поколение рассматривали отказ от употребления алкоголя как существенное требование к «хорошему мормону», тогда как среди миллениалов (Рисс относит к ним родившихся в 1980-1998 годах) с ними согласны лишь 40%. Относительно того, можно ли быть хорошим мормонам и пить чай или кофе, показатели были ниже, а разрыв между ними — меньше: утвердительно ответили 51% беби-бумеров и «тихих» и 31% миллениалов. Поколение X (родившиеся в 1965-1979 годах) занимают промежуточное положение между вышеупомянутыми поколениями в вопросе об отказе от спиртного — 51%. В отношении к кофе и чаю они близки к миллениалам — 31,8%. «Среди мормонов есть явные различия в отношении к употреблению алкоголя, — говорит Рисс, — в отличие от чая и кофе».

Некоторые полагают, что запреты СПД уже приводили к почти смехотворным крайностям. Например, основное учебное заведение мормонов, Университет им. Бригама Яга в Прово, недавно попало в заголовки национальных новостей, когда начальник школы подготовки офицеров запаса (не мормон) отказался подписать университетский Кодекс чести, потому что в нем содержалось требование не пить ни чашки кофе и ни бокала вина — даже у себя дома.

Толкование заповеди

89 раздел Учения и Заветов излагает предписания церкви относительно питания. Помимо предостережений против вина, «крепких напитков» и табака, эта глава из мормонских писаний предписывает есть мясо «умеренно» и употреблять траву и плоды «в свое время». Здесь также сказано, хотя и довольно общими словами, что «горячие напитки ни для тела, ни для живота».

Первым, через несколько лет после откровения полученного в 1833 году, последним словам добавил конкретики старший брат Джозефа Смита, Хайрум. В 1842 году он сказал: «Многие не понимают, что бы это значило; идет ли речь о чае или кофе, или нет. Я говорю, что это относится к чаю и кофе. Почему мы столь часто вялы и ленивы? Потому, что мы нарушаем „Слово мудрости“, болезнь питается нашим организмом, наш ум помрачается, и мы не понимаем того, что от Бога; сатана обманывает нас, и мы впадаем в искушение».

Далее он сказал, что эти напитки «не только вредны своими наклонностями и пагубны своими последствиями, но и импорт иностранных продуктов может стать причиной того, что тысячи наших людей могут оказаться отравлены в будущем, когда враг использует это против нас».

Некоторые истолковали этот абзац в том смысле, что церковь должна растить собственный виноград, табак, собственные чайные листья и ягоды коки, чтобы не зависеть от врагов в поставках этих продуктов, но другие историки усматривают в нем предостережение, что упомянутые вещества могут причинить вред мормонам. Очевидно одно: на протяжении большей части XIX столетия руководство СПД вкушало от всех запретных «плодов». Не забывайте: изначально „Слово мудрости“ однозначно не считалось «заповедью». Некоторые курили или жевали табак. Вино использовалось для церковного таинства, причастия, до начала XX столетия. Руководители церкви постоянно пили его, торговали им и угощали им других. Употребление кофе и чая было распространено. Новообращенные из-за рубежа привозили с собой новые сорта пива.

Апостолы СПД Джон Генри Смит и Бригам Янг-младший «оба считали, что церкви не следует запрещать пиво или, по крайней мере, датское пиво», — пишет в своей книге об истории «Слова мудрости» историк Томас Дж. Александер: «Другие апостолы, такие как Энтон Лунд и Маттиас Каули также любили датское пиво и смородиновое вино».
Эммелина Уэллс, ставшая генеральным президентом Общества милосердия «время от времени выпивала чашку кофе, а [будущий президент церкви] Джордж Альберт Смит пил бренди из медицинских соображений», — пишет Александер. «Апостол Джордж Тисдейл, соглашаясь с президентом [Уилфордом Вудраффом], полагал, что никого не следует отстранять от работы в воскресной школе за то, что он пил чай, и что употребление в пищу мяса — более серьезное нарушение, чем употребление чая или кофе».

Руководство мормонов колебалось, решая, как следует добиваться выполнения правил — путем увещевания или с помощью более жестких мер. «В июне 1902 года Первое Президентство и Двенадцать договорились не принимать в общение никого, кто владеет трактирами или часто их посещает, — пишет Александер. — В том же году [президент] Джозеф Ф. Смит призвал президентов колье и прочих отказывать в [храмовых] рекомендациях тем, кто откровенно нарушает правила, но проявлять некоторую снисходительность к старикам, жующим табак, и пожилым женщинам, пьющим чай. Однако пьяницам в храмовой рекомендации следовало отказывать».

В 1906 году начались разговоры о сухом законе, инициированные поборниками трезвости из числа евангелических протестантов. В течение десяти лет это движение охватило всю страну. Президент церкви СПД радостно приветствовал такую инициативу. Почти три десятилетия спустя, когда США аннулировали сухой закон, мормонские правила начали постепенно ужесточаться.

Потенциальная опасность алкоголя общеизвестна, но при чем тут кофе и чай?

Борьба с кофеином

В 1920-х годах руководители компании Coca-Cola встретились с президентом церкви СПД, чтобы убедить его не запрещать их продукт, причем преуменьшили содержание в нем кофеина. Хотя некоторые апостолы просили Гранта о том же, мормонский пророк отказал бизнесменам.

В 1930-х годах Грант писал Леграну Ричардсу, в то время президенту миссии СПД в южных штатах: «Мы скажем, что, поскольку Первое Президентство несколько лет назад получила от компании Coca-Cola заверения, что они практически удалили неприемлемые ингредиенты из своего продукта, мы отозвали свои возражения против употребления его в качестве напитка».

Тем не менее, многие мормоны (включая апостола Джона Уидтсоу) по-прежнему были убеждены, что виновником запрета на «горячие напитки» был кофеин, а потому не употребляли никакие колы и осуждали тех, кто поступал иначе, полагая, что не не следуют «духу закона». Вскоре миссионеры-уроженцы штата Юта разнесли это отношение по всему миру, уча новообращенных проявлять верность истине через отказ от кофеиносодержащих напитков. Некоторые епископы во время собеседований даже задавали членам церкви неуместные вопросы об употреблении «Кока-колы», а BYU отказывался продавать любые продукты, содержащие кофеин, хотя сбитые с толку Святые последних дней с жадностью поглощали газировку в огромных количествах.

В 1960-х года президент Дэвид Мак-Кей, по словам его биографа Грегори Принса, посетил концертный зал в г. Баунтифул, где один друг угостил его каким-то напитком. Этот друг буквально окаменел, когда увидел, что на стакане, который он протянул лидеру мормонов, красовалась большая эмблема «Кока-колы». «Мне все равно, что написано снаружи, — сказал Мак-Кей своему смущенному другу, — если внутри „Кола-кола“».

Во время президентской кампании Митта Ромни в 2012 году церковь еще раз попыталась окончательно решить этот вопрос, выпустив официальное заявление о том, что «в откровении, описывающем здоровый образ жизни… не упоминается употребление кофеина» (хотя в BYU кафеиносодержащая «Кока-кола» по-прежнему не продается).
Тем временем, верным мормонам по всему миру приходилось решать, подпадают ли под запрет их собственные, национальные напитки, и не полезнее ли пить газировку, чем мутную и кишащую бактериями воду.

Местные проблемы

Кава — популярный напиток на многих тихоокеанских островах, однако перед мормонами он ставит «трудные вопросы», объясняет профессор отделения BYU на Гавайях Чун Хван Чен. «Это не алкогольный, не ферментированный и не кофеиносодержащий напиток, — говорит она. — Он не только не тонизирует, но и обладает легким успокаивающим и обезболивающим эффектом».

Каких-то единых правил относительно употребления кавы у мормонов нет — даже в районе Лайе, где живет множество мормонов, одни руководители СПД интересовались во время собеседований, пьют ли верующие каву, а другие — нет. «Запрет объясняется, — говорит она, — вероятно, не столько „Словом мудрости“... сколько социальным аспектом употребления кавы».

Некоторые настаивают, что «проблема не в самой каве, но в безответственной общественной жизни [кава-вечеринках, затягивающихся до самого утра] некоторых полинезийцев», говорит Чен. Другие «полностью поддерживают запрет, верят и учат, что само вещество непозволительно».

Для некоторых мормонов «кава является частью веры, — пишет Дэниел Хернандес,ученый из Оклендского университета в Новой Зеландии. — Для других — препятствием». По его словам, «все зависит от того, как и с какой целью ее употреблять».

Аналогичная путаница и аналогичные выводы сопровождают споры об употреблении «мате», национального аргентинского напитка, любимого многими южноамериканскими мормонами. С одной стороны, его осуждают за высокий уровень кофеина, а с другой — за сомнительные культурные традиции, с ним связанные. «Нам запрещали пить мате (как и всей Южноамериканской Южной Зоне), — пишет миссионер, служивший там в 2007-2009 годах. — Главной причиной запрета называли гигиену, поскольку мате пускают по кругу, и каждый прикасается губами к одной и той же „бомбилье“».

Не стоит забывать и о Японии. Сет Роджерс служил в Японской Фукуокской миссии СПД в середине 1990-х, и им разрешалось пить чай из ячменя и пшена. «Все остальные чаи в Японии, в том числе вездесущий зеленый чай, были строго запрещены», — рассказывает он. Учитывая, как много чая японцы «пьют при любом случае, это было настоящим испытанием для членов церкви».

Когда сотрудник НАСА Ли Поулсен был миссионером в Саппоро в начале 1980-х, каждый, кто приглашал мормонских старейшин к себе домой, хотел угостить их чаем. Так что разговор начинался с объяснения, что гости не могут пить ни черный, ни красный, ни зеленый, ни белый чай, но могут пить чай из обжареного ячменя, грибов или водорослей. Одна женщина, вспоминает Поулсен, «пришла в отчаяние, услышав это, потому что у нее закончились все другие виды чая, и ей нечем было нас угостить». Она вышла из ситуации, предложив молодым людям «кипяток в маленьких чайных чашках».

Между вежливостью и верностью

Для многих мормонов, особенно не уроженцев Америки, проблема заключается в том, что отказ от чая и кофе делает гостеприимство и душевную близость, с которыми сопряжено употребление этих напитков, для них недоступными. Следование диетическим предписаниям мормонов, говорит бельгиец Вильфрид Декоо, «зачастую — самый явный признак того, что ты порвал с семейными обычаями, и это разрывает социальные связи».

Помимо местных обычаев, чай и кофе превратились для людей разных национальностей в универсальный способ найти общий язык. Для того, чтобы помочь родителям-иммигрантам интегрироваться в общество, европейские школы часто устраивают «короткие встречи за кофе или чаем, после того как матери утром оставляют детей в детском саду или в школе», рассказывает Декоо. «Матери-местные уроженки и матери из других стран получают возможность посидеть 10-15 минут за чашкой кофе или чаем, которая становится для них точкой соприкосновения, и познакомиться». Мать-мормонка, которая начинает со слов «мы никогда не пьем чай и кофе», говорит он, «мешает воплощению целей встречи и разрушает атмосферу единства».

Житель штат Юта Пол Карпентер, за 30 лет объездивший бедные и богатые страны на всех пяти континентах, сделал наблюдение, что эти напитки являются «главным средством» разбить лед между незнакомцами и начать разговор. Если бы их не считали «греховными», говорит профессиональный дипломат Карпентер, «церковь могла бы даже использовать их в целях миссионерской работы и для укрепления общин». В общем и целом, по его мнению, социальные выгоды перевешивают любые соображения, связанные со здоровым питанием.

Правила питания были введены, когда церковь СПД была, главным образом, американской религией, говорит Мэйсон, ученый-мормон из Калифорнии: «В 1920-х годах мы и не задумывались обо всех этих других веществах».
Святым последних дней в разных странах приходится соизмерять явные требования культурных традиций с праведностью мормонского учения. Глобализация, по словам Мэйсона, «оказывает давление на церковь и на ее единообразие».

Со своей стороны, апостол СПД Даллин Оукс в недавнем выступлении перед выпускниками Гавайского филиала BYU заявил, что отказ от некоторых культурных, народных и семейных обычаев — небольшая цена за богатство мормонского евангелия. «Когда обычаи этих стран вступают в противоречие с культурой и заветами евангелия, мы должны сделать шаг назад и отделиться от них», — говорит Оукс.

По словам представителя церкви Хоукинса, местное руководство СПД «может дать своим членам указания относительно обычаев, характерных для той местности».

Мелисса Иноуе, мормонка и профессор Оклендского университета, поддерживает такой подход: «Местные уроженцы лучше всего способны понять, как свод диетических предписаний, составленный в 1830-х годах в Америке, следует применять для отделения от окружающего общества. Естественно, даже в общинах местных Святых последних дней и даже в их семьях всегда будут споры относительно духа и буквы закона».

С учетом того обстоятельства, что «Слово мудрости» «очень поверхностно соблюдали в отношении алкогольных напитков в Юте в XIX веке (на приходских праздниках было пиво), а сегодня почти полностью игнорируют в отношении употребления в пищу мяса („только в зимнее время или во время холода или голода“), нам следует помнить, что соблюдение „Слова мудрости“ не самоочевидно, но определяется нормами общин СПД в конкретное время и в конкретном месте», говорит Иноуе.

Мэйсон тоже беспокоится о будущих поколениях. Диетические предписания создали мощное мормонское самовосприятие, полное смысл, которое верой и правдой служило религии более века, говорит он, но в будущем ему, возможно, понадобится адаптация. «Мормоны не живут в монастырях, — замечает он. — Они ходят на работу, у них есть соседи, которые выпивают за обедом бокал вина без каких-либо последствий для здоровья. Они видят, что умеренное употребление этих веществ не ведет к несчастной жизни».

Стремительно расширяющееся пространство социальных сетей погружает членов церкви в мировую культуру так, как это было невозможно для прежних поколений Святых последних дней, говорит Мэйсон: «Благодаря технологии поддерживать постоянство и сплоченность в таких субкультурах, как мормонизм, становится все труднее».
По мере того, как эта религия приспосабливается к окружающей культуре, предсказывает ученый, «Слово мудрости» будут «понимать и применять по-другому». Возможно, говорит Мэйсон, «именно это не дает руководителям СПД спать по ночам».

Местные проблемы

В международной церкви, перед лицом многообразных обычай и условий, „Слово мудрости“ может доставить миссионерам, стремящимся соблюдать мормонские принципы здорового питания, самые разные неудобства. Вот несколько примеров:

Уэйн Фэгг: Когда я служил в Перу с 1980 по 1982 год, мы использовали различные виды «Фанты» (иногда с кофеином) вместо воды, когда питьевой воды было не найти. Нам советовали регулярно пить кофе, чтобы очиститься от микробов.

Шерри Гэвин: В Австралии алкоголь является важным ингредиентом рождественского пудинга, и я не знаю ни одного мормона-неамериканца, который бы делал рождественский пудинг без алкоголя.

Эндрю Холл: Многие японские мормоны считают употребление кофеиносодержащих напитков типа «колы» нарушением „Слова мудрости“ [хотя это не так]. Большинство членов церкви в курсе, что американские мормоны в общем и целом не придерживаются такого толкования, и что на собеседованиях перед посещением храма вопросы об этом в Америке не задают. Но они часто говорят: «В Японии мы делаем это так».

Эндрю Браун: Члены церкви СПД в Аргентине могут пить йерба мате, но миссионеры — нет. Однажды впоследствии мне довелось пить мате с представителем высших властей церкви, причем он рассказывал мне о других руководителях церкви, которые пробовали этот напиток, и которым он понравился.

Дженнифер Скаузен Садвикс: Чай масала в Индии. Иногда его делают из одних специй, а иногда добавляют черный чай. Сказать заранее трудно, потому что на упаковке местных сортов ингредиенты не обозначены. Можно купить развесной, тебе насыплют его в пакет. Некоторые члены церкви вовсе отказываются от чая масала, а некоторые говорят, что могут распознать наличие черного чая по запаху, что, возможно, правда. Так что некоторые считают его употребление допустимым, потому что это, по сути, травяной чай. Другие не видят разницы с черным чаем. Некоторые пьют зеленый чай, потому что он не ферментирован, а именно ферментацию они считают причиной запрета на черный чай.

Сария Торонто: В России в начале 1990-х миссионеры и члены церкви покупали квас — напиток, получаемый путем брожения из ржаного хлеба. Я не помню, чтобы я видела бутылки с квасом на собраниях мормонов. Когда мы были в гостях, если у хозяев не было под рукой травяного чая, они давали нам «детский чай» — варенье с горячей водой.

Лиза Кэй Кармак Палмер: Кумыс — это перебродившее кобылье молоко, которое составляет большую часть рациона питания в Монголии. Первому Президентству был направлен специальный запрос, противоречит ли этот напиток «Слову мудрости». Ответ был таким, что руководство не чувствует вдохновения свыше, чтобы добавить этот напиток к списку запретных веществ.

The Salt Lake Tribune

к оглавлению

САЕНТОЛОГИЯ

В подмосковном центре саентологии прошли обыски

Обыски в "Центре управления деятельности по распространению дианетики и саентологии" в Подмосковье прошли в рамках расследования незаконной предпринимательской деятельности "Саентологической церкви Санкт-Петербурга". Об этом ТАСС сообщили в Управлении ФСБ по Петербургу и Ленинградской области.

"29 марта 2017 года сотрудниками ФСБ России в помещениях головной саентологической организации проводятся обыски, направленные на обнаружение предметов и документов, подтверждающих противоправный характер деятельности религиозной группы "Саентологическая церковь Санкт-Петербурга", - сказали в УФСБ.

Управлением в настоящее время расследуется уголовное дело по факту осуществления лицами, действующими от имени религиозной группы "Саентологическая церковь Санкт-Петербурга", незаконной предпринимательской деятельности. В частности, ведомство установило, что деятельность саентологов в Петербурге координируется из Московской области, откуда осуществляет и общее руководство саентологическими организациями на территории стран СНГ. Там же находится бухгалтерская отчетность и иные предметы и документы, содержащие сведения об осуществлении противоправной деятельности.

Ранее источник ТАСС сообщил, что правоохранители проводят обыски в "Центре управления деятельности по распространению дианетики и саентологии" в подмосковном городе Лосино-Петровский. Он уточнил, что следственные действия идут в рамках уголовного дела о незаконном предпринимательстве, возбужденном УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

ТАСС, 29.03.2017

к оглавлению

НЕБЕСНЫЕ ВРАТА

Небесные врата 20 лет спустя: 10 вещей, которые вы не знали

Через 20 лет после того, как это массовое самоубийство попало в новостные заголовки по всему миру, Небесные Врата все еще остаются одним из самых печально известных культов в XX столетии — не говоря уже о том, что одним из самых узнаваемых. В марте 1997 года Америка была потрясена странной историей, в которой смешались массовое самоубийство, прощальные видеозаписи, одержимость НЛО, а также — в полном соответствии со стилем 1990-х — спортивные костюмы и одинаковые кроссовки Nike. У них также было новое средство вербовки новообращенных: Интернет.

Небесные врата заслужили сомнительное право называться первым широко известным американским культом эпохи Интернете, который использовал эту новую технологию для того, чтобы делиться своими убеждениями с большим количеством людей и зарабатывать средства к существованию. Значительную часть доходов они получали от разработки веб-страниц. Созданная в 1970-х, к началу 1990-х эта группа стала вести замкнутую и уединенную жизнь, пытаясь вербовать новых сторонников через интернет, где действовала под названием «Высший источник» (Higher Source).

Хотя со временем Всемирная сеть стала играть в организации центральную роль, ее истоки были гораздо более приземленными. В 1970-х годах основатели группы Маршал Эпплуайт и Бонни Неттлс — учитель музыки из Техаса и медсестра, с которой он познакомился, когда проходил лечение в психиатрической больнице, — взяли себе псевдонимы Бо и Пип и пустились в шестимесячной турне по Соединенным Штатам. Примерно в 1974 году они собрали группу последователей, которую называли «экипажем». В течение следующих 20 лет они объездили всю Южную Калифорнию.

Хотя Неттлс скончалась в 1985 году, Эпплуайт удержал группу от распада, и когда в начале 1990-х Интернет стал достоянием широкой публики, его последователи воспользовались новой технологией, чтобы делиться убеждениями с более широкой аудиторией. Кроме того, члены группы зарабатывали себе на жизнь разработкой веб-страниц.

Основой философии культа стало пресвитерианское учение, в котором Эпплуайта воспитывали с детства (его отец был пастором). По существу, он встроил веру в инопланетян в христианское богословие. Эпплуайт объявил своим приверженцам, что он — второе пришествие Иисуса Христа, что Бог — инопланетянин, и что они живут в последние времена. Они читали Библию, в особенности 11-ю главу Откровения, про двух свидетелей, которые будут пророчествовать. В конце служения этим пророкам придется сражаться с бесами, которых Эпплуайт и Неттлс называли «люциферианами».

Но потом, в конце марта 1997 года, 39 членов секты, включая Эпплуайта, облачились в черные спортивные костюмы и кроссовки, проглотили насыщенный барбитуратами яблочный соус и запили его водкой. Потом они закрыли головы пластиковыми пакетами, накрылись фиолетовыми покрывалами и легли на кровати, чтобы выйти из своих земных тел. Они считали, что не убивают себя, но высвобождают души, чтобы попасть на борт космического корабля, следующего за кометой Хейла-Боппа (которая в то время проходила рядом с землей), и улететь в свой новый космический дом. Вместо этого 26 марта полиция нашла их тела, и фотография черно-белых кроссовок Nike, торчащих з-под фиолетовых покрывал, навсегда запечатлелась в памяти целого поколения.

Вот 10 вещей, которые вы, возможно, не знали, о Небесных вратах и их массовом самоубийстве.

Значительную часть учения культ позаимствовал из научной фантастики

Эпплуайт и Неттлс были горячими поклонниками фильмов «Звездные войны» и «Близкие контакты третьего рода», а потому привнесли в жизнь группы долю научной фантастики — например, утверждали, что деву Марию взяли на борт космического корабля, где она забеременела Иисусом. Также именно поэтому члены секты, покончившие с собой, носили нашивки с надписью «Группа высадки Небесных врат», которые видны на прощальных видеозаписях. Так называлась специальная команда, которая высаживалась на иные планеты в сериале «Звездный путь».

Члены группы верили, что Бог — это высокоразвитый инопланетянин, путешествующий на космическом корабле в хвосте кометы Хейла-Боппа, и что вскоре он собирался сделать оборот вокруг Земли. Сектанты покончили с собой, чтобы подняться до «сверхчеловеческого уровня эволюции».

Они довольно быстро привлекли к себе внимание

В сентябре 1975 года члены группы посетили маленький город Вальдпорт в штате Орегон, чтобы прочитать лекцию о том, как вскоре НЛО планируют вступить в контакт с человечеством. Как говорилось в статье, опубликованной в газете «Нью-Йорк Таймс», примерно 150 человек набилось в зал мотеля, чтобы послушать лекцию Эпплуайта. Поначалу жители города приняли это за шутку, но вскоре 20 человек, т. е. примерно каждый тридцатый горожанин, попрощались с близкими и уехали.

«Довольно много людей… пропало, — рассказал Уолтер Кронкайт в эфире программы CBS Evening News. — Непонятно, отправились ли они в так называемое путешествие в вечность, или их просто похитили».

Пропавшие отправились на встречу в Гранд-Джанкшн, штат Колорадо, куда съехалось примерно 400 человек, убежденных, что их посетят инопланетные существа. Рандеву с инопланетянами так и не состоялось, но все собравшиеся остались живы. По сведениям газеты «Таймс», никого из тех жителей штата Орегон среди мертвых тел, найденных в 1997 году, не было.

Члены секты были приверженцами методики Master Cleanse

Членам секты предлагали не только покинуть семью и отдать группе все деньги, но и очистить организм от всего нечистого, вроде фаст-фуда и грязных сексуальных мыслей. Для этого использовались такие методики, как Master Cleanse, изобретенная в 1940-х Стэнли Берроузом и вновь опубликованная в 1976 году в книге The Master Cleanser. Член секты Рио Ди-Анджело (настоящее имя Ричард Форд) рассказал журналу Newsweek, что они заходили гораздо дальше, чем другие приверженцы этой диеты из Южной Калифорнии, — целых три месяца не пили ничего, кроме смеси лимонада, кайенского перца и кленового сиропа.

Первоначально Эпплуайт говорил, что его последователям не придется умирать, чтобы перейти на новый уровень
По сведениям Би-Би-Си, первоначально членам секты сказали, что они смогут покинуть свои телесные «контейнеры», не прибегая к самоубийству. В 1994 году они рассказали газете L.A. Weekly, что их должны забрать в космос лучом, и что они заберут свои тела с собой на «следующий уровень», как они называли свое представление о загробной жизни. В середине 1980-х, когда Неттлс умерла от рака, Эпплуайт изменил свое учение и стал говорить, что на следующем уровне они получат новые тела, так что брать с собой прежние нет необходимости. Группа признала, что смерть может быть необходима для того, чтобы их подобрал космический корабль, но, судя по всему, до конца надеялись, что все обойдется без смерти.

Самоубийства продолжались три дня

Хотя тела 39 членов секты нашли в среду, 26 марта 1997 года, отчет патологоанатома свидетельствует, что они покончили с собой далеко не одновременно. Они начали убивать себя в субботу, используя смесь фенобарбитала, спирта и гидрокодона, которую, вероятно добавляли в пудинг или яблочный соус. Потом они запечатали головы в пластиковые пакеты и задохнулись, после чего оставшиеся в живых накрывали их фиолетовыми покрывалами. Эпплуайт покончил с собой в числе последних, но не самым последним.

«Документ под названием „процедура“ описывал, как группа из 15 человек покончит с собой с помощью восьмерых других, — писала компания Си-Эн-Эн. — Потом вторая группа из 15 человек должна была умереть, также с помощью восьмерых других. Поскольку было найдено 39 тел, последняя группа должна была включать в себя девять человек».

Один из догматов Небесных врат заключался в том, что все должно быть в точности одинаковым

«Все делалось… в точности одинаково, — рассказывал впоследствии оставшийся в живых член секты Майкл Коньерс. — Нельзя было сказать: „Я хочу испечь блины вот такого размера“. Все было оговорено — как готовить смесь, какого размера делать блины, как долго жарить с каждой стороны, каким сильным должен быть нагрев, сколько блинов получает каждый, как выливать на блины сироп. Все». Коньерс говорит, что мужчины даже брились особым образом.

Это распространенная уловка в культах — если лидер хочет убедить своих последователей пойти на столь радикальный шаг, как самоубийство, необходимо заменить все их убеждения до одного учениями культа. Это называется индоктринацией.

«Культы говорят: „Ты должен вырваться из рамок своего западного мышления“, — говорит частный сыщик Дэвид Салливан, специализирующийся на депрограммировании культиство. — Ты слишком критично ко всему относишься. Ты должен отказаться от всего психологически-интеллектуального мировоззрения. Материализм, которым ты одержим, не позволяет тебе увидеть истину».

На следующем уровне разделение на полы должно было исчезнуть, поэтому члены секты кастрировали себя

Эпплуайт и другие члены секты подвергли себя кастрации, чтобы наверняка остаться безбрачными. Эпплуайт, которого уволили с должности преподавателя музыки в Университете св. Фомы в 1970 году за сексуальную связь со студентом, пытался избавиться от гомосексуальных наклонностей. Один журналист, проникший в группу в 1975 году рассказал, что Эпплуайт хотел найти способ поддерживать «платонические отношения, в которых можно было бы достичь максимума, не вступая в сексуальную связь». Кастрация, как полагал Эпплуайт, облегчит эту задачу. В конечном итоге группа приняла строгие правила, запрещавшие секс.

Хотя это решение никому не навязывалось, восемь членов секты, включая Эпплуайта, добровольно подверглись кастрации. «Они непрестанно улыбались и хихикали, — рассказывал потом журналу Newsweek Ди-Анджело. — Они были в восторге».

Члены культа в последний раз поужинали все вместе

Хотя члены Небесных врат были отрезаны от своих близких и друзей, они вовсе не были полными отшельниками. В последний раз они устроили большой ужин в одном сетевом ресторанчике в г. Ранчо Санта-Фе, куда они нередко захаживали.

«Неделю назад в пятницу [накануне самоубийств] — примерно за день до того, как приступить к исполнению тщательно разработанного плана самоубийств, — секта отправилась поужинать в ресторане Мари Каллендер в Карлсбаде», — писала газета Los Angeles Times. «Все они сделали одинаковый заказ, — вспоминал официант в интервью газете. — Столы были накрыты заранее. Все они пили чай со льдом. Аппетайзер в виде салата, заправленного томатно-уксусным соусом. Пирог с индейкой на горячее. Чизкейк с черникой на сладкое. Они были очень милы, очень дружелюбны, очень вежливы. Никто не выглядел подавленным, ничего подобного».

Судя по всему, два оставшихся в живых члена секты по-прежнему поддерживают работу ее страницы в интернете

Одним из способов оплаты расходов для Небесных врат была группа по разработке веб-страниц под названием Higher Source. Их веб-страница все еще действует.

«Клиенты отзывались о сотрудниках Higher Source как о прилежных и профессиональных работниках, писало агентство AP. — По их словам, эти разработчики веб-страниц в темных рубашках без воротников и с коротко подстриженными волосами мало чем отличались от других специалистов-компьютерщиков с большим опытом работы в индустрии развлечений».

Скорее всего, работу веб-страницы Higher Source поддерживают Марк и Сара Кинг. «Эта информация должна быть доступна человечеству в преддверии их возращения, — заявили админы страницы в интервью блогу Reddit. — Мы не знаем, когда это произойдет, но те, кого это интересует, найдут информацию».

Кроссовки Nike, которые носили сектанты, стали коллекционной моделью

Nike Decades

Когда тела членов Небесных врат нашли, все они были в черно-белых кроссовках Nike модели Decade. Вскоре компания прекратила их выпуск в связи с мрачными ассоциациями, которые они вызывали. С тех пор эти кроссовки стали предметом охоты коллекционеров. Одна ненадеванная пара, найденная на складе в штате Аризона, выставлена на аукционе eBay с начальной ценой 6660 долларов, причем в рекламных целях использовано лицо Эпплуайта.

Компания Nike не была рада такой бесплатной рекламе. «Мы слышали все шутки по этому поводу, — заявил в 1997 году в интервью еженедельнику Adweek представитель фирмы Джим Смолл. — То, что случилось с Небесными вратами, было трагедией. Nike не имеет к этому никакого отношения».

Оставшиеся в живых члены секты это подтверждают. По их словам, кроссовки были куплены оптом не столько из-за стиля, сколько из-за цены.

«Оказалось, что До и Классу [так называли себя лидер секты и один из ее членов] такой стиль по душе, — рассказали выжившие в письме в журнал Sole Collector. — Им удалось получить на них хорошую скидку. Покупка имела место по причине сочетания разных факторов, а не из-за какого-то конкретного бренда или модели».

Rolling Stone, 24.03.2017

к оглавлению

ЦЕРКОВЬ ПЕРВОРОДНОГО АГНЦА БОЖЬЕГО

Побег от безумия

Анна Ле-Барон

Спустя десятилетия дочь лидера культа — по приказу которого в 1970-х и 1980-х годах было убито более 30 человек (в т. ч. трое в штате Юта) — вышла из тени, чтобы поведать миру свою историю. Детские годы Анны Ле-Барон пришлись как раз на период тех убийств, хотя об этом не говорили вслух. «Нас воспитывали в атмосфере страха, хаоса и неуверенности», — сказала она недавно, стоя на дорожке перед своим домом в Далласе. Непродолжительное время, когда ей было 7 лет, она жила в одном доме с многочисленными последователями своего отца, Эрвила Ле-Барона, и их детьми. «Их разыскивали власти, и потому мы постоянно переезжали с места на место, скрываясь от закона», — вспоминает она те дни в середине 1970-х, когда ее отец и его приверженцы вели ожесточенную борьбу с конкурентами и ренегатами.

Теперь Анна Ле-Барон рассказывает свою собственную историю в новой книге «Дочь многоженца» (The Polygamist's Daughter). Это повесть о насилии, детском рабстве и страхе. Но это также дающий надежду рассказ о том, как девочке-подростку удалось ускользнуть из смертоносной хватки своего отца, после чего она еще долго залечивала нанесенные ей психологические раны.

Дом страха

Детям в Церкви Первородного Агнца Божьего Эрвила Ле-Барона редко позволяли выходить из дому, рассказывает Анна. Взрослые жили в постоянном страхе. «Хотя мы не понимали, чего они боятся, мы чувствовали их страх. Мы ощущали его, и это отражалось на нас», — говорит она.

Ее семейная история запутана, и это еще мягко сказано.

Эрвил Ле-Барон

«У моего отца было 50 детей, и это число меняется в зависимости от того, кого спросить, и кто считает», — говорит она, сидя в гостиной собственного дома в пригороде Далласа, глядя на семейные фотографии, разложенные на кофейном столике. Ее мать, Анна Мэй Марстон, была одной из по меньшей мере 13 женщин, которые сочетались с лидером культа «духовным» браком. Эрвила Ле-Барона Анна считала своим отцом, хотя большую часть времени его не было дома.

«Я могу пересчитать по пальцам на одной руке, сколько раз я была с ним в одной комнате», — говорит она, вспоминая первые 13 лет своей жизни, проведенные в Мексике, Техасе и Колорадо. В 1970-х и 1980-х, когда она была еще ребенком, ее отец приказал совершить несколько убийств, которые оставили пулевые отверстия, трупы и следы крови в двух странах и нескольких штатах, от Мексики до Юты. В конце концов, Эрвила Ле-Барона признали виновым в убийстве, и он скончался своей смертью в тюрьме штата Юта в 1981 году. Однако из тюремной камеры он отдал приказ совершить еще ряд убийств, которые продолжались много лет после его смерти.

Следователь Дик Форбс (ныне на пенсии) много лет занимался изучением преступлений Ле-Барона по поручению прокуратуры округа Солт-Лейк. Его считают ведущим специалистом по этому культу в силовых структурах США. Много лет назад он вывел более-менее определенную цифру: 28 убийств, совершенных по приказу Эрвила Ле-Барона частью до, а частью после его смерти.

«28 убийств, — заявил Форд в недавнем интервью, — относительно которых я знаю, кто погиб, и кто был убийцей». Однако, по его словам, недавно ему показали новые данные, из которых следует, что было совершено еще «от двух до десяти других убийств». Это означает, что всего убитых было как минимум 30, а возможно и 38.

Кроме того, к последствиям приказов об убийствах, отданных Эрвилом Ле-Бароном, относят еще два самоубийства.
«Я не знала, что людей убивали, пока не стала подростком», — говорит Анна. Старшие члены культа не рассказывали об этом детям. Она убеждена, что эти взрослые сами находились в постоянном страхе перед своим лидером.

«Горячий свинец, холодная сталь»

Некоторые убитые по приказу Эрвила Ле-Барона никогда не принадлежали к его культу. В 1977 году в штате Юта две его жены убили главу конкурирующего культа д-ра Рулона Оллреда, застрелив его на глазах у пациентов. Но в основном убийцы охотились за членами культа. Если Ле-Барон подозревал кого-то в нелояльности, его последователи и бывшие последователи получали «горячий свинец, холодную сталь и билет в ад в один конец».

Эдди Марстон

Планы убийств по заданию Ле-Барона разрабатывали некоторые близкие родственники Анны, в том числе ее брат Эдди Марстон. Следователи убеждены, что Марстон был соучастником убийства Роберта Саймонса, которого в середине 1970-х застрелили и закопали неподалеку от г. Веллингтон, округ Карбон, штат Юта. Сам Марстон был убит в 1980-х, когда целью второй волны убийств стали бывшие члены культа.

«Он был добрым и заботливым, у меня о нем сохранились хорошие воспоминания», — говорит Анна о своем брате. Она убеждена, что те, кто убивал других по приказу ее отца, были хорошими людьми, но стали жертвами безумия Эрвила. «Промывка мозгов, — говорит она. — Ты думаешь, что поступаешь правильно, ты убеждена, что поступаешь правильно. И потому выполняешь приказания».

Она рассказывает, что детям преподавали основы Писаний. Их даже учили заповедям. Всем десяти. «Не убивай. Ха! — говорит она с явным сарказмом. — Удивительно. Но убийства оправдывали, ссылаясь на учение об искуплении смертью. Если ты отвратился от истины, ты должен заплатить кровью, потому что некоторые грехи, говорили они, кровь Христа не может покрыть».

«Мне удалось бежать, пока эти вещи еще не успели укорениться в моем сознании».

Побег

В 1982 году Анна Ле-Барон и ее ближайшие родственники жили в Хьюстоне с ее матерью, которая все еще была ревностно предана Эрвилу. Анне было 13 лет, и она только-только ощутила вкус настоящей жизни за пределами культа. Она очень сблизилась со своей старшей сестрой Лилиан и ее мужем, Марком Чиноветом. Вместе они постепенно отдалялись от культа, теряя веру в учения Эрвила Ле-Барона.

К решению бежать Анну подтолкнул серьезный стресс. Все началось с хорошего события. Ее отца отправили в тюрьму. «То, что моего отца посадили, было лучшим, что только могло с нами всеми случиться», — говорит она. Но когда Ле-Барон скончался в тюрьме, его ближайший помощник Дэн Джордан начал прибирать группу к рукам. Он велел матери Анны привезти детей из Хьюстона в окрестности Денвера, где у него был дом и хозяйственный магазин.

Анне Ле-Барон уже доводилось жить и работать под началом Джордана, и она считала его жестоким и деспотичным рабовладельцем. Она посоветовалась со своей сестрой Лилиан, и та предложила девочки просто «уйти». Анна так и поступила. Она ушла от матери. Лилиан три ночи прятала ее в одном Хьюстонском мотеле, пока мать не уехала в Денвер. В 13 лет Анна порвала с единственной жизнью, которая была ей известна.

«Убежав, я поселилась у своей сестры, — рассказывает она о своей новой жизни с Лилиан и Марком Чиноветами. — Они устроили меня в христианскую школу. Мне казалось, что я не столько отрекаюсь от своей семьи, сколько ищу чего-то другого»

«Это определенно потребовало мужества, это было очень страшно, — вспоминает она. — Я думала, что кто-нибудь меня разыщет и силой увезет обратно». И страхи девочки не были беспочвенными. Даже после своей смерти Эрвил Ле-Барон держал руку на горле своих последователей. Его самое шокирующее преступление еще было впереди, и оно ударило прямо по новой жизни Анны, когда трагедия обрушилась на ее новую семью.

Убийца становится жертвой

Марк Чиновет

По некоторым сведениям, Марк Чиновет убивал людей по приказу Эрвила Ле-Барона в 1970-х. Следователи убеждены, что он был ключевым участником убийства Роберта Саймонса в штате Юта. Однако к 1982 году он и его жена Лилиан уже пытались порвать с культом и начать новую жизнь. «Он был любящим, сострадательным, мягким человеком», — рассказывает Анна.

Марк и Лилиан Чиновет стали для Анны новыми родителями и устроили ее в христианскую школу. В течение нескольких лет, пока она становилась старше и превращалась в молодую женщину, ей казалось, что жизнь, наконец, вошла в нормальное русло. Но потом снова начались убийства.

В 1987 году явный лидер культа, Джордан, был загадочным образом застрелен в семейном охотничьем лагере в штате Юта. После похорон Джордана Марк Чиновет объяснил Анне, что он и еще несколько человек все еще находятся в перекрестье прицела покойного пророка. Эрвил Ле-Барон хотел их смерти, потому что они ослушались распоряжений, переданных им из тюремной камеры. «Когда мой отец был в тюрьме, он велел всем своим приверженцам прийти и вытащить его из тюрьмы силой оружия, — говорит Анна. — Это было явное самоубийство, поэтому никто не захотел идти».

После этого акта неповиновения Ле-Барон составил, по сути, список тех, кто подлежал уничтожению, сформулировав его как писание. «Книга Нового Завета, — говорит Анна Ле-Барон. — И в ней был список людей, которые отвернулись от истины и не пошли за моим отцом».

Когда через пять лет после смерти Ле-Барона в тюрьме был убит Джордан, бывшие члены культа поняли, что некоторые фанатично настроенные дети Ле-Барона решили исполнить волю покойного отца. «Это было очень страшно», — говорит Анна.

Дуэйн Чиновет и его дочь Дженнифер

В 1988 году семь сыновей и дочерей Эрвила совершили самое страшное злодеяние. Три группы убийц одновременно убили четырех человек в Далласе и Хьюстоне. В числе жертв так называемых «четырехчасовых убийств» оказались любимый брат Анны Эдди Марстон и ее приемный отец Марк Чиновет. Убийцы также лишили жизни брата Марка, Дуэйна Чиновета, и его 8-летнюю дочь, которая оказалась случайной свидетельницей гибели своего отца.

«Здесь убили Марка», — говорит Анна, глядя на фото магазина подержанной домашней техники, которым он владел в Хьюстоне. Анна тоже работала там, но в день убийства заболела и осталась дома. «Меня наверняка убили бы, окажись я в тот день рядом с Марком», — говорит она.

Потеря мужа стала ужасным ударом для Лилиан Чиновет, сестры и приемной матери Анны, которая покончила с собой через несколько месяцев.

Путь к исцелению

За время, прошедшее после жестоких событий 1980-х годов, Анне Ле-Барон пришлось простить не только своего покойного отца, который был инициатором убийств, но и одного из своих братьев, Хебера Ле-Барона. Именно он застрелил Марка Чиновета. Сегодня четверо родных и сводных братьев и сестер Анны отбывают пожизненное заключение без права досрочного освобождения.

«Это было огромное горе, — говорит она. — Не знаю, можно ли вообще пережить такое».

Побег Анны Ле-Барон из культа стал для нее началом долгого пути к исцелению и нормальной жизни, который потребовал десятилетий психологических и психотерапевтических консультаций. Она также благодарна за помощь, которую в последние годы оказывала ей внеденоминационная церковь Gateway в пригороде Далласа. Она говорит, что эта помощь, наконец, помогла ей исцелиться от некоторых самых глубоких ран.

Пастор и душепопечитель Боб Хэмп помог ей разобраться в жизни, которая началась так, что хуже не придумаешь. По его словам, нужно недюжинное мужество, чтобы уйти от семьи и 13 лет индоктринации. «Эти вещи настолько укореняются с самых ранних лет, что скорее всего возникнет ощущение потери самого себя, — говорит пастор Хэмп. — Так что для нее уйти из группы означало не только отбросить все слышанные проповеди, но и порвать с глубоко укоренившимися представлениями о самой себе».

Для того, чтобы достичь полного исцеления, по его словам, Анне пришлось разобраться в отношении к отцу, которого почти никогда не было рядом, но который вызывал у нее очень противоречивые чувства. «Он был далек, не проявлял заботу, даже был жестоким и грубым, однако каким-то образом придавал всему этому благообразный вид, — сказал пастор Хэмп. — На смену таким отношениям с отцом должно было прийти что-то другое или кто-то другой».

«Это оставило пустоту в моем сердце, — рассказывает Анна об отношениях с отцом. — Это порождает в тебе желание иметь то, чего у тебя никогда не было».

Частью исцеление стало обращение к новой для нее христианской вере. Она говорит, что обрела нового отца в Боге, и это, наконец, исцелило ее раны. «Мне кажется, что я все оставила позади, — говорит она. — Теперь я с гордостью ношу фамилию Ле-Барон. Я горжусь своей семьей и всем, что мы сумели пережить».

Анна говорит, что ее жизнь пришла в норму. В ее семейных отношениях были успехи и неудачи, но она сделала успешную карьеру, у нее красивый дом в пригороде Далласа, она родила пятерых детей, большинство из которых уже взрослые. «Это совершенно счастливый конец, — говорит она. — Моя история — об искуплении, восстановлении и исполнении мечтаний».

Она даже помирилась с матерью, от которой сбежала в 13-летнем возрасте. По ее словам, 85-летняя Анна Мэй Марстон все еще тверда в прежних убеждениях и сегодня живет в общине многоженцев в штате Юта. Анна показала рукопись своей книги матери, прежде чем отдать ее в печать.

KSL, 24.03.2017

«Церковь Первородных Агнца Божьего» — одна из многочисленных мормонских фундаменталистских сект. Ее история началась в 1944 году, когда семью Ле-Барон, главой которой тогда был Алма Дайер Ле-Барон-старший, отлучили от Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (СПД) за практику многоженства.

Спустя какое-то время часть семби Ле-Барон заявила, что обладает особыми «ключами священства», а их лидер обладал Правом Первородства и унаследовал от Джозефа Смита права главы Совета Пятидесяти, существовавшего в начале истории церкви СПД (именно оттуда, кстати, берет начало идея «искупления кровью», согласно которой человек должен собственной кровью искупить определенные грехи, которые кровь Христа смыть не может). В 1955 году в Солт-Лейк-Сити братья Джоел, Росс и Флорен Ле-Барон основали «Церковь Первородного Полноты Времен», президентом которой стал Джоел. В 1956 году они вернулись в Мексику, где к ним присоединились их отец Алма и их брат Эрвил.

К 1962 году Эрвил стал Председательствующим Патриархом и вторым лицом в церкви после Джоела. Однако в 1967 году он заявил, что именно он, а не Джоел, является истинным главой церкви, за что был отлучен.

В августе 1972 года Эрвил со своими последователями создал собственную «Церковь Первородного Агнца Божьего». 20 августа по его приказу был убит Джоел Ле-Барон.

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригинальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
191186, Россия, Санкт-Петербург, а/я 100
russia@apologetika.ru


В избранное