Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости 18 ноября


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

12-18 ноября 2020 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

Руководители Свидетелей Иеговы заставили 15-летнюю девушку четыре часа слушать аудиозапись ее изнасилования

Судья Константинос («Дино») Химонас

В понедельник верховный суд штата Юта начал рассматривать иск, в котором говорится, что руководители общины Свидетелей Иеговы заставили 15-летнюю девушку четыре часа слушать аудиозапись того, как ее насилуют, с целью добиться признания, что она вступила в связь с насильником добровольно. Истица подала в суд на четырех старейшин Зала царства Свидетелей Иеговы в г. Рой, штат Юта, и на Общество сторожевой башни, обвиняя их в умышленном причинении ей эмоциональных страданий.

Истица утверждает, что в декабре 2007 года, когда ей было 14 лет, 18-летний юноша, также Свидетель Иеговы, унижал ее и сексуально ее домогался. По словам истицы, юноша изнасиловал ее несколько раз, и она предоставила старейшинам собрания аудиозапись одного из эпизодов насилия. Она рассказывает, что в 2008 году руководители собрания на протяжении по меньшей мере четырех часов снова и снова прокручивали аудиозапись, пытаясь вынудить девушку признаться, что она добровольно вступила во внебрачные сексуальные отношения.

По словам адвокатов, впоследствии девушка обращалась за психологической и медицинской помощью, она страдала повышенной тревожностью, ее мучили кошмары, и она плохо успевала в школе.

Женщина впервые подала иск в суд 2-го округа г. Оден в 2016 году, однако судьи пришли к выводу, что Первая поправка к Конституции США, гарантирующая свободу вероисповедания, не позволяет призвать общину к ответу. По словам адвокатов, единственная сложность заключается в том, что речь идет о религиозной общине. Прежде чем истица подала апелляцию, суд первой инстанции заявил, что «без колебаний вынес бы дело на суд присяжных, если бы оно касалось светской организации».

Верховному суду штат предстоит принять собственное решение. Судья Дино Химонас заявил: «Ситуация, о которой идет речь, представляет собой психологический и эмоциональный эквивалент пытки утоплением. Я уже долго служу судьей и долго работаю юристом. Я никогда еще не слышал в суде подобных обвинений».

По словам адвокатов истицы, верховный суд Юты создаст опасный прецедент, если признает общину неподсудной, и тем самым откроет религиозным организациям дорогу к другим социально-опасным деяниям, таким как разглашение врачебной тайны или неоднократное избиение малолетнего.

Адвокат защиты Кара Портер заявила, что община пыталась выяснить, согрешила ли девушка, и что правительство не имеет права вмешиваться.

В понедельник суд в течение полутора часов задавали адвокатам обеих сторон вопросы о том, где должна проходить граница в рассмотрении гражданских исков, связанных с вопросами вероисповедания, и обе стороны признали, что выдвинутые обвинения не подходят ни под какую уголовную статью. Судья Пейдж Петерсон заявила, что уже один только созыв церковного суда может оказать сильное эмоциональное воздействие на верующего человека, знающего, что он участвовал в поведении, которое считается греховным. С другой стороны, сказала она, община может быть убеждена, что должна выяснить истинную суть произошедшего любой ценой, даже если это подразумевает пытки. Государство нарушило бы Первую поправку, если бы его действия привели «чрезмерному вмешательству в религиозные дела».

В прошлом году Апелляционный суд штата Юта постановил, что рассмотрение этого иска будет «чрезмерным вмешательством», поскольку оно подразумевает «расследование уместности действий церкви, направленных на осуществление религиозных обычаев, и, следовательно, нарушает пункт Первой поправки, запрещающий конгрессу США издавать законы, учреждающие государственную религию».

Адвокаты истицы говорят, что «мотив не оправдывает поступков».

Адвокаты ответчиков говорят, что обвинения не подкреплены доказательствам. Также в прошлом они утверждали, что вероисповедание обязывает руководителей их общины исследовать обвинения в грехе, и что девушка могла в любой момент покинуть встречу вместе с родителями.

Daily Mail, 12.11.2020

к оглавлению

НОВАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ

Бывшие лжепророки приоткрывают завесу тайны и рассказывают, как действуют культы в Южной Африке

Джей Израел

Бывшие лжепророки приоткрыли завесу тайны и рассказали, как действуют культы в Южной Африке: они рассказали о выдуманных чудесах, которыми соблазняют психологически зависимых и финансово эксплуатируемых членов общины.

В понедельник в г. Браамфонтейн начались слушания Комиссии по обеспечению и защите прав культурных, религиозных и языковых сообществ (CRL Rights Commission). Во время этих слушаний бывшие пророки и апостолы рассказали о том, каким образом культы психологически порабощают и финансово эксплуатируют своих последователей. Бывший лжепророк Джей Израел заявил, что большинство чудес, якобы творимых пророками в телевизионном эфире, — это спектакль. Израел ранее был пастором мегацеркви Spirit Life в Восточном Лондоне.

Израел утверждает, что был близким помощником пастора Альфа Лукау из Alleluia Ministries International (AMI), и что в «чудесах» исцеления инвалидов-колясочников, которые происходили в его церкви, участвовали люди, которым заплатили за то, чтобы они притворились больными. «Все это делается с целью убедить людей, что эти проповедники — мужи Божии. А если вы верите, что они — мужи Божии, вы сделаете все, что они вам говорят», — сказал он.

«Я могу найти множество библейских текстов в подтверждение того, что вы должны каждый месяц давать мне деньги, и с помощью этих текстов я внушу вам, что, если вы не дадите мне денег, вы пойдете в ад», — добавл Израел.

IOL, 17.11.2020

к оглавлению

ПСИХОЛОГИЯ КУЛЬТОВ

Культы и когнитивная деятельность: программирование истинно верующего

Автор статьи
Мэтью Дж. Шарпс

В последних двух постах этого блога мы изучали явление когнитивного диссонанса и социальные факторы, которые укрепляют и углубляют убеждения последователей культов и культообразных групп, таких как Небесные врата и семья Мэнсон. Но как у человека вообще появляются такие убеждения?

Люди — очень социальные существа, поэтому для нас важна способность в когнитивном отношении идти в ногу с окружающими. Но когда окружающие, очертя голову, несутся к чему-то иррациональному или саморазрушающему (вспомним случай с Дороти Мартин, о котором писал Леон Фестингер, см. Festinger et al., 1956), каким образом разум человека с этим соглашается? Личные и социально-экономические факторы, которые могут привести к возникновению массовых деструктивных движений, хорошо изучены (см. Hoffer, 1951). Но какие именно процессы, происходящие в сознании конкретного человека, позволяют на верить в нереальное, в домыслы, противоречащие всякой логике и всем фактам?

Одно слово: диссоциация.

Речь не идет об ужасном психиатрическом заболевании, именуемом «диссоциативным расстройством идентичности». Я имею в виду умеренную диссоциацию, которую, вероятно, время от времени ощущает каждый из нас, — когда ощущение размытости или нереальности происходящего становится причиной аномальных интерпретаций индивидуального опыта (см. Sharps et al., 2014). Подобное состояние не является патологией. Но некоторые люди подвержены ему в большей степени, и это может довести их до беды.

Моя судебно-психологическая лаборатория изучает свидетельства очевидцев. Мы очень многое поняли, исследуя наиболее радикальные заявления. А может ли быть что-то более радикальное, чем люди, которые говорят, что своими глазами видели снежного человека, или НЛО, или призраков из потустороннего мира? О подобных вещах рассказывают многие. И большинству таких людей присуща довольно высокая степень диссоциации. Они не страдают психиатрическими заболеваниями. Просто окружающее несколько чаще обычного кажется им нереальным — словно они живут во сне. Соответственно, они не только чаще других верят в снежных людей, привидения и пришельцев из космоса, но и чаще других видят признаки их присутствия в повседневных вещах. Если же мы соответствующим образом изменим социальное окружение таких людей, создадим когнитивную матрицу, которая делает акцент на существовании пришельцев или на древнюю мистику, можно заставить таких людей видеть то, чего на самом деле не существует (см. Sharps et al., 2020).

Именно так и работает мышление культистов. Создается когнитивная матрица, которая знакомит новообращенных с фантастическими пространствами; диссоциативные процессы помогают верующим принять то, что лишено всякого смысла, а верующие отстаивают свои убеждения с помощью когнитивного диссонанса, о котором мы уже говорили.

Но что позволяет диссоциации таким образом влиять на мышление? Мы разбавили критическое осмысление (Feature-Intensive processing, FI-processing), которое работает медленнее, но обращает внимание на внутренние особенности ситуации, гештальт-осмыслением (Gestalt-processing, G-processing), которое обрабатывает ситуации быстрее, но не уделяет такого внимания деталям. Это важно, поскольку в режиме G-processing верить в нелепые или паранормальные вещи проще, чем в режиме FI-processing (Sharps et al., 2016). Критическое мышление, по существу, заставляет вас взглянуть в лицо нелепостям. Физика подсказывает, что космический корабль, которого ждали члены Небесных врат, не мог прятаться за кометой. А история преступной деятельности Чарльза Мэнсона несовместима с ролью Мессии. И так далее.

Мы начинаем лучше понимать когнитивные системы, благодаря которым возникают и продолжают существовать культообразные и просто нелепые убеждения. Держаться за них помогают когнитивный диссонанс и склонность человека повиноваться и быть как все. А диссоциативные процессы помогают эти системы создать.

Чудесно. Но что можно с этим сделать? Как предотвратить возникновение зловещей цепочки когнитивных событий? Если люди не встанут на путь, ведущий к культистским убеждениям, у них не будет возможности повиноваться главарям культа или подчиняться правилам культа, и когнитивный диссонанс разрешится сам собой. Если нет психологической вовлеченности, нет и когнитивного диссонанса (Festinger et al., 1956). Но что можно противопоставить диссоциации?

С помощью нескольких разных экспериментов мы установили, что критическое мышление снижает склонность принятия нелепых убеждений. Например (Sharps et al., 2020), мы выяснили, что, если люди задают вопросы о паранормальных явлениях в режиме FI, это существенно снижает вероятность веры в паранормальное в пользу более прозаических ответов. Следовательно, дополнительный акцент на критическом мышлении может помочь конкретному последователю Небесных врат (например) задуматься о том, что самоубийство не может перенести тебя на космический корабль, который, в свою очередь, не может прятаться за кометой.

Таким образом, решение,возможно, кроется в FI-processing, которое вытесняет гештальт-мышление, способствующее вовлечению в культ. Однако возникает практическая сложность: как отмечает Фестингер (Festinger et al., 1956), люди могут поставить под сомнение достоверность любых фактов и игнорировать логику. А в своих исследованиях мы убедились, что критическое мышление снижает вероятность веры в паранормальное, только если сам человек вовлечен в критическое мышление. Иначе говоря, говорить людям, что пришельцев, о которых говорят Небесные врата, не существует, почти бесполезно. Но если вы задаете конкретные вопросы, которые побуждают вашего собеседника самого критически осмыслить те или иные моменты, обратить внимание на объективные стороны ситуации, которая кажется паранормальной, люди, как правило, способны мыслить в более приземленном, прозаическом ключе, отходя от абстрактного и расплывчатого мышления, необходимого для вовлечения в культ (см. Sharps et al., 2020).

Мы не можем предложить панацею от вовлечения в культ или даже от диссоциации, которая этому способствует. Такое решение потребует привлечения многих других областей психологии, не только когнитивистики. Однако мы, наконец, начинаем понимать, как формируется поведение культистов, и что с ним делать.

Литература:

  • Festinger, L., Riecken, H.W., & Schachter, S. (1956, reprinted 2011). When Prophecy Fails. Blackburn, VA: Wilder Publications.
  • Hoffer, E. (1951). The True Believer: Thoughts on the Nature of Mass Movements. New York: Harper and Brothers
  • Sharps, M.J. (2003). Aging, Representation, and Thought: Gestalt and Feature-Intensive Processing. New Brunswick NJ: Transaction
Psychology Today, 13.11.2020

В избранное