Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Богословие и жизнь

  Все выпуски  

Изучаем Библию вместе Выпуск 19


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


Реклама, представленная в данной рассылке не всегда соответствует принципам, взглядам и ценностям автора и Преподавателя Библии.

Добро пожаловать на урок Изучения Библии, где Вы также сможете задать свои вопросы и узнать много нового и интересного об этой удивительной Книге, а также о многом другом, имеющем отношение к религии.

Предыдущие выпуски Вы всегда можете найти в архиве по адресу: http://subscribe.ru/archive/religion.biblestudy/
Домашняя страничка рассылки - http://biblestudy.narod.ru/
Задайте свой вопрос - message4you@mail.ru




Я приношу извинения за задержку этого выпуска. Задержка отчасти связана с моим участием в конференции Украинского гуманитарного института. С этим институтом вы можете познакомиться заочно, посетив их сайт http://ucas.narod.ru или приехав в Лесную Бучу под Киевом - удивительное место для учебы.

5. ДУХОВНАЯ ЧАСТЬ

5.1.1.7. Спасение для отверженных (Быт 15:1 - 17:27)


"В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве" (Гал 4:24,25).

История Аврама, друга Божьего (Иак 2:23; Ис 41:8; 2Пар 20:7), полна неожиданностей и противоречий. Подчас мы даже можем удивляться как характеру Божьему, Который сохраняет верность человеку, неоднократно нарушающему свой завет с Богом (Плач 3:22,23; Пс 143:3; Пс 8:5), так и непостоянству человека, который изменяет своему Господу чуть ли не на каждом шагу. Насколько эти качества противоположны - любовь Божья и неверность человека. Тем не менее, Любовь побеждает: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него" (Ин 3:16,17). Это не только вселяет в нас надежду на то, что не смотря на все превратности нашей жизни, Господь все же силен сохранить нас во спасение (Ин 17:12,24), но это также и налагает на нас обязанность быть верным Ему (Ин 14:15; 17:21).

"Велика верность Твоя!" - восклицал пророк Иеремия (Плач 3:23). И действительно, мы можем только удивляться и восхвалять любовь и милость Божью, его человеколюбие и долготерпение (Исх 34:6; Пс 85:15; 2Пет 3:9). Думая обо всем том, что совершает Господь в нас и для нас, как Он преображает наш скверный характер, делая нас "неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире" (Флп 2:15), наши сердца не могут не переполняться хвалою благодарности Богу. Господь ищет нас в этом мире подобно Пастырю, берущему заблудшую и израненную овцу на плечи свои, возвращая ее обратно в стадо (Лк 15:4,5). Он упорно трудится над нами, исправляя наш характер, излечивая наши духовные болезни. Он терпеливо сносит нашу неверность, наши "детские шалости" (1Кор 13:11; 14:20; Еф 4:14), когда мы, уже познав истину, вновь и вновь возвращаемся к "прелестям" греховной жизни (Гал 4:9), которые манят нас только для того, чтобы вскоре больно ударить нас, опять повергнуть нас в грязь греха (Прит 5:3-5; 23:31,32). Он охраняет жизнь нашу от всякого зла (Пс 33:8; Зах 2:8). Любящий Бог отдал все Небо ради нас, Спаситель оставил трон вселенной, чтобы спасти наш погибающий во грехах мир (Лк 15:4; 2Кор 8:9; Флп 2:6-8). И Он достоин того, чтобы мы воздали славу Ему не только словами нашими, но также и нашей благочестивой жизнью! "Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего" (1Кор 6:9-11).

Мы часто бываем очень нетерпеливы в своих притязаниях на Божьи благословения. Подчас мы буквально молимся Господу: "Боже, дай мне терпение, и дай мне его немедленно!" Мы бываем очень несправедливы в отношениях с нашим Богом, считая, что Он должен нам все, а мы ему практически ничего. Мы можем заниматься своими греховными делами, а затем, в случае нужды или опасности, требовать от Бога немедленного вмешательства, заступничества или исправления наших ошибок. Мы воспринимаем Бога как "палочку-выручалочку", когда сами, по глупости ли своей, или следуя своим греховным похотям, попадаем в безвыходные положения. Мы забываем, что Господь "спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости" (Тит 3:5). Все, что мы заслужили от Бога - это смерть за грехи наши (Рим 6:23), но вместо благодарности нашему Спасителю за такое прощение мы уподобляемся злому рабу из притчи Христа, которому был прощен многомиллионный долг, но который сам не захотел простить ничтожный долг своему ближнему (Мф 18:23-35). Конечно, не все мы такие, есть среди людей и те, кто стремится жить верно перед Богом, но даже и о таких стоит скорее сказать "не всегда мы такие" вместо "не все мы такие". Ведь даже Аврам, друг Божий, и тот сколько раз проявлял неверность Богу (Быт 12:13; 20:2).

Вот и теперь, милостью Божьей одержав победу над врагами и проявив благородство в том, что не взял ничего из того, что принадлежало другим, хотя по праву уже стало его (Быт 14:21,22), Аврам проявляет свой человеческий характер: "я остался верен тебе, Господи, а что за это дашь Ты мне?" (Быт 15:2,3). Конечно, Аврам не заботился о материальном богатстве, равно как и ученики Христа, задававшие подобный вопрос (Мф 19:27), но насколько в этом проявилось его нетерпенье. Да, мы можем его понять, ведь прошло уже немало лет с тех пор, как ему, семидесятипятилетнему, Господь пообещал сына, наследника (Быт 12:2,4). Но прошло уже десять лет (Быт 16:6), а Бог, похоже, давно забыл Свое обещание. Но Бог не забывает. Это мы склонны забывать обетования Божьи, но Он никогда не забудет нас. Господь ответил Авраму, поклявшись ему в Своей верности, но при этом открыл ему будущее его потомков, в котором опять таки научал Аврама терпению и доверию. Подумать только: Господь, обещавший Авраму наследника, так долго не исполняет Своего обещания, и к тому же заявляет, что потомки наследуют обещанную Авраму землю не раньше, чем через четыреста лет, и к тому же после рабства в чужой земле (Быт 15:13). И на таких условиях Бог заключил завет с ним в пламени огня (Быт 15:17). Но даже это заключение завета было не весьма приятным занятием для Аврама. Целые сутки Аврам должен был ожидать ответа Господа, борясь с усталостью и сном, борясь с сомнениями и горечью неверия (Быт 15:5,9,11,12,17). Господь учит терпению не только нас, когда мы взываем к Нему в молитве; Он воспитывал таким образом многих великих мужей веры (Быт 7:7,10; 1Цар 13:11; 3Цар 18:42-44). И делает это Господь не только ради нас самих; "Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2Пет 3:9). Причиной задержки в исполнении обетования, данного Авраму был не столько он сам, сколько те народы, чью землю потомки Аврама должны наследовать - Бог видел, что еще есть возможность спастись многим из этих языческих народов (Быт 15:16).

Да, в Авраме нашли свое спасение не только иудеи, но "благословятся в нем все народы земли" (Быт 18:18). Не только хананеям была продлена милость Божья и отсрочен ожидавший их суд по причине верности Аврама, но также и все жители земли получили надежду в вере Аврама (Гал 3:6-9). Но и в этом мы можем сказать: "велика верность Господа, ибо не по нашим заслугам Он воздает нам" (2Тим 1:9). Господь велик тем, что может обращать зло в добро (Быт 50:20). Интересно обратить внимание хотя бы на родословную Спасителя нашего, в которой упомянуты те, кто, казалось бы, никогда не должен был войти туда (Мф 1:3-6): мы находим в ней неприглядную историю Иуды и Фамари (Быт 38:24-26), есть в ней и Раав, блудница из Иерихона (Нав 2:1; Евр 11:31), и Руфь моавитянка (Втор 23:3), не забыт и грех Давида с "бывшей за Уриею" (2Цар 11:4,15). И проступок Аврама с Агарью Бог обратил в благословение многим народам. Аврам оказался неверен Божьему обетованию. Сара, подобно некогда Еве (Быт 3:6), подтолкнула мужа своего ко греху. И хотя согласно обычаям тех народов и того времени это совершенно не считалось грехом, тем не менее, принцип моногамной семьи был нарушен (Быт 2:24). Это открыло путь Авраму и к последующим отступлениям (Быт 25:1,6). Но мы должны помнить, что не все то, что нормально для людей, приемлемо для Господа (Иер 10:2). Аврам поддался слабости, проявил недоверие Господу, и это привело к потере мира в его семье на долгие годы. Сара ссорилась со своей служанкой Агарью, Аврам вынужден был терпеть упреки своей жены, как будто он сам был виновен во всем (Быт 16:5), так что ему пришлось потворствовать жене своей в ее плохом отношении с соперницей (ст 6). И все эти проблемы только лишь увеличились, когда обетование наследника исполнилось в жизни Авраама (Быт 21:9,10). Насколько более спокойной была бы жизнь в семье Аврама, если бы он не уступил временным плотским порывам и нетерпению своей жены. Бог может простить всякий грех, который мы совершаем (1Ин 1:7,9), но Он часто допускает нам пожинать последствия наших грехов, несмотря на то, что простил их. Только при этом не стоит еще прибавлять к нашим прошлым грехам еще и грех недоверия божьему прощению - как многие из нас продолжают корить себя и мучиться за те, давно исповеданные и прощенные Богом грехи, последствия которых все еще напоминают нам о прошлом! Если Бог простил нас, то кто имеет право напомнить нам и укорить нас за эти прощенные прегрешения? (Рим 8:33; Евр 8:12). "А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду" (Рим 15:4).

Насколько противоречивы и непоследовательны действия Аврама в истории с Агарью, настолько же и значение этого события истолковывается апостолом Павлом непоследовательно. В послании к Галатам 4:22-31 он приводит духовное значение того, что произошло в жизни Аврама. Но при этом символы меняются - вначале Агарь и Измаил символизируют отвержение язычников, в то время как Сарра и Исаак являются символом избранного народа Божьего - Израиля (ст 24). Но затем картина резко меняется, и теперь уже уже рабами и отверженными становится Израиль, а язычники оказываются "детьми свободной" (ст 25,31). Авраам не только стал отцом всех народов по плоти; его потомством являются не только все арабы от Агари, евреи от Исаака и прочие народы от Хеттуры. Но гораздо более важно то, что в Аврааме всякий верующий становится его духовным семенем (Мф 3:9; Ин 8:39; Гал 3:29).

История Аврама дает нам надежду на спасение не только потому, что Бог простил прегрешения Аврама. Его переживание открывает всем нам путь к небу потому, что в нем благословляются все племена земные, ибо "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники" (Гал 3:28,29). Потому теперь, когда мы призваны Господом ко спасению, мы должны последовать за Ним везде, куда бы Он ни повел нас, воспитывая в нас доверие, послушание и терпение. Многое нам может быть непонятно в нашей жизни, но пусть вера Аврама и его опыты остаются с нами всегда. Будем лучше учиться на ошибках чужих, нежели на своих, хотя бы даже Господь и превращалбы в нашей жизни зло в добро. Н лучше покоиться в мире, который приносит послушание, нежели переносить трудности, явившиеся результатом нашего непослушания и нетерпения.

Дорогой друг! Если ты еще являешься рабом греха, помни, что Бог освободил тебя не только в Аврааме, но и на Голгофском кресте. Оставь свое рабство греху и прийди к Спасителю сегодня.

Если же ты, дорогой друг, уже давно последовал призыву Господа и последовал за Авраамом к духовному Ханаану, то оставайся верным Господу во всем, в большом и малом, и не повторяй слабостей и ошибок Авраама. Не смотри на людей и на обычаи мира, которые может быть позволяют тебе сделать то, что все же является грехом в очах Божьих. "Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни" (Откр 2:10).

"Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших" (Ис 55:7-9).


6.1.1.7. Спасение для отверженных


Как проявляется характер Бога

  • в том, что Аврам так долго ждал исполнения обетования?
  • в том, каким образом Бог произвел заключение завета с Аврамом?
  • в том, что Бог открыл Авраму будущее его потомков?
  • в разговоре Ангела Господня с Агарью?
  • в возвращении Агари в дом Аврама?
  • в обновлении завета с Аврамом несмотря на проявленное Аврамом неверие?
  • в названии Аврама и Сары новыми именами?
  • в завете обрезания?
  • в обетовании об Измаиле?

    Как нам открывается путь ко спасению от греха

  • в том, что обетование Божье Авраму так долго не исполнялось?
  • в обновлении завета с Аврамом?
  • в том, что потомки Аврама будут в рабстве?
  • в том, что потомки Аврама выйдут из рабства с большим имуществом?
  • в принятии Богом проступка Аврама и Сары?
  • в обетовании Ангела Господня Агари и Измаилу?
  • в возвращении Агари в дом Аврама?
  • в новых именах, данных Авраму и Саре Богом?
  • в установлении обрезания?
  • в значении обрезания?
  • в том, что Аврааму и Сарре сын был обещан в таком престарелом возрасте?
  • в благословении Измаила?

    Какие положительные и отрицательные примеры для себя мы можем извлечь

  • из долготерпения Аврама?
  • из того, как Аврам ожидал Бога для заключения завета?
  • из пленения потомства Аврама?
  • из того, что Сара дала Авраму свою служанку в жену?
  • из того, как Агарь стала относиться к Саре?
  • из того, как Сара ответила Агари?
  • из возвращения Агари назад в дом Аврама?
  • из повиновения Аврама в обрезании?

    Как мы можем применить в личной жизни уроки

  • по настойчивости и терпению Аврама при заключении завета?
  • по попытке помочь Богу в исполнении обетования?
  • по взаимоотношениям с теми, кто оказался виновным по нашей вине?

    Как мы можем применить в нашей духовной жизни уроки

  • по настойчивости и терпению Аврама при заключении завета?
  • по попытке помочь Богу в исполнении обетования?
  • по взаимоотношениям с теми, кто оказался виновным по нашей вине?


    2. Толкование Священного Писания

    2.1.1.7. Сара и Агарь в семье Аврама (Быт 15 - 17)


    15:1 "Не бойся". Вероятно Авраму нужна была моральная поддержка после того, как он отказался от свой законной добычи в войне с Кедорлаомером. Принимать правильное решение обычно не легко, так как дьявол часто искушает нас к неверному решению, представляя его в более выгодном отношении. Аврам, вероятно, снова вспомнил о том, что Бог обещал ему потомство и всю землю, а здесь он как пришелец, помогающий местным жителям.

    15:2 "Что Ты дашь мне?" Аврам уже имел достаточно богатства. Он не нуждался в золоте или в скоте. Да и земля не так ему была важна, когда у него небыло сына. Доверять Богу? Но можно ли всю жизнь прожить только в ожиданиях, не получая обещанного? (Евр 11:39).

    15:4 "Произойдет из чресл твоих". Даже по меркам людей того времени, которые жили значительно дольше нашего, Аврам был уже довольно стар. Он еще верил, когда ему было семьдесят пять (Быт 12:4). Но с тех пор прошло уже более двадцати лет, а обещание Божье пока что остается лишь прекрасными словами. Стоит ли ему еще верить? Неужели для Бога так трудно исполнить то, что Он давно обещал?

    15:6 "Вменил ему это в праведность". Праведность - это более, чем просто благочестивая жизнь, отсутствие греха. Праведность - это полное доверие Богу.

    15:8 "По чему мне узнать?" И все же Аврам был человеком, подобным нам. Ему хотелось доказательств.

    15:9 "Возьми Мне". Господь не требует от человека большего, чем тот может вынести. Он говорит: "Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести" (1Кор 10:13).

    15:12 "При захождении солнца". И все же Бог испытывает терпение Аврама. Некто сказал: "Никогда не теряй терпения - это последний ключ, открывающий двери". Повторяя Свое обетование Господь вывел Аврама на улицу показал ему звездное небо (ст. 5). Всю ночь Аврам провел в беседе с Господом, а утром пожелал знамения от Господа, которое укрепило бы его веру (ст. 8). Принеся в жертву животных по слову Господа, Аврам весь день ожидал Господа, отгоняя налетающих хищных птиц. После бессонной ночи и целого дня ожиданий, да и подготовка животных к закланию потребовала немало труда. Не легко было престарелому Авраму, которому уже было без малого девяносто, бегать вокрух рассеченных животных, отгоняя хищников. Не мудрено, что к вечеру он буквально свалился от усталости и одолевавшего сна. И тогда, когда человек уже был не в состоянии что-либо сделать, Господь явился в огне (ст. 17).

    15:13 "Четыреста лет". Аврам ожидал пекрасных обетований, но вместо этого измученному и усталому старику Господь говорит об ужасной участи, которая постигнет его потомство прежде, чем они получат обещанную землю. Фраза "четыреста лет" относится здесь не ко времени порабощения, а ко времени странствования в земле не своей. Этот текст имеет значение: "на протяжении четырехсот лет твои потомки будут пришельцами, не имея своей земли, и к тому же в конце этого времени их поработят".

    15:14 "Выйдут с большим имуществом". Господь видит конец от начала, хотя у Него нет предопределения. Здесь Господь предсказывает выход из египетского рабства, который произойдет только благодаря вмешательству Божьему (Исх 11:2-5; 12:40,41; Деян 7:6).

    15:16 "Мера беззаконий... еще не наполнилась". Это высказывание встречается в Библии довольно часто, так что некоторые толкователи Писаний так и считают, что Господь "накапливает" беззакония человека до тех пор, пока Его терпение не заканчивается. Подобная точка зрения не лишена основания, равно как и то, что говорят другие: у Бога есть определенное время для действий, и Он никогда не торопится, не сделает что-либо раньше времени, но Господь также и не медлит с исполнением обещанного. В любом случае, Господь не является подотчетным лицом в Своих действиях.

    15:18 "До великой реки, реки Евфрата". Народ израильский не смог установить свое господство в Ханаане именно в таких пределах, как было обещано Господом только потому, что они часто блудодействовали с другими народами и уклонялись от истинного Бога (Суд 2:21). И только во времена Соломона Господь расширил царство народа Своего до таких пределов (3Цар 4:21).

    16:1 "У ней была служанка Египтянка". Скорее всего эту служанку Сара заимела в Египте в то время, когда Аврам проявил недоверие Богу и назвал Сару своей сестрой (Быт 12:16). Грех никогда не остается один. Но каждый грех влечет за собой другой и третий. Так и здесь, грех неверия Аврама привел к тому, что эта египетская служанка стала между Аврамом и Сарой. Символично то, что в Библии Египет часто символизирует рабство греха (Исх 20:2).

    16:2 "Я буду иметь детей от нее". Это соответствовало обычаям того времени и той местности, что служанка жены могла рождать детей для своей госпожи. Но это никак не соответствовало Божьим планам. К сожалению, Аврам послушался слов Сары.

    16:5 "В обиде моей ты виновен". Возможно Сара вспоминала Авраму, при каких условиях у них появилась служанка Агарь. Да, тогда Аврам проявил слабость и не пожелал отстоять свою жену перед чужим монархом. Но может быть также и то, что Сара просто обращает вину "со здоровой головы на больную", пытаясь обвинить Аврама в своих же грехах.

    16:6 "И она убежала". Совершенный однажды грех размножается по принципу финансовой пирамиды многоуровневого маркетинга. Грех неверия Аврама привел ко греху обмана Сары. Затем они вместе приняли незаслуженные подарки от фараона, в числе которых была и Агарь. Агарь (умышленно или неумышленно) становится объектом нового греха - недоверия обетованию Божьему, что привело ко греху многоженства. Теперь сатана искусил Агарь к самовозвышению и гордости, к неповиновению своей госпоже. Подтолкнув Аврама к многоженству, Сара теперь обвиняет его в прелюбодеянии - он, дескать, проявил к Агари больше любви, чем было нужно в данной ситуации, отчего она возомнила себя настоящей женой. С другой стороны, Сара начала притеснять и угнетать свою служанку, что тоже не является благочестием, а следовательно, должно называться грехом. И опять Аврам, вместо того, чтобы примирить рассорившихся жен, становится соучастником еще одного греха - вседозволенности Сары в притеснениях Агари. Все это приводит к тому, что Агарь уходит из дома. Хороший ли это поступок? Вероятно нет, иначе Господь не возвращал бы ее назад (ст. 9). Вот, какой результат за весьма короткий срок произвел небольшой грех недоверия Богу, сомнения в Божьей защите. И это еще далеко не конец - то ли еще будет в этой семье!

    16:8 "Откуда ты пришла и куда идешь?" Этот вопрос подобен тому, как Господь искал Адама: "Где ты?" (Быт 3:9). Господь все знал, потому Он назвал Агорь не только по имени, но и по ее положению - служанка Сарина. Подобный вопрос взывал к признанию своих грехов и к раскаянию. Да, Агарь оставалась служанкой, а не женой. И она должна возвратиться назад. Господь имел Свой план относительно Аврама, равно как Он имеет Свой чудесный план о каждом из нас. Наше нетерпение и недоверие не может заставить Господа действовать по-нашему. Это только усложнит наш путь к той цели, которую ставит перед нами Господь. Если бы мы всегда доверялись Богу, то спасение нам далось бы необычайно легко, потому что спастись легче, нежели погибнуть. Но последствия нашего недоверия и попыток "помочь" Богу исполнить Его обещания и планы только усложнят нащу жизнь, давая сатане зацепки к тому, чтобы нас еще глубже повергнуть в грязь греха. В планы Божьи Агарь не входила. Она должна была оставаться служанкой, несмотря на грех Сары, Аврама и Агари. У Аврама была одна законная жена - Сара. Что Бог сочетал, человек да не разлучает, никакой человек, даже он сам, а тем более его служанка (Мф 19:6).

    16:10 "Умножу потомство твое". Несмотря на грех, Господь благословляет Агарь и делает ее соучастницей благословений Аврама. Бог всегда старается обратить зло в добро.

    16:12 "Как дикий осел". Это символ безбожия и самовластия (Иов 24:5; 39:5). Бог сделал все, чтобы превратить зло в добро, но и дьявол не дремлет. Из дальнейшей истории мы знаем, что потомки Агари и Измаила очень часто были врагами народа Божьего (Пс 82:6,7), равно как и потомки Лота (Быт 19:37,38). Но при должной атмосфере в семье Аврама, Измаил мог бы вырасти благочестивым и духовным человеком, признающим духовное господство Исаака (Быт 21:9). Измаильтяне могли бы стать теми, кто поддерживал бы служение евреев как народа Божьего, как хранителей праведности и вестников спасения. К сожалению, даже израильтяне очень часто отходили от Господа сами, не то, чтобы быть светом для других.

    16:13 "Ты Бог видящий меня". Такое имя Агарь дала источнику, у которого Господь остановил ее. Как было бы хорошо, если бы мы всегда осознавали, что Господь видит нас и знает все наши поступки (Пс 138:7-12; Иер 16:17).

    16:16 "Аврам был восьмидесяти шести лет". Более десяти лет лет ожидал Аврам исполнения обетования Божьего, и не дождался - решил сам "помочь" Богу в этом.

    17:1 "Аврам был девяноста девяти лет". Целых тринадцать лет разделяют этот текст от предыдущего. Что делал Аврам в это время? Что делал Бог все это время? Вероятно, Аврам, воспитывая Измаила, неоднократно обдумывал свой поступок, пересматривал свои взаимоотношения с Господом, и думал, почему Бог так долго не говорит с Ним - за предыдущие десять лет Господь четырежды являлся ему (Быт 12:1; 12:7; 13:14; 15:1), а сейчас уже прошло более тринадцати лет, но Господь еще не разговаривал с ним. Сарра, вероятно, уже давно смирилась со своей участью бездетной матери чужого сына. Не известно нам, что творилось в душе Агари, почувствовавшей было свободу и материнское счастье, которое было так близко, но, возможно теперь ей даже не позволяли называть Измаила своим сыном - ведь родила она его не для себя, а для Сары. И возможно, единственно счастливым во всей этой истории был Измаил, который рос как наследник Аврама. В кажущейся спокойной и счастливой семье Аврама, грех недоверия Богу надолго разрушил и исказил прекрасные чувства и взаимоотношения в доме. Во многих аспектах жизнь уже не была такой, как прежде.

    17:2 "И поставлю завет Мой". Прежний завет между Богом и Аврамом был нарушен. Господь позволил Авраму прочувствовать все результаты "самостоятельной" жизни. И теперь Господь вновь приходит к Авраму для заключения нового завета с ним.

    17:3 "Пал Аврам на лице свое". Возможно Аврам уже не ожидал явления Божьего, осознавая, что он поступил неправильно. Сейчас он в раскаянии и с чувством недостоинства пал на землю перед Богом. Он не чувствовал уже себя праведным, как некогда (Быт 15:6). Он не сохранил своей веры, он уже не мог разговаривать с Богом лицом к лицу, как это было ранее.

    17:4 "Я - вот завет Мой". Бог Сам является заверением завета (Быт 22:16; Иер 22:5), нет другого, кто был бы так верен, как Господь. Нет другого, кто был бы более могущественен, и кто выступил бы гарантом верности Божьей (Чис 23:19; Иез 12:25).

    17:5 "Но будет тебе имя". Имя имело важное значение для древних народов - оно отражало характер и положение человека. Новое имя - это характеристика Божьих заветов. Бог не только меняет Свое отношение к человеку, но меняет и самого человека, вступающего в завет с Богом, меняет его характер, его положение, его имя (Быт 32:28; Руфь 1:20; Ис 62:2; Откр 2:17; 3:12).

    17:7 "Я буду Богом". Прежние заветы Бога с Авраамом заключались в обетовании потомства и земли. Этот завет отвечает на проблему, которую имел Аврам - на его взаимоотношения с Богом. Аврам несколько раз поступил самостоятельно, полагаясь на человеческую мудрость (Быт 12:13; 16:2; 16:6). Это было нарушением первой и основной заповеди, требующей признания Бога первым и последним в жизни каждого человека (Исх 20:3; Мк 12:30; Откр 22:13,14). Эту заповедь в свое время нарушил Адам, позволивший себе прислушаться не к Богу, а поверить змею (Быт 3:4,5,12). В этом был виновен Аврам, в этом чаще всего повинны и мы.

    17:9 "Завет между Богом и человеком не односторонний - Бог будет верен Своему слову, если мы выполним свою часть. "Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его" (Иер 18:7-10).

    17:11 "Обрезывайте крайнюю плоть вашу". Символом или знамением завета между Авраамом и Богом было укрощение плоти. Господь не требовал от человека аскетизма, но требовал благоразумия. "Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы" (Гал 5:16,17; см. Рим 8:9,13; Флп 3:3).

    17:15 "Да будет ей имя Сарра". Очень часто человек поступает против воли Божьей только потому, что не желает огорчить своего друга или родственника. Господь желает, чтобы не только мы, но и те, кто зависит от нас, и от кого мы зависим, были также совершенны, и находились в завете с Ним.

    17:18 "О, хотя бы Измаил был жив". Как часто мы довольствуемся синицей в руке, упуская журавля. И чаще всего это происходит по причине отсутствия терпения и доверия Богу. Мы хватаемся за соломинку и боимся упустить ее, но мы подчас не можем получить спасение до тех пор, пока мы не отпустим то, что удерживает нас вдали от Бога (Евр 12:1).

    17:19 "Именно Сарра, жена твоя". Неверие - это порок, который удерживает руку Божью от того, чтобы исполнить в нашей жизни наилучшие намерения Божьи о нас (Мф 13:58; 17:20; Рим 11:20-23; Евр 3:19). Воскликнем же: "верую, Господи! помоги моему неверию" (Мк 9:24).

    17:20 "О Измаиле Я услышал тебя". Господь готов благословить нас всегда, но Его планы о нас намного лучше наших желаний о себе.

    17:21 "Но завет Мой поставлю с Исааком". Господь не отступает от слов Своих и не изменяется (Иез 12:28).

    17:23 "Всех рожденных... и всех купленных". Авраам не мог требовать исполнения завета от тех, кто свободно присоединился к нему в его странствовании, но он, как глава семейства отца своего потребовал исполнения завета от тех, кто находился в его подчинении - домочадцев и рабов. Этот пример Авраама напоминает нам о нашей родительской ответственности за своих детей, за свои семьи - Господь ожидает, что в конце нашей жизни мы с радостью сможем ответить Ему: "Вот я и дети, которых дал мне Господь" (Ис 8:18).


    3. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

    3.43. Владимир Леви (postmaster@levi.???.ua) пишет: "Уважаемый господин преподаватель Библии Василий! В выпуске 17, пункт 5.1.1.6. Выход из Вавилона (Быт 12:1 - 14:24) Вы сообщаете: <В свое время Ной проклял своего сына Хама за поступок, который тот совершил (Быт 9:22,25)>.

    Мне кажется, Вы ошибаетесь. Ной не мог проклясть своего сына Хама, ибо Хам был <до того> (Бытие 9:1) благословлён Самим Богом. Ною ничего не оставалось, как наказать внука, сына Хама - Ханаана, хотя, по идее, он и не мог знать стиха из Исхода - 20:5, который появился, естественно, позжее (2-я книга Моше, очевидно, писалась после 1-й).

    Надеюсь уже в следующем, 18 выпуске лицезреть сей вопрос и ответ на него типа - проклятие Хама следует понимать аллегорично, ибо наказав внука, он, естессно, наказал и его отца : или что-либо похожее. Христиане постоянно используют аналогичные приёмы, пытаясь выйти из очередного тупика (см., например, Толковую Библию А.Лопухина, т.1, стр. 65). Вам не кажется, господин Василий, что вообще-то некорректно христианам заниматься анализом Танаха после его захоронения (см. стихи Нового Завета о Торе - <Конец (цель) закона - Христос>, <ветшающее и стареющее>, <детоводитель> и т.д., и соответствующих указаний церковных олигархов типа 11 параграфа решения 6 Вселенского собора: <Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемыя иудеями, или вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их, и врачества принимать от них, ни в банях купно с ними мытися. Если же кто дерзнет сие творить: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен>).

    Думаю, что используя слова еврея Иисуса из Назарета - <Спасение от Иудеев> (Иоанна 4:22), следует и использовать анализ Танаха, производимый только иудеями по вере и евреями по национальности. В этом случае возможен диалог иудеев с христианами и нахождение общих точек соприкосновения, которые диктует нам вера в Единого Бога.

    Надеюсь, я не обидел Вас, Василий, ведь всем людям хочется жить мирно и праведно, если они пытаются исполнять все заповеди Всесильного. Но мир <тихой сапой> не достигается... С уважением, беспартийный в религии Владимир Леви из Запорожья."

    И еще: "Уважаемый Василий! Ваша страничка необычайно интересна. Именно благодаря Вам я понял методологию христианских доказательств. Например, в 18 выпуске (пункт 3.36) Михаил Носов элементарно показал, что Вы неверно трактуете один из стихов Библии. Как культурный человек Вы согласились, но тут же "доказали", что Ваша трактовка имеет право на существование. Ваши "доказательства" очень смахивают на приёмы Свидетелей Иеговы, которые уводят человека, пришедшего купить, например, сладкое, от прилавка, где его нет, и путём сложных ссылок на "аналогичные" товары, водят по лабиринту "базара", показывают что-то и, приведя его снова к началу пути утверждают, что покупать и кушать надо, ибо товар - конфетка, хоть и пахнет несколько иначе.

    Итак, насколько я понял, суть любой христианской методологии такова: - главное - это вера (согласен, ибо вера - дело святое). - если человек верит (в данном случае, что Христос - Бог, Спаситель, отдавшийся смерти на пару календарных дней и т.д.), то Библия толкуется только с точки зрения доказательства этих христианских постулатов. И даже если там написано явно не то, противоречащее естественной человеческой логике (кстати, ум человека - только от Бога, но отнюдь не от сатаны!), это не имеет никакого значения - любое "доказательство" приемлемо. Даже, если белое нужно назвать чёрным - "богу" или его христианским глашатаям типа Павла или Златоуста - виднее. Для этого используется любая аллегория, сравнение, и масса слов типа - несомненно, конечно, естественно, само собой разумеется и т.д.

    Спасибо Вам, преподаватель Василий. Откровенно говоря, мне стало намного легче. Надеюсь, что несмотря на большую загрузку, Вы найдёте время и прочитаете сии слова и, несмотря на сложности с нехваткой места, напечатаете их. С уважением. Владимир Леви, Запорожье."

    Дорогой Брат Владимир! Может быть, если бы Вы не просили обратного, я бы несколько сократил Ваши слова, хотя бы ради места. Но полагаю, что наши читатели рассылки не слишком обидятся на нас, что мы несколько злоупотребили их временем (а может и не только), ради того, чтобы высказать свое мнение и услышать мнение другого. В конце концов, наши читатели должны бы ожидать, что помимо собственно изучения Библии вместе мы еще и обсуждаем свои мнения на виду у всех.

    Итак, насколько я понимаю, в Ваших словах звучат следующие вопросы: 1. Мог ли Ной проклясть Хама, который до этого был благословлен Богом? 2. "Христиане постоянно используют аналогичные приёмы, пытаясь выйти из очередного тупика", то есть пытается представить алегорически то, что нужно понимать буквально. 3. "Вам не кажется, что вообще-то некорректно христианам заниматься анализом Танаха после его захоронения?". 4. "используя слова еврея Иисуса из Назарета - <Спасение от Иудеев> (Иоанна 4:22), следует и использовать анализ Танаха, производимый только иудеями по вере и евреями по национальности".

    Я постараюсь ответить на поставленные вопросы в порядке их поступления.

    1. В этом выпуске, в толковании на Быт 17:9 я цитирую принцип Божий, выраженный в Иер 18:7-10. Этот принцип утверждает, что все Божьи обетования, пророчества и благословения даются на условии верности человека. Да, Хам был благословлен, но это не значит, что он останется благословленным до конца, вне зависимости от его дальнейших действий. Да, есть тысячи христиан, верящих в формулу: "однажды спасен - навсегда спасен". Но принцип Божий выражен несколько иначе: "претерпевший же до конца спасется" (Мф 24:13). Этот принцип действовал также и в Ветхом Завете для народа израильского, и он должен был быть произнесен сразу же по вступлении Израиля в обетованную землю: "Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете. Когда введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, тогда произнеси благословение на горе Гаризим, а проклятие на горе Гевал" (Втор 11:26-29). Да, Господь может отменить Свое благословение при определенных обстоятельствах, равно как и отменить проклятие: "...то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения" (Мал 2:2); "возлюбил проклятие, - оно и придет на него; не восхотел благословения, - оно и удалится от него" (Пс 108:17); "...обратил Господь Бог твой проклятие его в благословение тебе, ибо Господь Бог твой любит тебя" (Втор 23:5).

    2. Вообще-то, христиане научились аллегории у иудеев. Стоит только открыть Талмуд, и там можно найти так много иносказаний и странных, не буквальных толкований, что иногда сложно усмотреть связь между первоначальным текстом и его применением. Но подобные примеры мы можем найти и в Священном Писании. Во-первых, обратимся к одному из образованнейших христиан - к апостолу Павлу, который в свое время учился "в Оксфорде того времени" - у ног иудея Гамалиила (Деян 22:3): "Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной... В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь..." (Гал 4:22-26). Иносказаниями полны пророчества и видения. Прочтите Иер 29:3-12 о египетском крокодиле, например. Или басню о деревах в Суд 9:8-16. Без алегории нельзя читать, скажем, десятый псалом Давида. Нежелание понимать слова Господа в несколько ином смысле, чем они произнесены буквально, бывает чревато такими последствиями, как это произошло с Надавом и Авиудом: "И сказал Моисей Аарону: вот о чем говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь" (Лев 10:1-3). Или вот еще один из образцов: "Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок, тогда говорят: `не повреди ее, ибо в ней благословение'; то же сделаю Я и ради рабов Моих, чтобы не всех погубить" (Ис 65:8). Библия полна символов, иносказаний и духовного смысла. И это не изобретение христиан. Иисус Христос учил притчами, пророки получали видения в символах, сны давались людям в образах. Даже само служение в скинии Моисея было основано на этом принципе. Поэтому подобное обвинение в том, что христиане используют принцип алегории "пытаясь выйти из очередного тупика" абсолютно неуместно.

    3. Нет, мне кажется, что захоронение Танаха некоторые Христиане совершают по своему незнанию Слова Божьего и Самого Бога. Вот некоторые слова Иисуса Христа по этому поводу: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все" (Мф 5:17,18). Здесь закон и пророки - это Тора и Небиим, две основные составляющие Танаха. И еще: "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне" (Ин 5:39). Здесь под Писаниями подразумевается весь Танах. В Деяниях Лука называет жителей Верии благомысленными только потому, что они сверяли с Писанием (естественно, с Танахом, так как других писаний в то время не существовало) слова Павла (Деян 17:11). Апостол Петр поощряет нас обращаться к Танаху: "И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших" (2Пет 1:19). Наконец, "Все Писание богодухновенно и полезно" (2Тим 3:16). Есть еще целый ряд текстов в Новом Завете, которые не позволяют христианам отказаться от Ветхого Завета, то есть от Танаха, ибо Ветхий и Новый Заветы - одно целое, и разделить их никак нельзя (см. Мф 22:29; Лк 24:27,45; Ин 2:22; Ин 5:47; Деян 17:2; 2Пет 3:16; Рим 14:25; Рим 15:4; 2Тим 3:15). Итак, как видите, Христос и апостолы повелевают всем христианам не только анализировать, но и тщательно изучать и соблюдать Танах ради нашего спасения. Что же касается решений церковных олигархов и соборов, которые противоречат Священному Писанию и воле Божьей, то для таковых будут уместными следующие слова из Библии: "Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали. Если бы они стояли в Моем совете, то объявили бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их" (Иер 23:21,22).

    4. Да, спасение от иудеев, но не потому, что они только умеют толковать писания. Более того, Тот же Христос говорил тем же иудеям, что их отец не Авраам, а дьявол только потому, что они не принимают и не исполняют Слова Божьего (Ин 8:39-44). А чего стоит следующее утверждение: "Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим" (Мф 15:3-9; ср. Мк 7:6-13). Пожалуйста, не выискивайте в Писаниях противоречий, но исследуйте их ради спасения души Вашей, дорогой Брат "беспартийный в религии", и перестаньте быть беспартийным, так как к Вам относятся следующие слова: "знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" (Откр 3:15,16).

    Дорогой Брат Владимир, я искренне желаю Вам увидеть Танах таким, каким Господь предусмотрел ему быть - указывающим на Мессию. А то, что иудеи не приняли Иисуса из Назарета как Мессию, в этом проявилось их замешательство тем, что в Танахе описываются два Мессии - один страдающий, а другой царствующий. Конечно же, второе - приятнее, и потому книжники и фарисеи своего времени закрыли глаза на приход Сына Божьего как ростка из сухой земли: "Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему" (Ис 53:2). Прочтите для себя всю 53-ю главу Исаии и решите для себя. Да, Мессия будет царствовать, но в последний день, когда Он вскоре явится для установления Своего вечного царства. И сейчас не христиане используют любое доказательство своим постулатам, а сами иудеи вынуждены пересматривать свое учение, либо использовать различные алегории для того, чтобы по-прежнему поддерживать веру людей в Мессию, Которому еще надлежит прийти.



    Продолжение следует...

    Задайте свой вопрос - message4you@mail.ru
    Если Вам понравилась эта рассылка, порекомендуйте ее своим друзьям. Подписаться - http://biblestudy.narod.ru

    Да благословит Вас Господь в изучении Священного Писания!

    С наилучшими пожеланиями, Преподаватель Библии Василий



    Реклама, представленная в данной рассылке не всегда соответствует принципам, взглядам и ценностям автора и Преподавателя Библии.





    http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru

    В избранное