Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 12/02/2021


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 12/02/2021
============================================================
Православно-католическая конференция "Церковь и пандемия" прошла в онлайн-формате

12.02.2021 18:05 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93106
------------------------------------------------------------




Москва, 12 февраля, Благовест-инфо. Онлайн-конференцию «Церковь и пандемия» провели совместно представители Русской Православной (РПЦ) и Римско-Католической (РКЦ) Церквей. Своим осмыслением проблем, связанных с новой реальностью, вызванной пандемией, а также опытом по преодолению ограничений и разобщения в новых условиях, поделились председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС) митрополит Волоколамский Иларион, председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох, глава Папского совета по содействию новой евангелизации епископ Рино Физикелла. Был зачитан доклад председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевского Пантелеимона. Онлайн-конференция приурочена к пятой годовщине встречи в Гаване Папы Франциска и Патриарха Кирилла.



Как напомнил, открывая конференцию, митрополит Иларион, 5 лет назад была достигнута договоренность ежегодно отмечать эту дату, устраивая тематические встречи, посвященные одному из аспектов совместной Декларации, принятой в Гаване. В этом году тему не пришлось долго обсуждать: пандемия поставила все человечество перед новыми вызовами, «для преодоления которых важно не только совместное свидетельство, но и совместное действие христиан». «Сегодня мы призваны общими усилиями способствовать выработке адекватных решений обостряющихся проблем, представить то видение путей их преодоления, которые разделяют крупнейшие христианские Церкви», – сказал митрополит, обратив внимание на п.17 Декларации, где говорится о болезненных вопросах социального и экономического неравенства. Эта проблема по-новому выявилась в «степени жестокости карантинных мер»: богатые страны могли позволить себе ряд ограничений, несмотря на ущерб для экономики, а бедные
и развивающиеся были лишены такой возможности, даже ради сохранения жизни людей. Усугубились проблемы бедности и социального расслоения. «Национальный эгоизм», политизация темы борьбы с пандемией, попытки найти «козлов отпущения» на международном уровне – все это еще более осложнило ситуацию.



Глобальное бедствие напрямую коснулось и Церквей. Председатель ОВЦС упомянул ряд заявлений Синода РПЦ, который стал реагировать на изменившуюся ситуацию, начиная с 11 марта 2020 г., а также патриаршие инструкции и обращения, в которых содержались призывы к верующим адекватно отреагировать на ограничения пандемии. Докладчик рассказал собеседникам-католикам о том, как изменились богослужебные практики, порядок причащения; о том, как, несмотря на это, коронавирус унес жизни множество священнослужителей и нескольких епископов; о том, как большинству прихожан пришлось участвовать в богослужениях Страстной седмицы и Пасхи по трансляции. Вместе с тем, последнее обстоятельство, как и увеличение доли онлайн-общения в целом, открыло новые миссионерские возможности, появились новые медийные площадки, трансляции смотрит гораздо больше людей, чем могло бы поместиться в храме. Особое внимание митрополит Иларион обратил на развитие благотворительности в условиях пандемии, в том числе &ndas
h; на международном уровне: так, во время первой волны пандемии РПЦ смогла передать итальянскому региону Апулия 8 тонн гуманитарного груза (средства индивидуальной защиты, медицинское оборудование), который был доставлен в Бари. «Этот пример сотрудничества даже в сложнейших условиях закрытия границ… позволяет еще раз оценить пророческий характер слов Папы и Патриарха, пять лет назад отметивших, что «христианские общины ведут широкую благотворительную деятельность, оказывая помощь нуждающимся. Православные и католики нередко трудятся бок о бок». Завершая доклад, митрополит Иларион отметил: «На данном этапе нашей общей задачей является придание нового импульса сотрудничеству наших Церквей в сфере социального служения».



В начале своего доклада кардинал Курт Кох напомнил о четырех ежегодных конференциях, посвященных актуальным проблемам, затронутым в совместной гаванской Декларации. Разумеется, в этом документе ничего не говорилось о пандемии, но многие затронутые там вопросы так или иначе связаны с этим вызовом для всего мира, отметил докладчик. В первую очередь, это проблемы социальной сплоченности: разделенные ограничениями люди призваны к большей солидарности и взаимной поддержке. Пандемия обострила проблемы состояния медицины, экономики, социального неравенства, а люди столкнулись с такими ограничениями личной свободы, каких не было в ХХ веке даже при тоталитарных режимах в Германии и СССР. Церковная жизнь во всех странах также была затронута «на базовом уровне», а трагические последствия пандемии «поставили под вопрос многие прежние религиозные убеждения», продолжил кардинал.



Как решать эти религиозные вопросы? Родство итальянских слов «Великий пост» (la quadragesima) и «карантин» (la quarantena) наводит на мысль, что пандемия превратила Великий пост в карантин. «Теперь наша задача превратить карантин в настоящий Великий пост, то есть время воздержания и милосердия, молитвы и благодати», – сказал кардинал Кох. Приводя примеры из Ветхого Завета, он предложил задуматься над вопросами о вере, о соотношении видимого и невидимого в нашей жизни, о хрупкости человека и пределах его деятельности. «Если мы как Церковь, основываясь на вере, будем искать полезные ответы на вызовы пандемии, мы сможем внести свой вклад в преодоление многочисленных социальных, психологических, санитарных, экономических и политических проблем, вызванных пандемией», – заключил представитель РКЦ.



Епископ Пантеимон не смог из-за болезни участвовать в конференции. О том, как в условиях пандемии развивалось в РПЦ служение милосердия, подробно рассказал его заместитель иеромонах Пантелеимон (Алёшин). Он отметил, что в начале первой волны пандемии трудно было сориентироваться и понять, в каком направлении развивать работу, и в этой ситуации большая помощь была оказана представителем Общины св. Эгидия, который приехал в Москву из Италии и рассказал о том, как там работают волонтеры. Кроме того, проходили православно-католические онлайн- конференции, встречи в zoom, где представители обеих Церквей делились опытом социального служения и обсуждали общие вопросы.«Это нам очень помогло – мы благодарны за этот опыт», – сказал о. Пантелеимон.



Он представил масштабную картину социальной деятельности и различных волонтерских проектов помощи нуждающимся во всех епархиях РПЦ, которые координировались церковным штабом помощи. Это и почти 800 православных благотворительных организаций по всей России, и помощь многих епархий местным больницам (поставка оборудования и СИЗов, забота о горячем питании для медперсонала и т.д.), и автобусы милосердия, которые заботились о бездомных, и система социальных приютов, и «горячая линия» милосердия, и многое другое.



Докладчик акцентировал внимание на вопросе о возможности пастырского окормления в «красной зоне»: этот вопрос решился в России не сразу и только после обращения Патриарха Кирилла к Президенту РФ. О. Пантелеимон рассказал о планах проведения в 2021 г. международной онлайн-конференции о работе больничных капелланов – такого института пока нет в России, и важно изучить международный опыт в этой области. Он пригласил представителей РКЦ к участию в этом форуме.



Гава Папского совета по содействию новой евангелизации епископ Рино Физикелла в своем сообщении отметил, что пандемия поставила под вопрос многие стороны жизни: заставила усомниться во всесилии науки, в возможности человека вмешиваться в природу, поставила под вопрос весь стиль жизни, ценности и традиции, в том числе – церковные. «Голос Церкви в отношении этих вопросов должен быть сильным и убедительным, поскольку речь идет о самом выживании человечества», - сказал епископ. Церковь должна искать постоянно обновляемые формы возвещения Евангелия, и в поисках этих форм, в условиях нынешнего испытания «наши Церкви должны проявлять свое присутствие и свою близость». «Мы все находимся в одной лодке», – напомнил он слова Папы Франциска, сказанные в один и самых драматичных дней пандемии.



Завершая конференцию, митрополит Иларион сказал: «Мы должны понимать, что мир после пандемии уже не будет прежним. Думаю, что шире будет распространено общение в онлайн-формате, чем раньше. Но и психологические проблем из-за изоляции никуда не уйдут. Они разнообразны, касаются людей разных возрастов и социального положения. Таких проблем возникает множество во время пандемии. Это время дает возможность осмыслить вызовы, которые стали перед нами, и сделать выводы на будущее, на время после пандемии. Надеюсь, мы воспользуемся этими проблемами, чтобы углубить и расширить наше сотрудничество, прежде всего в сфере благотворительности и социального служения».



Юлия Зайцева


============================================================


РПЦЗ и катакомбники: антисоветское православие
Расколы и ереси. Проект Сергея Ходнева

12.02.2021 17:29 | "Коммерсантъ - Weekend"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=93105
------------------------------------------------------------

============================================================


Выступление Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 11 февраля 2021 года

12.02.2021 17:00 | Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=8&id=93104
------------------------------------------------------------
11 февраля 2021 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в дистанционном формате состоялось заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Святейший Владыка обратился к участникам со вступительным словом.



Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета!



Мы открываем первое в нынешнем году заседание нашего Совета. К сожалению, из-за эпидемии нам не удалось провести все заседания, как это планировалось, но сегодня мы проведем с вами очередное заседание Высшего Церковного Совета, используя уже отработанную модель дистанционного взаимодействия. Надеюсь, уже в ближайшее время, по милости Божией, мы все-таки вернемся к традиционному способу общения, лицом к лицу. Именно с таким общением часто бывают связаны самые важные и значительные моменты жизни, и этот способ общения ничем не возможно заменить. Полагаю, каждый из нас, пройдя через опыт пандемии, связанный с ограничением возможностей общаться друг с другом, еще и еще раз оценил, что означает быть вместе, что означает лицом к лицу обсуждать проблемы, передавать непосредственно друг другу свои мысли и свой опыт.



Сегодня мы проанализируем ряд вопросов церковно-общественной повестки дня. Если говорить о церковно-общественном контексте, в котором развивается наша религиозная жизнь, то необходимо отметить всё возрастающее влияние Церкви на жизнь общества. Согласно социологическим опросам, Церковь входит в тройку институтов, которым общество доверяет больше всего. Но если увеличивается влияние Церкви на общество, то возрастает и сопротивление этому влиянию. Чаще всего это выражается через социальные сети, в которых представлено достаточно много материалов, направленных на понижение уровня доверия к Церкви. Все это очень логично: чем сильнее действие, тем сильнее противодействие; так ведь и было на протяжении всей истории.



Конечно, сегодня нет гонений, подобных тем, от которых страдали древние христиане или наш народ в первой половине ХХ века. Тем не менее, никто не отменял тот факт, что не все люди, не все организации с энтузиазмом воспринимают возрастающую роль Церкви, в том числе ее присутствие в информационном пространстве. Вот почему, если мы трезво оцениваем все то, что происходит в сфере церковно-общественных отношений, особенно реакцию средств массовой информации и Интернета на жизнь Церкви, то понимаем: не вся критика в адрес Церкви, с которой мы сталкиваемся, заслуживает того, чтобы к ней прислушиваться. Значительная часть критики провоцируется негативным отношением к самому факту нашего свидетельства в информационном пространстве.



Кроме того, следует сказать, что возникает все больше и больше центров влияния на аудиторию, на общество. Если раньше такими центрами влияния были организации или отдельные выдающиеся люди, то сегодня доступ к Интернету имеет практически каждый, и естественно, что помимо признанных, ярких представителей общественности, творческой интеллигенции, в информационном пространстве присутствуют тысячи и тысячи других умных, образованных людей, и очень часто в обсуждение темы Церкви вовлекается множество участников, по-разному относящихся к Церкви, — в том числе тех, кто обладает даром слова и способностью к письменному и устному выражению своих мыслей. Другими словами, открытое информационное пространство дает Церкви новые возможности, которыми мы в той или иной мере пользуемся; но в том же информационном пространстве присутствуют и другие участники. Стало быть, новые способы коммуникации предоставляют возможности не только для церковной проповеди, но и для ответной негативной
реакции на наше присутствие в обществе, в информационном пространстве. Поэтому мы, братья, должны оставаться спокойными в том смысле, что не происходит ничего такого, что выходит за границы логического развития событий. Еще раз подчеркну: чем сильнее наше свидетельство, тем сильнее будет и сопротивление.



Можно сказать и о том, что в современном обществе реанимируются, к сожалению, некие стереотипы атеистической пропаганды, пришедшие из прошлого. Это тоже естественно; но сложность ситуации заключается в том, что не только оживают рудименты старой атеистической пропаганды, но и возникают новые идеологические штампы, порождаемые секулярной философией и секулярным образом жизни, которые подчас становятся орудием борьбы с Церковью.



Совершенно очевидно, что в условиях фрагментации общественного сознания и медиа большое значение имеет сегодня публичная деятельность каждого священника, каждой церковной структуры. Противостоять весьма значительному распространению негатива в адрес Церкви в информационном пространстве довольно сложно, если ограничиваться только центральными информационными органами Церкви, будь то периодические издания, телевидение или радио. Прямо скажу, что большую положительную роль в формировании реального образа Церкви — надеюсь, привлекательного — играют наши синодальные учреждения. Хотел бы особенно поблагодарить наш Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению за активную социальную деятельность, волонтерскую работу, которая осуществляется в условиях пандемии и очень благожелательно воспринимается нашим обществом, что находит свое отражение в СМИ. Я неслучайно отметил роль нашего социального отдела, хотя, конечно, свой вклад вносит практически
каждый синодальный отдел. Но наибольший вклад вносят наше духовенство, наш верующий народ, наши православные активисты.



Развивая христианское свидетельство в нынешних условиях, следует придать особое значение нашей миссии в социальных сетях. Сегодня мы будем об этом говорить, но я просто скажу, резюмируя все, что увидел, почувствовал, знакомясь с участием духовенства в социальных сетях. Очень непросто дать усредненную оценку нашего участия в этой сфере деятельности. Наравне с блистательными примерами работы в социальных сетях и Интернете мы имеем также опыт очень неумелого присутствия. В результате на те или иные заявления священнослужителей обрушивается мощная критика; порой образ священнослужителя, заявленный в интернет-пространстве, не соответствует идеалу, который сформировался в культурной традиции нашего народа.



Но в любом случае мы должны помнить, что духовенство так или иначе присутствует в этом пространстве, и, думаю, наша задача заключается в том, чтобы помочь священнослужителям не делать ошибок, удержать их от тех действий и слов, отрицательное влияние которых на аудиторию очень хорошо заметно всем, кроме, к сожалению, самих «говорящих голов» в камилавках или клобуках.



Отчего это происходит? От завышенного самомнения, которое формируется, в том числе, в нашей церковной среде. Ведь священник — это тот, кто проповедует. Хорошо или плохо, но он обращается к аудитории, большой или малой, его слушают, и в храме никто ему не возражает. Священник привык глаголать ex cathedra, то есть с кафедры, что не предполагает дискуссии и возражений. В сознании священника формируется некий принцип «я говорю — остальные слушают», и потому бывает столь болезненной реакция некоторых наших священнослужителей на отрицательные отзывы в Интернете. Мы должны помнить, что христианская проповедь, даже идеальная, примером которой было апостольское слово (не говоря уже о проповеди несовершенной с культурной, богословской или эстетической точки зрения), всегда встречала сопротивление и неприятие, поэтому рассчитывать исключительно на аплодисменты не следует.



И вот еще о чем нужно сказать. Когда Церковь вышла в общественное пространство после долгих лет пребывания в атеистической среде, после долгих лет молчания, многие с вниманием, с огромным доверием слушали слово Церкви, — потому что это было в новинку, потому что это была альтернативная точка зрения, потому что это выпадало из навязчивой, надоевшей всем идеологической системы. Это был действительно свежий голос, поэтому к Церкви прислушивались, предоставляли любые аудитории, приглашали выступать и перед молодежью, и на телевидение, и на радио и так далее. Но не могу сказать, что первая волна присутствия Церкви была абсолютно положительной. В каком-то смысле она дезориентировала некоторых священнослужителей, которые выступали от лица Церкви, — потому что не все выдержали соблазн популярности. А когда популярность начала снижаться, у некоторых стали возникать комплексы, стремление вернуть себе популярность всеми средствами и способами. Болезненное восприятие того, чт
о аудитория сокращается, порой приводит людей в рясах к не совсем правильному поведению, в том числе в информационном пространстве.



И вот еще какой темы хотелось бы коснуться. Все, что мы говорим как служители Церкви, будь то в храме или в каких-то аудиториях, все, что мы адресуем людям через информационное пространство, должно иметь только одну цель — спасение людей. Поэтому мы должны сохранять некое бодрствование и способность критически оценивать свои слова, в том числе с точки зрения возможного влияния на духовное состояние нашей аудитории. Когда священнослужитель становится активным участником ожесточенных споров на общественно-политические темы, когда он теряет понимание того, на чем должен быть сделан акцент в его обращении к людям, и превращается в политического комментатора, он приносит больше вреда, чем пользы.



Еще и еще раз хотел бы сказать о том, что наша Социальная концепция до сих пор не устарела; в частности, не устарели сформулированные в ней принципы участия Церкви в политическом процессе. Думаю, сегодня мы должны особенно блюсти эти принципы и сохранять некую надмирность, не вовлекаться в политические дискуссии, а если такая необходимость возникает, то лишь для того чтобы защитить духовные и нравственные основы человеческой жизни. Если же мы начинаем давать политические оценки происходящему, то делаем большую ошибку. Не надо считать, что наш долг — подхватывать модные тенденции, придерживаться более популярной в определенных кругах, например, среди городской интеллигенции, точки зрения. Наша задача заключается в том, чтобы не допустить вражды между людьми. Выступая на одной стороне баррикады как бы от имени Церкви, мы отталкиваем от Церкви тех, кто по другую сторону баррикады. А и там, и там — наш народ; и там, и там — наша паства. Поэтому то, о чем я говор
ю, — это не уклонение от проблемы, не попытка спрятать голову в норку или под крыло, не проявление страха, а чувство пастырской ответственности за наш народ. Церковь несет ответственность за всех — за правых, за левых, и мы должны находить правильные слова, которые ни в коем случае не должны разжигать конфликт.



Революции начала XX века должны были нас многому научить. Вообще, поколение духовенства, к которому я принадлежу, было научено этим опытом, потому что по возрасту мы ближе к тем событиям, чем нынешнее молодое поколение. Церковь не должна отказываться от пастырской работы с людьми, которые стоят по другую сторону конфликта. Церковь не должна переставать быть и для них Матерью. Конечно, мы не должны добиваться такого отношения к Церкви как к Матери за счет опасных компромиссов, тем более за счет измены истине, но мы должны научиться нести православную христианскую истину в общество таким образом, чтобы не усиливать разделение, чтобы работать на преодоление разделений, а самое главное — работать на то, чтобы люди пришли ко Христу. Потому что если люди придут ко Христу, то они сами преодолеют те разделения, которые могут быть опасны для их духовной жизни и для жизни общества.



Мне хотелось сказать все эти слова, потому что я что-то видел, что-то слышал, что-то ранило мое сердце. И я очень надеюсь, что мы все, осознавая нашу общую ответственность за пастырскую работу с гражданами России и не только с ними, но и вообще с нашей паствой, будем делать всё для того, чтобы помогать людям сохранить себя в условиях политических турбуленций, не разрушить свою веру, но, наоборот, укрепиться в вере, чтобы наше участие позволило снизить градус конфронтации.



Еще раз хочу сказать: в какую страшную бездну были обрушены наша страна и наш народ в результате конфронтации начала XX века! Поэтому, оставаясь самими собой, оставаясь способными говорить правду, оставаясь теми, кто обязан сохранять пастырское отношение к происходящему, мы должны, мои дорогие братья, сознавать огромную ответственность Церкви в нынешнее время и делать все для того, чтобы преодолевались конфликты, которые сегодня присутствуют в нашем обществе, чтобы люди, придерживающиеся разных политических точек зрения, не теряли способность жить и работать вместе.



На этом я закончу свое вводное слово.


============================================================


Тема Давид-Гареджи и вакцинация: какие еще вопросы обсуждал Синод ГПЦ

12.02.2021 16:45
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93103
------------------------------------------------------------




Тбилиси, 12 февраля. Священный Синод Грузинской Православной Церкви на заседании обсуждал ряд тем, в том числе темы монастыря Давид-Гареджи и вакцинации от коронавируса, заявил глава службы по связям с общественностью Грузинской патриархии протоиерей Андрия Джагмаидзе.



Круг вопросов, которые должны были обсуждаться на синоде, не разглашался, поэтому интерес журналистов вызывала прежде всего повестка дня, сообщает Sputnik-Georgia.



«Вопросы касались Гареджи, темы вакцинации, также ряд вопросов был оценен с моральной точки зрения. Все отразится в протоколе, который будет опубликован через несколько часов», - сказал Джагмаидзе журналистам.



Это был единственный комментарий по заседанию Синода, который удалось получить СМИ. Большинство священнослужителей предпочли не общаться с журналистами и сразу разъехались по своим епархиям.



Тема Давид-Гареджи очень актуальна для Грузинской Православной Церкви. На данном этапе часть монастырского комплекса контролируется азербайджанской стороной и доступ к ней ограничен для паломников из Грузии.



Дело картографов, которые обвиняются в сокрытии карт, из-за чего Грузия могла потерять часть своих территорий, в том числе и часть Давид-Гареджи, также представляет интерес для Грузинской Православной Церкви. В своем последнем обращении к властям Грузинская патриархия указывала на важность продолжения диалога с Азербайджаном и возвращения монастырского комплекса под контроль Грузии.



Что касается темы вакцинации от коронавируса, то, согласно заявлениям входящих в Синод священнослужителей, внутри Церкви есть определенные разногласия по этому вопросу.


============================================================


В Шардже (ОАЭ) совершили панихиду по поэту и дипломату Александру Грибоедову

12.02.2021 16:25
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93102
------------------------------------------------------------




Шардж, 12 февраля. 10 февраля 2021 года, в годовщину гибели в Персии великого русского поэта Александра Сергеевича Грибоедова, в храме святого апостола Филиппа в Шардже (ОАЭ) была отслужена панихида. Заупокойное богослужение совершил настоятель храма архимандрит Александр (Заркешев), сообщает Служба коммуникации ОВЦС со ссылкой на сайт прихода.



За панихидой молились о российском посланнике в Персии приснопамятном Александре, сотрудниках дипмиссии и казаках посольского конвоя, которые были убиты при нападении на резиденцию российского посла в Тегеране в 1829 году.



Архимандрит Александр на территории армянского храма святого Татавоса нашёл место братского захоронения дипломатов и казаков, а затем в 2013 году восстановил надгробную плиту из чёрного мрамора над братской могилой всех погибших в 1829 году при защите российского посланника.


============================================================


Папа Франциск поздравил Радио Ватикана с 90-летием

12.02.2021 16:12
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93101
------------------------------------------------------------




Рим, 12 февраля. 12 февраля, по случаю 90-й годовщины со дня основания Ватиканского радио, Папа Франциск обратился к его сотрудникам с поздравительным посланием, сообщает Vatican News.



«Дорогие братья, с юбилеем! Важно хранить память о нашей истории и испытывать ностальгию не столько по прошлому, сколько по будущему, которое мы призваны строить. Спасибо за ваш труд; благодарю за любовь, которую вы вкладываете в него. Радио обладает прекрасной особенностью: оно несёт слово даже в самые отдалённые уголки, сочетая его сегодня также с изображениями и текстом. Смело и креативно вещайте миру и таким образом создавайте коммуникацию, которая помогает увидеть истинное положение вещей», - говорится в приветствии понтифика.


============================================================


Заседание Высшего Церковного Совета впервые прошло в дистанционном формате

12.02.2021 15:32
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93100
------------------------------------------------------------




Фото: foto.patriarchia.ru



Москва, 12 февраля. Заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви впервые состоялось в дистанционном формате 11 февраля, сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.



Предстоятель Русской Православной Церкви участвовал в заседании с помощью средств удаленной связи из исторического зала заседаний Священного Синода в Патриаршей резиденции в Переделкине.



Открывая собрание, Патриарх Кирилл обратился к его участникам со вступительным словом, в котором затронул ряд актуальных вопросов церковно-общественных отношений.



В ходе заседания были представлены, в частности, доклады, подготовленные Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ («Оценка отношения общества к Церкви: основные вызовы») и Синодальным отделом по монастырям и монашеству («Развитие системы базового богословского образования для монашествующих. Итог 2020 года и перспективы в 2021 году»).



В состав Высшего Церковного Совета под председательством Патриарха входят:





председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион;

управляющий делами Московской патриархии митрополит Воскресенский Дионисий;

председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент;

председатель Синодального миссионерского отдела митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн;

председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл;

председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан;

председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон;

руководитель Управления Московской патриархии по зарубежным учреждениям митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний;

председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений;

председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Каширский Феогност;

председатель Синодального отдела по тюремному служению епископ Красногорский Иринарх;

председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон;

председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата епископ Наро-Фоминский Парамон;

руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Павлово-Посадский Фома;

председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим;

председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископ Клинский Стефан;

председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов;

председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда;

руководитель Правового управления Московской патриархии игумения Ксения (Чернега).





В заседании также приняли участие: руководитель и главный редактор Издательства Московской Патриархии епископ Балашихинский Николай; заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва; ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев); первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.В. Щипков.


============================================================


К 300-летию учреждения Святейшего Синода открыта коллекция уникальных материалов
Материалы можно увидеть на сайте Президентской библиотеки

12.02.2021 15:17
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93099
------------------------------------------------------------
Москва, 12 февраля. На портале Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина представлена коллекция «Святейший Синод в истории российской государственности», в которой собраны уникальные книги, документы и материалы, рассказывающие о взаимодействии церковной иерархии и светской власти на протяжении почти 200-летнего периода в истории нашего Отечества.



Император Петр I отменил существовавший ранее институт Патриаршества, взамен был образован коллективный орган управления Русской Православной Церковью, который вначале именовался Духовной коллегией, и вскоре был преобразован в Святейший Правительствующий Синод. Указ о создании Духовной коллегии вышел 5 февраля (25 января) 1721 года, а уже 25 (14) февраля того же года новое учреждение провело свое первое заседание, ознаменовав тем самым невиданную ранее в российской истории страницу в отношениях между Церковью и государством.



Основным руководящим документом Синода стал «Духовный регламент, тщанием и повелением всепресветлейшего, державнейшего государя Петра Первого, императора и самодержца Всероссийского, по соизволению и приговору Всероссийского духовного чина и Правительствующего Сената в царствующем Санктпетербурге в лето от Рождества Христова 1721 сочиненный». Текст его был написан одним из самых влиятельных церковных иерархов того времени — архиепископом Феофаном (Прокоповичем, 1681-1736), в чьем лице император Петр I нашел искреннего помощника и соратника. Отклик Поместных Церквей представлен в сборнике «Царская и Патриаршие грамоты о учреждении Святейшего Синода: с изложением православного исповедания Восточно-Кафолической Церкви».



О том, как «Духовный регламент» постепенно входил в церковную жизнь России, рассказывает исследование Николая Кедрова «Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого», а также двухтомное сочинение Павла Верховского «Учреждение духовной коллегии и Духовный регламент: к вопросу об отношении Церкви и государства в России: исследование в области истории русского церковного права».



История Святейшего Синода и синодальных учреждений получила широкое отражение на страницах книг, изданных в России с середины XIX столетия. Так, известный церковный историк и специалист по каноническому праву, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Тимофей Барсов разместил в сборнике «Святейший Синод в его прошлом» свои статьи, опубликованные в разные годы на страницах научно-богословского журнала «Христианское чтение» и посвященные различным вопросам синодальной истории, в том числе о возврате к традиционной форме церковного управления — Патриаршеству.



Роли императора Петра I и его сподвижников в преобразовании церковного управления в России посвящены труды Владимира Попова «О Святейшем Синоде и об установлениях при нем в царствование Петра I (1721-1725): историко-юридическое исследование Владимира Попова», Федора Жордании «Святейший Синод при Петре Великом в его отношении к Правительствующему Сенату: историческое исследование», а также выпускное сочинение студента Киевского университета Н. Ольшевского «Святейший Правительствующий Синод при Петре Великом, его организация и деятельность: сочинение на тему, предложенную юридическим факультетом Императорского университета св. Владимира для соискания наград медалями в 1892 г.».



Центральной фигурой в новом учреждении являлся обер-прокурор, которого император Петр I назвал «оком государевым», наблюдающим от имени царя как помазанника Божия за состоянием всех церковных дел. Среди обер-прокуроров встречались выдающиеся личности, получившие прекрасное образование и отлично зарекомендовавшие себя на государственной службе. Это, в первую очередь, князь Александр Голицын (1773-1844), граф Николай Протасов (1798-1855), Константин Победоносцев (1827-1907) и многие другие. Поэтому изучение биографий обер-прокуроров стало предметом самостоятельного исследования еще задолго до революции 1917 года, когда синодальный архив был открыт только для ученых историков и архивистов, получивших одобрение на свою деятельность от высшей государственной власти. К таким научным трудам можно отнести книгу Федора Благовидова «Обер-прокуроры Святейшего Синода в XVIII и в первой половине XIX столетия: (отношения обер-прокуроров к Св. Синоду): опыт церковно-истори
ческого исследования».



Святейший Синод издавал от имени императора указы, касающиеся вопросов не только духовной жизни, богословского образования, но и административно-хозяйственной деятельности во всех епархиях Русской Церкви. Подробнее узнать об этом позволяет сборник «Руководственные для православного духовенства указы Святейшего Правительствующего Синода: 1721-1878 г.».



Большое внимание Святейший Синод всегда уделял вопросам духовного образования. В его ведении находился Учебный комитет, которому подчинялись духовные академии, семинарии и училища, а также Училищный совет, отвечавший за организацию и деятельность церковно-приходских школ по всей Российской империи. Известный историк Русской Церкви профессор Николай Глубоковский оставил для потомков свои наблюдения о состоянии духовного образования в России «По вопросам духовной школы средней и высшей и об Учебном комитете при Святейшем Синоде». До недавнего времени эта книга считалась библиографической редкостью, теперь же она доступна всем желающим на портале Президентской библиотеки.



Постепенно деятели Синода осознавали, что синодальный архив нуждается в описании всех его дел — ради облегчения труда будущих историков Православия в России. Поэтому с середины XIX века издавалось прерванное Первой мировой войной в 1914 году «Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода». Четвертый том этого издания, размещенный на портале Президентской библиотеки, содержит описание документов архива духовного ведомства за 1724 год, когда обер-прокурором Синода был полковник Николай Болтин, а число епархий в Русской Церкви насчитывало 22. Примечательно, что почти половину 1724 года члены Синода находились в Москве в ожидании коронации императрицы Екатерины I, совершившейся 7 мая по старому стилю.



Подлинные дела синодального архива доступны в Российском государственном историческом архиве (РГИА), а их часть оцифрована, каталогизирована и входит в состав электронных фондов Президентской библиотеки.



Президентская библиотека не только хранит эти источники в своих электронных коллекциях — документы и материалы по истории Святейшего Синода обретают новую жизнь в научных конференциях, изданиях и мультимедийной продукции. Так, по итогам состоявшейся в 2016 году всероссийской научной конференции с международным участием «Святейший Синод в истории российской государственности» был издан одноименный сборник Президентской библиотеки из серии «Электронный архив». Отдельные доклады этой конференции, в частности, выступление профессора Сергея Фирсова «Святейший Правительствующий Синод в эпоху К. П. Победоносцева», можно просмотреть и прослушать на интернет-портале учреждения.



История Святейшего Синода также нашла отражение в одноименном фильме, созданном Президентской библиотекой, которая находится в здании Синода.



Расположенной в здании Синода домовой церкви посвящена книга главного специалиста Российского государственного исторического архива Никиты Крылова «Храм святых отцов Семи Вселенских Соборов: исторический очерк», подготовленная силами издательско-полиграфического комплекса Президентской библиотеки.



Всего же на портале и в электронном читальном зале Президентской библиотеки к настоящему времени находится около 40 тысяч библиотечных и архивных материалов, так или иначе отражающих тему Святейшего Правительствующего Синода и синодальной эпохи в истории Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.Ru.


============================================================


Патриарх Кирилл призвал священников-блогеров не становиться политкомментаторами

12.02.2021 14:54
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93098
------------------------------------------------------------




Фото: foto.patriarchia.ru



Москва, 12 февраля. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал представителей духовенства, активно ведущих социальные сети, не превращаться в «политических комментаторов» и не вовлекаться в политические дискуссии, а, наоборот, пытаться «снизить градус конфронтации» в обществе.



Он напомнил священникам о том, что целью любых сказанных ими слов должно быть «спасение людей», сообщает РИА Новости.



«Поэтому мы должны сохранять некое бодрствование и способность критически оценивать свои слова, в том числе с точки зрения возможного влияния на духовное состояние нашей аудитории. Когда священнослужитель становится активным участником ожесточенных споров на общественно-политические темы, когда он теряет понимание того, на чем должен быть сделан акцент в его обращении к людям, и превращается в политического комментатора, он приносит больше вреда, чем пользы», - сказал Патриарх в ходе заседания Высшего церковного совета в дистанционном формате.



Предстоятель РПЦ напомнил всем об «Основах социальной концепции», принятой в 2000 году Архиерейским собором, - в этом документе были сформулированы, в том числе, принципы участия Церкви в политическом процессе, которые «до сих пор не устарели».



«Думаю, сегодня мы должны особенно блюсти эти принципы и сохранять некую надмирность, не вовлекаться в политические дискуссии, а если такая необходимость возникает, то лишь для того чтобы защитить духовные и нравственные основы человеческой жизни. Если же мы начинаем давать политические оценки происходящему, то делаем большую ошибку. Не надо считать, что наш долг — подхватывать модные тенденции, придерживаться более популярной в определенных кругах, например, среди городской интеллигенции, точки зрения. Наша задача заключается в том, чтобы не допустить вражды между людьми», - отметил Патриарх.



По его словам, выступая на одной стороне баррикады как бы от имени Церкви, священник отталкивает от Церкви тех, кто по другую сторону баррикад, хотя «и там, и там - наш народ; и там, и там - наша паства».



Патриарх подчеркнул, что то, о чем он говорит, это «не уклонение от проблемы и не попытка спрятать голову в норку или под крыло, не проявление страха, а чувство пастырской ответственности за наш народ».



«Церковь несет ответственность за всех - за правых, за левых, и мы должны находить правильные слова, которые ни в коем случае не должны разжигать конфликт», - отметил глава РПЦ.


============================================================


Открылась русская онлайн-версия журнала LA CIVILTà CATTOLICA
Презентация ресурса приурочена к 5-летию встречи в Гаване Папы Франциска и Патриарха Кирилла

12.02.2021 14:11 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=93097
------------------------------------------------------------




Москва, 12 февраля, Благовест-инфо. Открытие онлайн-версии на русском языке журнала Общества Иисуса La Civiltà Cattolica состоялось 11 февраля, накануне пятой годовщины встречи в Гаване Папы Римского Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Презентация ресурса прошла на русском и итальянском языках на платформе ZOOM, координировал ее работу о. Штефан Липке SJ. Видеоприветствие участникам направил ординарий Архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ Павел Пецци. На встрече присутствовали главный спонсор издания, директор банка «Интеза» профессор Антонио Фаллико, посол Италии в РФ Паскуале K.Терраччано, апостольский нунций в РФ архиепископ Джованни Д'Аниелло, главный редактор журнала о. Антонио Спадаро SJ; иеромонах Иоанн (Гуайта), священник Виктор Жук SJ.



Посол Италии в РФ Паскуале K.Терраччано выразил радость, что отныне старейший журнал, посвященный итальянской культуре, будет обращаться и к русскоязычной публике, «послужит диалогу, укреплению связей между народами и культурами, взаимопониманию, дружбе - особенно в такое непростое время». Качество публикаций этого журнала, отметил посол, он имел возможность оценить, когда еще был молодым дипломатом.



Профессор Антонио Фаллико также выразил радость, что русское издание пополнит ряд других версий – на английском, французском, китайском, японском, корейском языках. Журнал начал издаваться в апреле 1850 года в Неаполе группой иезуитов, и уникальность его в том, что он продвигает «глобальный взгляд на проблемы, которые касаются религии, общества, окружающей среды, человека, мира в целом», сказал Антонио Фаллико, ссылаясь на слова Папы Франциска. Авторы журнала придерживаются «диалектического открытого метода исследования». Профессор напомнил и о том, что первым иезуитом, ступившим на русскую землю, был Антонио Поссевино, который предстал перед царем Иоанном IV (Грозным). Он был послан, чтобы сыграть посредническую роль в создании коалиции против Османской империи, и его записи до сих пор остаются важным источником информации о той встрече. Также не стоит забывать, продолжил Антонио Фаллико, что Общество Иисуса обязано России сохранением своего су
ществования: после роспуска ордена Папой Климентом XIII, его члены, лишенные гражданства и общественного признания, нашли прибежище в России, где императрица Екатерина II позволила им остаться в империи.



Нунций Джованни Д'Аниелло отметил важность того факта, что дата сегодняшней встречи была приурочена к 5-летию встречи в Гаване. Это обращает наше внимание не только на текст совместной декларации, но и на то, что оба подписавшие ее сказали устно. Папа Франциск: «Единство достигается в пути». Патриарх Кирилл сказал, что нужен для этого совместный труд. «Идти и трудиться – эти два глагола важны и для нашего журнала», - подчеркнул архиепископ Джованни Д'Аниелло.



Архиепископ Павел Пецци в своем видеопослании также высказал надежду и радость, что журнал будет способствовать серьезному и плодотворному диалогу.



С тематическим докладом «Гаванская встреча в своей перспективе» выступил иеромонах Иоанн (Гуайта). Он еще раз напомнил, как и в каких условиях проходила встреча, поделился размышлениями о ней «спустя пять лет». Отметив ее беспрецедентность (прецедент был лишь в XV веке на Флорентийском соборе), докладчик поставил ряд вопросов: почему так далеко, на другом конце света? Почему в аэропорту, а не в каком-нибудь христианском храме? Почему протокол встречи абсолютно светский? Почему такая спешка? Почему так секретно? Об этой встрече было объявлено официально ровно за неделю, 5 февраля. Почему не было никакой молитвы?.. Отвечая на эти вопросы, иеромонах Иоанн коснулся и административных реформ Патриарха Кирилла. Многие считают, что Патриарх Кирилл взял за образец устройства Католическую Церковь: «курия, централизация». В Русской Православной Церкви, отметил о. Иоанн, есть представление о Католической Церкви как о монархии. Но это представление не
совсем соответствует действительности: после II Ватиканского собора, и тем более при Папе Франциске, который говорит много о децентрализации и синодальности, многое изменилось, считает докладчик. «Мое наблюдение: каждая из Церквей уподобляет себя де юре другой Церкви. В Католической Церкви все больше говорят о синодальности и децентрализации, а Русская и другие Православные Церкви все больше централизуются», - отметил выступавший.



Главное, считает докладчик, что «встреча была, состоялась». Папа и Патриарх подписали декларацию из 30 пунктов, в которой говорится о гонениях на христиан в Сирии, Иране, на Ближнем Востоке; о терроризме, который прикрывается религиозными лозунгами; о секуляризации Европы; о необходимости возрождения нравственных ценностей; об униатстве как методе, который сегодня кажется неподобающим, но одновременно говорится, что общины, которые уже существуют, имеют право жить своей жизнью. «Если взять декларацию с точки зрения дипломатии, то она удивительно взвешена, - отметил о. Иоанн. - Но есть еще удивительные вещи - титулование. Папа подписал эту декларацию «епископ Рима, Папа Католической Церкви». Не только не написано «наместник апостола Петра», а именно – «епископ Рима».



«Минимализм» встречи докладчик объяснил «пастырской заботой Патриарха Кирилла, который знает ситуацию в Церкви: консервативное крыло смотрело без симпатии» на это мероприятие.



Что касается отсутствия совместной молитвы, то, заметил о. Иоанн, молитвы содержатся в тексте заявления. Вставлена православная молитва Пресвятой Богородице «Под Твою милость прибегаем...». Последние слова, которые сказал Папа Франциск, были: «...чтобы это все было во славу Отца, Сына и Святого Духа». Патриарх Кирилл произнес почти те же слова: «... чтобы прославлялось имя Отца, и Сына, и Святого Духа». «Любой литургист скажет, что это доксология», - подчеркнул докладчик. «Да, все казалось, странно, необычно, сюр, но была доксология, т.е. славословие Святой Троице, и подписали текст, сидя под иконой Одигитрии, которая показала нам путь. Остается только одно – идти по этому пути», - подытожил о. Иоанн (Гуайта).







Подробнее о журнале рассказал его главный редактор о. Антонио Спадаро SJ. Хотя в названии издания присутствует слово «католический», он адресован не только католической среде, но христианам всех конфессий. И отсюда следуют некоторые его особенности. «Мы хотим предложить высокий уровень журналистики, серьезный подход к темам, и в то же время доступность для неспециалистов. И второе – мы пишем не только о богословии и вере, а также о культуре, литературе, философии, экономике, праве, науке», - сказал о. Антонио. С 2017 года журнал стал более международным, а это означает, что авторы статей происходят из разных стран, со всего мира. «Это не итальянский журнал, - подчеркнул о. Антонио Спадаро. – Мы получаем материалы на разных языках, и переводим их на итальянский и другие языки».



Завершая встречу, о. Штефан Липке рассказал о структуре сайта, представив его разделы: «Жизнь Церкви», «Общество и политика», «Культура и искусство», «Размышления».



Периодичность издания – два раза в месяц.



Елена Бажина


============================================================


Мусульмане выпустили электронную версию уникального перевода Корана

12.02.2021 13:41
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93095
------------------------------------------------------------




Фото: dumrt.ru



Москва, 12 февраля. Духовное управление мусульман Татарстана (ДУМ РТ) выпустило мобильное приложение с переводом смыслов Корана на татарском языке, сообщили РИА Новости в пресс-службе муфтията.



"Смысловые переводы Корана на русский и татарский языки ДУМ РТ выпустило уже в нескольких форматах: книги, аудиоверсии, мобильные приложения. Эти фундаментальные труды выложены в сеть для всеобщего бесплатного доступа. Теперь в России созданы все возможности для того, чтобы каждый мусульманин смог понять истинные смыслы нашей религии и слова Всевышнего", - приводит ДУМ РТ слова муфтия Татарстана Камиля Самигуллина.



Перевод смыслов Корана на русский и татарский языки является результатом семилетней работы ученых и богословов. Как отмечают в ДУМ РТ, это первое в России такого рода издание.



"Отличительная особенность переводов смыслов Корана от ДУМ РТ заключается в точной передаче текста Священной Книги на современный татарский и русский языки, что позволило максимально близко воспроизвести синтаксическую конструкцию и лексический состав подлинника и исключить возможности для кривотолков. Для удобства читателя и облегчения понимания смыслов Корана в тексте труда содержатся комментарии, обособленные скобками от дословного перевода. Таким образом, переложение смыслов Корана на татарский и русский языки позволяет донести до читателя не только его буквальный смысл, но и исторический культурный фон, на котором записывался и произносился текст Священной Книги, нюансы, подтексты и метафоры языка Корана", - отметили в муфтияте.


============================================================


Роккуччи: встреча на Кубе сделала живой мечту о христианском единстве

12.02.2021 13:27 | РИА Новости
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=93094
------------------------------------------------------------

============================================================


Более 70 картин участвуют в конкурсе православного кинофестиваля "Встреча" под Калугой

12.02.2021 12:55
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93091
------------------------------------------------------------




Фото: vk.com/kinofestival_vstrecha



Калуга, 12 февраля. XVI Международный православный Сретенский кинофестиваль "Встреча" пройдет 15-20 февраля в Обнинске Калужской области, в этом году в конкурсной программе примут участие более 70 фильмов из 13 стран мира.



На этот раз из-за профилактических ограничений фестиваль пройдет в смешанном формате - в кинотеатрах региона и на сайте кинофорума, сообщает "Интерфакс-Религия" со ссылкой на Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.



В жюри конкурсной программы вошли известные кинематографисты России, Азербайджана, Армении, Болгарии и других стран.



Международный кинофестиваль "Встреча" проходит с 2006 года по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента и при поддержке министерства культуры РФ, Союза кинематографистов РФ, администрации Калужской области и города Обнинска. Целью кинофестиваля является представление православного образа жизни средствами киноискусства как в России, так и в странах, где православие является неотъемлемой частью культуры, сообщают организаторы.




============================================================


Буддисты празднуют Новый год - Сагаалган

12.02.2021 12:25
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93093
------------------------------------------------------------




Сагаалган буддисты будут праздновать целый месяц. Фото: РИА Новости



Улан-Удэ, 12 февраля. В пятницу в Бурятии, Забайкалье, Калмыкии, на Алтае начинается буддистский Новый год – Сагаалган. Справляют Сагаалган целый месяц. Это время для почитания старших, символ обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий, пишет «Российская газета».



Первое утро наступившего года по традиции началось с торжественных молебнов в дацанах. Во время них молящиеся призывают удачу и благоденствие, а затем окропляют землю молоком за здравие всех живущих на земле. В новый год у буддистов вообще принято есть белую пищу, так как этот цвет символизирует благополучие, чистоту помыслов и процветание. Кстати, на этот раз Сагаалган проходит со всеми мерами предосторожности – гости массовых мероприятий должны соблюдать дистанцию и масочный режим. Всем также рекомендовано по возможности молиться дома.



«Во время молебна можно мысленно подумать, что все негативное сгорает в огне, остается в прошлом году, и надо чистым переходить в год следующий. Нет греха молиться на расстоянии, личное присутствие необязательно. В связи со сложившейся ситуацией просим остаться дома», –призвал ранее Тубдэн-лама.



К наступлению празднования приурочили первую зимнюю чартерную программу в Бурятию. «Первое: гости посещают Иволгинский дацан, где находится мировая реликвия – нетленное тело Хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова, – рассказал глава республики Алексей Цыденов. – Второе: у нас одна из самых больших в мире общин старообрядцев, где их культура сохранилась в исконном виде, как 400 лет назад. Третье: в республике есть места с интереснейшей историей - городище гуннов 2500-летней давности, 33-метровый Будда, Посольский монастырь. Четвертое: наш Центр восточной медицины – единственное в России государственное лечебное учреждение, в котором лицензированы практики традиционной медицины, и он работает в рамках системы ОМС. И это все - помимо гордости всей России – Байкала».


============================================================


Православная ярмарка "Артос" проходит в Москве

12.02.2021 11:31
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93087
------------------------------------------------------------




Ярмарка «Артос» в Даниловском ивент-холле. Фото: Маргарита Ивлева



Москва, 12 февраля. Православная ярмарка «Артос» проходит с 9 по 14 февраля в Даниловском ивент-холле, сообщает портал «Приходы».



На мероприятии можно узнать много нового о монастырях и храмах России и других стран, а также приобрести фермерские продукты и оригинальные сувениры. На стендах монастырей и храмов представлена церковная утварь, духовная литература, масла и иконы; здесь же можно заказать церковные требы. Желающие смогут приобрести монастырские и фермерские продукты: мед и травяные сборы из экологически чистых регионов страны, свежий хлеб и выпечку, рыбу и морепродукты, орехи и сухофрукты, соленья и другую консервацию. Также гостям предложат выбрать оригинальные подарки и сувениры для родственников и друзей: ювелирные украшения и бижутерию, новинки книжных издательств, одежду и аксессуары из натуральных тканей и кожи, посуду и другие изделия ремесленнических мастерских, натуральную косметику. Ярмарка открыта ежедневно с 11:00 до 19:00.



Директор международного православного фестиваля «Артос» Алексей Токарев рассказал «Приходам», почему ярмарка открылась на новом месте и как отрасль восстанавливается после сложного периода пандемии.



«На нашей постоянной площадке — во 2 павильоне КВЦ Сокольники — с весны прошлого года размещен временный госпиталь для больных коронавирусом, поэтому "Артос" сменил "прописку" вынужденно, – пояснил Алексей Токарев. – Мы очень кропотливо искали замену и можем со всей ответственностью сказать, что Даниловский ивент-холл — единственная площадка, наиболее полно отвечающая нашим высоким требованиям. Это современное, красивое и удобное пространство для проведения мероприятий. Один из главных его плюсов — это удачное расположение в историческом центре города, рядом находится Данилов монастырь».







На стендах монастырей представлена церковная утварь, духовная литература, масла и иконы. Фото: Маргарита Ивлева







Отвечая на вопрос корреспондента портала «Приходы» о том, как ярмарочно-выставочный рынок пережил 2020 год, директор «Артоса» рассказал, что им пришлось отменить практически все запланированные фестивали, как и другим ответственным организаторам. «Последствия такой остановки деятельности мы ощущаем очень ярко, – говорит Токарев. – Некоторые из наших постоянных участников сменили профиль, перестали участвовать в ярмарках, кто-то вообще был вынужден закрыть производство».



По его прогнозам, восстановление ярмарочной и фестивальной деятельности до прежних масштабов произойдет нескоро. «Придется вносить коррективы в концепцию, привлекать новые лица и придумывать свежие форматы участия. Мы всегда внимательно следим за трендами в индустрии и готовы меняться», – подчеркнул директор фестиваля «Артос».



Пока еще не до конца сняты ограничения, связанные с пандемией, на ярмарке соблюдают все необходимые меры безопасности: измеряют температуру на входе, предлагают гостям носить маски и соблюдать дистанцию. «Конечно, многим не хватает творческой, фестивальной части — концертов, кинопоказов, встреч со священниками, но мы надеемся, что уже на ближайших фестивалях возобновим работу в прежнем формате», — заключил Токарев.


============================================================


Главный собор Милана снова открылся для широкой публики

12.02.2021 10:59
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93086
------------------------------------------------------------




Фото: flickr.com/jiuguangw



Милан, 12 февраля. Главный символ "северной столицы" Италии - Миланский собор 11 февраля вновь открыл свои двери для широкой публики после трехмесячного перерыва, связанного с чрезвычайными мерами, введенными из-за COVID-19.



Посещения кафедрального собора Милана туристами возобновились в четверг утром. Пока всемирно известную достопримечательность можно будет осмотреть только в будние дни с 10.00 до 17.00, сообщили РИА Новости в так называемой Почтенной Фабрике, которая была создана в 1387 году для строительства, а в последствии и содержания собора. Желающим побывать в одном из крупнейших храмов Европы предлагают заранее заказать билеты через его официальный сайт. При этом для участников организованных экскурсий с гидом предоставляется скидка 20 процентов.



Миланский собор был закрыт для широкой публики 5 ноября в связи с усилением ограничительных мер из-за COVID-19. Тем не менее, в минувшие месяцы верующие могли прийти сюда помолиться и исповедаться, а также для участия в богослужениях при условии соблюдения всех установленных норм.



По решению медицинских властей Италии с 1 февраля большинство музеев страны были вновь открыты для публики. Однако согласно распоряжению Минкультуры страны, пока они работают только в будние дни - с понедельника по пятницу.



Как сообщают местные СМИ, 11 февраля в Милане также открылась для посещения знаменитая Пинакотека Амброзиана, в собрании которой хранятся шедевры Рафаэля, Боттичелли, Тьеполо и Тициана.



С 9 февраля все желающие вновь получили возможность увидеть монументальную роспись Леонардо да Винчи "Тайная вечеря", находящуюся в миланском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие. На этой неделе посетить трапезную монастыря можно группами по 12 человек, которые запускают в помещение каждые 15 минут. С будущей недели число посетителей будет увеличено до 18 человек.



Директор государственных музеев области Ломбардия Эмануэла Даффра сообщила, что вход в монастырь доступен, как и всегда, по предварительной онлайн-записи, однако впервые за многие годы туда можно будет попасть, просто купив билет в кассе при наличии свободных мест в группе посещения.



Также со вторника в Королевском дворце Милана вновь можно посетить выставку "Божественные и авангардные. Женщины в русском искусстве" из собрания Русского музея, которая открылась 28 октября.






============================================================


Монастырь Иова Почаевского в Мюнхене просит помощи в восстановлении нового здания

12.02.2021 10:29 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93084
------------------------------------------------------------




Монастырь Преподобного Иова Почаевского в Мюнхене. Фото:Peterf / Wikipedia



Мюнхен, 12 февраля, Благовест-инфо. Насельники монастыря Преподобного Иова Почаевского в Мюнхене просят пожертвований и волонтерской помощи в восстановлении своего нового дома - замка Зайфридсберг.



Монастырь св. Иова был создан в Баварии в 1945 году монахами, которые до этого жилив Ладомирове (Словакия) по уставу Почаевской лавры, но вынуждены были бежать из-за наступления Красной армии. В 1946 Русская Православная Церковь Заграницей приобрела для общины небольшое здание бывшей школы в пригороде Мюнхена Оберменцинге.



Сегодня обитель преп. Иова - единственный русский мужской монастырь в Западной Европе, где ежедневно служится литургия. В монастыре живет около десяти насельников. Обитель занимается активной издательской деятельностью, держит различные мастерские, пасеку и свечное производство, обеспечивая свечами всю Германскую епархию РПЦЗ. В монастыре находится епархиальное управление и резиденция митрополита Берлинского и Германского Марка (Арндта), который является настоятелем обители.



Старые здания стали непригодны для общины преп. Иова, они разрушаются из-за грибка, помещений недостаточно для братии и мастерских. Кроме того, Оберменцинг из некогда уединенного места на природе стал жилым районом, и монахи жалуются на шумящую по ночам в близлежащем парке молодежь. Несколько раз на территории монастыря совершались поджоги.







Замок Зайфридсберг. Скриншот: YouTube



В 2019 году Германская епархия РПЦЗ приобрела замок Зайфридсберг, расположенный недалеко от Гюнцбурга и Аугсбурга. Именно в это место, окруженное лесом и парком, планируют переехать братья общины преп. Иова - это позволит им расширить свои мастерские и типографию, принимать больше паломников. Однако на реставрацию Зайфридсберга и строительство в нем православной церкви нужны большие средства, поэтому монахи сняли специальный видеоролик, в котором просят всех неравнодушных о помощи. Посмотреть ролик можно на YouTube-канале монастыря, а сделать пожертвование - на его официальном сайте.




============================================================


ВООПиК разрабатывает туристический проект от усадьбы Пушкина до Саввино-Сторожевского монастыря
Общественники надеются сохранить ландшафт "подмосковной Швейцарии" от застройки

12.02.2021 09:59 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93083
------------------------------------------------------------




Фото с сайта asi.ru



Москва, 12 февраля, Благовест-инфо. Специалисты Московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) участвуют в разработке первой очереди туристического рекреационного кластера «Звенигородский вектор» в Красногорском и Одинцовском районах. Задача проекта – создать альтернативный тотальной застройке сценарий развития территории, основанный на экотуризме и рекреации, сохранить долину Москвы-реки, ценные природные территории и объекты культурного наследия, сообщает МособлВООПиК.



В туристско-рекреационный кластер войдут не только природные территории, но и объекты культурного наследия, в том числе Саввино-Сторожевский монастырь, более десяти усадеб, включая Архангельское и Захарово, музей в усадьбе Большие Вяземы, дома-музеи Пришвина, Танеева, а также еще почти 300 объектов.



По словам сотрудника МособлВООПиК Евгения Соседова, к сожалению, есть и другие проекты, предусматривающие активную застройку местности и массовую вырубку деревьев. Местные жители опасаются, что под маркой улучшения испортят берега Москвы-реки и местных рек. «Наш проект – альтернатива таким планам. На берегах ничего улучшать не надо – об этом и проект. Хорошо бы только не строить на берегах миллионы квадратных метров, снести заборы, убрать помойки, отреставрировать памятники, расчистить парки, сделать навигацию и не сливать канализацию в реки», – отметил Евгений Соседов в комментариях на странице МособлВООпиК в Facebook.



На специальной странице в Facebook «Звенигородский вектор», посвященной проекту, отмечается: «Еще советские архитекторы поняли, что водосборный бассейн Москвы-реки необходимо защитить от застройки и загрязнения. Так были созданы зоны санитарной охраны (ЗСО) Москвы-реки и ее притоков, а также сеть особо охраняемых природных территорий. Благодаря этому к настоящему моменту сохранились уникальные природные ландшафты в почти нетронутом виде. И единственный разумный способ использовать их – любить, лелеять и наслаждаться их красотой».



Экоактивисты приводят в пример подсчеты американских специалистов. «В Нью-Йорке подсчитали, что в случае застройки природных территорий расходы на очистку и подготовку питьевой воды возрастут в два-четыре раза, – отмечают эксперты. – Решено было сохранить естественные природные фильтры – леса, луга, болота, поля и предотвратить их застройку. Теперь там отдыхают от городской суеты местные жители».



В Москве еще с 1970-х годов велось проектирование комплексного природного заказника «Верхняя Москва-река» ровно с той же целью – сохранить чистую воду для миллионов москвичей и одновременно подарить им возможность отдыхать, наслаждаться природой и богатейшим культурным наследием, напоминают экологи. Заказник так и не был реализован, «хотя официальное решение о его создании было принято в 1981 году, а затем повторно – в 1999 году , но потребность в нем растет год от года».



«Звенигородский вектор» включает большую часть Одинцовского городского округа от МКАД до границы с Рузским округом и частично захватывает Истринский и Красногорский округа. Почти все леса и природные территории на этом направлении находятся в I и II поясах зон санитарной охраны источников водоснабжения столицы, потому их необходимо защитить и сохранить, убеждены экологи.



Действия общественности не проходят даром. Как следует из переписки в Facebook, осенью прибрежную зону реки Сторожка, в сторону Дютьково (усадьба Танеева), огородили забором для застройки. «Когда все огородят, отдыхать будем в Турции», – иронизируют в соцсети. Позже в ленте появилось сообщение: «Под давлением общественности депутаты вернули исходные границы ООПТ реки Сторожка. Забор скоро снесут». Отмечается, что есть надежда на сохранение ландшафта и исторических дорог. «Некоторым тропинкам не десятилетия, а столетия, как, например, тропинкам в Дунино (музей Пришвина) или митрополичьей дороге», – пишут заинтересованные граждане. В январе появилась еще одна запись: «Прекрасная новость! Совместными усилиями жителей и администрации Одинцовского округа демонтирован незаконный и экологически опасный объект в зонах охраны пушкинского музея-заповедника "Захарово-Вяземы"».



В начале февраля в Центральном Совете ВООПИиК состоялась первая совместная рабочая встреча членов этой общественной организации с разработчиками концепции развития территориального кластера «Звенигородский вектор». «Власти заявляют, что готовы поддерживать основную концепцию проекта и способствовать сохранению ландшафта от застройки», – отмечают активисты ВООПиК.



Туристско-рекреационный кластер (ТРК) «Звенигородский вектор» разрабатывают правительство Московской области и правительственная некоммерческая организация Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ).



«Свыше 20 особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и прилегающих к ним природных зон свяжут в единый экологический каркас долиной Верхней Москвы-реки. По ее руслу в столицу поступает больше 65% водопроводной воды, – отмечается на сайте АСИ 2 февраля. – На будущих территориях ТРК находится еще много водных объектов высокой экологической и хозяйственной значимости». Одна из задач проекта – решить проблему растущей антропогенной нагрузки на природные зоны. В первую очередь кластера планируется включить ООПТ «Природный резерват «Масловская лесная дача». Чтобы сохранить природное разнообразие этой территории, участники совещания Рослесхоза, комитета лесного хозяйства Подмосковья и минэкологии Московской области вместе с администрацией Одинцовского городского округа решили повысить статус «Масловской лесной дачи» до регионального ООПТ. В территорию включили леса, составляющие с ней единую экосистему.



Чем уникален Масловский лес, рассказывает на своей странице в Facebook активист ВООПиК Максим Богомолов. «Еще в 80-х годах прошлого века выяснилось, что местные леса южно-таежного типа рядом с д. Маслово не подвергались рубкам на протяжении нескольких столетий. Благодаря этому здесь сохранилось высокое разнообразие деревьев, трав и животных. И даже после ветровалов лес не только быстро восстанавливается, но и становится местом притяжения ценных видов птиц: разнообразных дятлов и кедровок. Вблизи тропинок и просек встречаются огромные муравейники, что также признак старовозрастного леса. А на болоте обитает реликтовое растение – шейхцерия болотная, единственный сохранившийся представитель своего семейства. Увидеть Масловский лес очень просто. От м. Кунцевская можно доехать всего за 40 минут на 452 автобусе до храма Дмитрия Солунского, а дальше пешком 10 минут. Перед тем, как идти в лес, можно посетить сам храм XVI века и смотровую площадку за ним, откуда открываетс
я потрясающий вид на пойму реки Истра и усадебный парк Степановское», – написал Максим Богомолов.



На сайте АСИ также отмечается, что в рабочую группу проекта вошли эксперты по природоохранной работе, специалисты ВООПиК, сотрудники учреждений по историко-культурному наследию, градостроительству и его правовому регулированию на территориях с различными режимами использования и охраны, общественные представители АСИ, представители совета волонтеров «За Масловский лес», проекта «Рубеж обороны Москвы под Звенигородом» и члены команды разработчиков проекта «Звенигородский Вектор».



«Территории, вошедшие в ТРК "Звенигородский вектор", гармонично сочетают в себе все ключевые факторы туристической привлекательности региона. Они обладают богатейшим природным, культурным и историческим наследием. Уникальные памятники разных эпох соседствуют с живописными ландшафтами и локальными центрами общественной и культурной жизни. Глава Одинцовского округа Андрей Иванов подчеркнул, что в этих местах занимались творчеством Андрей Рублев, Александр Пушкин, Исаак Левитан, Михаил Пришвин, Сергей Танеев», – информирует сайт АСИ.



Звенигородский вектор включает такие излюбленные места Одинцовского округа, как долина реки Сторожка, леса Серебряноборского лесничества, Подушкинский лес, Масловский лес, Мозжинский овраг, Звенигородская биостанция и карьер Сима. Туристические маршруты пройдут по знаменитым усадьбам, музеям писателей и композиторов, а также по местам боевых действий последнего незастроенного ландшафта Линии обороны Москвы под Звенигородом.



Елена Дорофеева


============================================================

В избранное