Буддизм сегодня

  Все выпуски  

Новогодний выпуск.


 Буддизм сегодня

 Новости буддизма в современной России и в мире от 2009-12-30

Лосар — тибетский Новый год.

Из всех многочисленных праздников, отмечаемых в Тибете, самым важным, любимым и долгожданным является Новый год. Тибетцы называют его ЛОСАР («Ло» означает год, а «Сар» — новый) и, как правило, отмечают на протяжении трех дней.

Начало празднования Гьялпо-Лосара связано с приходом в Тибет буддизма, однако несомненно, что он состоит в родстве и с добуддистскими праздниками. Древние тибетцы, к примеру, отмечали Сонам-Лосар — земледельческий новый год, совпадавший с зимним равноденствием. Считается, что этот праздник появился, когда старуха по имени Белма ввела отсчет времени по фазам луны. Когда в Тибете установились зачатки астрологии, основанной на пяти элементах, крестьянский праздник, совпадающий с цветением абрикосовых деревьев в регионе Лхока (Lhokha), стал тем, что мы называем теперь новогодним праздником Лосар.

Исторически сложились три традиции празднования: по одной его отмечают в первый день 11-го месяца, по другой — в первый день 12-го месяца, а по третьей системе Лосар отмечается в первый день первого месяца лунного календаря. Помимо этого, есть и другие традиции, так что в некоторых частях Тибета Лосар празднуется два раза в год. Однако на официальном уровне было принято отмечать Лосар в первый день первого лунного месяца. Так в наступающем 2010 году первый день первого лунного месяца наступит 14 февраля (календарь Цурпху).

Согласно традиции, Лосар — это священное время, которое следует посвятить семье, пирам и праздничным мероприятиям. Чтобы грядущий год удался на славу, в конце уходящего года принято, как и везде, сделать в доме генеральную уборку и выкрасить его свежей краской. Жилища украшаются гирляндами, а крыши — декоративными зонтиками и молитвенными флагами. Стены, столбы и балки дома, и даже земля во дворе разукрашиваются специальными рисунками, выполненными мукой или жидким тестом. Они изображают такие благоприятные предметы как луна, солнце, ваза или цветок. Также для украшения используются маленькие фонарики и ветки можжевельника, прикрепляемые к дверям. Из домов выбрасывают прошлогодний мусор и сажу — считается плохим знаком войти в новый год со старым хламом и грязью.

Домашние и монастырские алтари украшаются особыми новогодними тханками, белоснежными шарфами-хадаками, самыми изысканными угощениями и традиционными подношениями.

В монастырях старого Тибета празднование Лосара начиналось в 29-й день 12-го месяца. В это время в храмах совершается особая церемония, посвященная дхармапалам — десяти защитникам Учения. Наибольшее почитание среди них воздается Шри-Дэви (тиб. Палдэн Лхамо), которая считается покровительницей столицы Тибета, Лхасы. В ее честь совершается отдельная церемония в день, непосредственно предшествующий Новому году.

Считается, что защитница Палдэн Лхамо в день Нового года три раза объезжает землю по кругу, проверяя свои владения: все ли готовы к встрече Нового года, чисто ли в доме у хозяйки, ухожены ли дети, накормлен ли скот. Нерадивые будут наказаны и лишены ее покровительства в наступившем году, достойные получат поощрение и могут рассчитывать на ее помощь.

Для получения благословения Палдэн Лхамо рекомендуется не спать всю ночь до 6-ти утра, и либо присутствовать во время церемоний в храме, либо дома читать мантры и делать практику. Тем, кто не спит и обращается к ней за помощью, Палдэн Лхамо окажет свое покровительство и поможет в решении сложных вопросов.

Перед наступлением Нового года тибетцы готовят особый суп «гутук» с пельменями. Он делается из девяти разных ингредиентов, включая зерна и сушеный сыр. В пельмени помещают особые символы, которые могут многое рассказать о характере человека и о том, каким будет для него наступающий год. Найденная ниточка говорит о том, что жизнь человека будет долгой. Кусочек белой шерсти — о чистосердечии, а уголек — о неблагих помыслах. Перец — свидетельство того, что у вас слишком злой язык — «черное сердце». Если в семье очень много родственников, в пельмени обычно вкладываются записочки. Когда суп разливается по тарелкам, все с огромным наслаждением показывают друг другу то, что им выпало. Все это сопровождается шутками — прекрасный способ завершить год на веселой ноте.

Также во всех домах проводится особый обряд очищения — Гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека «выбрасываются» все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год. Его совершает приглашенный в дом лама с участием всех членов семьи. После окончания праздничной трапезы остатки еды вместе с монетками, ветошью, свечой и хадаком (особым шарфом, который вручается гостям во время приветствия как знак уважения) складывают в большую чашу, куда помещают также человекообразную фигурку, вылепленную из теста и окрашенную в красный цвет (торма). Все вместе это служит «выкупом», который должен заставить зло и неудачи покинуть дом. Вечером при свете фонаря люди несут эти предметы к пустырю у дороги и выбрасывают, обращаясь ко злу со словами: «Прочь отсюда!». После этого они быстро возвращаются, не оглядываясь назад — согласно поверью, если человек обернется, то зло может вернуться вместе с ним.

Характерным элементом праздника является также обряд Дугжууба, который проводится в храме в канун праздника (30-го числа двенадцатого лунного месяца). Это церемония духовного очищения, проводимая для того, чтобы благополучно перейти из года старого в год новый, избавившись от груза прошлогодних бед, ошибок и несчастий. Для обряда монахами изготавливается Сор — высокая, увенчанная черепом пирамида из реек, бумаги и теста, напоминающая наконечник стрелы. Под ритуальные пуджи в Сор «вкладывают» плохую карму общины за прошедший год, и затем торжественно сжигают на костре. Его гибель в огне символизирует духовное очищение.

При наступлении Нового года можно, обратившись к ламе, попросить его совершить обряд продления жизни. Во время обряда лама призывает Будду долгой жизни Амитаюса, который дарует долголетие.

Первый день Нового года тибетцы проводят с семьей и ближайшими соседями. Со второго дня начинаются посещения родственников и друзей. Люди навещают друг друга, едят, пьют, поют и танцуют. На третий день Нового года совершается Обряд запуска «коней ветра удачи». Конь ветра удачи — это символ, показывающий состояние благополучия человека. Изображение «коня ветра удачи», освященное в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что «конь ветра удачи» служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая благоприятные энергии.

С 4 по 11 день первого лунного месяца в монастырях проводится большая буддийская пуджа «Менлам». Ее кульминация приходится на полнолуние первого месяца — 15-тый лунный день. В этот день тантрические монастыри выставляют на обозрение масляные скульптуры, а участники делают многочисленные пожелания счастья всем живым существам. Именно с началом празднования Менлам Ченмо (начало XV века) можно говорить о Лосаре, как о буддийском празднике. Традиционно Менлам празднуется в честь победы Будды Шакьямуни над лжеучителями и совершения им 15 чудес в городе Шравасти. Позже эта традиция перешла и к другим народам. Так, например, у монголов, бурятов и тувинцев в течение двух недель каждый день в храме проводятся церемонии в честь одного из 15 чудес Будды.

Не менее интересные традиции празднования Нового года есть у всех буддийских народов. Китайцы, например, празднуя Новый год, особое внимание уделяют Гуаньинь — женскому проявлению бодхисаттвы сочувствия Авалокитешвары. Именно ее изображение ставят в домашних алтарях, делаются подношения и пожелания, читаются мантры.

Японцы с 1873 г. живут по григорианскому календарю и, как и мы, празднуют Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января. Япония — страна, в которой мирно уживаются несколько религиозных систем и культурных традиций. В новогоднюю ночь находится место и для элементов буддизма: 108 ударов колокола, лампад, зажженных перед изображениями Будд и Бодхисаттв в буддийских храмах.

В странах Юго-восточной Азии новогодние празднества продолжаются также в течение трех дней. Во время праздника у монастырей и храмов сооружаются песчаные горки, символизирующие гору Меру — центр мироздания и обитель божеств в буддийской космологии. На статуи Будды надевают монашеские одеяния, которые потом раздаются монахам. В Бирме и Лаосе существует обычай покупать живую рыбу и выпускать ее на волю, проявляя тем самым сочуствие к живым существам. В Таиланде принято обливать друг друга водой и окроплять водой статуи Будды.

Особое отношение к Новому году с давних пор существует у калмыков. Долгое время в калмыцких семьях не отмечали дни рождения так, как это принято сегодня. Раньше в день, на который, согласно лунному календарю, выпадал Новый год (Зул), каждый калмык к своему возрасту просто добавлял один год. Также в Калмыкии считается, что в этот день все предки, ушедшие ранее в мир иной, снова приходят в свои семьи, празднуют Зул и радуются за своих близких. Поэтому угощений должно быть всегда много, чтобы хватило всем.

Независимо от культурных особенностей, Новый год для буддистов — это всегда хороший повод встретиться с родными и
близкими, провести время радостно и с пользой.

При составлении выпуска были использованы материалы с сайтов:
http://www.epochtimes.com.ua/ru/
http://khurul.ru и других.

Редакция расылки «Буддизм сегодня» благодарит за помощь в подготовке выпуска:
Алексея Скобликова (Русе, Болгария), Анастасию Жандалинову (Шауляй, Литва), Наталью Перла (Тольятти, Россия), Данила Дорджиева (Челябинск, Россия) и других друзей.

 Рассылка 'Буддизм сегодня'

При перепечатке данного материала ссылка на рассылку "Буддизм сегодня" и портал Буддизм.ру обязательна.

Книги и журналы о буддизме вы можете приобрести в интернет-магазине http://www.dharma-shop.ru/
Редакция рассылки: buddhism.today@gmail.com
 


В избранное