Буддизм сегодня

  Все выпуски  

Новинка издательства <<Эксмо>> -- <<Путеводитель по буддизму>>


СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ:
 

 Буддизм сегодня

 Новости буддизма в современной России и в мире от 2012-09-11

 

Новинка издательства «Эксмо» — «Путеводитель по буддизму»

Дорогие друзья!
Представляем вам книгу, недавно выпущенную издательством «Эксмо» в продолжение серии «Алмазный путь».

  

Эта книга — новейший и уникальный путеводитель по миру буддизма, в котором каждый найдет для себя что-нибудь интересное, в том числе: редкие фотографии, прекрасные произведения искусства, карты, поучительные истории, легенды, рассуждения о философии и нравственности, символы, биографии святых и подвижников и многое другое. Книга написана одним из лучших экспертов по буддизму кандидатом исторических наук Еленой Леонтьевой. В подготовке издания к печати принимали участие специалисты, прекрасно разбирающиеся в буддийской истории, философии и искусстве.

 

Издательство «Эксмо»
Серия «Алмазный путь»
Твёрдый переплёт
256 страниц

Информация взята с сайта Orientbook.ru

Для вас мы публикуем первую главу этой замечательной книги.

 

 

 

Религия без бога

Буддизм — древнейшая из трех мировых религий. Он примерно на пятьсот лет старше христианства. Сегодня каждый седьмой человек на Земле считает себя буддистом. Ученые веками спорят о том, называть ли буддизм религией. Почему? Чему он учит и к чему ведет? Буддизм возник две с половиной тысячи лет назад на севере Индии, где жил и учил мудрец по имени Будда Шакьямуни. Сам Будда, конечно, не называл свое Учение буддизмом — это название появилось значительно позднее. Будда говорил «Дхарма». Чаще всего это санскритское слово переводят как «природа всего сущего» или «каким все является». Дхарма, или Учение Будды, — это 84 тысячи поучений, помогающих найти путь от страдания к Освобождению и Просветлению, постижению истинной реальности. Будда дал так много поучений, потому что не хотел вводить догму, навязывать всем одну и ту же истину. Ведь от каждой болезни помогает свое лекарство, а разным людям подходят разные способы развития.

Буддизм — самая нерелигиозная из мировых религий. Это религия опыта, а не веры. В буддизме нет бога-творца, соответственно нет ни момента создания мира, ни первопричины. Бесчисленные вселенные рождаются, развиваются и исчезают по своим естественным законам с безначальных времен. Нет в буддизме и бога-судьи, какой-то карающей и регулирующей силы. Все в жизни человека подчинено закону причины и следствия: то, что мы думаем, говорим и делаем сегодня, оставляет отпечаток в нашем подсознании. Впоследствии эти впечатления созревают и превращаются в приятные или трудные события, и нет необходимости в «высшей личности», которая управляла бы этим процессом. Закон причины и следствия на санскрите называется «карма».
Статуя Будды Шакьямуни. Японская традицияБуддизм — это учение об уме. Но ум для буддиста — не только интеллект, способный обрабатывать информацию и раскладывать ее по полочкам. Ум — это то, что воспринимает и осознает. Это то, что слушает нашими ушами и смотрит нашими глазами каждое мгновение. Как ученый при помощи экспериментов исследует мир, буддист на опыте постигает природу ума.
Буддизм никогда не завоевывал себе сторонников «огнем и мечом». Обычно он распространялся как интересная философия в сочетании с умственными упражнениями и практичными советами для повседневной жизни. Приходя в очередную страну, он не уничтожал сложившуюся там культуру, но приспосабливался к ней, впитывал ее особенности.
Именно поэтому в мире существует много разных «буддизмов». Благодаря активности японских учителей ХХ века мы многое узнали о буддийской школе Дзэн; нам знакомо словосочетание «тибетский буддизм»; многие читали также о Южном и Северном буддизме. Представители этих течений выглядят и ведут себя подчас совсем по-разному. Если прийти в группу людей, практикующих Дзэн, мы увидим комнату, оформленную в минималистическом японском стиле. Люди, одетые в черно-серое, неподвижно сидят в прямой позе медитации очень ровными рядами. Если кто-либо из них отклоняется от вертикального положения, тут же появляется монах со специальной палкой и бьет «нарушителя» в особую точку на спине. Это не наказание, а помощь в концентрации.



Если же мы окажемся в специальном помещении, где практикуют тибетцы, мы не увидим никакого минимализма: зал обычно выкрашен в яркие, прежде всего красные и золотые тона, насыщен изображениями, статуями и дарами; монахи одеты в разные оттенки красного; они могут сидеть как хотят, толкаться, смеяться и даже засыпать во время медитации, и вряд ли тибетец позволил бы себя стукнуть — дикий горец, он дал бы сдачи.
Сегодня буддизм существует в виде десятков разных традиций и школ. Их поучения подходят разным людям, но основное содержание буддийского пути неизменно: его методы ведут к освобождению от страданий, внутреннему покою и раскрытию качеств ума для блага всех существ.

Буддизм и свобода

Появившись в Индии, буддизм был воспринят как мировоззрение, несущее свободу и равенство. Древнеиндийское общество до возникновения буддизма было строго разделено по кастовому признаку. Лишь представителям высшего сословия — брахманам — было позволено напрямую обращаться к богам, а люди низшей касты — шудры — не могли даже прикасаться к священным текстам. Индуистская ведическая система оценивала человека по его сословной принадлежности и полагала, что даже личные качества определяются происхождением.
Буддизм утверждает, что для человека важнее его личные качества и дела, а не происхождение. Буддисты заявили, что каждый человек, где и кем бы он ни родился, обладает природой Будды, то есть может развиваться и постичь природу ума.
Известен случай, когда один из учеников Будды попросил воды у женщины низкой касты. Она была потрясена тем, что монах не брезгует взять у нее воду, и решила, что он не понял, с кем имеет дело. Женщина начала объяснять ему, кто она такая, а ученик Будды просто сказал ей: «Я же попросил тебя дать мне воды, а не рассказать, из какой ты касты». Буддизм отверг идею божественной данности каст. Он открыл двери в свою общину (Сангху) для всех людей, независимо от сословия, пола, национальности, и провозгласил, что Освобождение могут обрести все, кто наделен мудростью и состраданием.

 Свободомыслие буддизма проявилось и в том, что он помогал людям не зависеть от богов и других сверхъестественных существ. Будда выглядел достаточно провокационным для своих современников. Он признавал, что боги существуют, но не приписывал им важной роли в человеческой жизни. Отрицая единого творца как первопричину мира, он заявил, что индуистские боги — просто еще один класс существ. Они тоже страдают, рождаются и умирают. Они (как и все остальные) заслуживают сочувствия, но не могут быть объектом поклонения.

Без особого восторга буддизм относился и к проявлениям сверхъестественных способностей. Однажды Будда встретил аскета, который рассказал, что благодаря долгой практике аскетизма он развил такую силу, что теперь может ходить по воде. Будда удивился: «И стоило ради этого так мучить себя? Ведь лодочник взял бы за переправу всего один грош!»
В теистической культуре, где люди верят в бога или богов как в верховную силу, поучения Будды сложно было принять и закоренелому духовенству, и определенной части правящего класса. Но Будду очень уважали, несмотря на его критику теизма и кастовой системы. Со временем среди его последователей появилось довольно много бывших священнослужителей и князей, которые, преодолев предрассудки, свободно учились вместе с неприкасаемыми.

Буддизм и отказ от насилия

Провозгласив принцип непричинения вреда существам, буддизм запретил своим последователям приносить в жертву животных и крайне неодобрительно относился к развязыванию войн. Многие цари, которые принимали и поддерживали буддизм, отказывались от захватнических походов. Самый известный в этом отношении — Ашока (III век до н. э.), третий император индийской династии Маурьев, который писал: «Все люди — мои дети».
Другая надпись, оставленная Ашокой, гласит: «…В любом случае следует почитать чужую веру. Поступая так, человек способствует успеху своей веры и оказывает поддержку чужой. Поступая иначе, он подрывает корни своей веры и вредит чужой». В этом изречении выражена еще одна важная особенность буддизма — отказ от миссионерства, то есть навязывания своих взглядов. Разным людям подходят разные мировоззрения и пути. Наличие многих религий обогащает мир.
Во всех странах своего распространения буддизм мирно соседствовал с добуддийскими верованиями: индуизмом в Индии, зороастризмом в Средней Азии, даосизмом и конфуцианством в Китае, синтоизмом в Японии. Говорят, что буддизм подобен алмазу: лежа на синей поверхности, он светится синим, на красной — красным, но при этом остается алмазом. Вливаясь в новую культуру и меняя внешний облик, буддизм сохраняет свою сущность.

Будда и ум

Будда не был ни богом, ни сыном бога, ни пророком. Он был отважным человеком, который, как и все, хотел быть счастливым. Первоначально его звали Сиддхартха Гаутама. Он искал постоянного счастья, которое никогда бы не прекращалось, и нашел его. В возрасте 35 лет он достиг Просветления. Будда осознал, что его ум ничем не ограничен и может все знать и понимать, он вне времени и пространства.
Ум не является вещью, и это не то же самое, что мозг. Ум не составлен из химических элементов, его невозможно нащупать, найти или исследовать с помощью приборов. Его суть не передать словами, но можно постичь на опыте.

Когда Сиддхартха познал природу ума, его стали называть Буддой Шакьямуни, что означает «Просветленный из рода Шакья». Затем в течение 45 лет Будда передавал свой опыт многим людям, помогая им прийти к такому же состоянию. Потому его и считают выдающимся героем, уникальной фигурой в истории религии.

Как выглядел Будда?

На протяжении двух тысяч лет буддизм является основной религией во многих азиатских странах. По этой причине Будда обычно изображается с азиатскими чертами лица — с круглой головой, черными волосами и по-восточному раскосыми глазами. Но на самом деле он, вероятно, выглядел совсем не так. Будда родился в Индии, где у людей не было раскосых глаз; кроме того, его предки были довольно светлокожими и сероглазыми, потому что его род Шакья давным-давно пришел в Индию из Восточной Европы — скорее всего, из тех мест, где сегодня находится юг Украины или даже России.
Никто точно не знает, как выглядел Будда. Но можно предположить, что он чем-то напоминал современных южных славян.

 Если бы буддизм зародился в России, то Будда, вероятнее всего, изображался бы с овальным лицом, голубыми глазами и светлыми волосами. Каждая культура накладывает свой отпечаток на внешний облик буддизма, но суть его под разными национальными покровами остается неизменной.

Говорится, что Будда обладал 32 большими и 80 малыми признаками совершенства. Среди них длинные мочки ушей, шишечка-ушниша на макушке, могучий торс и многое другое. Эти признаки по сей день воспроизводятся при создании статуй и живописных изображений Будды.

 Рассылка 'Буддизм сегодня'

При перепечатке данного материала ссылка на рассылку "Буддизм сегодня" и портал Буддизм.ру обязательна.

Пожалуйста, помогите нам сделать рассылку лучше - заполните эту анкету. Ваше мнение для нас очень важно.

Книги и журналы о буддизме вы можете приобрести в интернет-магазине http://www.dharma-shop.ru/
Информационный партнер рассылки - туристическая компания White Umbrella - http://www.white-umbrella.ru/
Редакция рассылки: buddhism.today@gmail.com
 


В избранное