Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Католические корни Хэллоуина


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 156/2014-11-01

Сегодня католическая церковь празднует День всех святых. Кануном этого дня является  Хэллоуин - праздник, давно живущий своей собственной, нецерковной жизнью, но связанный, тем не менее, с католичеством своими корнями. Это народный праздник, а в народе церковно-христианское и древне-языческое, как правило, переплетаются. О католическом происхождении Хэллоуина рассказал отец Августин Томсон, священник доминиканского ордена и доцент изучения религии университате Виргинии.

Католические корни Хэллоуина 

Пляска смерти

Все мы слышали обвинения: отмечание Хэллоуина – это языческий обряд, восходящий к дохристианскому празднику кельтских друидов и сохранившийся, несмотря на подавление его Церковью. До сего дня язычники и ведьмы продолжают праздновать этот древний праздник. Если вы позволите своим детям ходить и клянчить сладости, они будут поклоняться дьяволу и языческим богам. Трудно найти что-то, более далекое от истины. Происхождение Хэллоуина на самом деле – христианское и американское. Хэллоуин приходится на 31-е октября из-за Папы, а его отмечание – следствие средневекового католического благочестия. Это правда, что древние кельты Ирландии и Британии отмечали незначительный праздник 31 октября, как и в последний день большинства других месяцев в году. Тем не менее, Хэллоуин приходится на последний день октября потому, что Торжество всех святых приходится на 1 ноября. Праздник в честь всех святых на небе отмечался 13 мая, но Папа Григорий III (ум. в 741 г.) передвинул его на 1 ноября, день освящения часовни всех святых в базилике св. Петра в Риме. Позднее, в 840-е гг., Папа Григорий IV повелел, чтобы день всех святых отмечался повсеместно. Так этот праздник пришел в Ирландию.

День накануне был навечерием дня всех святых, «All Hallows Even», или “Hallowe’en”. В то время Хэллоуин не имел никакого особого значения ни для христиан, ни для давно умерших кельтских язычников.

 В 998 г. св. Одилон, аббат влиятельного монастыря Клюни в Южной Франции, добавил отмечание 2 ноября. Это был день молитвы за души всех усопших верных. Этот праздник, названный днем всех душ, распространился из Франции по всей Европе.

Итак, в Церкви появились день, посвященный всем тем, кто находится на небе, и день, посвященный всем тем, кто в чистилище. А что с теми, кто в другом месте? Видимо, простые ирландские католики переживали из-за несчастных душ в аду. В конце концов, если души в аду забыты, когда мы посвящаем праздники душам в раю и в чистилище, они могут оказаться недовольны и причинить неприятности. Поэтому возник обычай вывешивать в канун дня всех святых горшки и кастрюли, чтобы погибшие души знали, что они не забыты. Так, по крайней мере, в Ирландии, стали вспоминать всех мертвых – даже при том, что духовенство не слишком симпатизировало Хэллоуину и никогда не позволяло добавить в церковный календарь день всех погибших душ.

Но это еще не тот праздник, который мы отмечаем в Хэллоуин. Наши традиции в этот день связаны с переодеванием в причудливые костюмы, и они вовсе не ирландские. Скорее, этот обычай возник во Франции в XIV или XV веке. Позднесредневековую Европу сотрясали повторяющиеся вспышки эпидемии бубонной чумы – черной смерти – от которых умерла половина населения Европы. Не удивительно, что католики стали больше беспокоиться из-за загробной участи.

В день всех усопших верных стали служить больше Месс, а художественные изображения должны были напомнить каждому о его смертности. Нам эти изображения известны как “danse macabre”, или «пляска смерти». Обычно они находились на стенах кладбищ: дьявол ведет цепочку мертвых людей – пап, королей, знатных дам, рыцарей, монахов, крестьян, прокаженных – в могилу. Иногда на сам день всех усопших люди, одетые представителями разных сословий, устраивали представление с таким танцем. Но французы переодевались на день всех усопших, а не на Хэллоуин; а ирландцы, отмечавшие Хэллоуин, не переодевались. Смешение этих двух традиций началось, вероятно, в британских колониях в Северной Америке в XVIII веке, когда ирландские и французские католики начали вступать в браки друг с другом. Ирландский акцент на аде придал французскому маскараду еще более мрачный оттенок.

Но, как знает каждый маленький вампир, переодеваться – это не главное. Главное – это получить как можно больше сладостей. Как же возник обычай играть в «откупись, а то пожалеешь»? Этот обычай – возможно, самое странное и самое американское добавление к Хэллоуину и результат невольного участия английских католиков.

Во время периода преследований с XVI по XVIII век католики в Англии не имели никаких прав. Они не могли занимать никаких должностей, им грозили штраф, тюрьма или тяжелые поборы. Служить Мессу было преступлением, каравшимся смертью, и сотни священников стали мучениками.

Время от времени английские католики пытались сопротивляться, иногда – по-глупому. Одной из самых глупых попыток сопротивления был пороховой заговор – попытка взорвать протестантского короля Иакова I и парламент при помощи пороха. Предполагалось, что это вызовет католическое восстание против угнетателей. Плохо подготовленный пороховой заговор провалился 5 ноября 1605 г., когда человек, стороживший порох, беспечный Гай Фокс, был схвачен и арестован. Фокса повесили, заговор подавили.

5 ноября, день Гая Фокса, стал большим праздником в Англии, и остается им по сей день. Во время преследований толпы гуляк надевали маски и ломились ночью в дома католиков, требуя пива и пирогов для праздника: “откупись, а то пожалеешь”!

День Гая Фокса появился в американских колониях вместе с первыми английскими поселенцами. Но ко времени американской войны за независимость старый король Иаков и Гай Фокс были уже прочно забыты. Но «Откупись, а то пожалеешь» было слишком милой забавой, чтобы отказываться от нее, так что в итоге она перенеслась на 31 октября, день ирландско-французского маскарада. И в Америке игра «откупись, а то пожалеешь!» не ограничивалась католиками.

Смешение разных иммигрантских традиций, известное нам как Хэллоуин, приобрело устойчивые формы в США в начале XIX в. По сю пору оно остается чуждым в Европе, даже в тех странах, откуда часть этих обычаев появилась.

Но что же с ведьмами? Да, они – одно из поздних добавлений. Индустрия поздравительных открыток породила их в конце XIX в. Хэллоуин уже был «вампирским», так почему бы не дать ведьмам место на открытке? Обычай посылать открытки к Хэллоуину не прижился (хотя в последнее время он, кажется, снова стал набирать популярность), а ведьмы остались.

Так же в конце XIXв. фольклористы по ошибке добавили тыквенные фонари. Они думали, что Хэллоуин имеет друидическое языческое происхождение. Фонари, сделанные из репы (а не из тыквы), были частью древних кельтских праздников урожая, поэтому их заимствовали в американский праздник Хэллоуин.

Когда в следующий раз кто-нибудь скажет вам, что Хэллоуин – это коварный обман, имеющий целью втянуть ваших детей в поклонение дьяволу, расскажите ему настоящую историю кануна дня всех святых и предложите ему открыть его христианское значение вместе с двумя более важными и значимыми католическими праздниками, которые следуют за ним.

о. Августин Томпсон, O.P.
доцент изучения религии в университете Виргинии
доктор философии и магистр теологии
Источник: www.ucatholic.com

Перевод: Евгений Розенблюм, "Рускатолик"

В дополнение вы можете посмотреть видеоролик о костюмированном маскараде на Хэллоуин в США издания New York Daily News в прошлом году по этой ссылке.

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Сайт "Каруна: Путь сострадания и любви"

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное