Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Итоги синода католического епископата по вопросам семьи


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 157/2014-11-05

Прошло около двух недель после завершения работы Синода епископов Католической церкви. Меня просили рассказать о спорных вопросах, но времени не так много, а разных других проблем и новых событий гораздо больше: подробно описывать возможности нет. Но не писать тоже нельзя: многие люди совсем ничего по этой теме не знают, либо осведомлены очень поверхностно. Поэтому постараюсь немного изложить то, что я знаю, и то, что освещалось в прессе.

Синод католических епископов был посвящён проблемам семьи. На нём обсуждались разные темы, связанные с вызовами семье в современном мире. Но было два наиболее дискуссионных вопроса: отношение церкви ко второбрачным католикам и к гомосексуальным людям.

Проблема отношения католичества ко второбрачным известна не всем, поэтому объясню. Официальная доктрина католической церкви не допускает разводов верующих, вступивших в церковный брак. Разводы браков светских, заключённые в государстве вне церкви, церковь не беспокоят: такие разводы не осуждаются, поскольку, с точки зрения церкви, не было таинства брака. Поэтому разведённые после светских браков католики могут вступать в новые браки (но должны эти браки заключить в церкви). Однако, разведённые после церковных браков католики не могут, согласно официальной доктрине, вступать в новые браки, поскольку первый церковный брак учение церкви считает нерасторжимым.

С позиции официальной доктрины, если католик после церковного брака вступил во второй брак, то этот союз приравнивается к прелюбодеянию даже в том случае, когда этот брак регистрируется в государстве. То есть невзирая на то, что, с точки зрения закона и по намерению самих заключивших брак людей, они являются семьёй, а не просто живут друг с другом. Из этого следует запрет в католичестве таким второбрачным католикам, живущим в новых семьях, но не могущим вступить в новый церковный брак, участвовать в таинствах церкви, включая принятие причастия, которое традиционно рассматривается наиболее важным для верующих.

Единственной возможностью для католика вступить во второй брак после того, как он заключил первый брак в церкви, является признание этого первого брака недействительным — нарушающим некоторые необходимые для действительного брака канонические требования. Такое аннулирование брака по причине его недействительности получить сложно: основания для этого бывают далеко не у всех, и сама процедура рассмотрения непростая и длительная. Подавляющее большинство разведённых католиков не имеют возможности аннулировать церковный брак. Жизнь, однако, оказывается сложнее церковной теории и многие католики разводятся и снова женятся, оказываясь после этого исключёнными из церковной практики.

Проблема отношения католичества к гомосексуалам некатоликам, вероятно, известна в большей степени. Однако, как это ни странно может показаться, проблема второбрачных оказывается более сложной и воспринимается более остро со стороны консервативного духовенства. Гомосексуалы имеют возможность участвовать в таинствах церкви при условии исповеди. Второбрачные такой возможности не имеют до тех пор, пока живут в браке.

Многие современные католики не согласны с официальной доктриной церкви. Помимо мирян за церковные перемены выступают представители богословия и духовенства. К примеру, более 300 профессоров богословия различных католических университетов, в основном из немецкоговорящих стран, но не только, поставили подписи под меморандумом требования реформ «Церковь-2011: необходимость прорыва» (нем. Kirche 2011: Ein notwendiger Aufbruch). В числе прочих требований они считают необходимым менять отношение церкви ко второбрачным католикам и к гомосексуалам, «ответственно живущим в любви, верности и взаимной заботе в однополом партнерстве». В тексте своего меморандума теологи ставят католиков, вступивших в повторный брак, в один ряд с гомосексуалами, вступившими в легализованные государством партнёрства.

Нужно отметить, что вопрос отношения к однополым союзам в католичестве не столь прост. Отказ церкви приравнять однополые браки к гетеросексуальным для некоторой части духовенства не означает обязательное осуждение однополых союзов, хотя формально доктрина об этом пока не менялась. Критичное отношение к официальной доктрине в этом случае связано с развитием науки и изменениями общественного мнения. Законодательно принятые в ряде стран однополые партнёрства не приравниваются к бракам, но легализуются главным образом с целью обеспечения юридических прав долговременно живущим вместе партнёрам.

Некоторые церкви, как, например, англиканская Церковь Англии, не одобряют однополые браки, но допускают партнёрства. Для таких церквей вопрос лежит не в плоскости половой жизни людей, а в плоскости их душевных, человеческих отношений, и в плоскости необходимости обеспечения им юридической защиты. Подробнее анализировать этот вопрос и рассказывать, как разные церкви относятся к однополым союзам, в этом обзоре возможности нет. Сейчас я хочу лишь отметить, что и в Католической церкви присутствует ряд иерархов, которые высказываются в пользу возможности признания юридической защиты однополых партнёрств, либо делают какие-либо другие толерантные заявления о гомосексуалах.

Кардинал Вальтер Каспер

Возвращаясь к теме работы Синода, нужно сказать, что намерение Папы Франциска созвать этот Синод освещалось, активно анонсируя необходимость рассматривать проблему второбрачных. В феврале текущего года Папа поручил немецкому кардиналу Вальтеру Касперу подготовить материал по этой теме. Уважаемый кардинал известен либеральными взглядами. В прошлом он много способствовал сближению католичества с протестантами, англиканами и православными. Уже с начала 1990-х годов он начал поднимать тему о второбрачных, выступая против запрета для них участвовать в таинствах. Он называл этот запрет устаревшим и вызывающим непонимание среди католиков и у христиан других церквей. Однако, тогда эту тему закрыли консервативный в вопросах католической морали Иоанн Павел II и будущий Бенедикт XVI на тот момент бывший префектом Конгрегации доктрины веры кардинал Йозеф Ратцингер.

С наступлением понтификата Папы Франциска кардинал Вальтер Каспер снова поднял вопрос, выступая за «смену парадигмы». Он говорил, что это нужно для того, чтобы «понять положение тех, кто страдает и нуждается в помощи». По его мнению, разведённые и вступившие в повторный брак католики могут допускаться к причастию после определённого периода покаяния. Подобная практика присутствует в православии, где второбрачные допускаются к таинствам, хотя второй брак не рассматривается равнозначным первому.

Папа Франциск назвал предложение Вальтера Каспера «глубокой и светлой» мыслью. Однако, оно породило протесты негодования среди консерваторов. В июле кардинал Герхард Мюллер, нынешний префект Конгрегации доктрины веры, выпустил книгу, в которой осуждал «категорически ошибочные» теории, ставящие под угрозу нерушимость брака и способствующие разводам. «Нельзя говорить, что брак рухнул по той лишь причине, что любовь супругов угасла, — утверждал он. — Нерушимость брака не зависит от неизменных или преходящих человеческих чувств. Он нерушим, потому что так хотел сам Бог».

К консервативной позиции Герхарда Мюллера присоединилось несколько других кардиналов. Объединившись, они написали книгу в защиту традиционной церковной доктрины. Вошли в лагерь противников перемен и некоторые другие влиятельные фигуры.

В ответ на резкую критику кардинал Вальтер Каспер со своей стороны заявил, что он удивлен остротой нападок в его отношении. Он утверждает, что не покушался на католическую доктрину о нерушимости брака. В своих интервью он говорит, что не боится борьбы между сторонниками и противниками перемен. «Это не абстрактная проблема доктрины, а острый вопрос, который касается многих семей, многих вступивших во второй брак пар, — считает он. — Мы не можем изменить доктрину, но должны приспособить её к сложным ситуациям».

Кардинал Петер Эрдё

Во время Синода епископов ключевым событием, которое с вниманием освещала пресса, включая даже российскую, стал доклад венгерского кардинала Петера Эрдё, прочитанный 13 октября в качестве подведения некоторых итогов синодальных дискуссий. Вот краткие тезисы этого доклада по спорным вопросам.

«Надо принимать людей такими, какие они есть, для того, чтобы понимать, как их поддержать и поощрить в поисках Бога. Только при такой поддержке они будут чувствовать себя равноправной частью Церкви. Это касается как разведенных и второбрачных католиков, так и гомосексуалов, а также нетрадиционных семейных пар», — говорил кардинал.

По его мнению, «гомосексуалы имеют много даров и талантов, которые бы могли предложить христианской общине». «Часто они стремятся в Церковь, желая увидеть в ней гостеприимный дом. И наши общины могли бы принимать их, если, конечно, это не затрагивает вопрос их сексуальной ориентации и не принесет ущерб католическому учению о семье и браке».

Кардинал отмечал, что, поскольку однополые браки являются одной из «моральных проблем» современности, они не могут рассматриваться на равных с традиционными союзами. Однако, по мнению католического иерарха, «они могут порой показывать примеры взаимной помощи на грани жертвы, что составляет драгоценный опыт в жизни партнеров». Кардинал также предложил больше внимания уделять детям, проживающим в однополых семьях.

Кардинал говорил о необходимости поддержать разведенных и женатых повторно католиков, а также находящихся в гражданских браках или просто сожительствующих. Он отметил, что «гражданские браки и сожительство — новая реальность для Католической церкви». И хотя обе модели «не дотягивают до идеала таинства брака», Католическая церковь должна озаботиться пастырским попечением о них. «В таких союзах зачастую можно увидеть подлинные семейные ценности или по крайней мере желание их создать», — считает Эрдё.

«Кое-кто спрашивает, нельзя ли найти какие-то позитивные элементы не только в сакраментальной полноте брака, но и в несовершенных формах союзов, которые, оставаясь за ее пределами, тем не менее ей подчинены? Необходимо духовное распознавание, касающееся несакраментальных союзов, гражданских браков, разведенных, живущих в новых союзах. К компетенции Церкви относится признание наличия семян Слова Божия за ее видимыми, сакраментальными границами» — утверждает кардинал.

Как говорит кардинал, существует настоятельная потребность нового измерения пастырской работы с семьями, способная привести эти семена к созреванию, как это может быть с гражданскими супругами, которые в конце концов могут прийти к решению заключить таинство церковного брака. Докладчик отметил необходимость помнить о том, что часто отсутствие церковного брака бывает обусловлено не сознательным отрицанием христианских ценностей, а практическими соображениями (например невозможностью иметь постоянную работу).

По теме разводов в выступлениях Синода затрагивался вопрос облегчения доступа в церковные суды, занимающиеся признанием заключенного брака недействительным, и ускорение процедур принятия решения о заключённом и распавшемся браке.

По вопросу о допуске второбрачных к причастию на Синоде были высказаны разные мнения. Одни епископы настаивали на сохранении текущей жёсткой традиционной канонической дисциплины. Другие советовали подойти к проблеме более милосердно, принимая во внимание особые случаи. Некоторые соглашались с предложением установить для разведенных и вступивших в новый брак период покаяния, руководствуясь при этом соображениями блага рождающихся в этих семьях детей.

Однако, ряд консервативных католиков, многие из которых были из США и Африки, во время Синода выражали недовольство тем, что он, по их мнению, был организован с целью утверждения либеральных реформ. Американский кардинал Рэймонд Берк, эксперт Ватикана, обвинил Папу в причинении вреда церкви. А когда была опубликована рабочая версия итогов Синода, в которой упоминалось дружественное отношение к гомосексуальным парам, американские католики-консерваторы сделали перевод на английский, опускающий это, хотя итальянский оригинал был официальным.

В рабочий проект итогового документа вошли главные тезисы вышеупомянутого доклада венгерского кардинала Петера Эрдё. Когда пресса распространила информацию о проекте документа, некоторые представители духовенства высказали резкое неодобрение возможными изменениями церковной практики и установок. По-видимому, по этой причине авторы отредактировали текст документа, убрав оттуда наиболее революционные формулировки. Они смягчили текст таким образом, чтоб постараться найти компромисс между консерваторами и либералами. В частности, из предложенной версии текста были удалены тезисы о возможности обнаружить некоторые полезные дары у людей, живущих в однополых союзах.

Новая версия документа была предложена на голосование Синода с процедурой, требующей голосовать в отдельности по каждому пункту. Три параграфа, касающиеся спорных вопросов о второбрачных и о гомосексуалах, не набрали необходимые для официального утверждения две трети голосов. Однако, нельзя сказать, что эти параграфы были отвергнуты, поскольку большинство епископов, собравшихся на Синоде, их поддержали. Официальное принятие этих параграфов заблокировало консервативное меньшинство, а не большинство.

Папа Франциск принял решение опубликовать весь текст синодального документа целиком, включая не только одобренные, но и формально не принятые параграфы, вместе с указанием распределения числа голосов по каждому отдельному пункту. Целью такого решения Папы была демонстрация церкви и общественности того, что в Католической церкви происходит дискуссия и имеются разные мнения, а не одно.

Прошедшие дебаты вместе с опубликованным итоговым документом и распределением голосов синодальных отцов наглядно продемонстрировали, что среди иерархии нет полного консенсуса по ряду спорных вопросов. Синод стимулировал обсуждения, которые, по замыслу, должны продолжиться. Прошедшие события и документ об итогах Синода показали, что Папа поощряет обсуждение спорных вопросов, не замалчивая их, как это было прежде, а также, по мнению аналитиков, что Папа способствует реформированию церкви, но лёгкой победы не возникает из-за сопротивления консерваторов.

Итоговый документ Синода состоит из 62 пунктов. Самым спорным, в соответствии с распределением голосов, оказался параграф о возможности допуска второбрачных к причастию после периода покаяния. Это параграф под номером 52: он получил меньше всего голосов одобрения — 104 за при 74 против.

На втором месте по степени спорности оказался параграф по номером 53, где предлагалось, что духовное приобщение к таинствам (без физического принятия причастия) может заменять для второбрачных католиков традиционное причастие. За этот пункт проголосовали 112 епископов при 64 против.

При этом в отношении второбрачных получил одобрение другой пункт, где говорилось, что их ситуация требует тщательного осмысления, а сами они — уважения, избегая употребления языка, который может заставить их чувствовать себя дискриминируемыми. В этом вопросе 155 епископов проголосовали за и лишь 19 против.

Наконец, на третьем месте по спорности оказался отредактированный после первой рабочей версии документа параграф о гомосексуалах. Там уже не говорилось, что гомосексуалы могут иметь дары, полезные церкви. Вместо этого авторы текста написали, что гомосексуалов следует принимать с уважением и деликатностью, и что необходимо избегать в их отношении проявлений несправедливой дискриминации. Причём слова о дискриминации в тексте приведены как цитата из документа Конгрегации доктрины веры (они же содержатся и в ныне действующем Катехизисе католической церкви). В таком виде параграф получил 118 голосов за и 62 против: поддержка составила более чем в два раза больше, чем неодобрение, и лишь нескольких голосов не хватило до официального утверждения.

Хотя три указанных пункта не набрали необходимые две трети голосов, пресс-секретарь Ватикана Федерико Ломбарди заявил журналистам, что эти параграфы «не совершенно отвергнуты». «Они не являются выражением синодального консенсуса», — сказал он, но они, скорее, отражают «работу в направлении развития» и область, которая «ещё имеет пути продвижения».

Утверждённый Синодом итоговый текст не является окончательным. В течение года его идеи должны обсуждаться духовенством и мирянами, после чего в октябре 2015 года соберётся новый Синод, который по результатам будет рассматривать все поднятые вопросы вновь. Как говорят аналитики, главным достижением Папы и этого Синода является уже само по себе то, что сложные и спорные вопросы были публично подняты, начата откровенная дискуссия в церкви.

Сам этот факт вызвал одобрение среди тех, кто хотел бы перемен в церкви, и одновременно тревогу среди тех, кто считает, что учение и практика не могут меняться. Сейчас имеются основания с уверенностью заключить, что не только среди мирян, часто более либеральных, чем духовенство, но и среди иерархии более не существует единомыслия в консерватизме. В Католической церкви нет единогласного ответа на все поднимаемые реальной жизнью вопросы.

Елена Преображенская (с) 

Список использованных и рекомендуемых для более подробного знакомства с темой источников:

* Synod14 — «Relatio Synodi» of the III Extraordinary General Assembly of the Synod of Bishops: “Pastoral Challenges to the Family in the Context of Evangelization” (5-19 October 2014), 18.10.2014 (документ Синода на итальянском языке)
* Slate.fr (перевод на русский InoSmi): Изменит ли Ватикан позицию насчет нерушимости брака? 
* Newsru.com: На Синоде католических епископов призвали с уважением относиться к гомосексуалам и нетрадиционным парам
* Newsru.com: Чрезвычайная ассамблея Синода католических епископов вступила в заключительный этап
* Сибирская католическая газета: В Ватикане завершается Чрезвычайная Ассамблея Синода епископов, посвященная семье
* Reuters: Pope Francis plays long game to reform Catholic Church
* National Catholic Register: Synod’s Final Report Lacks Bishops’ Consensus on Controversial Topics
* The Globe and Mail: Pope Francis’s status suffers setback with diluted family document
* New Ways Ministry: Church Leaders Supporting Same-Gender Couples (Cardinals, Bishops, and Other Catholic Church Leaders Who Have Made Positive Statements about Civil Unions, Same-Gender Relationships, and Marriage Equality).

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Сайт "Каруна: Путь сострадания и любви"

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное