Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Ислам и контрацепция (часть 2)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 222/2017-02-13

Доброго времени суток. Предлагаю продолжение статьи об отношении к контролю рождаемости в исламе.

Исторические свидетельства о контрацепции

Культура ислама в его «золотой век» (периода средневековья) была терпима к попыткам контроля рождаемости. Мусульманская медицина этой эпохи на протяжении нескольких веков содержит знания о способах и средствах контрацепции[6], предшествовавших современным научным методам. Арабские средневековые авторы оставили тексты, описывающие эти способы. Среди них были как такие, которые могли быть в какой-то мере эффективны, так и достаточно сомнительные[4].

Персидский врач Абу Бакр Мухаммад ибн Закария ар-Рази (Abū Bakr Muhammad ibn Zakariyyā al-Rāzī), известный в Европе как Разес (860-921), крупная фигура в истории медицины, описал некоторые способы контрацепции в тексте «Квинтессенция опыта» (англ. Quintessence of Experience, араб. Khulasai-al Tajarib). В числе этих способов он указывал прерванный половой акт и сохраненный половой акт, а также введение во влагалище свеч, состоящих из животных и растительных компонентов (таких как ушная сера, смола тамариска, мяготь граната, помет слона, желчь и другие) в качестве преграды, предотвращающей проникновение спермы. Другими способами контрацепции, согласно Разесу, были попытки удаления спермы после полового акта с помощью различных препаратов, вызывающих менструальные выделения, а также посредством совершения быстрых движений, прыжков, криков, чиханий, сморканий, окуривания влагалища и введения различных зондов[4]. В самом известном и крупном труде Разеса «Всеобъемлющая книга по медицине» (англ. Comprehensive book on medicine, араб. Kitab al-Hawi) он изложил список из 176 веществ для контроля рождаемости[5].

Другим персидским автором, оставившим описания средневековых способов контрацепции, был врач Али ибн Аббас (‘Ali ibn al-‘Abbas al-Majusi) (ум. 994), известный написанием руководства по медицине под названием «Королевская книга» (англ. The Royal Book, араб. Al-Kitāb al-Malakī) или «Полная книга врачебного искусства» (англ. The Complete Book of the Medical Art, араб. Kāmil al-ṣināʻa al-ṭibbīya). Этот трактат содержит главу о предотвращении зачатия. В числе способов, которые описывал Али ибн Аббас, было введение во влагалище женщины каменной соли и покрытие дегтем пениса мужчины, а также использование женщинами растительных компонентов (таких как семена капусты, сок руты и листья плодов плакучей ивы)[4].

О способах и средствах контрацепции сообщает самый известный средневековый мусульманский мыслитель, персидский философ и врач Ибн Сина (Abū ‘Alī Husein ibn ‘Abdallāh ibn Sīnā), известный на западе как Авиценна (980-1037). Его медицинская энциклопедия «Канон медицины» (‎англ. The Canon of Medicine, араб. Al-Qanun fi t-Tibb) использовалась как базовый медицинский текст на западе вплоть до XVIII века, а раздел о контрацепции и абортивных средствах продолжал рассматриваться и в XIX веке. В целях контрацепции Ибн Сина указывал мужчинам покрывать пенис свинцовым белилом или дегтем, а женщинам вводить во влагалище мякоть граната, смешанную с квасцами, и, кроме того, рекомендовал свечи из определенных природных компонентов. Авиценна также предлагал использовать перец для предотвращения беременности после коитуса, использовать помет слона как сам по себе, так и в качестве фумиганта, и многое другое[4]. В «Каноне медицины» перечислено 20 веществ для контроля рождаемости[5]. По мнению специалиста по истории медицины, профессора Джона Риддла (John Riddle), Авиценна включил в свой труд все контрацептивные и абортивные средства, известные медицине в то время и найденные в других древних и средневековых источниках[4].

Множество других мусульманских авторов писали о контрацептивных и абортивных средствах. Многие из этих текстов проникли в Европу в латинском переводе тунисского врача начала XI века Константина Африканcкого, который познакомил европейцев с арабской медициной. Однако, в некоторых копиях манускриптов Константина главы по этой теме были удалены. Тем не менее, сведения об этих знаниях проникли на запад, хотя западные медицинские авторы не всегда упоминают их в своих сочинениях[4]. (В христианских странах попытки применять контрацепцию и совершать аборты в то время преследовались).

Имеющиеся свидетельства позволяют заключить, что в средневековом исламском мире присутствовали знания о способах и средствах контрацепции той эпохи, производились расчеты периодов, во время которых беременность была менее вероятна, и были знания о том, как совершать аборты. Однако, поскольку не все зависит от действий человека, вместе с использованием природных средств для контроля рождаемости совершались также магические действия. В распространении знаний о контрацепции активно участвовали повивальные бабки, которые имели больше свободы в исламском мире, чем на западе в христианском[4].

Религиозные авторитеты того времени также имели представление о контрацепции. Различные правоведы ислама обсуждали вопрос, по каким причинам приемлемо или предосудительно ее использовать. К примеру, влиятельный мусульманский теолог и правовед персидского происхождения Аль Газали (Abū Ḥāmid Muḥammad ibn Muḥammad al-Ghazālī) (1058-1111) поддерживал использование контрацепции для целого ряда причин, в том числе материальных (в случае, если большое число иждивенцев вызовет финансовые и психологические трудности для семьи), для защиты жизни женщины (в случае, если роды создают физическую опасность) и для сохранения красоты и привлекательности женщины (в патриархальной традиции: ради наслаждения мужа)[5]. 

Продолжение статьи следует.

Иллюстрации: 1) Разес (портрет), 2) Авиценна (картина из книги) 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное