Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Ислам и контрацепция (часть 4, окончание)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 224/2017-02-16

Доброго времени суток. Сегодня я предлагаю окончание статьи "Ислам и контрацепция".

Религиозное образование в Египте

В Египте расположены два знаменитых крупных центра учения ислама: Мечеть аль-Азхар и связанный с нею Университет аль-Азхар. Эти крупные центры ислама неоднократно издавали фетвы в поддержку современных методов контрацепции, а египетское правительство использовало эти фетвы в кампаниях по распространению программ планирования семьи. Еще в середине 1930-х годов великий муфтий, самый авторитетный интерпретатор законов ислама в стране, издал религиозный указ, позволяющий создание клиник контроля рождаемости. В обосновании своего решения он указал, что самые ранние последователи Пророка Мухаммеда практиковали контрацепцию с его ведома, и он не запрещал это. В 1964 году Шейх Хасан Мамун поощрил использовать контрацепцию в интересах нужд народа. С 1980 года религиозные лидеры Египта оказывают значительную помощь в работе государственного образования, выступая в поддержку приемлемости контроля рождаемости с точки зрения ислама. В 1990-е годы Национальная комиссия народонаселения сделала вопросы воспроизводства населения частью учебного плана, включая курс религиозного образования. Сейчас в Египте противозачаточные средства доступны во всех основных государственных учреждениях здравоохранения[7].

Политика планирования семьи в Иране

Исламская республика Иран создала одну из наиболее успешных программ планирования семьи в современном мире. После долгой и затратной войны 1980-х годов власти Ирана осознали, что страна не может кормить, обучать, заботиться и предоставлять рабочие места народу при высоком темпе роста населения. В результате были запущены новые программы планирования семьи, и методы контроля рождаемости стали широко доступны[2]. Религиозные лидеры включились в устранение общественных страхов по поводу методов контрацепции. Социальная стигматизация, такая как мужское неприятие контрацепции, устранялась с участием духовных лиц, алимов, но решающую роль играли усилия политических деятелей[7].

Среди важных мер Министерство здравоохранения и Министерство образования Ирана регулярно выпускали фетвы для провинциальных учреждений и для нижестоящих медицинский инстранций, чтобы устранить любые сомнения насчет соответствия планирования семьи и современной контрацепции учению ислама. Медицинские учреждения были должны предъявлять эти фетвы своим клиентам[7].

Когда иранские пары желали вступить в брак, они были обязаны пройти курс планирования семьи, который включал обучение по использованию современных методов контрацепции, таких как внутриматочные устройства, противозачаточные таблетки и презервативы. Средства контрацепции часто раздавались бесплатно правительственными центрами здравоохранения. Парам, которые уже имели детей, были разрешены добровольная вазоэктомия мужчин и стерилизация женщин. Иранские власти поощряли семейные пары, что иметь небольшие семьи предпочтительнее, чем большие[2]. Такая политика продолжалась в Иране с 1990-х по 2012 год[8].

В июле 2012 года верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи заявил, что политика планирования семьи имела смысл 20 лет назад, но в текущих условиях ее продолжение будет неверным, так как приведет к старению населения и сокращению его численности[8]. После этого власти Ирана стали сокращать финансирование программ планирования семьи и поощрять рождение детей как материально, так и пропагандируя, что иметь большое число детей это счастье[9].

Примеры других стран

В Бангладеше контролю рождаемости препятствует неодобрение со стороны мужей и распространенность ложных слухов о контрацептивах. Чтобы преодолеть это, правительство Бангладеша активно привлекает знатоков ислама поддерживать охрану здоровья матерей и детей, в том числе планирование семьи.

В сельской местности Афганистана продвижение планирования семьи стало возможным благодаря привлечению к этому местных сообществ и религиозных лидеров. Для того, чтобы ввести новую практику в местных условиях, были проведены обсуждения с религиозными лидерами, работниками медицины и членами семей. Информация о контрацепции была скорректирована с учетом местных особенностей и снабжена объяснениями о поддержке этого учением ислама.

В Малайзии услуги по охране репродуктивного здоровья, в том числе программа планирования семьи, были включены в существующую систему здравоохранения, как государственную, так и частную, и стали доступными. Контролю рождаемости способствуют обсуждения со всеми группами общества, включая духовенство.

В Индонезии знание методов контрацепции широко распространено. В 2002-2003 годах 99% замужних женщин знали, по крайней мере, один из современных методов контрацепции. Использованию контрацепции способствует рост уровня образованности женщин. В Индонезии почти нет религиозного сопротивления планированию семьи.

В Иордании местные традиции не способствовали планированию семьи. Учение ислама часто трактовалось как запрет методов контрацепции. Для одобрения планирования семьи привлекаются религиозные лидеры. С поддержкой фетв религиозных лидеров программы планирования семьи стали встречать понимание контрацепции в мусульманских сообществах.

В Кувейте было негативное отношение женщин к контролю рождаемости, так как они считали, что учение ислама не разрешает это делать. Сейчас в Кувейте в основном признается допустимость использования контрацепции. Кувейт не имеет государственного финансирования программ планирования семьи, но правительство обеспечивает население бесплатными противозачаточными средствами.

В Турции религиозные лидеры положительно относятся к контрацепции и участвуют в продвижении программ репродуктивного здоровья и обучения планированию семьи. Существенными причинами отказа от контрацепции были влияние семей и религиозные барьеры. Благодаря привлечению к участию мужей, религиозных лидеров и других значимых лидеров общества программы планирования семьи стали эффективнее. Снижение числа беременностей и добровольных абортов осуществляется с ростом образовательного и социо-культурного уровня, а также благодаря объяснению, что запрещающие контрацепцию религиозные трактовки ошибочны.

В Морокко использованию контрацепции препятствовали религиозные экстремисты. Исследование установило, что религиозные экстремисты играли основную роль в утверждении запрещающих планировать семью толкований ислама. Однако, неудовлетворительные экономические условия побудили представителей духовенства включаться в государственную программу, чтобы помогать в достижении снижения темпов рождаемости.

В Нигерии большинство религиозных лидеров осознают важность сексуального образования в школах, хотя некоторые религиозные лидеры не соглашаются с этим. Специалисты пришли к пониманию, что сексуальное образование нуждается в согласованности с культурными ценностями.

Список использованной литературы
[1] John L. Esposito (Editor). The Oxford Dictionary of Islam. — Oxford University Press, 2004. P. 44
[2] Juan Eduardo Campo. Encyclopedia of Islam. — Infobase Publishing, 2009. P. 104-105
[3] Marian Rengel. Encyclopedia of Birth Control. — Greenwood, 2000. P. 124-125
[4] Vern L. Bullough (Editor). Encyclopedia of Birth Control. — ABC-CLIO, 2001. P. 153-155
[5] Sa’diyya Shaikh. Family planning, Contraception and Abortion in Islam: Undertaking Khilafah: Moral Agency, Justice and Compassion / Daniel C. Maguire (Editor). Sacred Rights: The Case for Contraception and Abortion in World Religions. — Oxford University Press, 2003. Pp. 105-128
[6] Islamic views on contraception / BBC (ethics, religion)
[7] Babar Tasneem Shaikh (Health Services Academy, Islamabad), Syed Khurram Azmat (Marie Stopes Society, Karachi), Arslan Mazhar (Health Services Academy). Family Planning and Contraception in Islamic Countries: A Critical Review of the Literature. — Journal of the Pakistan Medical Association (April, 2013)
[8] Iran urges baby boom, slashes birth-control programs / USA Today (29.07.2012)
[9] Make more babies. Iran’s leaders are worried about their country’s declining population / The Economist Newspaper (07.07.2014)


Елена Преображенская (с)
Оригинал этой статьи на сайте

Иллюстрации: 1) Мечеть аль-Азхар и Университет в Каире, 2) Иранская семья на улице, 3) Афганские женщины на рынке (фото wikimedia).

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное