Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Христианство и аборт в современности (часть 2)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 261/2017-11-22

Доброго времени суток. Продолжаю публикацию статьи по теме: Христианство и аборт в современном мире.

Современные аргументы pro et contra

В современную эпоху богословские споры о времени получения плодом человеческой души, характерные для периода патристики и эпохи средневековья, перестали играть значимую роль в обществе[1]. Хотя концепция появления человеческой души во время зачатия еще употребляется как аргумент против абортов, в церковном богословии стал широко использоваться более наукообразный аргумент о том, что в зачатии возникает человеческая жизнь.

Консервативное богословие и в целом пролайф-движение стали использовать биологические и медицинские открытия о раннем развитии плода как аргумент в пользу того, что эмбрион должен рассматриваться как человек[1]. Противники абортов утверждают, в частности, что эмбрион имеет много характеристик человеческого существа и прежде всего геном, в котором уже закодировано все развитие человека[13][14]. Помимо этого, в пролайф-движении распространение получил аргумент о страданиях, которые терпит обреченный на аборт плод. Одним из первых теоретиков этой концепции был Бернард Натансон, американский гинеколог, который снимал поведение плода перед абортом при помощи ультразвука. На основе этих записей был создан фильм («Безмолвный крик»), который использовался для агитации против абортов[15], но он был раскритикован представителями медицины[16]. Также противники абортов нередко указывают на негативные психические последствия абортов и на возможные физиологические нарушения здоровья у женщин после аборта.

Движение за право на аборт со своей стороны заявило, что плод не является человеческим существом, а женщина имеет право распоряжаться своим телом. В современный период возникли концепции, в которых статус плода стал рассматриваться в зависимости от таких свойств, как чувствительность, желания, разумность, самоосознание, возможность действий и отношений. Поскольку плод имеет мало таких свойств и не имеет их вообще на ранних стадиях после зачатия, участники прочойс-движения рассматривают ранний аборт как беспроблемный с моральной точки зрения. Поздний аборт, однако, многими был воспринят как худший случай, хотя некоторые теоретики сравнили поздний аборт с убийством животного[1].

Участники прочойс-движения использовали, в частности, аргумент о том, что у эмбриона нет чувств до тех пор, пока не развилась нервная система. Также некоторые сторонники права на аборт высказали аргумент, что эмбрион не может рассматриваться человеком до тех пор, пока у него не разовьется форма тела. В конечном итоге современные дискуссии об абортах сосредоточились на главном вопросе, можно ли уподобить аборт убийству человеческого существа[1].

В ходе общественной дискуссии христиане частично разделились во мнениях. Для некоторого числа христиан, особенно протестантов, которые опираются только на Библию и не рассматривают тексты отцов церкви в качестве авторитета, отсутствие библейских заповедей запрета абортов и неопределенность времени превращения эмбриона в человека стали основанием допустить возможность абортов на ранних сроках беременности, по крайней мере, при наличии каких-либо уважительных причин. Хотя в целом христианство продолжает рассматривать аборт как явление неодобрительное и прискорбное, многие современные христиане признали, что бывают случаи, когда аборт может быть понят как меньшее зло[17]. К числу таких случаев значительное число современных христиан относит угрозу жизни или здоровья женщины, а также тяжелые патологии плода. Некоторая часть христиан, в основном протестанты, считает возможным более широкий спектр таких уважительных причин, при которых аборт может быть допустим, хотя и нежелателен. Наконец, часть современных христиан (по статистике в развитых странах они составляют меньшинство), в основном наиболее консервативные католики и православные, остаются на позиции, что аборты недопустимы при любых обстоятельствах, без всяких исключений.

Современная позиция по абортам в католичестве

Тема об отношении к абортам в католичестве ранее подробно была описана в статье Католичество и аборт, в связи с чем здесь изложены только основные идеи.

Современное учение католической церкви утверждает, что человеческая жизнь возникает во время зачатия, и в эмбрионе заложена идентичность человеческой личности[13]. Из этого положения католическая доктрина выводит требование защиты эмбриона, начиная с зачатия, и наделение его правами, равными с человеческой личностью, основным из которых является право на жизнь[8]. Однако, вопрос о времени появления человеческой души или о том, когда в действительности эмбрион становится человеком, в католической теологии остается открытым. Новая католическая энциклопедия по этому поводу утверждает: «После определенного этапа внутриутробного развития совершенно очевидно, что жизнь плода полностью человеческая. Хотя некоторые могут гадать, когда достигается этот этап, нет способа придти к этим знаниям по какому-либо известному признаку; и поскольку существует вероятность, что жизнь эмбриона является человеческой с момента его существования, целенаправленное ее завершение аморально»[18].

Современная католическая церковь занимает наиболее жесткую позицию в отношении абортов среди христианских церквей и других религий, запрещая аборты при любых обстоятельствах, включая такие как угроза жизни и здоровью женщины[19]. Каноническое право католической церкви объявляет совершивших аборты и всех, кто этому способствовал, включая врачей, отлученными от церкви в силу самого факта деяния[20]. Отлучение может быть снято посредством покаяния через исповедь[21]. Католическая иерархия выступает против легализации абортов и требует от католических политиков продвигать позицию церкви законодательно[22].

Многие современные католики, как показывают социологические опросы, не разделяют учение церкви о том, что аборты должны быть запрещены во всех без исключения случаях[23]. Самая большая поддержка церковного учения о полном запрете абортов проявляется среди африканских и азиатских католиков. Самое большое расхождение с церковным учением обнаруживается среди европейских католиков, большинство которых поддерживает право на аборт в некоторых случаях и значительно меньшее число которых разделяет поддержку запрета абортов во всех случаях[24]. 

Продолжение статьи следует 

Иллюстрации: 1) Стопы плода, один из символов пролайф-движения (США), 2) Вешалка, символ прочойс-движения (Польша), 3) Демонстрация против абортов в Мадриде (Испания), 2009. 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное