Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Христианство и аборт в современности (часть 6)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 265/2017-11-26

Доброго времени суток. Сегодня мы завершаем статью о современных взглядах на аборты в христианстве.

 Пресвитерианство

Пресвитерианство (другая ветвь кальвинизма) весьма радикально разделено по вопросу абортов. Церковь Шотландии, восходящая к реформации Джона Нокса и являющаяся пресвитерианской, выступает против абортов и против их легализации в большинстве случаев. В официально заявленной позиции церкви исключением из запрета абортов может рассматриваться только угроза жизни женщины[58]. Однако, Совет социальной ответственности Церкви Шотландии, специальная структура внутри этой церкви, рекомендует расширить исключения, чтобы аборты были разрешены «только на том основании, что продолжение беременности будет сопряжено с серьезным риском для жизни или тяжелым повреждением здоровья, физического или психического, беременной женщины»[59].

В США консервативные пресвитерианские церкви, такие как Ортодоксальная пресвитерианская церковь и Пресвитерианская церковь Америки, поддерживают пролайф-движение, в то время как более либеральная Пресвитерианская церковь США поддерживает прочойс-движение.

Ортодоксальная пресвитерианская церковь допустила аборт лишь в случае достаточно обоснованной угрозы жизни женщины, заявив: «Писание обязывает нас относиться к нерожденным детям как людям во всех решениях и действиях, связанных с ними. Поэтому их не следует уничтожать путем умышленного аборта в отсутствии обоснованных медицинских доказательств, свидетельствующих о необходимости такого аборта для спасения жизни матери»[5].

Пресвитерианская церковь Америки не только осуждает аборты, но и почти приблизилась к позиции, похожей на католическую, о недопустимости исключительных случаев. В докладе Генеральной ассамблеи церкви 1978 года говорится, что исключением из запрета убийства, в соответствии с библейской заповедью (Исход 22:2), является случай самообороны, но это, по мнению авторов доклада, несопоставимо со случаем аборта при угрозе жизни матери, поскольку младенец не проявляет никакой агрессии к матери. Там же далее говорится: «Ни один человек, будь то обучившийся врач или нет, не может сказать со 100%-ной точностью, что женщина определенно умрет от беременности. Жизнь женщины не в ее руках или в руках врача, но она находится в руках любящего и всесильного Бога, который является святым и праведным. Мы не претендует понимать все, что делает Бог, и мы не будем предполагать, что это легкий вопрос для того, кто столкнулся с этим. Как и в других сферах христианского пути, от нас требуется сильная вера и доверие Богу, чтоб продолжать беременность в этих обстоятельствах»[6].

Затем в 1979 году на ассамблее Пресвитерианской церкви Америки была принята поправка, в которой говорилось, что ассамблея разделилась во мнениях об аборте для спасения жизни женщины. В 1980 году на ассамблее церкви была принята новая поправка по этому вопросу, где говорится, что, в соответствии Библии, невозможно «делать зло, чтоб вышло добро», и «исключений не делается даже в том редком случае, когда, по мнению компетентных медицинских авторитетов, беременность обязательно приведет к смерти матери». Но: «В этом случае преждевременное извлечение неродившегося ребенка может быть оправдано при условии, что вся медицинская мудрость, суждение и умение используются для сохранения жизни ребенка, как и матери. Это преждевременное извлечение нерожденного ребенка должно быть сделано тогда, когда существует максимальная возможность спасения как матери, так и ребенка. Если в этом случае жизнь теряется не из-за преступной халатности, а только из-за ограниченности человеческих знаний и умений, то морально было сделано все, что должно. Если мы не можем спасти обе жизни, мы, тем не менее, морально обязаны спасать жизнь, которую можем спасти»[6].

Пресвитерианская церковь США, напротив, прямо заявляет о своей поддержке права на аборт. Генеральная ассамблея этой церкви в 1992 году заявила, что «подтверждает и молитвенно поддерживает широкий спектр выбора, который должен быть доступен женщине: уважение и заботу о здоровье женщины и ребенка до и после рождения, усыновление [ребенка] или прекращение беременности». В документах Генеральной ассамблеи утверждается, в частности, что: «Решение о прекращении беременности может быть подтверждением ответственного признания ограниченности человеческих ресурсов. Поскольку мы понимаем, что мораль абортов является вопросом управления жизнью, ответственное решение выбрать аборт может возникнуть в результате анализа прогнозируемых ресурсов для ухода за ребенком в конкретной ситуации. Поэтому аборты могут быть обдуманным ответственным выбором в рамках христианской этики, когда возникают серьезные генетические проблемы или когда недостаточно ресурсов для надлежащего ухода за ребенком. Выбор аборта, когда он ответственно используется, это вмешательство в процесс беременности именно из-за серьезности, с которой человек относится к ответственному родительству». Вместе с этим, Пресвитерианская церковь США выступает против абортов на поздних сроках, когда плод жизнеспособен, и жизнь матери не находится в опасности[60].

Коалиция за репродуктивный выбор

Объединенная церковь Христа[61] и Унитарианская универсалистская ассоциация[62] также радикально выступают за право женщины на аборт. В частности, Унитарианская универсалистская ассоциация заявила, что «право выбора контрацепции и аборта является важным аспектом» «прав каждого человека», и что «боль, страдания и гибель людей были широко распространены до легализации абортов Верховным судом США в 1973 году («Роу против Уэйда») и поправки 1969 года Уголовного кодекса Канады»[62].

Пресвитерианская церковь США, Епископальная церковь США, Объединенная церковь Христа, Унитарианская универсалистская ассоциация и ряд других христианских и нехристианских религиозных организаций входят в Религиозную коалицию за репродуктивный выбор, которая была основана в 1973 году после легализации абортов в США под названием Религиозной коалиции за право на аборт. Согласно описанию истории на сайте коалиции, коалиция начала создаваться тайно за шесть лет до легализации абортов в США, в 1967 году, в ответ на случаи смертей и травмы женщин, вызванные небезопасными абортами, проводившимися нелегально[63].

Методизм

Одним из со-основателей Религиозной коалиции за право на аборт была Объединенная методисткая церковь. Однако, в 2016 году Генеральная конференция этой церкви проголосовала за отзыв резолюции о поддержке легализации абортов 40-летней давности и за выход из Религиозной коалиции за репродуктивный выбор и приняла резолюцию, осуждающую аборты для выбора пола и по «тривиальным причинам»[64][65]. (В коалиции за репродуктивный выбор осталась независимая организация Методистская федерация за социальную активность). Новая позиция Объединенной методитской церкви по абортам остается не вполне ясной, поскольку в Книге дисциплины церкви осталось утверждение о том, что аборты могут быть оправданы в некоторых случаях[66].

Методистская церковь Великобритании занимает умеренную позицию по абортам, допуская, что они могут совершаться в определенных неблагоприятных обстоятельствах. В 1976 году на конференции церкви было принято заявление о легализации абортов в Великобритании, которая произошла принятием Закона об абортах 1967 года. Методистская конференция приветствовала этот закон, заявив: «Есть обстоятельства, например, когда беременность может представлять прямую угрозу жизни или здоровья матери, когда аборт понятен. Вероятность рождения ребенка с тяжелой инвалидностью (когда это может быть предсказано или диагностировано со значительной долей точности) также создает ситуацию в некоторых обстоятельствах, в которых многие нехотя выберут аборт. Справедливо рассмотреть всю среду, в которой мать живет или может оказаться. Эта [среда] будет включать детей, за которые она [мать] уже отвечает, и будут случаи, когда она не сможет добавить к тяжелым обязанностям, которые она уже несет. Существуют социальные обстоятельства в нашей стране, которые оскорбляют христианскую совесть, особенно те, которые связаны с плохим жильем и семейной нищетой. Эти условия должны быть улучшены; между тем, ясно, что аборты иногда ищут как ответ на перспективу рождения ребенка в этих и подобных невыносимых условиях. В особых обстоятельствах, указанных в этом параграфе, аборт часто является морально оправданным»[67].

Методистская конференция высказала пожелание, чтобы ограничение по сроку для совершения аборта было уменьшено до 20 недель вместо 24, установленных законодательством Великобритании, за исключением угрозы жизни и здоровья матери и тяжелой патологии плода. Конференция также заявила, что: «Аборт не должен рассматриваться альтернативой контрацепции, ни быть оправдан просто как контроль рождаемости. Прекращение любой формы человеческой жизни нельзя рассматривать поверхностно, а аборты не должны быть по требованию, но должны оставаться под защитой закона, ответственного консультирования и медицинского заключения»[67].

Приведенные выше примеры официальных позиций некоторых протестантских церквей собраны выборочно и никоим образом не представляют исчерпывающий список протестантизма (он намного может быть продолжен, особенно, в части европейского протестантизма). Однако, эти примеры свидетельствуют о наличии большого спектра очень разных точек зрения по поводу абортов как в моральном отношении, так и в отношении политики и законодательств. Отметим, что поляризация противоположных мнений свойственна главным образом для американского протестантизма (что обусловлено сосредоточением в США крупных консервативных церквей)[66], в то время как в Европе подобной поляризации между протестантами немного (в Европе поляризация происходит главным образом между протестантизмом и католичеством), по большей части в европейских протестантских церквях преобладают мягкие умеренные взгляды без жесткого консерватизма[7][34].

Список использованной литературы и ссылки
[1] Peter Millikan. Abortian / Adrian Hastings, Alistair Mason, Hugh Pyper. The Oxford Companion to Christian Thought. — Oxford University Press, 2000
[2] Elsakkers, M.J. Chapter 2: Early Christian views on abortion / Reading between the lines: Old Germanic and early Christian views on abortion. — Amsterdam Institute for Humanities Research, 2010
[3] Аборт / Электронная еврейская энциклопедия (Society for Research on Jewish Communities)
[4] Ольга Ефимова. Иудаизм и этические проблемы медицины. (Работа, написанная во время обучения в центре им. С. Мелтона (руководитель д-р У. Таир). Опубликована на сайте «Маханаим» — еврейский культурный религиозный центр)
[5] Report of the Committee to Study the Matter of Abortion (Presented to the thirty-eighth General Assembly of the Orthodox Presbyterian Church, 1971)
[6] PCA Digest Position Papers: 1973 — 1998 (Presbyterian Church in America. 6th General Assembly, 1978, Appendix O, pages 270 — 281)
[7] Abortion / Robert Wuthnow. The Encyclopedia of Politics and Religion (2 Volume Set). — Routledge, 1998. P. 8
[8] Катехизис католической церкви, 2270
[9] См. также, например: Что Библия говорит об аборте (Библия-центр)
[10] Michael J. Gorman. Abortion and the Early Church. — Wipf and Stock Publishers, 1998
[11] Климик И. Церковное Предание о проблеме «одушевления» человеческого зародыша (Портал Богослов.Ru, 6 мая 2011)
[12] Helga Kuhse, Peter Singer. A Companion to Bioethics. — Wiley, 2001
[13] Instruction Donum vitae of the Congregation for the Doctrine of the Faith (Congregation for the Doctrine of the Faith. February 22, 1987)
[14] См. также, например: Виноградов Л. Завкафедрой эмбриологии МГУ: Эмбрион не может заявить свои права, это можем сделать мы. (Православие и мир, 21 мая 2015)
[15] New, Michael J. The Pro-Life Legacy of Dr. Bernard Nathanson (National Review, Feb 22, 2011)
[16] Wallis, Claudia; Banta, Kenneth W. Medicine: Silent Scream (TIME, March 25, 1985).
[17] Marian Rengel. Encyclopedia of Birth Control. — Greenwood, 2000. P. 182
[18] New Catholic Encyclopedia, Abortion II, p.29, Col 1
[19] Pope Pius XI. Casti Connubii, 64
[20] Кодекс Канонического права, канон 1398; Катехизис католической церкви, 2272
[21] Elisabetta Povoledo, Liam Stack. Pope Francis Extends Priests’ Ability to Forgive Abortion (The New York Times, November, 21, 2016)
[22] Катехизис католической церкви, 2273
[23] Catholics and church at odds on contraception, divorce and abortion (The Guardian, 9 February 2014)
[24] Voice of the people. Univision asked Catholics on five continents about some of the issues most important to them and thus, to the Church too, in an eye-opening Global Survey (web-site Univision)
[25] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XII.2
[26] Rev. Vasilije Vranic Director of Religious Education Metropolitanate of Midwest. The Orthodox Perspective on Abortion at the occasion of the National Sanctity of Human Life Day 2009 (Official website of the Central Church Council of the Serbian Orthodox Church in America and Canada)
[27] Abortion (Official site of the Romanian Patriarchate)
[28] Человек. 1995. № 5. С.121
[29] Альфа и Омега, № 29, 2001 (интервью на портале «Православие и мир»)
[30] Fr. Richard Demetrius Andrews. Abortion (Pastor’s Corner Overview. Web-sate of St. George Greek Orthodox Church. St. Paul, MN. Greek Orthodox Metropolis Of Chicago)
[31] San Francisco Chronicle, 7/20 /1990
[32] The Washington Post, 1/20/1996
[33] Olivier Clement. Conversations With Ecumenical Patriarch Bartholomew I. — St Vladimirs Seminary Press, Crestwood, NY, 1997. P. 128
[34] Birkhäuser M. (Gynaecological Endocrinology and Reproductive Medicine, University of Berne, Switzerland). Ethical issues in human reproduction: Protestant perspectives in the light of European Protestant and Reformed Churches. — Gynecol Endocrinol. 2013 Nov;29(11):955-9
[35] Southern Baptist Convention. Resolution On Abortion St. Louis, Missouri — 1971
[36] Southern Baptist Convention. Resolution On Abortion St. Louis, Missouri — 1980
[37] Abortion access: Current beliefs by various religious and secular groups (Religious Tolerance)
[38] Abortion (The Joint Public Issues Team for the Baptist Union of Great Britain, the Methodist Church and the United Reformed Church. October 2007)
[39] The General Council of The Assemblies of God. Sanctiti of Human Life: Abortion and Reproductive Issues (Adopted by the General Presbytery in Session August 9-11, 2010)
[40] Abortion (wed-site The Church of Jesus Christ of Latter-day Saints)
[41] Abortion. Church of England (BBC: Religions — Christianity — Ethics)
[42] Church of England. Board of Social Responsibility Report 1984
[43] Episcopal Church (United_States). Reaffirm General Convention Statement on Childbirth and Abortion / General Convention, Journal of the General Convention of The Episcopal Church, Indianapolis, 1994 (New York: General Convention, 1995), pp. 323-25
[44] The Anglican Church of North America. Constitution and canons (2009) p. 12. Title II Canon 8
[45] ELCA. A Social Statement on Abortion (Churchwide Assembly of the Evangelical Lutheran Church in America. Orlando, Florida, August 28 — September 4, 1991)
[46] Abortion: Where Do the Churches Stand? By Ernest L Ohlhoff National Right to Life Director of Outreach
[47] Frequently Asked Questions LCMS Views (web-site The Lutheran Church–Missouri Synod)
[48] WELS. Resolution on Abortion, July 2011 (web-site Wisconsin Evangelical Lutheran Synod)
[49] Is abortion a sin? (web-site Wisconsin Evangelical Lutheran Synod)
[50] Evangelisch Lutherische Kirche in Bayern. Rosenheimer Erklärung der Landessynode zum Schutz des ungeborenen Lebens und zu Fragen des Schwangerschaftsabbruchs, April 1991
[51] Rolle der Frau in der EKD. Anhörung vor dem Gleichstellungsausschuss des Europarats «Frauen und Religion». Brüssel, 10. September 2004 (web-site Bevollmächtigter des Rates der Evangelischen Kirche in Deutschland)
[52] General Synod Statements: Abortion (web-site Reformed Church in America)
[53] Position Statements: Abortion (web-site Christian Reformed Church in North America)
[54] Karl Barth. Kirchliche Dogmatik III, 4. Zürich 1957, 479 f. Zitiert nach Hermann Ringeling in: Schwangerschaftsabbruch – Theologische und kirchliche Stellungnahmen. — Friedr. Reinhardt Verlag, 1974. S. 13–15
[55] Stellungnahme des Rates des SEK zur Frage des Schwangerschaftsabbruchs und der Fristenregelung (Stellungnahme SEK 2001)
[56] Martin Koschorke. Schwangerschaftsabbruch / Evangelisches Kirchenlexikon 3. Auflage. — Göttingen 1996, Bd. 4 Sp. 125
[57] Abortion funding: FSPC welcomes Swiss citizens’ decision (Press Release at web-site The Federation of Swiss Protestant Churches)
[58] Abortion (web-site The Christian Institute)
[59] Quoted in Abortion & Religion Factsheet 5, Education for Choice, 1999. This position was re-affirmed by the Board of Social Responsibility in 1999. See Report To The Church of Scotland Assembly, Church of Scotland Board of Social Responsibility, 1999, 24/21
[60] Problem Pregnancies and Abortion (The 204-th General Assembly (1992) Response to the Report of the Special Committee on problem pregnancies and abortion (majority report))
[61] Reproductive Justice (web-site United Church of Christ)
[62] Right to Choose: 1987 General Resolution (web-site Unitarian Universalist Association)
[63] RCRC’s Origins (web-site Religious Coalition for Reproductive Choice)
[64] Evangelicals Cheer Pro-Life Vote at Methodist Conference (Christianity Today, May 20, 2016)
[65] Church ends membership in reproductive health coalition (web-site United Methodist Church, May 19, 2016)
[66] Where major religious groups stand on abortion (Pew Research Center, June 21, 2016)
[67] A Methodist Statement on Abortion Adopted by the Methodist Conference of 1976 (The Methodist Church of Great Britain)
Некоторые из приведенных ссылок могут оказаться недоступны на сайтах церквей в связи со сроком давности. В этом случае они остаются доступны в архиве The Wayback Machine.


Елена Преображенская (с)
Оригинал этой статьи на сайте "Независимый исследователь"

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное