Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Ислам и аборт (часть 2)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 268/2018-01-13

Уважаемые подписчики, в связи с тем, что, по-видимому (как мне показалось в авторской копии), новый выпуск рассылки не поместился в формат из-за размера карты, он сейчас дублируется. Это вторая часть статьи "Ислам и аборт"

Школы исламского права

Ислам не является совершенно однородной религией и делится на течения. Основными течениями в исламе являются суннизм, последователи которого составляют подавляющее большинство мусульман (по разным данным 75% — 90% общего числа мусульман), и шиизм, последователи которого составляют меньшинство (10% — 20% мусульман). Кроме того, существует небольшое число мусульман, отколовшихся от основных направлений (5% — 10%). Сунниты, в свою очередь, делятся на четыре основные школы исламского права — мазхабы: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский (названные в честь их основателей). Каждая суннитская школа исламского права понимает хадисы отчасти несколько иначе, чем другие, но все они признают правомерность друг друга. Суннит может выбрать какую-либо из равных ортодоксальных мазхабов[2].

Шииты отвергают мазхабы суннитов. Большинство шиитов имеют отдельный джафаритский мазхаб. Существуют также более мелкие шиитские школы: зейдиты и исмаилиты. В шиизме, в отличии от суннизма, особое место занимает авторитет аятолл, которые имеют право единолично принимать решения на основе джафаритского мазхаба после того, как достигли уровня «иджтихада», как верят шииты этой школы[10].


География распространения мазхабов (карта Wikimedia Commons) (полный размер карты)

Правоведы внутри каждого мазхаба могут иметь разные мнения, но существуют доминирующие точки зрения внутри школ.

Некоторые правоведы ханафитского мазхаба считают, что до получения плодом души аборты могут быть допустимы даже без какой-либо особой разрешительной причины. Однако, большинство ханафитских правоведов учат, что аборты допустимы лишь при наличии обоснованной причины[5][9]. Ханафитский мазхаб в целом выглядит наименее строгой школой исламского права в отношении допустимости аборта по сравнению с другими школами исламского права. Доминирующее мнение правоведов этого мазхаба разрешает аборт при наличии обоснованной причины на сроке до 120 дней с момента зачатия[1][2][6][7]. Некоторые авторитеты даже допускают, что женщина может не спрашивать разрешения мужа на аборт[5][7]. Традиционно ислам запрещает мужу лишать жену права иметь детей, поэтому муж не может заставить женщину сделать аборт. Но большинство правоведов считают, что этот же принцип прав на детей распространяется на мужчину, откуда следует, что жена не должна делать аборт без его согласия и не может требовать аборт без достаточно уважительной причины.

В отличии от ханафитского мазхаба, маликитский мазхаб придерживается очень жесткого запрета на аборт[7]. Маликиты традиционно практически не допускают аборты, хотя аборты на сроках до 120 дней от зачатия рассматривают как менее тяжелое нарушение (нежелательное действие, называемое макрух), чем аборты после 120 дней от зачатия (запрещенное действие, называемое харам)[6]. Более строгая позиция в маликитском мазхабе рассматривает как тяжелое нарушение (харам) аборт уже после 40 дней от зачатия[9]. Многие правоведы маликитского мазхаба верят, что человек получает душу во время зачатия и запрещают аборт в любое время после зачатия, приближаясь в этом отношении к позиции католической церкви[1][2][5]. Маликиты выступают против любых медицинских методов контроля рождаемости, а некоторые — даже против простых попыток удаления спермы после полового акта[7].

В шафиитском мазхабе существуют две точки зрения о допустимости абортов до срока получения человеком души[9]. Шафиитский авторитет рубежа XI-XII вв. Абу Хамид аль-Газали, который был также суфийским мистиком, считал аборт тяжелым нарушением (харам), но менее тяжелым, чем убийство новорожденного. Аль-Газали рассматривал различные степени тяжести аборта внутри «континуума морального позора»[2], где тяжесть нарушения на сроке до 40 дней от зачатия меньше, чем на сроке от 40 до 80, а на сроке от 40 до 80 дней — меньше, чем на сроке от 80 до 120. Однако, хотя аль-Газали рассматривал аборты неодинаково тяжелым грехом в зависимости от срока беременности, он, тем не менее, считал аборт недопустимым на любом сроке, за исключением случая необходимости спасения жизни беременной женщины[3]. Но некоторые шафииты считали аборт до 120 дня от зачатия не столь тяжелым нарушением (макрух), как аборт после 120 дня, который полностью запрещен как злодеяние (харам)[9]. Большинство современных шафиитов допускают аборты по достаточно обоснованной причине на сроке до 40 дней от зачатия и некоторые (немногие) допускают аборты до 120 дней от зачатия[2].

Ханбалитский мазхаб имеет строгое отношение к аборту. Многие ханбалитские авторитеты считают аборт запрещенным на любом сроке беременности[5]. Только небольшое число ханбалитских правоведов считают аборт допустимым в определенных обстоятельствах до срока, когда плод получает душу[9]. Некоторые ханбалиты определяют границу допустимого аборта на сроке 120 дней от зачатия, а некоторые — на сроке 40 дней[2].

В шиизме большинство правоведов не допускают аборты без серьезной причины на любом сроке беременности, но допускают аборты по достаточно обоснованным причинам до 120 дня беременности[2], причем отчет производится от момента имплантации яйца в матку. В шиизме, начиная с VII в., беременность исчисляется от имплантации, а не от оплодотворения. Такой взгляд разработал в классической практике правоведения (фикхе) шиитов Шахр аль Лам, а в современную эпоху аятолла Хомейни[10].

Хотя в шиизме доминирует строгое отношение к запрету абортов, существует отдельная школа зейдитов, известная широким допущением абортов[3], которое некоторые авторы сравнивают даже с абортом по требованию[5]. 

Продолжение статьи следует 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное