Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Трактовки текста 1 Послания Коринфянам 11:3-16 (часть 2)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 296/2019-08-28

Продолжение статьи, в которой рассматривается отрывок Первого послания апостола Павла Коринфянам.

Взаимозависимость мужчины и женщины

Хотя апостол Павел и утверждает, что муж — глава жены, он добавляет к этому (в синодальном переводе): «Впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога». Это дополнение к утверждению «жене глава муж», согласно традиционной трактовке, было сделано, чтоб избежать гордыни мужчин и унижения женщин[3]: текст говорит о том, что, хотя Адам был сотворен первым, а Ева сотворена из его части, мужчины рождаются в мир через женщин. 

Ряд современных переводов доносят смысл этих стихов таким образом, что мужчина и женщина взаимно зависят друг от друга. Например: «Однако ни женщина, ни мужчина не могут быть независимыми друг от друга в Господе. Как женщина произошла от мужчины, так и мужчина рождается от женщины, но все сотворено Богом» (Новый русский перевод Международного Библейского общества). Многие современные переводы на английский язык передают эти стихи аналогичным по смыслу образом: «…woman is not independent of man, nor is man independent of woman…». Другой вариант: «Впрочем, в новой жизни с Господом как женщина ничего не значит без мужчины, так и мужчина – без женщины. Потому что хотя женщина и произошла от мужчины, но мужчина рождается от женщины, а все происходит от Бога» (Современный перевод Российского Библейского общества).

В данном контексте апостол Павел смягчал ту традицию неравенства между полами, которая была принята в античном обществе (призывая, однако, соблюдать нормы приличия, о чем скажем далее). С точки зрения христианского эгалитаризма, в этом тексте запечатлены культурные условия, в которых находились раннехристианские общины, в то время как христианский вектор развития в целом устремлен на достижение равенства, поскольку во Христе мужчины и женщины имеют одинаковый статус перед Богом.

Значение покрывал в историческом контексте

По мнению многих комментаторов, апостол Павел опирался на наблюдаемую в то время практику местных обычаев: мужчины в греческом обществе молились не покрывая голов, а женщины всегда покрывали головы в общественных местах в восточном и античном обществах[6]. Согласно многим свидетельствам первого века, и в иудейском обществе, и в римском, и в греческом женщины ходили в публичных местах с покрытыми головами[8]. Многие комментаторы отмечают, что не покрывали голов в ту эпоху куртизанки[6]. В результате исследования этого наряду с буквалистской трактовкой о том, что женщина покрывает голову в знак подчинения мужу, получили известность трактовки о нравственном поведении, связывающие покрытые головы женщины со скромностью и целомудрием в культурном контексте. Например, некоторые комментаторы указывают в качестве параллели к словам о том, что женщине стыдно обнажать голову, стих книги Чисел 5:18, где сказано, что в случае подозрения в измене мужу священник совершал обряд, в ходе которого обнажал голову женщины. Обнаженная голова женщины, согласно таким комментариям, ассоциировалась с нарушением верности, а головной убор символизировал преданность жены мужу[9]. По мнению других комментаторов, обнажение головы женщины в тексте сравнивается со сбриванием волос, потому что по римским законам, которые применялись в Коринфе как римской колонии, у женщины, изменившей мужу, сбривались волосы[10].

Помимо этого, ряд комментаторов обращают внимание на то, что буквальный смысл слов о покрытии головы относится не к любому головному убору, а к чему-то, что, покрывая голову, ниспадает вниз: как покрывало или вуаль[6]. Так, в переводе мессианского еврейского богослова Давида Стерна говорится: «Всякий мужчина, молящийся или пророчествующий, имея на голове что-либо, покрывающее и ниспадающее с неё, навлекает стыд на свою голову». Комментируя этот отрывок, Стерн объясняет: «Буквальный перевод использован здесь для того, чтобы показать, что Шауль говорит не о мужском головном уборе, а о том, чем обычно покрывают голову женщины, – о шали, чадре». Исходя из этого, по мнению Стерна, данный текст не запрещает мужчинам надевать кипу, как это принято у иудеев, поскольку речь идет о ниспадающем покрытии головы. (В традиции иудаизма, однако, мужчины также могут покрывать голову талитом, который является именно покрывалом. По мнению Давида Стерна, апостол Павел не подразумевал этот случай, поскольку текст говорит о публичной молитве или пророчестве, в то время как иудеи покрываются талитом, чтобы создать атмосферу уединенности с Богом)[9].

Текст о необходимом покрытии головы женщины, как и текст о недолжном покрытии головы мужчины, в буквальном смысле подразумевает нечто ниспадающее. Такое покрытие, если исходить из буквального значения слов, не подразумевает, к примеру, косынки, которые нередко носят женщины в церквях России. По мнению Уильяма Баркли, текст апостола Павла нужно интерпретировать, рассматривая исторический контекст ношения восточного покрывала, скрывающего женщину с головы до ног. Обосновывая такое понимание текста, Баркли ссылается на Толковый словарь Гастингса к Библии (Hastings’ Dictionary of the Bible, энциклопедию, изданную в 1898-1904 г. в пяти томах, переработанную и переизданную в одном томе в 1963 г.) и комментарии Вильяма Рамсея (шотландского историка церкви и исследователя Нового Завета, годы жизни которого: 1851-1939). Оба источника описывают традицию ношения чадры[7], подобно тому, что наблюдается в настоящее время во многих традиционных мусульманских культурах (однако, такая практика гораздо древнее ислама). 

В своем комментарии Уильям Баркли описывает восточное покрывало как предмет достоинства и уважения женщины. В частности, пишет: «… Стих 10 очень трудно перевести. В Синодальном издании Библии этот стих приведен так: «Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею…» Но греческий текст буквально означает, что женщина должна иметь «свою власть на голове». Вильям Рамсей объясняет это так: «В странах Востока покрывало является властью, честью и достоинством женщины. С покрывалом на голове она может пойти всюду в безопасности и глубоком уважении. Ее не видно; наблюдать на улице за женщиной, одетой в чадру – признак крайне плохого тона. Она одинока. Все другие люди не существуют для нее, как и она для них. Она стоит над толпой… А женщина без покрывала – ничтожна, всякий может ее оскорбить. Власть и достоинство женщины исчезают вместе с покрывалом, если она его сбрасывает».  На Востоке, следовательно, покрывало имеет чрезвычайно важное значение. Оно не только указывает на зависимое положение женщины; оно является и нерушимой защитой ее скромности и целомудрия»[7]. 

В традиционных и современных комментариях высказывается множество различных предположений о том, почему текст апостола Павла говорит о том, что покрывала нужны «для ангелов». Под ангелами некоторые комментаторы понимают праведников или пасторов, другие понимают ангелов в прямом смысле: некоторые комментаторы — добрых ангелов, некоторые — злых[4][8]. Согласно распространенной трактовке, ангелы всегда присутствуют в церкви. В традиционных толкованиях присутствие ангелов связывается с совершением евхаристии[5], а непристойный вид женщин, по мнению комментаторов, вызывает у ангелов некую негативную реакцию: они огорчаются или смущаются  или оскорбляются или даже соблазняются. В частности, Уильям Баркли объяснил упоминание ангелов таким образом: «В Быт. 6,1-2 читаем о том, как ангелы, сыны Божии, стали жертвою чар смертных женщин и согрешили. Идея здесь может заключаться в том, что женщина без покрывала – искушение даже для ангелов, потому что, согласно одной старой раввинской традиции, ангелов искушала красота длинных женских волос»[7]. 

Иллюстрация:  Женщины в чадре, современный Афганистан (фото с wikimedia).

Продолжение (окончание) статьи следует. 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Cтарый сайт  "Путь в бесконечность"Блог "Записки бунтаря"

Фейсбук: Прогрессивная религия. ВКонтакте: Независимый исследователь 


В избранное