Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Католичество и аборт (часть 4)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 256/2017-10-26

Доброго времени суток. Предлагаю продолжение статьи  "Католичество и аборт"

Экстренные случаи

Прямой аборт

Хотя еще Тертуллиан упоминал, что аборт может быть необходим для спасения жизни женщины[6][7], первое влиятельное заявление, оправдывающее аборт в этом случае, как полагают исследователи, было сделано в XIV веке доминиканцем кардиналом Джованни д’Арагона[22]. Д’Арагона считал, что аборт допустим ради сохранения жизни матери, но при условии, что еще не произошло «одушевление» плода (на ранних сроках беременности). Мнение д’Арагона было поддержано некоторыми католическими богословами, но другие восприняли это неодобрительно. Некоторые авторы утверждают, что такое же мнение разделял в первой половине XV века Антонин Пьероци, доминиканец, архиепископ Флоренции, известный, в частности, попытками лечить больных во время эпидемий чумы, и впоследствии канонизированный церковью[23][24]. В XVI веке аналогичное мнение разделял испанский иезуит Томас Санчес, утверждавший, что так думают все современные ему теологи[22]. Однако, это мнение не получило официального одобрения католической церкви.

На рубеже XIX-XX веков учение католической церкви об абортах было максимально ужесточено отвержением возможности любых исключений из запрета абортов. В 1884 году, в понтификат папы Льва XIII, Конкрегация инквизиции (позднее названная Конкрегацией доктрины веры) выпустила директиву о недопустимости краниотомии, операции по рассечению черепа младенца, проводившуюся на поздних сроках беременности в экстренных случаях, которая иногда была необходима для спасения жизни женщины. В 1889 году католическим школам было запрещено преподавать допустимость любой операции, которая прямо разрушает жизнь плода. В 1895 году в ответ на ответ на вопрос, можно ли в случае угрозы жизни матери индуцировать преждевременные роды живого, но нежизнеспособного плода, Конгрегация исключила это. В 1902 году Конгрегация исключила допустимость извлечения недоразвитого внематочного эмбриона для спасения жизни матери, повторив более ранее указание о необходимость прикладывать усилия для спасения как матери, так и ребенка[23][25].

В 1930 году папа Пий XI отверг аборт как способ спасения жизни матери в энциклике Casti Connubii, назвав деторождение долгом женщины и утверждая одинаковую ценность матери и младенца: «Что касается «медицинского или терапевтического» показания… то, как бы мы ни жалели мать, здоровье и даже жизнь которой серьезно подвергаются опасности во время исполнения долга, предназначенного ей природой, тем не менее, что может быть достаточной причиной, чтобы каким-либо образом оправдать прямое убийство невинных?… Причиняется ли оно матери или ребенку, это противоречит заповеди Бога и закону природы: «не убивай». Жизнь каждого одинаково священна … Честные и умелые врачи стараются в высшей степени достойно защищать и сохранять жизнь как матери, так и ребенка; напротив, те, кто проявляет себя в высшей степени недостойно благородной медицинской профессии, окружают смертью одного или другого, используя предлоги в медицинской практике или по мотивам ошибочной жалости»[26].

Таким образом, хотя в средние века и эпоху ренессанса в католической теологии были другие мнения, позднее в официальной доктрине католической церкви было утверждено учение о том, что морально правильно воздерживаться от аборта во всех без исключения случаях. Результатом такого учения стало то, что и в том в случае, когда врачи не могут спасти жизнь матери и ребенка, когда известно, что жизнь женщины может спасти только аборт, врачи не получают разрешения церкви на это. Проблема усугубляется еще больше в том случае, когда врачи видят, что не только мать находится под угрозой, но и у ребенка нет шансов выжить.

Косвенный аборт

Косвенным (непрямым) абортом называется опосредованное прекращение беременности, происходящее в результате необходимого лечения женщины. В XVI веке францисканский богослов Антонинус де Кордоба предположил, что женщина имеет право принимать необходимый для лечения от заболевания препарат, даже если этот препарат может произвести выкидыш как побочный эффект[22][27]. Это мнение стало общепринятым в католической теологии, обосновываясь доктриной (или принципом) двойного эффекта. В соответствии с этой доктриной в некоторых случаях допустимо причинять вред как побочный эффект достижения благой цели, в то время как было бы недопустимо причинить такой вред как средство достижения такой же хорошей цели. В качестве примера принципа двойного эффекта Фома Аквинский приводил убийство в результате самообороны[28].

Примером развития логики о прямом и косвенном аборте в истории католической теологии могут служить ответы на вопросы епископа Альфонсо Мариа де Лигуори, известного моралиста XVIII века, канонизированного и признанного учителем церкви, который писал: «Допустимо ли в экстремальном заболевании дать матери медикамент для изгнания плода? Во-первых, несомненно, что мать, находящаяся вне опасности смерти, не может принимать медикамент для изгнания даже неодушевленного плода, поскольку прямое препятствие жизни человеческого существа является тяжелым грехом и еще более тяжелым, если плод одушевленный. Во-вторых, недопустимо, чтобы мать, даже находящаяся под угрозой смерти, принимала медикаменты для прямого изгнания одушевленного плода, поскольку это было бы прямой причиной смерти ребенка. Вопрос, скорее, в том, разрешено ли матери принимать медикамент, абсолютно необходимый для спасения ее жизни, когда это связано с опасностью изгнания плода. Ответ заключается в том, что, если плод неодушевлен, мать, безусловно, может обеспечить [сохранение] своей жизни, даже если непреднамеренно с ее стороны результатом будет изгнание плода, изгнание, за которое мать не несет ответственность, поскольку она только использовала свое естественное право сохранить жизнь. Если плод является одушевленным, в целом считается, что мать может принять медикамент, прямое назначение которого — сохранение жизни, когда ничто другое не спасет ее; но это отличается от случая медикаментов, которые сами по себе направлены на убийство плода, что никогда нельзя допускать»[29].

Продолжение статьи следует

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное