Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Мартин Лютер Кинг (часть 10)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 245/2017-06-07

Доброго времени суток. Продолжаю выкладывать новые части статьи о Мартине Лютере Кинге.

Идеи, влияние и политические установки

Религия

Как христианский служитель Кинг оказывал влияние в основном ссылаясь на Иисуса Христа и христианские евангелия, которые он почти всегда приводил на христианских собраниях, в речах в церкви и в публичных обсуждениях. Вера Кинга особенно основывалась на заповеди Иисуса любить ближнего, как самого себя, любить Бога превыше всего и любить своих врагов, молиться за них и благословлять их. Идеи ненасилия Кинга также были основаны на предписании Нагорной проповеди подставить ударившему по щеке вторую щеку и поучении Иисуса вложить меч в ножны. В своем знаменитом Послании из Бирмингемской тюрьмы Кинг призывал к действиям, которые он охарактеризовал как "экстремистскую" любовь, а также ссылался на многих авторов, бывших христианскими пацифистами, что для него было вполне обычно.

В другой проповеди он заявил:

"До того, как я стал лидером борьбы за гражданские права, я был проповедником евангелия. Это мое первое призвание и до сих пор остается моим высочайшим обязательством. Вы знаете, фактически все, что я делаю для защиты гражданских прав, я делаю, потому что рассматриваю это частью своего служения. У меня нет других целей в жизни, кроме достижения совершенства в христианском служении. Я не планирую баллотироваться на какую-либо политическую должность. Я не планирую делать ничего, кроме как оставаться проповедником. И то, что я делаю в этой борьбе вместе с многими другими, произрастает из моего ощущения, что проповедник должен заботиться о человеке целиком" [то есть всесторонне: не только о душе, но и об условиях в земной жизни].

В своей речи "Я побывал на вершине горы" Кинг также заявил, что хочет только исполнять волю Бога.

Ненасилие

Ветеран афро-американского движения гражданских прав Байард Растин был первым профессиональным советником Кинга по ненасилию. Кинг также консультировался с белыми активистами Харрисом Уоффордом (Harris Wofford) и Гленном Смайлейом (Glenn Smiley). Растин и Смайлей пришли (в движение гражданских прав) из традиции христианского пацифизма, и Уоффорд и Растин изучали учение Махатмы Ганди. Растин применил метод ненасилия во время кампании "Путь примирения" (Journey of Reconciliation) в 1940-х годах, а Уоффорд продвигал учение Ганди среди чернокожих Южных штатов с начала 1950-х годов. Кинг вначале мало знал о Ганди и редко использовал термин "ненасилие" в течение ранних лет своего активизма в начале 1950-х годов. Вначале Кинг считал допустимой и практиковал самооборону и даже приобрел оружие для дома как средство защиты против возможных нападающих. Пацифисты направили Кинга, показывая ему альтернативу ненасильственного сопротивления, приводя доводы, что это лучший способ для достижения его целей защиты гражданских прав, чем самооборона. После этого Кинг поклялся никогда больше не использовать оружие.

После бойкота автобусных линий в Монтгомери Кинг написал историческое повествование "Шаг к свободе" (Stride Toward Freedom), которое включало главу "Паломничество к ненасилию" (Pilgrimage to Nonviolence), где Кинг изложил свое понимание ненасилия, которое добивается победы над противником для дружбы, а не для его унижения или поражения. В главе приводятся выступления Уоффорда с Растином и Стенли Левисоном (Stanley Levison), также дающих наставление.

Кинг был вдохновлен Махатмой Ганди и его успехами в ненасильственном активизме, и, как изучающий богословие, Кинг охарактеризовал Ганди как одного из "людей, которые значительно раскрывают работу Духа Бога". Кинг "долгое время ... хотел совершить поездку в Индию". С помощью Харриса Уоффорда, Комитета служения американских Друзей (American Friends Service Committee, организация квакеров) и других единомышленников он получил источники финансирования для поездки в 1959 году. Поездка в Индию поразила Кинга, углубив его понимание ненасильственного сопротивления и приверженность американской борьбе за гражданские права. Выступая по радио в свой последний вечер в Индии, Кинг размышлял: "После пребывания в Индии я более убежден, чем когда-либо прежде, что метод ненасильственного сопротивления это самое мощное оружие, доступное угнетенным людям в их борьбе за справедливость и человеческое достоинство".

Открытая гомосексуальность Байарда Растина, поддержка демократического социализма и его старые связи с Коммунистической партией США заставили многих белых и афро-американских лидеров требовать от Кинга дистанцироваться от Растина, что Кинг согласился сделать. Но несмотря на это, Кинг решил, что Растин должен стать одним из главных организаторов Марша на Вашингтон 1963 года.

Восхищение Кинга ненасилием Ганди не уменьшалось в последующие годы. Он пошел настолько далеко, чтоб поддержать пример Ганди, что при получении Нобелевской премии в 1964 году приветствовал "успешный прецедент" использования ненасилия "великолепным способом Махатмы Ганди бросить вызов могуществу Британской Империи... Он боролся только оружием правды, силой сердца, непричинением вреда и мужеством".

Ганди, казалось, оказывал влияние на Кинга определенными моральными принципами, хотя сам Ганди испытывал влияние классики ненасилия "Царства Божия внутри вас", написанной христианским анархистом Львом Толстым. В свою очередь Ганди и Мартин Лютер Кинг оба читали Толстого, а Толстой находился под сильным влиянием Нагорной проповеди Иисуса Христа. Кинг также ссылался на "Войну и мир" Льва Толстого в 1959 году.

Другим источником влияния на метод ненасилия Кинга стало эссе "Гражданское неповиновение" (Civil Disobedience) Генри Дейвида Торо (Henry David Thoreau), которое Кинг читал в свои студенческие годы. На Кинга оказала влияние идея отказа от сотрудничества с системой зла. На него также оказали сильное влияние работы протестантских теологов Рейнгольда Нибура и Пауля Тиллиха, а также "Христианство и социальный кризис" Вальтера Раушенбуша (Christianity and the Social Crisis). Кинг также иногда использовал концепцию "агапе" (христианской братской любви). Однако, после 1960 года он прекратил применять это понятие в своих работах.

Даже после отказа от собственного использования оружия у Кинга были сложные отношения с проявлением самозащиты в движении. Он публично препятствовал этому как всеобщей практике, но признавал, что иногда это необходимо. На протяжении всей активистской деятельности Кинг часто находился под защитой других активистов гражданских прав, которые носили оружие, таких как Полковник Джонсон Стоун (Colonel Stone Johnson, активист, создавший организацию для обороны Civil Rights Guards - "Гвардейцы гражданских прав"), Роберт Хейлинг (Robert Hayling, активист движения в Сент-Огастине, сторонник самообороны в противостоянии Ку-клукс-клану) и "Дьяконы за оборону и справедливость" (Deacons for Defense and Justice, вооруженная афро-американская группа для защиты активистов гражданских прав и их семей). 

Продолжение статьи следует 

Иллюстрации: 1) Кинг во время Марша на Вашингтон 1963 г. 2) Кинг работал вместе квакерами, такими как Растин (на фото), развивая ненасильственные тактики.

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное