Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дюссельдорф. Русская церковь: 16 ноября 2014.





Фотография: на Божественной Литургии в русском православном храме Дюссельдорфа 16 ноября 2014. Свободное изображение Википедии, автор Алексей Потупин.


16 ноября 2014:

В этот дождивый осенний ноябрьский день в храме Дюссельдорфа совершалась праздничная Божественная Литургия, посвящённая священномученику Георгию Победоносцу. Вёл службу протоиерей Андрей Мамич, а помогали ему священник Алексий Рыбаков и диакон Сергий Конрад. Отец Алексий, как обычно, принимал исповеди, а отец Андрей возглашал пред Господом молитвы и подготавливал прихожан к причастию. Наконец, всё готово, священнослужители приступили к Божественной Чаше, а отец Алексий выходит на амвон и начинает проповедь:

"Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали отрывок из Евангелия от Луки, где повествуется о чудесном воскрешении из мертвых дочери начальника синагоги Иаира и таком же чудесном исцелении от долговременной, и в то время постыдной в Палестине болезни, несчастной кровоточивой женщины. Евангелист повествует, что Господь случайно в толпе видит человека, который пробивается через неё к Спасителю. Почему ему приходится это делать? Да потому что человек этот - начальник синагоги. А происходит этот момент в то время, когда Господу уже запрещён вход в синагогу, когда Его проповедь о приблизившемся Царстве Небесном (о Нём самом) уже вызвала зависть, озлобление, ожесточение и клевету со стороны книжников и фарисеев. Поэтому известный в городе начальник синагоги прилагает все усилия, чтобы протиснуться к Господу и выразить ту просьбу, которая даётся ему, видимо, нелегко. Наверняка ему как начальнику синагоги приходилось самому говорить о том, что этого проповедника ни в коем случае нельзя впускать в синагогу, наверняка приходилось злословить ему Господа Иисуса Христа, но тут беда, пришедшая в его дом, болезнь единственной дочери, заставляет его склонить голову и смиренно просить Господа об исцелении для его единственного, дорогого, любимого ребёнка.

Иаир приходит, кланяется пред Господом и просит исцелить его дочь. И что делает Господь? Он упрекает его? Нет. Он просто направляется вместе с Иаиром в сторону его дома. Вместе с Господом шествует эта же самая толпа: ученики, слушающие Господа и зеваки. Толпа идёт, теснит Господа со всех сторон, и в этой толпе находится ещё кто-то, кто надеется на то, что само присутствие Господа может исцелить. Это женщина. Это женщина, которая 12 лет страдает тяжким недугом, женским кровотечением, которое почему-то не прекращается. Как комментируют это другие евангелисты Марк и Матфей, она всё своё состояние извела на врачей и шарлатанов, чтобы те могли каким-то образом помочь. Положение этой женщины в то время в Палестине было незавидным, так как уже существовали законы Мишны, законы толкования и комментарии к Священному Писанию, которые объявляли ритуально нечистой каждую такую женщину. Иудеи верили, что в присутствии женщины с кровотечением может киснуть молоко, могут происходить всякие другие неприятности, что такая женщина может наводить на людей порчу и вызывать болезни у детей.

И вот эта женщина пробивается через толпу, но даже не с мыслью попросить Господа об исцелении, а с единственным желанием: «Если я смогу прикоснуться к воскрыльям Его одежды, то я точно выздоровлю, то я точно исцелюсь». И ей удаётся прорваться через эту толпу и коснуться, видимо, просто кисточки на одежде Господа. Что это были за кисточки? В то время было принято носить всеми благочестивыми людьми молитвенное прямоугольное покрывало, так называемый талит, украшенный по краям кистями. И вот к одной из этих кисточек прикасается эта несчастная женщина и сразу же чувствует, что источник крови в ней прекращается, что она стала здоровой. В этот самый момент Господь разворачивается и спрашивает у учеников: «Кто прикоснулся ко Мне?» Ученики в недоумении говорят: «Господи, посмотри какая толпа и все тебя теснят, каждый пытается к Тебе прикоснуться». Он говорит: «Нет. Сейчас ко Мне прикоснулся некто и прикоснулся так, что сила Моя вышла из меня». Женщина признаётся Господу о том, что с ней случилось это чудо. Господь ободряет её и отпускает от Себя с обычными словами: «Иди, и впредь не греши».

В это время вся процессия приближается к дому Иаирову, куда уже входят плакальщики. Почему? Да потому что девочка, которая находилась в горячке и тяжко болела, к этому времени уже скончалась. И Иаир просит Господа уже не беспокоиться, просит Его уже не заходить в дом. Господь входит в дом, говоря: «Девица не умерла, но она спит». Прикасается к этой девочке и просит её встать. Ребёнок пробуждается от смертного сна, воскресает, и Господь почему-то опять запрещает людям рассказывать об этом великом чуде.

Для нас это повествование, состоящее как бы из двух историй, в котором одна история вклинивается в другую, одно чудо входит в другое, поражает наличием параллелей. В одном случае - только что умершая 12-ти летняя девочка. С другой стороны - женщина, которая 12 лет страдает недугом, страдает болезнью. Мы видим, что в обоих случаях действует прикосновение: в одном случае женщина касается Господа, в другом случае Господь прикасается к умершей девочке и воскрешает её. С чем это связано? Дело в том, что 12 лет в то время в Палестине, как и в иудейской традиции, это возраст совершеннолетия для девочек. На 12-ти летие иудеи до сих пор празднуют так называемый праздник «бат мицва» - «дочь завета» или «дочь заповеди». Во время подготовки к этому празднику девочкам объясняют, откуда берутся на свет дети, им объясняют, каким образом существуют законы о женской нечистоте. В иудействе до сих пор очень сильно разработаны правила о том, как женщине проверять себя на наличие кровотечений и т. д… В то же время мы видим в эпизоде Евангелия другую женщину, у которой болезнь её достигла «совершеннолетия». Почему эта «параллель» так важна? Да потому что Господь своими словами, обращёнными к этой женщине как раз и подсказывает, что её болезнь, видимо, явилась следствием какого-то греха.

С девочкой совсем другая ситуация. Девочка только стала совершеннолетней, и жизнь её прекратилась в момент совершеннолетия. О чём же здесь говорит Господь? Для нас в этом случае окажется очень интересным толкование святого Василия Великого. Оно абсолютно парадоксально. Почему? Да потому что Василий Великий говорит о том, что и эта женщина, и Иаир, начальник синагоги, получили не то, что они просили. Иаир просил исцелить его ребёнка, а получил воскресение, получил намного больше, чем ожидал. Женщина ни о чём не просила Господа, она только мечтала прикоснуться к его воскрыльям и получила исцеление, которое даже боялась попросить. И Василий Великий говорит о том, что в обоих случаях главное действующее лицо как будто слышит окрик «Куда ты лезешь!», выражаясь современным языком «Куда ты прёшь!». Именно так могли спросить ученики Господни начальника синагоги Иаира,наверняка известного как врага Господа, который почему-то пытается пробиться и получить желаемое. «Куда ты прёшь?» - спрашивают эту кровоточивую женщину, считая что она своим прикосновением может осквернить Учителя праведности. Но оба эти человека получают намного больше, чем они желают. Иаир не дерзает просить воскрешения и скромно просит Господа выйти из его дома, а воскрешение получает. Женщина вообще своим прикосновением как будто крадёт силу Божию, как будто крадёт благодать. И Василий Великий дерзновенно называет самого Господа «благим вором». Он говорит, что эта женщина получила то, что не сумела получить за деньги. Она украла благодать. Оказывается, точно также и Господь ворует нас, крадёт из лап у сатаны, из лап у ада. Он забирает то, что ад давным давно считал своей, неотделимой от себя собственностью…

Мы знаем, что в наследии Василия Великого существуют не только прекрасные толкования, но и огромное количество молитв. И вот именно этот момент святой Василий Великий употребляет в молитве, которую читаем мы, священники, в том доме, над которым владеет злой дух, - «барабашка», выражаясь обычным языком. Когда в доме поселяется некое безтелесное злое существо, которое вредит хозяевам, тогда люди зовут священника и тот читает эту древнюю молитву, принадлежащую перу Василия Великого. А звучат там слова таким образом: «Змия древнего, удицею вочеловечения своего связавый, разграбивый дом древнего змея и сосуды его расхитивый», то есть Тот, кто удочкой Своего воплощения обманул древнего змея, ворвался в его дом и украл его сосуды. Такими дерзновенными словами называет Василий Великий Господа, называет его «благим вором». Почему это так? Да потому что оказывается, дорогие мои, то, что мы называем нашими добродетелями, с точки зрения сатаны является преступлением нашим. Сатана очень не желает, чтобы мы горели верой надеждой и любовью.

Когда у нас возникает вера, способная привести нас к Господу, то мы помогаем Господу украсть себя у сатаны. Когда мы надеемся, тогда помогаем мы Господу украсть нас из лап отчаяния. Когда мы любим, мы крадём себя и тех, кого мы любим, из лап одиночества. То же самое происходит и с нами, когда мы просим Господа даровать нам эти добродетели. Когда Господь по нашей вере даёт нам и надежду и любовь. Это вещи, которые мы не можем купить за деньги. Ибо вера, купленная за деньги, превращается в лицемерие. Надежда, купленная за деньги, обращается предательством. А любовь, купленная за деньги, вообще оказывается мертвечиной. И вот именно поэтому Господь даёт нам то, что Он, как благой вор, похитил у сатаны, даёт свой дар - христианские добродетели: веру, надежду и любовь. Любовь из которых - большая. Аминь".

Только после этого причащается сам отец Алексий и прихожане.

Заканчивается служба выносом креста и его целованием. В это время иподиакон Николай Тон рассказывает прихожанам о готовящейся книге воспоминаний о владыке архиепископе Лонгине Клинском и приглагает прихожан к её составлению, указав, что эта идея получила благословение самого патриарха Кирилла, о чём прочитывается соотвествующее сообщение, присланное из Московской Патриархии.

СВЕЖИЙ ПЕРВОИСТОЧНИК всегда в Вами.

С уважением, автор рассылки Алексей Потупин.

ПОРТАЛ ПАЛОМНИК.


В избранное