Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Премудрость Соломона, 6:22-8:1: Соломон, учитель Премудрости / 14.XII.10 вт


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 14 декабря 2010 года, вторник.

Продолжаем чтение библейской ("второканонической") книги Премудрость Соломона (перевод с древнегреческого ). В этом выпуске – стихи 6:22–8:1.
Книгу читаем в двух переводах:
a) священника А. А. Сергиевского (II-я половина XIX века; в старой орфографии; источник: biblia.russportal.ru/index.php?id=lxx.serg);
б) Синодальный перевод (переработанная версия указанного выше перевода; источник: claret.ru/liturgy/biblia/; заголовки и примечания – из "Брюссельского" издания Библии; см. также: bible-center.ru/bibletext/synnew_ru/wis/6).

 

 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии.
В "Толковой Библии" п/ред. Лопухина.
Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня.
Свящ. Александр Мень. Исагогика

Комм. к главам в "Толковой Библии" п/ред. Лопухина:
6
7

 

свящ. А. А. Сергіевскаго
Синодальный
(24) А чтó такое есть премудрость, и какъ она явилась, я разскажу и не скрою отъ васъ тайнъ, но изслѣдую отъ начала бытiя и открою познанiе ея, и не миную истины: (25) и не пойду съ тѣмъ, кто истаялъ завистiю, ибо таковый не будетъ имѣть общенiя съ премудростiю. (26) Множество мудрыхъ — спасенiе мiру, и царь разумный — благосостоянiе народа: (27) итакъ учитесь отъ словъ моихъ, и получите пользу.
(1) И я человѣкъ смертный, равный всѣмъ, потомокъ первозданнаго земнороднаго: и я въ утробѣ матерней образовался въ плоть (2) въ десятимѣсячное время, сгустившись въ крови отъ сѣмени мужа и услажденiя, соединеннаго со сномъ: (3) и я родившись началъ дышать общимъ воздухомъ и ниспалъ на ту же землю, такъ же плача первымъ крикомъ подобно всѣмъ: (4) воскормленъ въ пеленахъ и заботахъ. (5) Ибо никакой царь не имѣлъ другаго начала рожденiя, (6) но одинъ для всѣхъ входъ въ жизнь, и одинаковый исходъ. (7) Но я молился, и дарованъ мнѣ разумъ: я призывалъ, и пришелъ на меня духъ премудрости. (8) Я предпочелъ ее скипетрамъ и престоламъ, и богатство почиталъ за ничто въ сравненiи съ нею: (9) драгоцѣннаго камня я не сравнилъ съ нею, потому что предъ нею все золото — ничтожный песокъ, а серебро — грязь въ сравненiи съ нею: (10) я полюбилъ ее болѣе здоровья и красоты, и предъизбралъ ее вмѣсто свѣта, ибо свѣтъ ея неугасимъ. (11) А съ нею пришли ко мнѣ всѣ блага, и несмѣтное богатство руками ея: (12) я веселился о всѣхъ ихъ, потому что премудрость первенствуетъ въ нихъ, но я не зналъ, что она есть виновница ихъ. (13) Безъ коварства я научился и безъ зависти преподаю, не скрываю богатства ея: (14) ибо она есть неистощимое сокровище для людей, которые, получивши ее, входятъ въ содружество съ Богомъ, соединяясь дарами ученiя.
(15) Только далъ бы мнѣ Богъ говорить по разумѣнiю и достойно мыслить о дарованныхъ благахъ, ибо Онъ есть и наставникъ премудрости и исправитель мудрыхъ. (16) Въ рукѣ Его и мы и слова наши, всякое разумѣнiе и искусство всякаго дѣланiя. (17) Самъ Онъ даровалъ мнѣ неложное познанiе существующаго, чтобы знать составъ мiра и дѣйствiя стихiй, (18) начало, конецъ и средину временъ, смѣны поворотовъ и перемѣны временъ, (19) круги годовъ и положенiя звѣздъ, (20) природы животныхъ и свойства звѣрей, стремленiя вѣтровъ, мысли людей, различiя растенiй и силы корней. (21) Позналъ я и все сокровенное и являемое: ибо научила меня премудрость, художница всего.
(22) Въ ней есть духъ разумный, святый, единородный, многочастный, тонкiй, проницательный, свѣтлый, чистый, ясный, безвредный, благолюбивый, скорый, неудержимый, (23) благодѣтельный, человѣколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, всесильный, всевидящiй и проникающiй всѣ умные, чистые, тончайшiе духи. (24) Ибо премудрость движимѣе всякаго движенiя, и по чистотѣ своей сквозь все проходитъ и все проникаетъ. (25) Она есть облако силы Божiей и чистый потокъ славы Вседержителя: посему ничто оскверненное не можетъ привзойти въ нее. (26) Она есть отблескъ вѣчнаго свѣта и чистое зеркало дѣйствiя Божiя и образъ благости Его. (27) Она одна, но можетъ все, и пребывая въ самой себѣ все обновляетъ, и переходя по родамъ въ святыя души приготовляетъ друзей Божiихъ и пророковъ; (28) ибо Богъ ничего не любитъ кромѣ имѣющаго сожительство съ премудростiю. (29) Она прекраснѣе солнца и если сравнивать ее съ свѣтомъ, то она является превосходнѣйшею всего сонма звѣздъ: (30) ибо свѣтъ смѣняется ночью, а премудрости не превозмогаетъ злоба.(1) Она быстро переходитъ отъ предѣла къ предѣлу и все устрояетъ полезно.

II. ПРИРОДА ПРЕМУДРОСТИ 6, 1 — 9, 19

Б. Соломон, учитель Премудрости

22 Что же есть премудрость,
и как она произошла, я возвещу,
23 и не скрою от вас тайн,
но исследую от начала рождения,
24 и открою познание ее,
и не миную истины;
25 и не пойду вместе с истаевающим от зависти,
ибо таковой не будет причастником премудрости.
26 Множество мудрых – спасение миру,
и царь разумный – благосостояние народа.
27 Итак учитесь от слов моих,
и получите пользу.

1. Приобретение Премудрости

И я человек смертный, подобный всем,
потомок первозданного земнородного.
И я в утробе матерней образовался в плоть в десятимесячное время,
сгустившись в крови от семени мужа и услаждения, соединенного со сном,
и я, родившись, начал дышать общим воздухом
и ниспал на ту же землю,
первый голос обнаружил плачем одинаково со всеми,
вскормлен в пеленах и заботах;
ибо ни один царь не имел иного начала рождения:
один для всех вход в жизнь и одинаковый исход.
Посему я молился, и дарован мне разум;
я взывал, и сошел на меня дух премудрости.
Я предпочел ее скипетрам и престолам
и богатство почитал за ничто в сравнении с нею;
драгоценного камня я не сравнил с нею,
потому что перед нею все золото – ничтожный песок,
а серебро – грязь в сравнении с нею.
10 Я полюбил ее более здоровья и красоты
и избрал ее предпочтительно перед светом,
ибо свет ее неугасим.
11 А вместе с нею пришли ко мне все блага
и несметное богатство через руки ее;
12 я радовался всему, потому что премудрость руководствовала ими,
но я не знал, что она – виновница их.
13 Без хитрости я научился, и без зависти преподаю,
не скрываю богатства ее,
14 ибо она есть неистощимое сокровище для людей;
пользуясь ею, они входят в содружество с Богом,
посредством даров учения
.

2. Описание Премудрости

15 Только дал бы мне Бог говорить по разумению
и достойно мыслить о дарованном,
ибо Он есть руководитель к мудрости
и исправитель мудрых.
16 Ибо в руке Его и мы и слова наши,
и всякое разумение и искусство делания.
17 Сам Он даровал мне неложное познание существующего,
чтобы познать устройство мира и действие стихий,
18 начало, конец и средину времен,
смены поворотов и перемены времен,
19 круги годов и положение звезд,
20 природу животных и свойства зверей,
стремления ветров и мысли людей,
различия растений и силы корней.
21 Познал я всё, и сокровенное и явное,
ибо научила меня Премудрость, художница всего.

3. Природа Премудрости

22 Она есть дух разумный, святый,
единородный, многочастный,
тонкий, удобоподвижный,
светлый, чистый, ясный,
невредительный, благолюбивый,
скорый, неудержимый,
23 благодетельный, человеколюбивый,
твердый, непоколебимый,
спокойный, беспечальный, всевидящий
и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи.
24 Ибо премудрость подвижнее всякого движения,
и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает.
25 Она есть дыхание силы Божией
и чистое излияние славы Вседержителя:
посему ничто оскверненное не войдет в нее.
26 Она есть отблеск вечного света
и чистое зеркало действия Божия
и образ благости Его.
27 Она – одна, но может всё,
и, пребывая в самой себе, всё обновляет,
и, переходя из рода в род в святые души,
приготовляет друзей Божиих и пророков;
28 ибо Бог никого не любит,
кроме живущего с премудростью.
29 Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд;
в сравнении со светом она выше;
30 ибо свет сменяется ночью,
а премудрости не превозмогает злоба.
Она быстро распростирается от одного конца до другого
и все устрояет на пользу.

23 "Я не скрою от вас тайн" – учение Премудрости Божией возвещается всем внимающим ему; оно не имеет ничего общего с эзотерическими доктринами и мистериальными религиями, тайны которых были доступны только немногим посвященным.

Прем 7

2 "Десятимесячное время" – имеются в виду лунные месяцы.

14 "Входят в содружество с Богом посредством даров учения" – великим мира сего приносились дары, чтобы снискать их благоволение. Здесь говорится о дарах учения, т. е. о приносимых Богу плодах жизни, руководимой учением Премудрости.

17 "Не ложное познание существующего" – чтобы дать представление о всеобъемлющей мудрости Соломона (ср 3 Цар 3 16; 4 29; 10 1), свящ. писатель приписывает ему уровень знаний, достигнутый современными ему представителями эллинской культуры.

25-28 В этих стт размышления о Премудрости в ВЗ достигают наивысшей точки. Автор подчеркивает божественный характер Премудрости, прибегая к терминологии греч философии, но придавая ей новый смысл. Премудрость описывается в образах (стт 25-26), указывающих на ее происхождение и свойства: всемогущество, святость и непоколебимость (стт 22-27), присущие Богу. Ее предназначение для человечества: "проникать все духи" (ст 23), всё обновлять и, переходя из рода в род в святые души, приготовлять друзей Божиих и пророков (ст 27). Как оно участвовала в сотворении мира (7 12, 21), так участвует и в управлении им (8 1-4). "Владыка всех возлюбил ее и живущих с ней" (7 28). Определение свойств Премудрости подготавливало развитие богословского учения о св. Троице. Апп Иоанн и Павел применили эти ВЗ-ные тексты ко Христу, воплотившемуся Слову (Логосу) и Премудрости Божией (Притч 8 22). При чтении некоторых стт создается впечатление, что автор кн Прем отождествляет Премудрость с Духом (1 6, 7; 7 22, 24; 8 1; 9 17; 12 1); он приписывает Премудрости то, что многие тексты ВЗ относили к Духу: разумение, данное людям, "ведущее их в землю правды" (Иов 32 8; Пс 51 12; 143 10), вдохновение мастеров (Исх 31 1-3) и пророков (1 Цар 10 6 и т. д.). Отсутствие различения Духа и Премудрости характерно для ВЗ-ного мышления. Стт 25-26 были использованы НЗ-ными авторами для описания происхождения и славы Предвечного Логоса, Слова Божия (Евр 1 3; Кол 1 15; Ин 1 9), а Отцы Церкви, начиная с Иустина Философа, почти всегда отождествляли в учении о св. Троице Премудрость с Логосом.

"Она есть отблеск вечного света" – вечный свет отождествляется с Богом. Некоторые предыдущие тексты уже приводили к мысли о трансцендентном свете, исходящем от Бога (Авв 3 4) и просвещающем людей (Пс 119 130; Ис 2 5); он является сиянием Его славы (Ис 60 1; Вар 5 9) и обитает с Ним (Дан 2 22). Наконец Иоанн сказал с предельной ясностью: "Бог есть свет" (1 Ин 1 5).

27 "Она... приготовляет друзей Божиих и пророков" – друзей Божиих, как Авраам (Ис 41 8; 2 Пар 20 7; Иак 2 23 и Моисей Исх 33 11); "пророков" – не только великих пророков и вдохновленных писцов (Сир 24 36), но и всех тех, кто, благодаря своей святой жизни и близости к Богу, глубже проникает в тайны откровения и достигает познания воли Божией, становясь затем авторитетным толкователем, способным просвещать других людей.

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

В следующем выпуске: Премудрость, 8:2–9:19.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение".

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )

В избранное