Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Откр 2:1-17; Втор 2 / 12.XII.14 пт



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 12 декабря 2014 года, пятницу.

Продолжаем чтение книги Откровение и Второзаконие.

Откровение, 2:1-17

Перевод и примечания В.Н. Кузнецовой ("Радостная Весть").
(Этот перевод лег в основу издания Нового Завета, выпущенного Российским Библейским Обществом (РБО) под заглавием "Радостная Весть" (без указания переводчика). В 2011 г. года РБО выпустило в свет "Современный русский перевод" Библии, частью которого стала и "Радостная Весть" (в редакции 2010 г.).)

Второзаконие, 2

Перевод и комментарии С. В. Тищенко и М. Г. Селезнева.
// КНИГА ВТОРОЗАКОНИЯ / М.: Российское Библейское Общество, 2005.    © Российское Библейское Общество.

Откр.2:1-17

Этот
текст:
 
Комментарии
к книге:
к гла-
ве
 
из 'Брюссельской' Библии
из "Толковой Библии Лопухина"
"Женевская Библия"
из бесед о. А. Меня
М. Уилкок
(серия "Библия говорит сегодня")
Крейг Кинер
("Культурно-исторический комментарий")
 
2  
           
 
               

Втор.2

Этот текст:

На церковнославянском

Синодальный перевод

Современный русский перевод (РБО, 2011):
С разбиением на абзацы, без примечаний;
Без абз., с примеч.

Перевод "Новый перевод на русский язык" / "Слово жизни": ранняя версия; "Новый перевод"; "Восточный перевод"

Септуагинта (греческий текст)

К
о
м
м
е
н
т
а
р
и
и

к

к
н
и
г
е:


к

гла-
вам:

из 'Брюссельской' Библии и из "Толковой Библии Лопухина" —
см. "Комментарии:" после текста на bible-center.ru
.
Д. Щедровицкий: глл. 1-6.

Откровение Иоанна

2 Ангелу Церкви в Эфесе напиши:

“Вот что говорит Тот, кто держит в правой руке семь звезд, кто шествует среди семи золотых светильников:

Я знаю твои дела, твой тяжкий труд и стойкость. Знаю, что ты не переносишь порочных людей: ты испытал тех, которые зовут себя апостолами, не будучи ими, и обнаружил, что они лжецы. (3) Ты стоек, ты много вынес ради Моего имени и не изнемог. (4) Но есть у меня и кое-что против тебя: ты забыл свою первоначальную любовь. (5) Помни, с какой высоты ты пал, и раскайся, делай те дела, что делал раньше. Если же нет – Я приду к тебе и уберу твой светильник с его места, если ты не раскаешься. (6) Но одно у тебя есть – то, что ты ненавидишь дела николаитов, которые и Я ненавижу. (7) У кого есть уши, пусть услышит то, что говорит Дух Церквам! Победителю Я дам есть плоды с дерева жизни, что растет в раю у Бога”.

 

Ангелу Церкви в Смирне напиши:

“Вот что говорит Первый и Последний, который умер и снова живет:

Я знаю о твоих страданиях и бедности, но ты богат! Знаю и об оскорблениях тех, кто называет себя евреями, не будучи ими, потому что они – собрание Сатаны. (10) Не бойся предстоящих тебе страданий. Вот, дьявол скоро бросит некоторых из вас в тюрьму, чтобы испытать вас, и десять дней вы будете терпеть муки. Будь верен до смерти и Я дам тебе венок жизни! (11) У кого есть уши, пусть услышит то, что говорит Дух Церквам! Победителю не грозит вторая смерть”.

12 Ангелу Церкви в Пергаме напиши:

13 “Вот что говорит Тот, у кого обоюдоострый жалящий меч:

Я знаю, ты живешь там, где стоит престол Сатаны. Но ты твердо придерживаешься Моего имени, ты не отрекся от веры в Меня даже в те дни, когда  у вас, там, где живет Сатана, был убит Мой верный свидетель Антипа. (14) Однако есть у Меня и кое-что против тебя: у тебя есть те, кто придерживаются учения Валаама, который научил Валака сбивать с пути сынов Израиля, соблазняя есть пищу, посвященную языческим богам, и развратничать. (15) Есть у тебя также и те, кто придерживается учения николаитов. (16) Так раскайся! Если же нет – Я скоро приду и поведу с ними войну мечом уст Моих. (17) У кого есть уши, пусть услышит то, что говорит Дух Церквам! Победителю Я дам сокровенной манны и дам ему белый камешек и написанное на этом камешке новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получит его”.

 


2.1 Ангелу... напиши — человек должен написать письма ангелам. Возможно, здесь содержится предостережение против нарождающейся тенденции почитать ангелов (ср. Кол 2.18). Но ангелы — не более чем слуги Бога, они — у Него в руке (см. 1.20, а также 19.10; 22.8-9). Эфес — важнейший город проконсульской провинции Азия, с населением свыше четверти миллиона, расположен на побережье Эгейского моря; обладал правами свободного города. Знаменит своим храмом, посвященным малоазийской богине плодородия Артемиде и считавшимся одним из семи чудес света. Эфес являлся также одним из центров императорского культа: там был храм, посвященный Юлию Цезарю. Христианскую веру принесли в Эфес Аквила и Прискилла; во время своего второго миссионерского путешествия ап. Павел оставался там два года. По преданию, ап. Иоанн провел свои последние годы и был похоронен в Эфесе.
2.2 Апостолами в древней Церкви назывались не только двенадцать учеников, избранных Иисусом, но и те, кто возвещал Радостную Весть, в частности странствующие миссионеры. Зовут себя апостолами — вероятно, имеются в виду николаиты (см. 2.6). О появлении в скором будущем лжеапостолов говорил и ап. Павел, обращаясь к старейшинам Эфеса (Деян 20.29).

2.8 Смирна (совр. Измир) — крупный торговый город в 56 км к северу от Эфеса, на побережье Эгейского моря, население которого составляло около 200 тысяч человек. Вероятно, христианство появилось там во время третьего миссионерского путешествия ап. Павла (см. Деян 19.26). В Смирне было большое еврейское население, враждебно относившееся к христианам. Местная чернь также была агрессивно настроена против них.
2.9 богат — имеется в виду духовное богатство (ср. 2Кор 6.10; 8.9). Кто называет себя евреями, не будучи ими — т.е. отвергая своего Помазанника и преследуя верующих в Него, они лишились права называться народом Божьим, истинными евреями (ср. Рим 2.28-29), и их собрания, по-гречески называющиеся синагогами, которые они сами называли собраниями Божьими, стали собраниями Сатаны. Сатана (арам. противник, обвинитель) — первоначально так назывался один из слуг Божьих — ангел, который должен был испытывать людей (см. Иов 1 — 2), но позже так стали называть главу враждебных Богу духовных сил, целью которого было разорвать связь между Богом и людьми.
2.10 десять дней — вероятно, круглое число, означающее какой-то сравнительно небольшой период времени (ср. Дан 1.12,14). Венок жизни — в древности победителей увенчивали венками; здесь это символ вечного спасения.
2.11 вторая смерть — так у евреев называлась окончательная смерть порочных людей в будущем Веке (см. 20.14; 21.8), после которой не будет Воскресения. Это единственная смерть, которой надо бояться.
2.12 Пергам — столица провинции, расположена в 80 км от Смирны. Город был знаменит своей библиотекой, состоявшей из 200 тысяч томов, алтарем Зевса, храмом Асклепия, куда стекалось в поисках исцеления множество людей. Был также центром императорского культа. Считается местом изобретения пергамента.
2.13 престол Сатаны — вероятно, алтарь Зевса, возвышавшийся над городом, или храм Асклепия, носившего титул спасителя, чьим символом была змея. Так как город был центром императорского культа в Азии, он мог мыслиться как центр деятельности Сатаны на Востоке, подобно Риму на Западе.
2.14 Валаам — этот языческий пророк стал прототипом лжеучителей, проповедующих, ради собственной выгоды, приспособленчество и компромиссы с языческой властью. Пища, посвященная языческим богам — мясо животных, принесенных в жертву, делилось затем следующим образом: одна часть его сжигалась на жертвеннике, вторая отдавалась жрецам-священникам, а третья возвращалась жертвователю и часто съедалась им вместе с приглашенными гостями в самом храме, который представлял собой нечто вроде античного ресторана. Развратничать — языческие празднества часто вели к сексуальной распущенности. Здесь это слово может быть употреблено и в переносном смысле, так как в ВЗ неверность Богу часто называлась развратом.
2.17 сокровенная манна — вероятно, имеется в виду предание о том, что сосуд с манной, помещенный в ларец с Договором в Соломоновом Храме, во время его разрушения (VI в. до н.э.) был взят оттуда пророком Иеремией и спрятан в пещере горы Нево (см. 2 Макк 2.4-7). Когда придет Помазанник, снова явится Иеремия и поместит манну в новый Храм. Белый камешек — вероятно, камешек, служивший пропуском на мессианский пир. Новое имя — таинственное имя Бога или имя, данное победителю Богом (см. также 3.12).

 

2.7 Быт 2.9; Иез 28.13; 31.8; Откр 22.2     2.8 Ис 44.6; 48.12; Откр 1.17; 22.13     2.11 Откр 20.14; 21.8
2.14 Числ 22.5,7; 25.1-3; 31.16; Втор 23.4     2.17 Исх 16.14-15,33-34; Ис 62.2; 65.15; Ин 6.48-50

(Источник примечаний:
Евангелист Иоанн. РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ. ПИСЬМА. ОТКРОВЕНИЕ. // М.: ОПУОПАМ, 1999)

Книга Второзакония

2 1 Мы повернули назад и пошли в пустыню, по дороге, что ведет к морю Суф; так повелел мне ГОСПОДЬ. Мы долго шли, огибая Се`ирские горы. 2 Потом ГОСПОДЬ сказал мне: 3 "Хватит вам идти вокруг этих гор. Поворачивайте на север. 4 И передай народу: Вы пойдете по земле ваших братьев, потомков Исава, обитателей Се`ира. Они боятся вас. Смотрите же, 5 не начинайте войну с ними! Ни пяди их земли Я не отдам вам, потому что Сеирские горы Я дал во владение Исаву. 6 И еду, котрую вы будете есть, и воду, которую будете пить, покупайте у них за серебро. 7 ГОСПОДЬ, ваш Бог, благословляет вас во всех ваших делах! Ведомо Ему, как вы идете по этой великой пустыне. Уже сорок лет ГОСПОДЬ, ваш Бог, с вами — и вы ни в чём не испытываете нужды".

8 Мы ушли прочь от страны наших братьев, потомков Исава, обитателей Сеира, от дороги, что идет по Арав`е, от Эл`ата и Эць`он-Г`евера — и направились в Моавскую пустыню.

9 ГОСПОДЬ сказал мне: "Не нападайте на моавитян, не начинайте войну с ними. Из их земель Я ничего вам не отдам, потому что Я дал Ар во владение потомкам Лота".

2:4-6 Потомки Исава, обитатели Сеира... — Это эдомитяне (ср. Быт 36). Второзаконие признает за ними право на владение Эдомом.
2:9 Согласно Быт 19:36-37, моавитяне — потомки Лота, племянника Авраама. Второзаконие признает за ними право на владение Моавом.
• Топоним Ар в Ветхом Завете иногда выступает как имя одного из моавских городов, а иногда (как здесь) обозначает территорию Моава в целом.

 

2:10-12, 20-23 — Эти "этнографические" примечания были вставлены древним редактором библейского текста прямо внутрь речи ГОСПОДА. Судьба истребленных моавитянами эмеев, истребленных эдомитянами хорреев, истребленных аммонитянами замзуммеев и истребленных филистимлянами аввеев предвосхищает судьбу, которая ждет доизраильское население Ханаана.
• Многие из упомянутых здесь древних народов Второзаконие причисляет к легендарным рефаимам: анакимов (2:11; см. примечание к 1:28), эмеев (2:11) и замзуммеев (2:20), а также древних жителей Башана (3:11, 13). Согласно отраженному здесь преданию, вся территория Заиорданья — Моав, Аммон и Башан — в незапамятные времена принадлежала рефаимам.
   В Быт 15:20 рефаимы упомянуты среди народов, населявших Ханаан до прихода израильтян. Ср. также Нав 12:4; 13:12; 17:15. Представления об огромном росте и силе рефаимов засвидетельствованы в ряде библейских текстов (Втор 3:11; 2Цар  21:15-22).
   Библия употребляет слово "рефаимы" также в значении "духи мертвых"; параллелизм "мертвые"/"рефаимы" см. в Ис 26:14, 19; Прит 2:18; 9:18; Пс 87:11. В угаритских текстах рефаимами (рапиума) назывались умершие и обожествленные цари и герои. Из древнего значения "умершие обожествленные герои" и развилось, по-видимому, более общее по смыслу библейское значение "духи мертвых".
   Представление о Заиорданье (или, по меньшей мере, о Башане) как о стране рефаимов древнее еврейской Библии: в угаритских текстах XIV — XIII вв. до н.э. башанские города Аштарот и Эдреи упоминаются как место царствования бога, который именуется Милку (что соответствует еврейскому Мелех/Молох) и Рапиу (что соответствует еврейскому рефаим).
Хорреи — племя, жившее в горах Сеира до эдомитян (ср. Быт 14:6; 36:20-30). Некоторые ученые истолковывают это слово как производное от хор — "отверстие, пещера" ("жители пещер"). Другие отождествляют хорреев с древним переднеазиатским народом хурритов — однако и география, и хронология говорят против такого отождествления.
2:13 ...сказал ГОСПОДЬ. — В оригинале этих слов нет, однако в данном стихе несомненно продолжается прямая речь ГОСПОДА, начавшаяся в 2:9. Вставка древним редактором "этнографического" примечания нарушила связность текста.
Ущелье Зеред отделяет Эдом от Моава.

 

2:19 Согласно Быт 19:38, аммонитяне — потомки Лота, племянника Авраама. Второзаконие признает за ними право на владение их страной.

 

2:23 ...аввеев... — Ср. Нав 13:3.
Кафтор отождествляют с Критом или Кипром.
• Под кафторянами здесь, по-видимому, имеются в виду филистимляне — народ, населявший юго-запад Палестины (район Газы) с конца II тыс. до н.э. Филистимляне прибыли из-за моря, возможно — из Эгейского региона. О происхождении филистимлян с Кафтора говорится в Ам 9:7 и Иер 47:4 (ср. также Быт 10:14).

2:24 ...сказал ГОСПОДЬ. — В оригинале этих слов нет, однако здесь явно продолжается прямая речь ГОСПОДА, начавшаяся в 2:18-19 и прерванная "этнографической" вставкой. См. 2:13 и примечание к этому стиху.
Ущелье Арнон отделяло южный Моав от его северных территорий, которые, согласно Библии должны были принадлежать израильским племенам Гада и Рувима.
Начинайте завоевания! — Покорение царства Сихона — лишь начало завоевания Земли Обетованной (см. также 2:31). Основная драма будет описана в книге Иисуса Навина.
2:30 ...что и свершилось. — Букв.: "как сегодня" (кайй`ом хазз`е). Эти слова повторяются в книге Второзакония несколько раз (4:20, 38; 6:24; 8:18; 10:15; 29:28); в различных контекстах их приходится переводить на русский по-разному. Данная формула подчеркивает, что последствия описанных событий налицо и всякий может в этом убедиться.
2:34 ...предали их заклятью — уничтожили. — Для войн за Землю Обетованную во Второзаконии предписано применять х`ерем — полное уничтожение населения завоеванной территории (ср. 3:6; 7:2; 20:16, 17). Это уничтожение носит сакральный характер.

10 (Прежде там жили эмеи, народ большой, многочисленный — и рослый, как анакимы. 11 Их, как и анакимов, причисляют к рефаимам; моавитяне называют их эмеями. 12 А в Сеире прежде жили хорреи, но потомки Исава завладели их землей, истребили их и поселились там — сделали то же самое, что сделали израильтяне в той стране, которую ГОСПОДЬ отдал им во владение.)

13 "Вперед! — сказал Господь. — Переходите ущелье З`еред!" И мы перешли ущелье Зеред.

14 Тридцать восемь лет шли мы от Кад`еш4Барн`еа — и вот перешли через Зеред. В нашем стане уже не было никого из воинов прежнего поколения — как и поклялся им ГОСПОДЬ. 15 Рука ГОСПОДА настигала их в нашем стане одного за другим, и наконец никого из них в живых не осталось. 16 Когда эти воины умерли, все до одного, 17 ГОСПОДЬ сказал мне: 18 "Вы идете через Ар, по моавской земле, 19 и скоро достигнете страны аммонитян. Не нападайте на них, не начинайте войну с ними. Из их земель Я ничего вам не отдам, потому что Я дал эти земли во владение потомкам Лота".

20 (Эту страну тоже причисляют к землям рефаимов: прежде в ней жили рефаимы, которых аммонитяне называют замзуммеями. 21 Это был народ большой, многочисленный — и рослый, как анакимы. Но ГОСПОДЬ истребил их — аммонитяне овладели их землей и поселились там. 22 ГОСПОДЬ сделал для аммонитян то же, что сделал Он для потомков Исава, живущих в Сеире. Ведь Он истребил хорреев — потомки Исава овладели их землей и живут там до сих пор. 23 А аввеев, что жили в селениях вокруг Газы, истребили кафт`оряне — народ, прибывший с Кафт`ора, — и тоже поселились на их земле.)

24 "Вперед! — сказал ГОСПОДЬ. — Переходите ущелье Арн`он! Смотрите, Я отдаю в ваши руки Сих`она-аморея, царя хешб`онского, и его страну. Начинайте завоевания! Воюйте! 25 С этого дня Я буду вселять во все народы, какие есть под небом, страх и ужас перед вами. Услышав про вас, они будут дрожать и трепетать!"

26 Из пустыни Кедем`от я отправил послов к Сихону, царю хешбонскому, предлагая ему мир. Я велел передать ему: 27 "Позволь мне пройти по твоей земле. Я пойду по дороге, не сверну ни вправо, ни влево. 28 И еду, что мы будем есть, и воду, что мы будем пить, ты будешь продавать нам за серебро. Только позволь пройти по твоей земле — 29 как позволили потомки Исава, живущие в Сеире, и моавитяне, живущие в Аре, — и мы уйдем за Иордан, в ту страну, которую дает нам ГОСПОДЬ, наш Бог". 30 Но Сихон, царь хешбонский, не захотел пропустить нас. ГОСПОДЬ, ваш Бог, сделал его дух упрямым, а сердце непреклонным, чтобы отдать Сихона в ваши руки — что и свершилось.

31 ГОСПОДЬ сказал мне: "Смотри, сперва Я отдам тебе Сихона и его страну! Начни с завоевания этой страны". 32 Сихон со всем своим войском вышел нам навстречу и вступил с нами в бой у XЯхаца. 33 ГОСПОДЬ, наш Бог, отдал его в наши руки: мы убили его и его сыновей, перебили всё его войско. 34 В ту пору мы овладели всеми его городами и предали их заклятью — уничтожили. В этих городах мы истребили и мужчин, и женщин, и детей. 35 Только скот и захваченную в городах добычу мы оставили себе. 36 От Аро`эра, что над Арн`онской долиной, и селения, что в долине, ни одна крепость, до самого Гала`ада, не смогла дать нам отпор. ГОСПОДЬ, наш Бог, отдал нам всё! 37 Но на страну аммонитян вы не нападали — ни на долину реки Ябб`ок, ни на горные селения. Так велел ГОСПОДЬ, ваш Бог.

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

На сайте messia.ru работает
партнерский интернет-магазинчик христианской литературы.
Заказав книги через этот раздел сайта, вы поддержите "Христианское просвещение"!

В следующем выпуске: Откр 2:18–3:6; Втор 3.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение".

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«


В избранное