Письмо евреям, 9:22-10:18: Христос - посредник нового и лучшего завета (2) / 9.XII.17 сб
Реклама внизу и
вверху письма не имеет отношения к содержанию рассылки (она вставляется службой,
доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Традиционно послание приписывается апостолу Павлу, хотя библеисты уверены,
что оно написано неизвестным автором, что, впрочем, не умаляет
его авторитетности для христиан (каноничности).
(22)Согласно Закону почти всё очищается кровью и без кровопролития
нет прощения.
23Следовательно, такими способами должны очищаться
земные подобия небесного, само же небесное требует жертв лучших, чем эти.
(24) Ведь Христос вступил не в рукотворное
святилище, которое есть не более чем отпечаток истинного, но в само
небо, и теперь Он предстал перед лицом Бога ради нас. (25)Он также не приносит Себя
в жертву многократно, как это делает первосвященник, ежегодно
входящий в святилище с чужой кровью, (26)иначе Ему пришлось бы страдать множество
раз с тех пор, как был сотворен мир. Но Он явился
один раз, в самом конце веков, чтобы удалить грех Своей жертвой.
(27) Как человеку суждено только
однажды умереть, а затем — Суд, (28)так и Христос, однажды принесенный в жертву,
чтобы унести грехи множества людей, во второй раз явится не для того,
чтобы иметь дело с грехом, но чтобы спасти тех, кто Его дожидается.
101Ведь Закон есть не более чем тень
будущих благ, а не истинный образ их. Одними и теми же
ежегодными жертвами, приносимыми постоянно, он неспособен привести
к совершенству приходящих к Богу. (2) Если бы он мог, то жертвы прекратились
бы, потому что на совести у поклоняющихся Богу, однажды очищенных
от греха, не было бы вины за грех. (3)На деле же ежегодные жертвы служат лишь напоминанием
о грехах. (4) Ведь кровь быков и козлов неспособна
удалить грехи. (5)Вот почему Христос, придя в мир,
говорит:
"Не захотел Ты жертв и приношений,
но уготовил тело Мне. 6 Не радуют Тебя ни всесожжения,
ни жертвы за грехи. 7Тогда сказал Я: "Вот Я,
Я иду, как в свитке книги обо Мне
написано,
исполнить, Боже, Твою волю"".
8 Сначала Он говорит: "Ты
не захотел" того, что Тебе приносится по Закону:
"ни жертвы, ни приношения, ни всесожжения, ни жертвы
за грех Тебя не радуют". (9)А потом Он сказал: "Вот Я, Я иду
исполнить Твою волю". Он отменяет первое, чтобы утвердить
второе. (10) Так как Иисус Христос исполнил волю
Бога, мы были освящены принесением в жертву, раз и навсегда,
Его тела.
11 Всякий священник изо дня в день
стои́т на службе и многократно приносит одни и те же
жертвы, совершенно не способные удалить грехи. (12) А этот Священник, принеся единственную
жертву, навсегда сел по правую руку Бога, (13) дожидаясь, пока Бог положит
Его врагов под стопы Его ног. (14) Одной-единственной жертвой Он сделал
освященных совершенными навек.
15 Нам об этом свидетельствует и Святой
Дух, который сказав:
16 "Вот Договор, что заключу
Я с ними,
после тех дней, заявляет Господь,
Я вложу законы Мои в их сердца́, напишу их у них в голове",
17 добавляет:
"Ни грехов их, ни прегрешений не припомню им больше".
18 А где прощены грехи, там больше
не может быть жертвы за грех.
9.22
Согласно Закону, большинство грехов искупалось принесением жертвы
(хотя были грехи, которые могла искупить только смерть грешника).
Прощения — здесь в значении: "очищения
от осквернения, удаления греха". Без кровопролития
нет прощения — т. е. только благодаря принесению
в жертву животного человек очищался от греха и мог
приблизиться к Богу во время богослужения. 9.23требует жертв лучших —
так как в письме постоянно подчеркивается, что жертва
Иисуса была раз и навсегда, вероятно, речь идет о том, что
в результате ее были очищены не только грехи мира, но и заново
обновлен и освящен сам небесный храм. 9.25многократно — т. е. каждый
год. 9.26в самом конце веков —
приход Христа свидетельствует о том, что человеческая история
подходит к концу. Слово "век" может иногда употребляться
во множественном числе без изменения значения (ср. Мф 13.40,49
и 1Кор 10.11). См. также прим. к 6.5. [Еврейское слово "ола́м", переведенное на греческий
как "айо́н" (традиционно произносится "эон"),
означает и временное ("век"), и пространственное
("мир") измерение вселенной. Согласно традиционным еврейским
представлениям, вся история человечества делилась на два
века, или мира: "олам-ха-зэ́" ("нынешний
век") и "олам-хаба́" ("грядущий век").
Грядущий век понимался как Царство Бога.] 9.28грехи множества людей —
дословно: "грехи многих". В семитских языках слово
"многие" употреблялось в инклюзивном ("включающем")
значении, обозначая множество (безотносительно к количеству),
а не в эксклюзивном ("исключающем") значении,
как в русском и в других европейских языках, где слово
"многие" подразумевает "но не все". 10.1будущих благ — в 9.11 говорилось об уже
свершившихся благах (см. прим.). Возможно, автор,
употребив в одном случае прошедшее время, а в другом
будущее, этим хотел подчеркнуть известную напряженность между
"уже" и "еще нет". Христиане живут в переходный
период: они уже искуплены, но еще надеются на спасение,
уже перешли от смерти к жизни, но вечная жизнь
еще в будущем. 10.3ежегодные жертвы —
т. е. жертвы, совершавшиеся в День Искупления, который был днем
поста и исповедания грехов. Сам вход первосвященника в Самое
Святое Место напоминал народу о грехах, подчеркивая тот факт,
что грехи людей отделяют их от Бога. 10.5Христос... говорит — хотя
Пс 40 (39) называется псалмом Давида, автор письма, как он делал
и раньше, не только видит в нём христологический смысл,
но и без колебаний приписывает его самому Христу. Но уготовил
Тело Мне — в еврейском оригинале: "проткнул
(т. е. открыл) Мне уши". Тело Христа есть совершенная
жертва. 10.7книги — неизвестно, имеется ли в виду
всё Писание, или только Книга Псалмов. 10.9 Под первым понимается старый миропорядок,
а под вторым — новый. Бог отменяет
систему жертвоприношений, которую некогда сам установил.