Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Евреям, 11:1-12:13: Великие герои веры / 11.XII.21 сб


=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуа, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 11 декабря 2021 года, субботу.

 

Выпуск рассылки можно также прочитать на сайте: messia.ru/r3/arh/heb11-12.htm.

 

Продолжаем читать Послание евреям (11:1–12:13). [АУДИО (ред. 2004 г.)]

Традиционно послание приписывается апостолу Павлу, хотя библеисты уверены, что оно написано неизвестным автором, что, впрочем, не умаляет его авторитетности для христиан (каноничности).

Перевод и примечания В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть").

Ком-
мен-
та-
рии:
к книге (введе-
ние):
из 'Брюссель-
ской' Библии
из "Толковой Библии" Лопухина из "Женев-
ской Библии"
Д. Стерн
Р. Браун
(серия "Библия говорит сегодня")
Новый Библейский Коммен-
тарий
"Культурно-
истори-
ческий коммен-тарий"
11–12

Письмо евреям

 

111 Вера есть залог наших надежд и видимое проявление вещей еще невидимых. (2) Благодаря вере древние заслужили от Бога похвалу.

3 Благодаря вере мы понимаем, что вселенная создана словом Бога и всё видимое произошло из невидимого.

4 Благодаря вере Авель принес Богу лучшую жертву, чем Каин. За эту его веру Бог принял его дары и тем засвидетельствовал его праведность; и, хотя Авель умер, он благодаря своей вере продолжает говорить. (5) За веру Енох, не узнав смерти, был перенесен на небо: "и не нашли его, потому что Бог взял его". Ведь Писание утверждает, что до того как он был взят, "он нравился Богу". (6) Без веры же невозможно понравиться. Ведь тот, кто приходит к Богу, должен верить, что Он есть и что Он награждает тех, кто Его ищет. (7) Благодаря вере Ной, которого Бог предупредил о том, чего еще нельзя было увидеть, в благоговейном страхе поспешил выстроить корабль для спасения своих домашних. Благодаря той же вере он осудил грешный мир, а сам был сделан наследником той праведности, что дается за веру.

Благодаря вере Авраам повиновался Божьему зову и ушел в землю, которую должен был получить во владение. Он ушел, не зная, куда идет. (9) Благодаря вере он поселился чужаком в обещанной земле, живя, как на чужбине, в палатках с Исааком и Иаковом — им было обещано то же наследие. (10) Ведь Авраам дожидался го́рода, возведенного на крепком фундаменте, го́рода, архитектором и строителем которого является сам Бог. (11) Благодаря вере и сама Сарра, будучи бесплодной, смогла зачать, хотя была уже не в том возрасте. Она считала, что Бог, давший обещание, сдержит слово. (12) Вот почему от одного человека, уже почти что мертвеца, родилось потомство столь же бесчисленное, как звёзды в небе и песок на морском берегу.

13 Все они умерли с верой, хотя и не получили обещанного. Но они видели обещанное далеко впереди себя, и приветствовали его, и согласились с тем, что они не более чем чужаки и пришельцы на земле. (14) Совершенно ясно, что люди, которые так говорят, ищут родину. (15) Если бы они всё время вспоминали о той, которую покинули, то у них был бы случай вернуться. (16) Но теперь они жаждут лучшей родины — небесной. Вот почему Бог не стыдится зваться их Богом: Он приготовил для них город.

17 Благодаря вере Авраам, когда его испытывал Бог, принес в жертву Исаака. Он готов был пожертвовать единственным сыном, тем, который был ему обещан (18) и о котором было ему сказано: "Потомство у тебя будет от Исаака". (19) Он считал, что Бог способен поднимать даже из мертвых, и он, образно говоря, и получил его из мертвых. (20) Благодаря вере Исаак благословил Иакова и Исава и поведал им об их будущем. (21) Благодаря вере Иаков перед смертью благословил каждого из сыновей Иосифа и, опершись на посох, поклонился Богу. (22) Благодаря вере Иосиф при своей кончине говорил об исходе израильтян и сделал распоряжение о своих костях.

23 Благодаря вере родители Моисея, когда он родился, прятали его целых три месяца, потому что видели, какой это чудесный ребенок, и не побоялись царского приказа. (24) Благодаря вере Моисей, став взрослым, отказался называться сыном дочери фараона. (25) Он предпочел делить тяготы с народом Божьим вместо того, чтобы наслаждаться вре́менными удовольствиями греха. (26) Оскорбления, выпавшие на долю Помазанника Божьего, он счел богатством бо́льшим, чем сокровища Египта: ведь он устремлял свой взор к будущей награде. (27) Благодаря вере он покинул Египет, не убоявшись царского гнева — он был стоек, как человек, видящий Невидимого. (28) Благодаря вере он установил Пасху и окропление кровью, чтобы Ангел-Губитель не тронул первенцев израильтян. (29) Благодаря вере они перешли Красное море, как посуху, в то время как египтяне, попытавшись сделать то же самое, утонули. (30) Благодаря вере стены Иерихона рухнули после того, как израильтяне обошли их семь раз. (31) Благодаря вере проститутка Рахав, приютившая лазутчиков, не погибла вместе с неверными.

32 Но сто́ит ли продолжать? У меня не хватит времени рассказать о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде, а также о Самуиле и пророках. (33) Благодаря вере они покоряли царства, вершили справедливость, добивались того, что обещал им Бог, усмиряли львов, (34) гасили яростный огонь, спасались от острия меча, обретали силу после слабости, становились могучими в бою, разбивали войска чужеземцев. (35) Женщины получали умерших детей воскресшими. Иных мучили до смерти, но они отказались от свободы, чтобы обрести воскресение в лучшей жизни. (36) Другие же испытали на себе издевательства и побои, даже цепи и тюремные решетки. (37) Их побивали камнями, перепиливали пилами, убивали мечами. Они скитались бездомные, одевались в овечьи и козьи шкуры, вели жизнь, полную лишений, гонений, страданий. (38) Те, кого весь мир был недостоин, блуждали в пустынях, горах, пещерах и ущельях.

39 Все они благодаря вере заслужили от Бога похвалу, но не получили обещанного. (40) И это ради того, чтобы достичь совершенства они могли только вместе с нами, так как для нас Бог предусмотрел нечто лучшее.

121 И раз вокруг нас такая тьма свидетелей, то нам надо снять с себя бремя цепкого греха и бежать предстоящий нам забег терпеливо и стойко, (2) не сводя глаз с Зачинателя и Свершителя веры — Иисуса. Ради той радости, которая Ему предстояла, Он, пренебрегши позором, претерпел смерть на кресте и теперь сидит по правую руку от Престола Божьего. (3) Так размышляйте о Том, кто вынес столько вражды к Себе со стороны грешников. Это поможет вам не ослабеть и не пасть духом.

4 А вам, в вашем противостоянии греху, еще не пришлось, сражаясь, пролить свою кровь. (5) Вы совсем забыли слова́ ободрения, с которыми Бог обращяется к вам, как отец к сыновьям:

"Не относись легко к наказанию Господа, сын мой,
    но и духом не падай, когда Он учит тебя,
потому что Господь кого любит, того и наказывает
   
и всякого сына, которого принимает, сечет".

Вы должны стойко переносить все испытания как наказание, которому вас как сыновей Своих подвергает Бог. Ведь нет сына, которого бы не наказывал отец. (8) А если вас не наказывали, как наказывают всех сыновей, значит, вы не сыновья, а незаконные дети. (9) Если нас наказывали земные отцы и мы их за это уважаем, разве не гораздо больше мы должны повиноваться Отцу духовных существ, чтобы через это обрести жизнь? (10) Те наказывали нас на короткое время и так, как им казалось лучше, а этот Отец — для нашего истинного блага, чтобы сделать нас сопричастными Своей святости. (11) Конечно, всякое наказание не радует, а огорчает, но только на время, а потом те, кого оно исправило, пожнут плоды мирной и праведной жизни.

12 И поэтому поднимите опустившиеся руки и укрепите ослабевшие колени. (13) Ходи́те прямыми путями, чтобы хромающая нога не подвернулась, но исцелилась.

 


11.1 залог — греческое слово "хюпо́стасис" очень многозначно: "сущность, реальность, бытие", "основание, залог, гарантия", "уверенность". Проявление — та же проблема с определением значения слова "э́ленхос" ("доказательство, проявление"; "убежденность"). Поэтому разные переводы этого стиха могут сильно различаться.
11.3 вселенная создана Словом — т. е. по Божьему повелению. Из невидимого — возможно, здесь сознательная полемика с космологией Платона и его последователя Филона Александрийского, утверждавших, что Творец создал мир из некоей видимой протоматерии, пребывавшей в хаотическом состоянии.
11.4 В Быт 4 ничего не говорится о том, почему жертва Каина была отвергнута. Позднейшая раввинистическая традиция выдвигала целый ряд объяснений. С одной стороны, утверждалось, что его жертва была с ритуальной точки зрения неправильно совершена, а с другой стороны, что Каин руководствовался низменными мотивами при ее совершении. Каин представлен как человек жадный, корыстный, подлый и, кроме того, как первый отступник и еретик, отрицавший суд, Судью, иной мир и воздаяние, так что первое убийство на земле якобы произошло в результате богословского спора. Авель же предстает как образец веры и первый мученик. Продолжает говорить — вероятно, это значит, что, хотя Авель и умер, он продолжает исповедовать свою веру, на этот раз через Писание.
11.5 Согласно некоторым преданиям, Енох не только был взят на небо живым, но и пребывает по левую руку Бога и всегда стоит перед Его лицом.
11.7 Ной... осудил — вероятно, своей праведной жизнью. Иосиф Флавий пишет, что Ной устыдил своих современников силой веры.
11.9 чужаком — в древности пришелец был лишен целого ряда гражданских прав. С Исааком и Иаковом — возможен другой перевод: "как потом Исаак и Иаков".
11.10 дожидался города — автор письма, вероятно, имеет в виду небесный Иерусалим (см. Откр 3.12; 21.2, 10-11; Гал 4.25-26; ср. Флп 3.20). См. также ст. 14.
11.11 Стих допускает возможность иного понимания: "Авраам обрел способность стать отцом, хотя Сарра была бесплодной и уже не в том возрасте, чтобы родить".
11.13 чужаки и пришельцы — ср. 1Петр 1.1; 2.11.
11.14 ищут родину — под родиной, вероятно, снова мыслится небесный Иерусалим; ср. ст. 10 и 16.
11.19 образно говоря, и получил его из мертвых — возможно иное понимание: "и получил его обратно как предзнаменование [будущего воскресения из мертвых]".
11.21 опершись на посох, поклонился Богу — в еврейском оригинале: "склонился к изголовью постели".
11.22 Иосиф распорядился перенести свои кости из Египта в обещанную землю (см. Исх 13.19).
11.23 чудесный ребенок — Филон Александрийский и Иосиф Флавий полагали, что необыкновенная красота Моисея в младенчестве была видимым знаком Божьей к нему милости.
11.24 По мнению Филона, Моисей должен был стать наследником фараона.
11.26 В тексте Пс 89.51(88.52), а также Пс 69.9 (68.10) Помазанник — это народ Божий, но здесь, вероятно, имеется в виду Христос, прообразом которого выступает Моисей.
11.27 Невидимого — т. е. Бога. Это имя часто употребляет Филон.
11.31 В еврейской традиции Рахав выступает образцом веры и добрых дел. С неверными — т. е. с остальными жителями Иерихона, которые были уничтожены, так как на город было наложено заклятие.

11.33 Давид, Варак, Гедеон, Иеффай, Самсон покоряли царства; судьи, Давид, Соломон, Самуил вершили справедливость; Давид, Соломон добивались того, что обещал им Бог; Даниил, Самсон, Давид усмиряли львов.
11.34 Седрах, Мисах и Авденаго гасили огонь; Моисей, Давид, Илья, Елисей спасались от меча; Езекия, Самсон, Юдифь обретали силу; Гедеон, Варак разбивали войска чужеземцев.
11.35 Например, вдова из Сарепты Сидонской и сунамитянка.
11.37 побивали камнями — пророк Захария был побит камнями; перепиливали — в некоторых рукописях: "перепиливали, пытали". В апокрифических текстах рассказывается о мученической смерти пророка Исайи, который, согласно легенде, был перепилен деревянной пилой. Убивали мечами пророков по приказанию царя Ахава и мучеников за веру во времена Маккавейских войн. Одевались в овечьи и козьи шкуры Илья, Елисей и другие пророки тех времен.

12.1 снять с себя бремя — возможен перевод: "убрать с дороги все препоны". Бежать предстоящий нам забег — метафора взята из спортивной жизни. Апостол Павел также часто сравнивал жизнь христианина с забегом, целью которого является получение приза. См. также 10.32 и прим.
12.2 Ради той радости — возможно иное понимание: "Вместо той радости". Под радостью понимается пребывание с Богом.
12.4 сражаясь — вероятно, метафора из спортивной жизни, как и в ст. 1. Еще не пришлось... пролить свою кровь — читатели письма еще не пережили настоящих гонений (ср. 10.32-34).
12.5-11 Греческое слово "пайдэ́йя", переведенное здесь как наказание, имеет более широкое значение: "наставление, обучение", а оно в древности подразумевало и телесные наказания. См. Прем 3.
12.9 Бог назван Отцом духовных существ в Числ 16.22; 27.16.
12.10 как им казалось лучше — возможно иное понимание: "по собственному усмотрению".

 

11.3 Быт 1.1; Пс 33 (32).6, 9; 2Петр 3.5     11.4 Быт 4.3-10     11.5 Быт 5.21-24; Сир 44.16; Прем 4.10
11.7 Быт 6.13-22; 7.1; 1Петр 3.20     11.8 Быт 12.1-5; Деян 7.2-4     11.9 Быт 23.4; 26.3; 35.12, 27
11.11 Быт 17.19; 18.11-14; 21.2     11.12 Быт 15.5-6; 22.17; 32.12; Рим 4.19
11.13 Быт 23.4; 47.9; 1Пар 29.15; Пс 39.12 (38.13); 1Петр 2.11     11.17 Быт 22.1-10; Иак 2.21
11.18 Быт 21.12; Рим 9.7
    11.20 Быт 27.27-29, 39-40     11.21 Быт 47.31 – 48.20     11.22 Быт 50.24-25; Исх 13.19
11.23 Исх 1.22; 2.2
    11.24 Исх 2.10-12     11.27 Исх 2.15; 12.51     11.28 Исх 12.21-30     11.29 Исх 14.21-31
11.30 Ис Нав 6.12-21
    11.31 Ис Нав 2.11-12; 6.22-25; Иак 2.25
11.32 Суд 4.6–5.31; 6.11; 12.7; 13.2 – 16.31; 1Цар 1.1–25.1; 16.1–3Цар 2.11

11.33 Суд 14.6-7; 1Цар 17.34-36; Дан 6.1-27     11.34 Дан 3.23-25
11.35 3Цар 17.17-24; 4Цар 4.25-37; 2Макк 6.18–7.42     11.36 3Цар 22.26-27; 2Пар 18.25-26; Иер 20.2; 37.15; 38.6
11.37 2Пар 24.21
12.1 1Кор 9.24     12.2 Пс 110(109).1; Мф 22.44; Мк 16.19; Деян 2.34; Еф 1.20; Евр 1.3; 8.1; 10.12
12.5-6 Притч 3.11-12; Иов 5.17    12.6 Откр 3.19     12.7 Втор 8.5; 2Цар 7.14    12.11 Иак 3.17-18
12.12 Ис 35.3; Сир 25.23    12.13 Притч 4.26

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: Послание евреям, 12.14–13.25

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
священник Александр Поляков
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

 

 

Сайт "Христианское просвещение" –> www.messia.ru

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«



В избранное