Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Мудрость Иисуса Сираха, гл. 1 / 12.X.21 вт


=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой —
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 12 октября 2021 года, вторник.

Выпуск рассылки можно также прочитать на сайте: messia.ru/r3/arh/sir01.htm.

Сегодня мы начинаем читать книгу, которую принято называть "Премудрость Иисуса, сына Сирахова" в переводе с древнегреческого языка. Этой книги нет в протестантском каноне Библии, но в православную и католическую Библии она входит. [Подробнее о различиях в составе Библии — здесь.]

Перевод и комментарии В.Н.Кузнецовой. // Мудрость Иисуса Сираха / М.: 2006.

На церковнославянском

Синодальный перевод

Септуагинта (греческий текст)

К
о
м
м
е
н
т
а
р
и
и

к

к
н
и
г
е:


к

гла-
вам:

из 'Брюссельской' Библии и из "Толковой Библии Лопухина" —
см. "Комментарии:" после текста на bible-center.ru
.

1 Всякая мудрость — от Господа,
с Ним она пребывает вовеки.
2Песок морской, дождевые капли
и дни вечности кто сосчитает?!
3Высь небес, ширь земную
бездну и мудрость кто измерит?!
4Раньше всего создана была мудрость,
изначально — замысел разума.
Кому был открыт корень мудрости?
Кто постиг всё ее искусство?
8Есть лишь Один —
    Он мудр, очень страшен,
на престоле Он восседает.
9Сам Господь сотворил ее,
рассмотрел ее, и исчислил, и излил на дела все Свои,
10 Он отмерил ее всякой плоти,
но превыше всего тем, кто любит Его.

1.1–10 Источник мудрости — это сам Господь. Книга начинается величественным гимном в честь мудрости (ср. 24.1-22; ср. Притч 8.1-36; Иов 28.1-28). 1.1 Господь  — этим словом в Септуагинте (греч. пер. Ветхого Завета) передается евр. имя Бога — Яхве. Внук Сираха обычно переводит так и другие имена и титулы Божьи.
1.2-3 Мудрость не достижение людей, а дар Бога. Это подчеркнуто тем, что она не поддается измерению. Мудрость практически равнозначна Слову Божьему. 1.3 Небеса, земля и бездна — в древности вселенная представлялась как "трехэтажная": вверху небо, посередине земля, внизу преисподняя  — некое подземное пространство, соединенное с землей чем-то вроде колодца (см. Откр 9.1). Иногда бездной называли и море. Здесь небо, земля и бездна означают всю вселенную. И мудрость — эти слова в евр. тексте отсутствуют. 1.4 Мудрость, которая изначально с Богом, в отличие от всего сотворенного, не имеет ни начала, ни конца. Она не относится к тварным вещам. Предсуществование мудрости  — общая тема книг мудрости (ср. Иов 28.12-13; Притч 8.22-31; Вар 3.20-32). Но здесь она из свойства Бога начинает превращаться в Его ипостась, которая уже к Нему не сводится, а воспринимается как нечто отличное от Него. (1.5) В ряде поздних рукописей есть ст. 5: "Источник мудрости  — слово Бога в вышних, и пути Его — вечные заповеди". 1.6 корень  — т. е. источник, начало. (1.7) В рукописях есть ст. 7: "Кому было явлено знание мудрости и кто понял богатство ее опыта?" 1.8 Сирах подчеркивает трансцендентность Бога, Его инаковость, поэтому Бог назван страшным.
1.9 Бог обладает мудростью, и Он же ее дарует. 1.9-10 Мудрость дана всей вселенной, всем людям и народам. Излил — ср. Деян 2.17,33 о даровании Духа; см. также Иоиль 2.28-29. В евр. мысли, а позже также в раннем христианстве мудрость отождествляется со Святым Духом (ср. Прем 1.5-7; 1Кор 1.24; 2Кор 3.17). 1.10 Те, кто любит Господа — это избранный народ Божий Израиль (см. 24.7-8).

1.11-20 Сущность мудрости — это верность Богу и Его почитание. Обладающий ею снабжен всем для полной и счастливой жизни, она с ним с момента рождения и до смерти. Мудрость многообразна, она включает в себя знание о Боге, о природе и о человеке, она охватывает самые разные сферы жизни и деятельности людей. 1.12 Страх перед Господом  — это не ужас и страх наказания, но благоговейное признание Его Творцом и Господином, принятие Его владычества, любовь и послушание. К несчастью, эти слова обычно воспринимаются как страх наказания. Сирах говорит противоположное: страх перед Господом  — источник веселья, радости и долголетия. 1.13 В конце  — т. е. во время кончины, в день смерти. 1.14-20 Ср. Иов 28.28; Притч 1.7; 9.10; 15.33. 1.14 Здесь слово начало употреблено не только в прямом смысле, но и в значении "сущность, главное". Во чреве матери она зачата — т. е. она дарована им с момента рождения. Верные — это народ Божий Израиль. 1.15 Так как мудрость поселилась в Израиле (24.8-9), то она становится наследием и принадлежностью израильтян, верных Богу. Воздвигла  — дословно: "свила гнездо". Образ дома сменяется образом могучего дерева, где гнездятся птицы. Вечный дом — это Израиль (см. 24.7-8).

1.16-20 Награды мудрости — это полнота жизни в этом мире, преуспеяние, здоровье, радость и т. д., иногда она получается в день кончины (1.13); см. также Притч 3.13-18. 1.16 она даст им испить вина своего — дословно: "она опьянит их плодами своими". Вино у Сираха отождествляется с дарами Бога и с радостью (см. 31.25-31 и прим.). 1.18 Раньше говорилось о корне мудрости, а теперь о ее завершении, полноте — о венце. 1.19 Стих почти дословно повторяет ст. 9. (1.21) В поздних рукописях есть ст. 21: "Страх Господень отвращает грехи, и, где он живет, он отвращает грехи".

1.22-30 Признаки мудрости — самообладание (ср. 6.2-4) и благоговение (ср. 1.11-20). 1.22 гнев неправый — признак отсутствия мудрости (ср. Притч 14.29; 29.22). 1.23-24 Есть обстоятельства, при которых мудрый должен воздерживаться даже от справедливого негодования, он поймет верность этого требования позже. 1.25 Притчами в евр. традиции называются не только короткие рассказы, но и пословицы, поговорки, загадки, афоризмы, аллегории и т. д. Составление притч высоко ценилось на Востоке, умение их слагать рассматривалось как свидетельство обладания мудростью.
1.26 Этот стих — смысловой центр отрывка: мудрость отождествляется с исполнением заповедей. Ср. Мф 19.17.
1.28-30 Другие признаки глупца — непослушание, лицемерие, обман, двоемыслие (т. е. неполная отдача себя Богу; ср. Мф 6.24: "Никто не может служить двум господам"; см. также Пс 12.1-4 (11.2-5). 1.30 бесчестье — это наказание от Бога, люди очень страшились потери чести и достоинства. В собрании людей — вероятно, в синагоге, где грешник подвергнется публичному осуждению. Некоторые рукописи добавляют в конце стиха: "потому что вы не озабочены страхом Господним".

11 Страх перед Господом — честь и слава,
Он веселье дает и венок ликования.
12Страх перед Господом — сердцу услада,
это веселье, и радость, и долголетие.
13Боящемуся Господа и в конце хорошо будет,
и в смертный час он обретет благословение.
14Начало мудрости — бояться Господа.
Во чреве матери она зачата вместе с верными.
15Среди людей себе воздвигла дом вечный,
и их потомкам себя доверила.

16 Мудрости полнота — страх перед Господом,
она даст им испить вина своего.
17Весь дом их наполнит всем, чего пожелают,
их кладовые — своими плодами.
18Венец мудрости — страх перед Господом,
миром цветет он и совершенным здоровьем.
19Господь ее рассмотрел и исчислил,
оросил ее знанием и разумением,
наивысшую честь даровал тем, кто ею владеет.
20 Корень мудрости — бояться Господа,
ее ветви — дней долголетие.

22 Нельзя оправдать гнев неправый,
лишь гнев перевесит — и человек падает.
23Но если стерпит до времени он и сдержится,
после прорвется наружу радость;
24До времени сохранит он слова в сердце —
и его благоразумие все прославят.

25 В сокровищницах мудрости есть мудрые притчи,
для грешника страх Божий отвратителен.
26Желаешь мудрости — исполняй Его заповеди,
и Господь ее тебе дарует.
27Ведь страх Господень — мудрость и наставление,
отрада для Него — верность и кротость.
28К страху Господню не относись с пренебрежением,
с двуличным сердцем к Нему не приближайся.
29Не лицемерь на глазах у людей,
и будь к тому, что уста говорят, внимателен.
30Не возвышай себя, иначе ждет падение
и ты бесчестьем себя покроешь:
Господь откроет то, что ты скрываешь,
в собрании людей тебя унизит,
поскольку не достиг ты страха перед Господом
и твое сердце полно коварства.

Буду очень благодарен как за молитвенную, так и за материальную поддержку.
О последней можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник 
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«


В избранное