Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Лука, 1:80; 3:1-23а; 4:1-13; Матфей 3:1-17; 4:1-11; 14:3-5; Марк 1:1-13; 6:17-20 / 23.X.21 сб


=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуа, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 23 октября 2021 года, субботу.

 

Выпуск рассылки можно также прочитать на сайте: messia.ru/r3/arh/sss020-34.htm.

Продолжаем серию выпусков, в которой библейские тексты идут не подряд, а в соответствии с реконструированной библеистами последовательностью евангельских событий. Такие хронологии называют "согласованием", "синопсисом", "гармонией". Здесь возможны различные варианты, мы берем за основу "согласование", опубликованное в качестве приложения в т.наз. "Брюссельском" издании Библии. Но мы возьмем только синоптические Евангелия (т.е. Мф., Мк., Лк.).
Перевод и примечания В.Н. Кузнецовой ("Радостная Весть").
В этом выпуске – фрагменты 19в–22,34 (Лука, 1:80; 3:1-22,23а; 4:1-13; Матфей 3:1-17; 4:1-11; 14:3-5; Марк 1:1-13; 6:17-20; по этим ссылкам можно найти комментарии и др. переводы фрагментов).

80 А ребенок [Иоанн] рос и становился крепче телом и духом. Он жил в пустынных местах до тех пор, пока не пришел его час явиться перед народом Израиля.

3 1 В пятнадцатый год правления императора Тиберия, когда Иудеей управлял Понтий Пилат, и Ирод был тетрархом Галилеи, а его брат Филипп — тетрархом областей Итурея и Трахонитида, Лисаний — тетрархом Абилены, при первосвященнике Анне и Кайафе, Бог в пустыне обратил Свое слово к Иоанну, сыну Захарии. И тот стал обходить земли вдоль Иордана, призывая людей обратиться к Богу и в знак этого омыться, чтобы получить прощение грехов. В книге пророка Исайи написано так:

"Голос глашатая в пустыне:
'Проложите путь Господу,
    прямыми сделайте Его тро́пы:

пусть засыплют ущелье,
    а холм и гору сровняют с землей,
пусть выпрямят повороты,
    пусть сгладят ухабы —

тогда увидят все живущие спасение от Бога'".

Иоанн говорил людям, которые толпами приходили к нему для омовения:

 — Змеиное отродье! Кто внушил вам мысль, что вы избежите грядущего возмездия? Докажите на деле, чего сто́ит ваше обращение! Только не вздумайте говорить в душе: "Наш отец — Авраам"! Говорю вам, Бог из этих камней может сделать детей Аврааму. Уже лежит наготове топор у ствола деревьев: дерево, которое не приносит хороших плодов, срубают и бросают в огонь.

10 — Что же нам делать? — спрашивал его народ.

11 — Тот, у кого есть две рубашки, — отвечал Иоанн, — пусть поделится с тем, у кого нет. И у кого есть пища, пусть поступает так же.

12 Пришли омыться и сборщики податей. Они спросили его:

 — Учитель, что делать нам?

13 — Не требуйте больше того, что вам положено, — ответил он.

14 — А что делать нам? — спрашивали его воины.

 — Не грабьте и не вымогайте. Довольствуйтесь своим жалованьем.

15 Народ напряженно ждал Помазанника, и все гадали в душе, не Помазанник ли Иоанн. 16 Но Иоанн заявил перед всеми:

 — Я вас омываю водой. Но идет Тот, кто сильнее меня, я недостоин развязать у Него ремни сандалий. 17 В руках у Него лопата, чтобы сеять зерно на току, и пшеницу Он соберет в закрома, а мякину сожжет в огне неугасимом.

18 Этими и многими другими словами Иоанн увещевал народ в своей проповеди.

1 1 Начало Радостной Вести об Иисусе Христе, Сыне Бога.

2 Как написано у пророка Исайи:

«Вот, Я посылаю вестника Моего перед Тобою,
    который приготовит Тебе путь.

Голос глашатая в пустыне:
"Проложите путь Господу,
 прямыми сделайте тропы Его"
», –

4 в пустыне появился Иоанн, который омывал водой и призывал людей возвратиться к Богу и в знак этого омыть себя, чтобы получить прощение грехов.

Вся иудейская страна и все жители Иерусалима отправились к нему. Они признавались в грехах, и он омывал пришедших в реке Иордане.

Иоанн носил одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс, питался саранчой и диким медом. Он возвещал: "Следом за мной идет Тот, кто сильнее меня. Я недостоин даже нагнуться и развязать у Него ремни сандалий. Я вас водой омываю, а Он омоет вас Духом Святым".

3 В те дни в Иудейской пустыне появляется Иоанн Креститель. (2) Он возвещает: «Вернитесь к Богу! Ведь Царство Небес уже рядом!»

Ведь он был тот, о котором сказал пророк Иса́йя:

«Голос глашатая в пустыне:
Проложите путь Господу,
прямыми сделайте Его тро
́пы».

Этот самый Иоанн носил одежду из верблюжьего волоса и подпоясывался кожаным поясом, а пищей ему была саранча и дикий мед.

К нему приходили все жители Иерусалима, а также всей Иудеи и окрестностей Иорда́на. (6) Они признавались в грехах, а он омывал приходивших в реке Иордане.

7 Увидев, что приходят к нему для омовения многие фарисеи и саддукеи, он сказал им:

— Змеиное отродье! Кто внушил вам мысль, что вы избежите грядущего возмездия? (8) Докажите на деле, чего сто́ит ваше обращение! (9) Только не вздумайте говорить в душе́: «Наш отец — Авраам!» Говорю вам, Бог из этих камней может сделать детей Аврааму. (10) Уже лежит наготове топор у ствола деревьев: дерево, которое не приносит хороших плодов, срубают и бросают в огонь. (11) Я омываю вас всего лишь водой в знак возвращения к Богу, но Тот, кто идет за мной, сильнее меня, я недостоин даже сандалии Его нести. Он омоет вас Духом Божьим и огнем. (12) У Него в руках лопата, Он провеет зерно на току: пшеницу соберет в закрома, а мякину сожжет в огне неугасимом.

21 После того, как омылся весь народ, Иисус тоже принял омовение. 22 И когда Он молился, раскрылось небо, и на Него сошел Дух Святой — в телесном виде, в образе голубя, — и с неба раздался голос: "Ты — Мой любимый Сын, в Тебе Моя отрада".

23 Когда Иисус начал Свое служение, Ему было около тридцати лет.

В те дни пришел Иисус из галилейского города Назарета, и Иоанн омыл Его в Иордане. 10 И тотчас, выходя из воды, увидел Иисус, что раскрылись небеса и Дух, как голубь, спускается на него. 11 И с неба раздался голос: "Ты – Мой любимый Сын, в Тебе Моя отрада".

13 Тогда появляется на Иордане Иисус из Галилеи, пришедший к Иоанну для омовения. (14) Иоанн сначала этому противился, говоря:

— Это я нуждаюсь в том, чтобы Ты меня омыл, а Ты пришел ко мне!

15 — Пусть теперь будет так, — возразил ему Иисус. — Этим мы исполним то, чего хочет от нас Бог.

И тогда Иоанн согласился.

16 Сразу после омовения Иисус вышел из воды, и вдруг раскрылись перед Ним небеса, и Он увидел, как Божий Дух, словно голубь, спускается и приближается к Нему.

17 И голос с неба сказал: «Это Мой любимый Сын, в Нём Моя отрада».

4 1 Иисус, исполненный Святого Духа, возвратился с Иордана и был уведен Духом в пустыню, и там со́рок дней Его испытывал дьявол. Все эти дни Иисус ничего не ел и под конец проголодался. Дьявол сказал Ему:

 — Если Ты — Сын Бога, скажи этому камню, пусть станет хлебом.

— В Писании говорится: "Не только хлебом должен жить человек", — ответил Иисус.

Затем дьявол с высоты показал Ему в мгновение ока все царства мира.

— Я отдам Тебе эти царства со всей их мощью и блеском, — сказал Ему дьявол. — Всё это мне отдано, и я могу передать кому захочу. Так вот, склонись передо мной — и всё будет Твое.

Иисус ему ответил:

 — В Писании сказано:

"Господу, Богу твоему, поклоняйся
    и Его одного почитай
".

Тогда дьявол привел Его в Иерусалим, поставил на самый верх Храма и сказал:

 — Если Ты — Сын Бога, бросься отсюда вниз. 10 Ведь Писание говорит, что Бог

"ангелам Своим повелит оберегать Тебя"

11 и что

"они на руки подхватят Тебя,
    чтобы нога Твоя о камень не споткнулась
".

12 — Сказано: "Не испытывай Господа, Бога твоего", — ответил Иисус.

13 И дьявол, исчерпав все искушения, на время Его оставил.

12 И тотчас Дух повлек Его в пустыню. 13 В пустыне Иисус пробыл сорок дней, и Его испытывал Сатана. Иисус был среди зверей. Ему служили ангелы.

4 1 Потом Иисус был уведен Духом в пустыню, чтобы там Его испытал дьявол. (2) Иисус провел сорок дней и сорок ночей в посте и сильно проголодался. (3) Дьявол, испытывавший Его, подошел и сказал Ему:

— Если Ты Сын Бога, скажи, пусть эти камни станут хлебом.

4 Иисус ответил:

— В Писании сказано:

«Не только хлебом должен жить человек,
   но и каждым словом,
      исходящим из Божьих уст».

5 Тогда дьявол приводит Его в святой город, ставит Его на самый верх Храма (6) и говорит Ему:

— Если Ты Сын Бога, бросься вниз. Ведь Писание говорит:

Бог «ангелам Своим повелит оберегать Тебя —
   они на руки подхватят Тебя,
чтобы нога Твоя не споткнулась о камень».

7 — Там сказано также: «Не испытывай Господа, Бога твоего», — ответил Иисус.

8 Снова берет Его дьявол, на очень высокую гору, показывает Ему все царства мира во всём их блеске (9) и говорит Ему:

— Я всё это отдам Тебе, если Ты, пав на землю, поклонишься мне.

10 — Прочь, Сатана! — ответил ему тогда Иисус. — Ведь Писание говорит:

«Господу, Богу твоему, поклоняйся,
   и Его одного почитай».

11 Тогда дьявол оставил Его. Тут же пришли к Иисусу ангелы и прислуживали Ему.

19 Но тетрарх Ирод, которого он [Иоанн] обличал за Иродиаду, жену его брата, и за все другие преступления, им совершенные, бросил Иоанна в тюрьму, 20 прибавив к прежним преступлениям еще и это.

17 Этот самый Ирод приказал взять под стражу Иоанна и бросить его в тюрьму из-за Иродиады, бывшей жены своего брата Филиппа, на которой он женился. 18 Иоанн говорил Ироду: "Нельзя тебе жить с женой брата". 19 За это Иродиада возненавидела его и добивалась его смерти, но ничего не могла поделать. 20 Ирод боялся Иоанна, он знал, что Иоанн – праведный и святой человек, и берёг его. Ему нравилось слушать его, хотя эти речи и приводили царя в сильное смущение.

(3) Этот самый Ирод схватил Иоанна, заковал в цепи и бросил в тюрьму из-за Иродиа́ды, бывшей жены своего брата Филиппа, (4) потому что Иоанн говорил ему: "Нельзя тебе жить с нею". (5) Ирод бы его убил, но боялся народа, который считал Иоанна пророком.

 


Лк.:
1.80
жил в пустынных местах — возможно, как считают некоторые ученые, Иоанн жил в общине Кумрана.

3.1 пятнадцатый год правления — вероятнее всего, это 28 г. Император Тиберий с 11/12 г. правил совместно с Августом, а после смерти Августа в 14 г. единолично по 37 г. Понтий Пилат был префектом, т.е. римским наместником Иудеи с 26 по 36/37 гг. I в. Остальные области Палестины были поделены на четыре части, или тетрархии, и ими управляли сыновья Ирода Великого, которые назывались тетрархами, т.е. правителями четвертой части страны. Ирод — Ирод Антипа, сын Ирода Великого, правивший Галилеей и Переей с 4 г. до н.э. по 39 г. н.э. Ирод Филипп — сын Ирода Великого, правивший Итуреей и Трахонитидой с 4 г. до н.э. по 33/34 г. О Лисании почти ничего не известно; Абилена в 37 г. была передана Ироду Агриппе I, а в 53 г. — Ироду Агриппе II.
3.2 Анна (евр. Хананья́ или Хана́н) был первосвященником с 6 по 15 гг., а его зять Кайафа — с 18 по 37 гг. Но и после своего смещения Анна продолжал быть очень влиятельным, и поэтому евангелист Лука называет его первосвященником.
3.3 обратиться к Богу — буквально: "раскаяться". Греческий глагол "метаноэ́о",которым переводится еврейский глагол "шув", означает полную перемену мыслей, но "шув" ("повернуться, возвратиться") гораздо глубже по значению: всякий грех есть удаление от Бога, а раскаяние — это возвращение к Нему и полное изменение всей жизни, а не только мыслей. Омыться — нам известны разные ритуалы очищения водой в еврейской религиозной практике. Например, евреи омывали руки, посуду, одежду и т.д. после каждого случая ритуального осквернения. В Кумране каждый день совершалось полное омовение. Возможно, в I в. прозелиты (язычники, принимавшие веру Израиля и обрезание) были обязаны совершить особый ритуал: омовение с полным погружением в воду, что символизировало смерть для старой жизни и рождение для новой. В таком случае Иоанн, призывая народ Израиля совершить такое же омовение, не делал различия между язычниками и теми, кто по праву рождения принадлежал к Божьему народу. В этом переводе греческий глагол "бапти́дзо" и существительное "ба́птисма" переводятся как "омыть" и "омовение", когда речь идет о дохристианском ритуале очищения грехов через погружение в воду, потому что "крестить" и "крещение" в русском языке семантически связаны со словами "Христос" и "крест" и такой перевод верен лишь в отношении христианской практики.
3.7 Иоанн говорит так резко потому, что некоторые, возможно, думали, что одного омовения достаточно для вступления в грядущее Царство Бога (см. 4.43).
3.8 Авраам — люди верили в то, что они избранный народ Божий, потому что их предком был Авраам, которому Бог дал свои обещания. Кроме того, считалось, что у Авраама было столько заслуг перед Богом, что их было достаточно, чтобы искупить прегрешения множества его потомков.
3.12 Сборщики податей были, как правило, из евреев; одни собирали таможенные сборы, другие же — подати для римских властей, и их ненавидели, считая предателями своего народа и грешниками, т.е. людьми, нарушавшими правила ритуальной чистоты. Некоторые из них были откупщиками: они заранее вносили в казну всю сумму податей, а потом поручали своим помощникам собрать деньги с населения. Известно, что при сборе податей было множество злоупотреблений. Но Иоанн не призывает их бросить свою работу (без налогов государство не может существовать), но лишь исполнять ее честно.
3.14 воины — это были не римские воины, а скорее всего, евреи-наемники, служившие во вспомогательных частях. В их обязанности входило сопровождать сборщиков податей.
3.15 Помазанник — см. прим. к 2.11[Помазанник, или греч. "Христос" (евр. Маши́ах) — долгожданный царь из рода Давида, который, по мнению народа, должен был свергнуть иноземное иго и восстановить былое могущество Израиля. Постепенно эта фигура земного могущественного царя и полководца всё чаще видится в эсхатологическом свете: Он явится в конце времен, перед наступлением Царства Бога, и принесет победу не только над земными врагами народа Божьего, но и освобождение от грехов. С Его приходом установится мессианское царство мира с Богом, счастья и изобилия.]
3.16 развязать ремни сандалий — снимать обувь не входило в обязанности слуги и даже раба из евреев.
3.17 Так некогда очищали зерно: оно рассыпалось на току, затем его черпали большой деревянной лопатой и подбрасывали в воздух, ветер отвевал мякину в сторону, а чистое зерно потом собиралось в амбар.
3.19 Ирод Антипа развелся с женой (дочерью Ареты IV, царя арабского царства Набатея), чтобы жениться на своей племяннице Иродиаде, жене одного из сводных братьев, что было запрещено законом Моисея.
3.22 любимый — когда это слово относится к сыну или дочери, оно означает "единственный". Дарование Святого Духа в ВЗ значило, что Бог наделял избранных Им людей (обычно царей, пророков и священников) силой, необходимой для выполнения возложенной на них миссии. Теперь исполнилось пророчество Исайи (Ис 42.1), и с момента сошествия Святого Духа Иисус, единственный Сын Божий, начинает Свое мессианское служение в полноте силы Своего Отца. Ему предназначено стать Мессией, но не победоносным воителем народных чаяний, а страдающим Служителем Господним (см. Ис 53).
3.23 около тридцати лет — т.е. Иисус достиг зрелого возраста и к Его словам окружающие уже могли относиться серьезно и уважительно. Возможно, 30 лет — это круглая цифра, а не точное указание на возраст (Талмуд сообщает, что Иисусу было 33 или 34 года).

4.2 Духом — т.е. Святым Духом. Уведен Духом — испытание Сына совершалось по воле Отца. Дьявол (греч. "клеветник") — этим греческим словом называется Сатана (см. прим. к 10.18. [Сатана (арам. "противник, обвинитель") — первоначально так назывался один из слуг Божьих — ангел, который должен был испытывать людей (см. Иов 1–2), но позже так стали называть главу враждебных Богу духовных сил, целью которого было разорвать связь между Богом и людьми.]). Дьявол пытается отвратить Иисуса от Его мессианского служения и послушания Отцу.
4.4 должен жить человек — в некоторых рукописях есть также слова: "но и каждым словом Божьим".
4.8 В поздних рукописях есть слова: "Прочь от Меня, Сатана!"

Мк.:
1.1 Радостная Весть [(греч. эванге́лион) — первоначально так называлось радостное известие, за которое человек, его принесший, обычно получал подарок. Позже стало употребляться в значении "радостная весть о том, что Бог дарует человечеству спасение", а также "проповедь о том, что Бог спасает мир через Христа".]. В некоторых древних рукописях слова Сыне Бога отсутствуют.
1.2 у пророка Исайи — в некоторых рукописях: "у пророков". Вестника — греческое слово может означать как сверхъестественное духовное существо, так и земного человека, которого Бог посылает возвестить Свою весть людям.
1.4 который омывал — омовение [(греч. ба́птисма) — в ветхозаветной религии обряд очищения через частичное или полное погружение в воду. Так, евреи омывали руки, посуду, одежду и т. п. после каждого случая осквернения. Омовение ежедневно совершалось в Кумране. Возможно, в I в. прозелиты были обязаны совершить наряду с обрезанием. погружение в воду, символизировавшее конец старой жизни и рождение для новой. Иоанн Креститель, призывая народ Израиля к такому омовению, не проводил различия между язычникамии евреями. После воскресения Христа то же греческое слово стало обозначать вхождение в христианскую Церковь — крещение.]. Возвратиться к Богу — буквально: "раскаяться".
1.10 См. прим. к Мф 3.16.   \ 1.11 любимый — см. прим. к Мф 3.17.   \ 1.13 служили — см. прим. к Мф 4.11.

6.17 Иродиада [— дочь Аристобула, сына Ирода Великого, и Мариамны, племянница Ирода Антипы, женой которого она стала, разведясь со своим мужем (согласно Евангелиям, им был сводный брат Антипы Ирод Филипп).].
6.18 См. прим. к Мф 14.4 [Закон Моисея запрещал жениться на жене брата и рассматривал такой брак как кровосмешение (Лев 18.16; 20.21).].
6.20 хотя эти речи и приводили царя в сильное смущение — в некоторых рукописях другое чтение: "он многое делал, слушаясь его".

Мф.:
3.2 Вернитесь к Богу — буквально: «раскайтесь». Греческий глагол «метаноэо», которым переводится еврейский глагол «шув», означает полную перемену мыслей, но «шув» («повернуться, возвратиться») гораздо глубже по значению: всякий грех есть удаление от Бога, а раскаяние — это возвращение к Нему и полное изменение всей жизни, а не только мыслей. Словосочетание Царство Небес встречается только в Евангелии от Матфея. Другие евангелисты говорят о Царстве Бога. Матфей же, стремясь избежать употребления Божьего имени, передает это понятие, вероятно, под влиянием раввинистической практики своего времени, перифразой, когда имя Бога заменялось разными описательными оборотами, такими как «Небеса», «Небо», «Великий Царь», «Имя» и т. д. Царство Бога — царствование, владычество Бога. Хотя Бог, будучи Творцом и Судьей мира, всегда был и его Царем, но в мире столько торжествующего зла, что может показаться, что правит миром Его противник, Сатана. Но люди верили, что наступит такое время, когда Бог установит Свое суверенное правление миром открыто и те, кто был Ему верен, войдут в Его Царство, т. е. станут Его соправителями. Уже рядом — возможно иное понимание: «уже здесь». В Евангелиях есть слова, говорящие о наступлении Царства в будущем (Мк 9.1; 13.29; 14.25; ср. прошение Молитвы Господней в Мф и Лк: «Пусть придет Твое Царство!»), но есть и утверждения, что Царство уже наступило, оно здесь, на земле (Мф 12.28; Лк 11.20; 17.21).
3.6 омывал — нам известны разные ритуалы очищения водой в еврейской религиозной практике. Например, евреи омывали руки, посуду, одежду и т. д. после каждого случая ритуального осквернения. В Кумране каждый день совершалось полное омовение. Возможно, в I в. прозелиты (язычники, принимавшие веру Израиля и обрезание) были обязаны совершить особый ритуал: омовение с полным погружением в воду, что символизировало смерть для старой жизни и рождение для новой. В таком случае Иоанн, призывая народ Израиля совершить такое же омовение, не делал различия между язычниками и теми, кто по праву рождения принадлежал к Божьему народу. В этом переводе греческий глагол «бапти́дзо» и существительное «ба́птисма» переводятся как «омывать» и «омовение», когда речь идет о дохристианском ритуале очищения грехов через погружение в воду, потому что «крестить» и «крещение» в русском языке семантически связаны со словами «Христос» и «крест» и такой перевод верен лишь в отношении христианской практики.
3.7 Фарисеи — члены религиозного движения, ставившего своей целью неукоснительное соблюдение не только Закона Моисея, но и устных отеческих преданий, а также той степени ритуальной чистоты, которая требовалась только от священников. Несмотря на относительную малочисленность (в I в. их было около 5 – 6 тысяч), они пользовались огромным авторитетом в народе, и их вынуждены были терпеть и их враги — саддукеи. Саддукеи — члены крайне консервативной религиозно-политической группировки, состоявшей из влиятельного священства и старейшин. Они признавали авторитет только Писаний, но не принимали устной традиции и, в отличие от фарисеев, отвергали веру в воскресение мертвых и в ангелов.
3.9 Авраам считается прародителем народа Израиля. «Дети Авраама» — почетный титул у евреев (см. Ин 8.33; Рим 9.7; 11.1; 2Кор 11.22; Евр 2.16 и др.). Очень многие люди того времени были уверены, что Авраам обладал таким количеством заслуг перед Богом, что это гарантировало всем его потомкам — даже тем из них, у кого было много грехов — вхождение в Божье Царство. Иоанн не отрицает их сыновства, но предостерегает их, чтобы они не полагались на это. Если понадобится, Бог может заставить камни рожать людей (ср. Ис 51.1–2).
3.11 я недостоин даже сандалии... — снимать обувь не входило в обязанности слуги и даже раба из евреев. Омовение Святым Духом всегда мыслилось как знак наступления Царства Бога. Святой Дух часто символизируется огнем (ср. Деян 2.2–4), который и очищает, и уничтожает. Омоет огнем — имеется в виду огненный суд, который придется пройти всем: праведные огнем будут очищены, а грешники погибнут.
3.12 Так очищали зерно: оно рассыпалось на току, затем его черпали большой деревянной лопатой и подбрасывали в воздух, ветер отвевал мякину в сторону, а чистое зерно собиралось потом в амбар. Это еще одно метафорическое изображение Суда (ср. 13.30).
3.16 Он увидел — так как в греческом тексте имя не указано, а подразумевается местоимение 3 л. ед. числа, оно может относиться и к Иисусу, и к Иоанну, но последнее менее вероятно. Дух, словно голубь, спускается — возможно, имеется в виду движение, напоминающее полет птицы, а не телесная форма (как в Лк 3.22). Тогда схождение Духа должно напомнить о творении Богом мира, когда Дух носился (в еврейском языке это слово означает полет птицы, летящей к своему гнезду) над бездной.
3.17 любимый — когда это слово относится к сыну или к дочери, оно означает «единственный». Дарование Святого Духа в ВЗ значило, что Бог наделял избранных Им людей (обычно царей, пророков и священников) силой, необходимой для выполнения возложенной на них миссии. Теперь исполнилось пророчество Исайи (Ис 42.1), и с момента сошествия Святого Духа Иисус, единственный Сын Божий, начинает Свое мессианское служение в полноте силы Своего Отца. Ему предназначено стать Мессией, т. е. Царем-Помазанником, но не победоносным воителем народных чаяний, а страдающим служителем Господним (Ис 53).
4.1 дьявол (греч. «клеветник», «противник») — то же, что Сатана (см. прим. к 4.11).
4.2 Пост часто был подготовительным этапом перед принятием важного решения. В древности он заключался в полном отказе от пищи на определенный период времени.
4.3 пусть эти камни... — вероятно, камни в пустыне были похожи на хлебы — плоские восточные лепешки. Дьявол хочет внушить Иисусу мысль, что Его целью должно стать всеобщее благоденствие на земле.
4.8 во всём их блеске — дословно: «и всю славу их». В Священном Писании славой часто называется богатство, пышность, роскошь. Согласно дьяволу, лишь получив власть и богатство, можно добиться своих целей.
4.11 Сатана — арам. «противник». В Книге Иова он — один из ангелов Божьих, обязанностью которого было испытывать людей, подвергая проверке их верность (гл. 1–2; ср. также 1Пар 21.1; Пс 109(108).6; Зах 3.1–10). Но постепенно в нём начинают видеть не слугу Божьего, а демоническую личность, главу всех враждебных Богу сил (так в междузаветной литературе и НЗ), который хочет уничтожить дело Божье тем, что стремится сбить с пути и поколебать преданность тех, кто верен Богу, и разорвать живую связь между Богом и человечеством. Но в Сатане никогда не видели второго бога. Прислуживали Ему — греческое слово «диаконе́о» («служить») может употребляться в самом общем смысле, но может быть и термином: «прислуживать за столом, подавать пищу».

14.3 Иродиада  — дочь Аристобула, сына Ирода Великого и Мариамны I, племянница Ирода Антипы. Согласно Иосифу Флавию, тетрарх Филипп, сын Ирода и Клеопатры Иерусалимской, был женат на Саломее, а не на ее матери Иродиаде. Возможно, имеется в виду еще один сын Ирода Великого (от Мариамны II), тоже Ирод — у него могло быть второе имя Филипп. Известно, что Иродиада покинула мужа сама, в то время как по еврейскому закону право на развод имел только муж. Иосиф Флавий сообщает, что аравийский царь Арета, отец первой жены Ирода Антипы, с которой он развелся, чтобы жениться на Иродиаде, разгневавшись, начал против него войну и разгромил его армию, и в этом поражении люди видели Божье наказание за убийство Иоанна.
14.4 Закон Моисея запрещал жениться на жене брата и рассматривал такой брак как кровосмешение (Лев 18.16; 20.21).

 

Лк.: 3.2-9 Мф 3.1-10; Мк 1.3-5; Ин 1.23    3.4-6 Ис 40.3-5    3.7 Мф 12.34; 23.33    3.8 Ин 8.33    3.9 Мф 7.19    3.12 Лк 7.29
3.15-17 Мф 3.11-12; Мк 1.7-8; Ин 1.24-27    3.19-20 Мф 14.3-4; Мк 6.17-18    3.21-22 Мф 3.13-17; Мк 1.9-11

Мк.: 1.2 Мал 3.1   1.3 Ис 40.3 (LXX)   1.3-8 Мф 3.1-12; Лк 3.2-9,15-17; Ин 1.9-28   1.6 4Цар 1.8   1.9-11 Мф 3.13-17; Лк 3.21-22  
1.11 
Быт 22.2; Пс 2.7; Ис 42.1; Мф 12.18; 17.5; Мк 9.7; Лк 9.35   1.12-13 Мф 4.1-11; Лк 4.1-13

6.14-29 Мф 14.1-12; Лк 9.7-9  6.17-18 Лк 3.19-20

Мф.: 3.1-12 Мк 1.3-8; Лк 3.2-9,15-17; Ин 1.19-28    3.2 Мф 4.17; 10.7; Мк 1.15    3.3 Ис 40.3    3.4 4Цар 1.8
3.7 Мф 12.34; 23.33; Лк 3.7    3.9 Ин 8.33, 37, 39; Рим 4.12    3.10 Мф 7.19; Лк 13.7,9; Ин 15.6
3.13-17 Мк 1.9-11; Лк 3.21-22    3.16 Ин 1.32    3.17 Быт 22.2; Пс 2.7; Ис 42.1; Мф 12.18; 17.5; Мк 9.7; Лк 9.35; 2Петр 1.17
4.1-11 Мк 1.12-13; Лк 4.1-13    4.1 Евр 2.18; 4.15    4.3 Мф 4.6; 27.40    4.4 Втор 8.3    4.6 Пс 91(90).11-12
4.7 Втор 6.16; 1Кор 10.9    4.10 Втор 6.13
14.3-4 Лк 3.19-20    14.4 Лев 18.16; 20.21

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: ???.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
священник Александр Поляков
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

 

 

Сайт "Христианское просвещение" –> www.messia.ru

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«



В избранное