Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Лука, 7:1-8:3; Матфей 8:5-13; 11:1-19 / 31.X.21 вс


=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуа, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 31 октября 2021 года, воскресенье.

 

Выпуск рассылки можно также прочитать на сайте: messia.ru/r3/arh/sss051-56.htm.

Продолжаем серию выпусков, в которой библейские тексты идут не подряд, а в соответствии с реконструированной библеистами последовательностью евангельских событий. Такие хронологии называют "согласованием", "синопсисом", "гармонией". Здесь возможны различные варианты, мы берем за основу "согласование", опубликованное в качестве приложения в т.наз. "Брюссельском" издании Библии. Но мы возьмем только синоптические Евангелия (т.е. Мф., Мк., Лк.).
Перевод и примечания В.Н. Кузнецовой ("Радостная Весть").
В этом выпуске – фрагменты 51-56 (часть: Лука, 7:1-10,11-50; 8:1-3; Матфей 8:5-13; 11:1,2-19по этим ссылкам можно найти комментарии и др. переводы фрагментов).

7 1 После того, как Иисус сказал народу всё, что хотел сказать, Он пришел в Капернаум.

У одного центуриона был слуга, которым он очень дорожил. Слуга заболел и был при смерти. Центурион, услышав об Иисусе, послал к нему еврейских старейшин с просьбой прийти и спасти слугу. Придя к Иисусу, они стали усердно Его просить.

 — Этот человек заслуживает того, чтобы Ты ему помог, — говорили они. — Он любит наш народ, это он построил нам синагогу.

Иисус отправился с ними. Они были уже недалеко от дома центуриона, когда тот передал Ему через друзей:

 — Господин мой, не утруждай себя. Я не заслуживаю того, чтобы Ты вступил под мой кров. Вот почему я не пошел к Тебе сам — я считаю себя недостойным. Только прикажи — и мой слуга выздоровеет. Сам я человек подчиненный, но и у меня под началом есть воины, и одному я говорю: "Ступай" — и он идет; другому: "Иди сюда" — и он приходит; слуге говорю: "Сделай то-то" — и он делает.

Иисус, услышав эти слова, удивился и, повернувшись к толпе, шедшей за Ним следом, сказал:

 — Говорю вам, даже в Израиле Я не встречал такой веры.

10 А посланцы, вернувшись в дом, нашли слугу уже здоровым.

5 Когда Иисус пришел в Капернаум, подошел к Нему, прося о помощи, римский центурион.

6 — Господин мой, у меня дома лежит слуга, разбитый параличом, он ужасно страдает.

7 — Я приду и вылечу его, — говорит ему Иисус.

8 — Господин мой, — возразил Ему центурион, — я недостоин, чтобы Ты вошел под мой кров. Только повели словом — и слуга мой выздоровеет. (9) Сам я человек подчиненный, но и у меня под началом есть воины. И одному я говорю: «Ступай» — и он идет; другому: «Иди сюда» — и он приходит; слуге говорю: «Сделай то-то» — и он делает.

10 Иисус, выслушав его, удивился и сказал Своим спутникам:

    — Говорю вам истинную правду: еще ни у кого в Израиле Я не встречал такой веры. (11) Но вот что Я говорю вам:

многие придут с востока и с запада
и усядутся за пиршественный стол
вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом
в Царстве Небес.
12 А те, кому было предназначено Царство,
будут изгнаны вон, во тьму,
где будет плач и зубовный скрежет.

13 — Ступай домой, — сказал Иисус центуриону, — и пусть будет тебе по вере твоей.

И в тот же час слуга выздоровел.

11 Когда Иисус закончил наставление двенадцати Своих учеников, Он продолжил Свой путь, чтобы учить и проповедовать в других городах.

 

11 В скором времени Иисус отправился в город под названием Наин. Его сопровождали ученики и большая толпа народу. 12 В то время, когда Он подходил к городским воротам, из города выносили покойника, единственного сына у матери, а она была вдова. С ней из города шла многочисленная толпа. 13 Когда Господь увидел ее, Ему стало ее жалко.

 — Не плачь, — сказал Он 14 и, подойдя, прикоснулся к гробу.

Люди, несшие гроб, остановились.

 — Юноша, говорю тебе, встань! — сказал Иисус.

15 Умерший сел и заговорил. Иисус вернул его матери. 16 Всех охватил ужас, они стали восхвалять Бога.

 — Великий Пророк явился среди нас, — говорили они. — Бог пришел на помощь Своему народу.

17 И рассказ о Нём обошел всю Иудею и все окрестности.

18 Ученики Иоанна сообщили ему обо всех этих событиях. 19 Иоанн позвал к себе двух учеников и послал их к Господу спросить: "Ты — Тот, кто должен прийти, или ждать нам другого?" 20 Они пришли к Иисусу и сказали:

 — Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: "Ты — Тот, кто должен прийти, или ждать нам другого?"

21 Это было в то время, когда Иисус исцелил множество людей от болезней, мучительных недугов и злых ду́хов и многим слепым даровал зрение. 22 Иисус ответил:

 — Пойдите и сообщите Иоанну всё, что вы видели и слышали:

слепые снова видят,
    калеки ходят,
прокаженные очищаются,
    глухие слышат,
мертвых воскрешают
,
    бедным возвещают Радостную Весть.

23 И счастлив тот, кто во Мне не усомнится.

24 Когда посланцы Иоанна ушли, Иисус стал говорить народу об Иоанне:

— Зачем вы ходили в пустыню?
    Посмотреть на тростник,
       как он под ветром колышется?
25 Так зачем вы ходили в пустыню?
Думали увидеть человека в пышной одежде?
    Но люди в пышных одеждах, живущие в роскоши,
       те — во дворцах.
26 Кого же вы думали увидеть?
    Пророка?
Да, вы видели пророка,
    и, говорю вам, он больше, чем пророк.
27 Он тот, о ком говорится в Писании:
    "Вот, Я посылаю вестника Моего перед Тобою,
       который впереди Тебя проложит Тебе путь".
28 Говорю вам, нет никого во всём роде человеческом,
    кто был бы выше Иоанна.
Но даже тот, кто всех меньше в Царстве Бога,
    больше, чем он.

29 (Весь народ, слушавший Иоанна, — даже сборщики податей, — признал правым замысел Божий и пришел к Иоанну омыться. 30 А фарисеи и учителя́ Закона отвергли волю Бога и отказались омыться у Иоанна.)

31 Иисус продолжал:

— С кем сравнить Мне людей нашего времени?
    На кого они похожи?
32 Они похожи на детей, которые сидят на площади,
    и одни кричат другим:
"Мы хотели играть с вами в свадьбу, а вы не плясали".
   — "А мы хотели играть в похороны, а вы не плакали".

33 Пришел Иоанн, не ест и не пьет вина́ —
    и вы говорите: "В нём бес!"
34 Пришел Сын человеческий, ест и пьет —
    и вы, говорите: "Смотри́те, вот обжора и пьяница,
    приятель сборщиков податей и прочих грешников".
35 Но правоту Мудрости Божьей признали все ее дети.

2 Когда Иоанн в тюрьме узнал о делах, которые совершал Помазанник, он послал своих учеников (3) спросить у Него: "Ты  —  Тот, кто должен прийти, или ждать нам другого?"

4 Иисус ответил им:

    —  Ступайте и сообщите Иоанну то, что вы видите и слышите:

5 слепые снова видят,
калеки ходят,
прокаженные очищаются,
глухие слышат,
мертвых воскрешают,
бедным возвещают Радостную Весть.

6 И счастлив тот, кто во Мне не усомнится.

7 Когда они ушли, Иисус стал говорить народу об Иоанне:

—  Зачем вы ходили в пустыню?
   Посмотреть на тростник,
      как он под ветром колышется?
8 Так зачем вы ходили в пустыню?
   Думали увидеть человека в пышной одежде?
      Но люди в пышных одеждах живут во дворцах.
9 Кого же вы думали увидеть?
   Пророка?
   Да, вы видели пророка,
      и, говорю вам, он больше, чем пророк,
10 Он тот, о ком сказано в Писании:

"Вот, Я посылаю вестника Моего перед Тобою,
   который впереди Тебя проложит Тебе путь".

11 Говорю вам: не было никого во всем роде человеческом, кто был бы выше Иоанна. Но даже тот, кто всех меньше в Царстве Небес, больше, чем он. (12) Со дней Иоанна Крестителя и поныне против Царства Небес ведется борьба, и его разоряют насильники. (13) Все пророки и Закон до Иоанна говорили о Царстве Небес. (14) Он, если знать хотите, и есть сам Илья́, который должен вернуться. (15) У кого есть уши, пусть услышит!

16 С кем сравнить Мне людей нашего времени?
   Они похожи на детей, которые сидят на площади
      и одни кричат другим:
17 "Мы хотели играть с вами в свадьбу,
   а вы не плясали".
  —  "А мы хотели играть в похороны,
   а вы не плакали".

18 Пришел Иоанн, не ест и не пьет вина. И они говорят: "В нём бес!" (19) Пришел Сын человеческий, ест и пьет. И они говорят: "Смотри́те, вот обжора и пьяница, приятель сборщиков податей и прочих грешников!" Но Божья мудрость своими делами оправдана.

36 Один фарисей просил Иисуса прийти к нему на обед. Иисус пришел в дом фарисея и возлег на ложе за обеденным столом. 37 И вот женщина, известная в городе как грешница, узнав, что Иисус на обеде у фарисея, пришла туда, неся алебастровый сосуд с благовонным маслом, 38 и, стоя сзади, у Его ног, плакала, и слезы лились Ему на ноги, а она своими волосами вытирала их, целовала Его ноги и умащала благовониями.

39 Увидев это, фарисей, пригласивший Иисуса, подумал: "Будь этот человек действительно пророк, Он знал бы, что это за женщина, которая к Нему прикасается, ведь она грешница". 40 Но Иисус сказал ему:

 — Симон, Я хочу тебе кое-что сказать.

 — Говори, Учитель, — ответил тот.

41 — У одного кредитора было два должника, один был должен пятьсот серебряных монет, а другой — пятьдесят. 42 Но так как вернуть долг они не могли, то он простил им обоим. Так кто же из них будет любить его больше?

43 — Полагаю, что тот, кому он больше простил, — ответил Симон.

 — Ты правильно решил, — сказал Иисус. 44 И, повернувшись к женщине, сказал Симону: — Видишь эту женщину? Я пришел к тебе в дом, и ты не подал Мне воды́, чтобы вымыть но́ги. А она своими слезами омыла Мне но́ги и своими волосами вытерла. 45 Ты не встретил Меня поцелуем. А она, с тех пор как Я здесь, не перестает целовать Мне ноги. 46 Ты оливковым маслом не умастил Мне голову, а она благовониями умастила Мне ноги. 47 Я скажу тебе почему: ей прощено много грехов, поэтому она так сильно любит. Кому мало прощено, тот мало любит. — 48 И сказал ей Иисус: — Прощены твои грехи.

49 Остальные гости подумали про себя: "Кто Он такой, что даже грехи прощает?" 50 Но Иисус сказал женщине:

 — Тебя спасла твоя вера. Ступай с миром.

 

8 1 Вскоре после этого Иисус отправился по городам и селениям, возвещая Радостную Весть о Царстве Бога. С Ним были двенадцать учеников, а также несколько женщин, исцеленных от злых духов и болезней: Мария, по прозванию Магдалина, из которой Он изгнал семь бесов, Иоанна, жена Хузы, управляющего Ирода, Сусанна и много других. Они заботились о нуждах Иисуса и учеников, тратя собственные средства.

 


Лк:
7.2 Центурион — командир римского воинского подразделения численностью в 60–100 человек. Этот человек был язычником.
7.10 слугу — в некоторых рукописях: "больного слугу".
7.11 ученики — в некоторых рукописях: "много Его учеников".
7.14
гроб — т.е. погребальные носилки.
7.16 пришел на помощь Своему народу — возможен другой перевод: "посетил Свой народ".
7.20 Тот, кто должен прийти — так часто называли Мессию.
7.26 пророк — см. прим. к 1.76. [В отличие от современного значения этого слова, в Библии пророк — это человек, говорящий от имени Бога как Его вестник и представитель. Предсказание будущего может, хотя и необязательно, являться частью вести, которую Бог поручил ему нести людям.]
7.28 во всём роде человеческом — дословно: "среди рожденных женщинами". В некоторых рукописях: "нет ни одного пророка во всём роде человеческом больше Иоанна Крестителя".
7.29 признал правым замысел Божий — возможен иной перевод: "признал правоту или праведность Бога".
7.36 возлег — во время пиров и больших званых обедов евреи, следуя греческим и римским обычаям, ели, лежа на специальных обеденных ложах.
Женщина, о которой здесь повествуется, вероятно, услышала проповедь Иисуса, в которой Он объявляет о прощении Богом грешников, и, переполненная благодарностью, вошла в дом, нарушив все правила приличия (она пришла на пир, на котором были одни мужчины, к тому же без покрывала на голове и с распущенными волосами). Женщина приблизилась к тому краю ложа, на котором покоились ноги Иисуса.
7.39 Прикосновение грешника делало человека ритуально нечистым.
7.44-46 Так как люди ходили в сандалиях и их ноги покрывались пылью, было принято подавать гостю воды, чтобы он мог вымыть ноги. Хозяин приветствовал гостя поцелуем в щеку. В знак особого уважения голова почетного гостя во время пира умащалась оливковым маслом, смешанным с благовониями.
8.2 Магдалина — т.е. родом из города Магдала на берегу Генисаретского озера.
8.3 Ирод — Ирод Антипа, сын Ирода Великого.

Мф.:
5.3 Бедные – это прежде всего те, кто слаб, угнетен, лишен средств к существованию и поэтому особенно нуждается в помощи Божьей. В отличие от большинства богачей, они кротки, не заносчивы, понимают свою слабость и незначительность, поэтому возлагают все свои надежды только на Бога (см. Ис 61.1). Слово "духом" может быть понято также, как "добровольно". В междузаветный период "бедняками Божьими" называли себя люди, сознательно отказывавшиеся от богатства ради Бога. Вероятно, все, названные счастливыми в ст. 4-9, входят в категорию "бедных".

5.17 Закон и Пророки – т.е. всё Священное Писание ВЗ. Закон Моисея также считался пророческой книгой. Согласно евангелисту, всё Священное Писание пророчествует о приходе Мессии, и Иисус исполняет эти пророчества Своей жизнью и смертью.

5.46 Сборщики податей были, как правило, из евреев; они собирали подати для римских властей, и их ненавидели, считая предателями своего народа, людьми, нарушающими правила ритуальной чистоты, и грешниками, потому что они по долгу своей профессии общались с разными людьми, в том числе и с нечистыми.

8.5 центурион — командир римского воинского подразделения численностью в 60–100 человек.
8.10 еще ни у кого в Израиле Я не встречал такой веры — возможно иное понимание: «даже в Израиле Я не нашел такой веры».


8.20 Сын человеческий (арам. бар-наш(а), сын человека) — в ВЗ это словосочетание часто встречается в значении "человек, смертный, смертное существо". Но в апокалиптической литературе и особенно в Дан 7-9 Сын человеческий — это возвышенная и таинственная личность, представляющая народ Божий Израиль, в отличие от зверей, которые олицетворяют мировые империи. Он шествует по облакам, и Ему дана власть, слава и царство. Еще величественнее предстает Он в 1 Книге Еноха (она не вошла в канон Священного Писания, но была широко распространена и почитаема в I в. н.э.). Здесь Он — Мессия и Ему дана власть судить живых и мертвых. Правда, неизвестно время, когда были созданы главы этой книги, повествующие о Сыне человеческом (их нет на еврейском языке, они существуют только в переводах — так называемый Эфиопский Енох). Некоторые ученые полагают, что они написаны после 70 г. н.э. Кроме того, в арамейском языке это словосочетание означало "некто, некий человек" и употреблялось в тех случаях, когда человек из скромности или из нежелания говорить о предстоящих ему страданиях или смерти вместо "я" говорил о себе в третьем лице как о "некоем человеке" (ср. 2Кор 12.2-5, где ап. Павел говорит, что знает "одного человека", имея в виду себя). В Евангелиях Иисус всегда называет себя в третьем лице — Сыном человеческим. Можно выделить три группы речений о Нём: 1) о Его земной жизни (8.20; 9.6; 11.19; 12.8; 16.13); 2) о предстоящих Ему страданиях и смерти (17.12,22; 20.18; 26.2,24); 3) о Его грядущей славе (16.27,28; 17.9; 19.28; 24.27,30,44; 26.64). Таким образом, этот титул не указывает на одну из природ Иисуса, но скорее всего тесно связан с титулом Мессии, пришедшего не как победоносный Царь народных чаяний, но как страдающий Служитель Яхве, исполнивший пророчества Исайи (Ис 52.13-53.12).

11.2 своих учеников — в некоторых рукописях: "двух своих учеников".
11.3 Тот, кто должен прийти — т.е. Помазанник, так как это один из мессианских титулов. Вероятно, Иоанн, будучи пророком гнева, ожидал от Мессии иных действий, чем те, что совершал Иисус.
11.5 бедным возвещают — хотя греческий глагол "эвангели́дзомай" может быть понят как медиальный ("бедные возвещают"), в данном контексте предпочтительнее понимать его как глагол пассивный (ср. Ис 61.1). Бедные — см. прим. к 5.3. Всё, что совершает Иисус, является исполнением пророческих слов Исайи, говорившего о том, каким будет мессианский век.
11.7 тростник — символ слабости и бессилия. Но Иоанн таким не был.
11.9 В отличие от современного значения этого слова, в Библии пророк — это человек, говорящий от имени Бога как Его вестник и представитель. Предсказание будущего может, хотя и необязательно, являться частью его вести, которую Бог поручил ему нести людям.
11.11 во всём роде человеческом — дословно: "среди рожденных женщинами"; это еврейское выражение, означающее: "среди смертных людей" (ср. Гал 4.4). Иоанн — величайший из людей, потому что ему доверил Бог весть о приходе Помазанника. Кто всех меньше — вероятно, любой, даже самый незначительный, удостоенный войти в Царство, больше Иоанна. Но возможно также понимание, что Иисус говорит о себе самом: Он пришел в мир как слуга (ср. 20.28; Флп 2.7), но Он больше Иоанна.
11.12 Один из самых трудных стихов в Евангелии, имеющий много толкований: если глагол "биа́дзетай" стоит в пассивном залоге, он может означать, что "с Царством ведется ожесточенная борьба", так как против него выступают Сатана и бесы, или Ирод, или фарисеи и другие враги Иисуса. В данном контексте вероятнее всего, что речь идет о смерти Иоанна от рук Ирода. Если же понимать этот глагол как медиальный, то смысл будет следующим: "Царство стремительно прокладывает себе путь" или "Царства добиваются всеми силами". Насильники (греч. биаста́й) — перевод этого слова зависит от того, как был понят глагол "биадзетай": а) Ирод и его приспешники; б) злые духи; в) фарисеи и другие враги Иисуса; г) или зелоты, желавшие силой установить Царство на земле; д) люди, устремляющиеся к Царству.
11.13 пророки и Закон — см. прим. к 5.17.
11.14 Люди верили, что, во исполнение пророчества Малахии, перед приходом Помазанника Божьего на землю вернется пророк Илья, чтобы подготовить к этому народ.
11.15 уши — в некоторых рукописях: "уши, чтобы слышать".
11.17 играть... в свадьбу — дословно: "играть на свирели", т.е. играть веселые свадебные напевы. Играть в похороны — дословно: "петь погребальные песнопения".
11.18-19 Люди легкомысленны и переменчивы, как дети, им ничем не угодить: они отвергли Иоанна из-за его аскетизма, а Иисуса — из-за того, что Он не был аскетом.
11.19 Сын человеческий — см. прим. к 8.20. О сборщиках податей и грешниках см. прим. к 5.46.

Лк.: 7.1-10 Мф 8.5-13    7.18-35 Мф 11.2-19    7.22 Ис 35.5-6; 61.1    7.27 Мал 3.1; Исх 23.20    7.29-30 Мф 21.32; Лк 3.12
7.37-38
Мф 26.7; Мк 14.3; Ин 12.3
8.2-3 Мф 27.55-56; Мк 15.40-41; Лк 23.49

Мф.: 8.5-13 Лк 7.1-10; Ин 43-54     8.10 Мф 15.28     8.11 Лк 13.29     8.12 Мф 13.42,50; 22.13; 24.51; 25.30; Лк 13.28

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: ???.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
священник Александр Поляков
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

 

 

Сайт "Христианское просвещение" –> www.messia.ru

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«



В избранное