Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Школа иконографии

  Все выпуски  

НАЧИНАЮЩЕМУ ИКОНОПИСЦУ


Школа иконографии Выпуск 2 от 2007-08-24

НАЧИНАЮЩЕМУ ИКОНОПИСЦУ

ТЕХНИКА ИКОНОПИСАНИЯ

    Техника иконописания совершенна, своеобразна и сложна, последовательность писания иконы выработана древностью, изменению не подлежит и по традиции передается иконописцами из поколения в поколение вплоть до наших дней. Поэтому начинающие иконописцы должны также строго и неуклонно её придерживаться.
Заготовка древесины

Заготовка древесины, будущих досок, для икон.
(в средней полосе России в основном липа)

    Если же в силу обстоятельств, придется от некоторых материалов и приемов отступить, то каждый иконописец должен бояться более всего нарушать, главное: установленный образ иконы и последовательность его построения.

ПОРЯДОК ГЛАВНЕЙШИХ ПРИЕМОВ ИКОНОПИСАНИЯ
ЭТАПЫ:
  1. Выбор основы – доска. Обработка.
  2. Подготовка основы к грунтовке. Материалы. Наложение грунта. Пемзование и очистка наждачной бумагой. Обработка обратной стороны основы.
  3. Подготовка и нанесение левкаса, на основу.
  4. Рисунок. Подлинники. Материалы, Золочение. Раскрытие иконы. Доличное. Лики. Надписи. Венчики. Кайма на полях.
  5. Олифление.

     Каждая икона состоит из четырех основных частей – слоев. Первый слой - щит из деревянной доски, или кусочек холста (для таблетки), что является основой произведения. Второй слой – грунт и левкас – приготовленный из порошка мела с клеем (малярным, столярным, рыбьим, желатином, но самый лучший мездровый). Третий слой – живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов: пигментов, приготовленных на натуральной яичной эмульсии, бывают случаи, когда подменяют искусственной – казеиново-масляной. Четвертый слой – защищающий живопись от внешних воздействий - защитный, или покрывной, представляет собой тонкую пленку отвердевшего растительного масла (олифы).

    Сообразно с этим и робота над иконой распадается на четыре основных этапа: выбор основы, наложение грунта, подготовка левкаса, живопись и закрепление её олифой.

    При писании иконы необходимо знать УЧЕНИЕ ОБ ИКОНЕ, учение о БОГЕ и человеке, где проводится параллель между воплощением человека по образу и подобию Божию и иконы.

    Создание иконы делится на три этапа работы:

  1. Делание телесное (доска, паволока, левкас, золочение)
  2. Душевная работа с цветом.
  3. Духовная работа со светом.

    Принцип ТРОИЧНОСТИ присутствует на протяжении всей работы над Иконой. Еще в древнем Египте была попытка ввести понятие троичности Бога-Солнца (само солнце как физическое тело, свет, тепло), но после смерти фараона Эхнатона оно было похоронено борцами со своим учением о троичности. В христианстве принцип троичности ярко выражен в учении о Боге и человеке.

    Человек, созданный по образу и подобию Божию, троичен:

  • ТЕЛО – обладает принципом Воли и Света и соотносится с Отцом;
  • ДУША – обладает принципом Премудрости и соотносится с Сыном;
  • ДУХ - обладает принципом Любви и соотносится со Святым Духом.
  • СВЕТ – по-гречески ФОСС, относится к понятию ПУТЬ;
  • ПРЕМУДРОСТЬ – по-гречески СОФИЯ (отсюда слово философия), относится к понятию ИСТИНА;

    Божественная Любовь по-гречески АГАПА, относится к понятию ЖИЗНЬ. Волевой принцип должен быть понятийным, иначе возникает раздвоенность. В человеке Душа, ум и сердце направляют волевой акт. Они должны пребывать в гармонии, тогда человек «строен». Если гармонии нет, то он «расстраивается». А когда в действиях человека отсутствует душа, или ум, или сердце, то снова возникает раздвоенность. Каждая ипостась ТРОИЦЫ имеет энергию своей ипостаси. В сочетании Премудрости и Любви рождается СВЕТ, в сочетании Света и Премудрости рождается ЛЮБОВЬ, в сочетании Любви и Света рождается Премудрость. Каждое понятие обладает качествами другого. Божественная Любовь имеет СВЕТ и Премудрость, СВЕТ имеет ПРЕМУДРОСТЬ и БОЖЕСТВЕННУЮ ЛЮБОВЬ и т.д.

    Раньше, в основном, иконы писались монахами. В Соборном определении о живописцах и о честных иконах (1552 г.) говорится: «Подобает быть живописцу смиренным, кротким, благоговейным, не празднословцем, не смехотворцем, не сварливым, не завистливым, не пьяницей, не грабителем, не убийцей. Уметь сохранять душевную и телесную чистоту, со всяким опасением к грехотворению. Не заниматься прелюбодеянием, должен по закону жениться, и браком сочетаться, и посещать духовного отца своего, исповедоваться и обо всем извещать. И по их наказанию и учению жить в посте и в молитвах, и воздержании со смиренномудрием, кроме всякого зазора и бесчинства. С превеликим тщанием писать образ ГОСПОДА нашего ИИСУСА ХРИСТА, и ПРЕЧИСТАЯ Его БОГОМАТЕРИ и Святых Пророков, и Апостолов, и Священномученников, и Святых мучениц, и Преподобных жен, и Святителей и Преподобных Отцов, по образу и по подобию, по существу. Внимательно всматриваться на образы древних живописцев. И знаменовать с добрых образцов».

    В зависимости от посвященности молящегося молитвы бывают:

  • УСТНАЯ
  • УМНАЯ
  • СЕРДЕЧНАЯ
  • СОЗЕРЦАТЕЛЬНАЯ.

    В лице иконы мы имеем созерцательную молитву.
При расколе русской Православной Церкви был нарушен принцип ВНУТРЕННЕГО делания. Написание Иконы превратилось в ремесленничество. Их стали писать художники и люди, далекие от праведной жизни и учения Церкви. Иконы стали заковывать в оклады (одна из форм иконоборчества). Аналогичный процесс проходил в Византии под натиском турок.

    Когда икона сделана ПРАВИЛЬНО (т.е. сочетает гармонию внешнего и внутреннего делания), то возникает энергийное состояние БОГОПРИСУТСТВИЯ. Отсюда идет почитание к иконе. Лосев писал, что ИМЯ есть энергийно выраженное, умно символическая стихия Мифа. Поэтому в молитве происходит соединение Имени с БОГОПРИСУТСТВИЕМ.


Продолжение следует.

Иван Христичев.



Painter.Hristichev.info

Галерея иконографии И.И. Христичева

Галерея живописи И.И. Христичева

Оставить отзыв


Рассылка religion.hristichev :: Архив Рассылки :: Выпуск 2 от 2007-08-24

В избранное