Иисус сказал: Горе той плоти, которая зависит от души; горе той душе, которая зависит от плоти.
Христианство часто учит о разделении человека на “дух, душу и тело”. И хотя для такой классификации есть основания, она постепенно сформировала в верующих представление о духе как о “высшей” части человека – а о теле, соответственно, как о “низшей”. Для многих христиан, плоть сделалась врагом, увлекающим в грех и мешающем следовать по духовному пути. Недоверчивое отношение к человеческой телесности породило аскетизм и различные практики умерщвления плоти, которые традиционно
считались частью пути спасения.
На рубеже девятнадцатого и двадцатого столетия маятник качнулся в другую сторону – и многие религиозные группы, в том числе и внутри христианской церкви, начали акцентировать здоровый образ жизни и исцеление тела. Они учили о власти души над телом, о способности разума побеждать телесные недуги. На аскетизм былых эпох стали смотреть с пренебрежением. Но даже члены этих групп отводили телу униженное положение слуги души, или, в лучшем случае – канала для ее свободного выражения.
Согласно учению Иисуса, мы не в праве считать главенствующим ни душу, ни тело. Они полностью равноправны и являются продолжением друг друга. Тело – не просто дом нашей души. Тело – это мы, точно так же, как наша душа – это мы.
Наша привычка делить все на составные части, наше фрагментарное видение реальности препятствует познанию истины. Реальность не знает “высшего” и “низшего”, господства и подчинения. Иерархические схемы существуют только в нашем разуме. Осознав это, мы перестанем подгонять реальность под стереотипы нашего разума – и вселенная откроет для нас свои богатства и свою красоту.
Когда индивидуум полностью принимает свое тело, его импульсы и проявления, он живет без ложного чувства вины и стыда. Он не тратит энергию на борьбу со своими природными инстинктами. В то же самое время, он уделяет должное внимание душе и не допускает, чтобы ее желания и интересы отходили на второй план. Наше развитие предполагает совершенствование тела, разума, эмоций и воли – всех составляющих человека.