Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Дороги Иакова Зеведеева

  Все выпуски  

Дороги Иакова Зеведеева


ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС
ИДИ И СМОТРИ:
ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ

Дороги Иакова Зеведеева
Сайт ВЕЛОПАЛОМНИКА. Первая (пока действующая) версия сайта находится здесь

Икона православного святителя Апполинария Равеннского. Часть его святых мощей почивает в 
Дюссельдорфе. 
Официальный покровитель города.
Фото А. Потупина

Главная

Новости

Наш Храм
(подписка на главной
странице сайта)

Паломничества

Дороги Иакова Зеведеева

Крестные ходы

Объявления
(подписка на главной
странице сайта)

Богородица

Святые

Мощи святых

Святыни

Дни памяти

Курьер "Покров"

Рассылка "Велосипедизм"
(подписка на главной
странице сайта)

Рассылка "Геоинформация"
(подписка на главной
странице сайта)

Вклад в Википедию

Вклад в Google Планета Земля

rss

23 марта 2010, 21:36

Обложка 1-го тома путеводителя по дороге Иакова в Рейнских землях (4-е издание 2009 года)

Неисповедимы святые пути паломничающих по дорогам апостола Иакова Зеведеева

Начиная с этой статьи мы будем регулярно рассказывать о путях святого апостола Иакова Зеведеева в прирейнских землях и соседних территориях Германии.

Предисловие

Современный испанский город Сантьяго де Компостела. На самом западном пределе Западной Европы. Недалеко шумит и пенится Атлантика. Согласно преданию, здесь были обретены мощи св. Апостола Иакова Старшего (Зеведеева), называемого в старой Европе также Великим, и с десятого века этот святой град относится к трем самым почитаемым христианским паломническим святыням, наряду с Иерусалимом и Римом.

Многие столетия сюда идут паломники не только со всей Европы, но и мира. В 1987 году открывшийся Совет Европы опубликовал специальную декларацию, в которой охарактеризовал дороги Иакова, как имеющие исключительное значение для становления объединенной Европы. Именно поэтому Совет Европы обратился к официальным национальным учреждениям, институтам и всем гражданам Европы принять активное участие в изучении этих дорог, их охране, обустройстве и маркировке.

Согласно современной концепции (кстати весьма далекой от религии, А.П.) эта сохранившаяся сеть дорог должна вновь заработать на объединенную Европу, на этот раз как то место, где происходит единение памятников искусства и культуры. Дороги должны вновь соединить Европу и дать возможность современным туристам познавать наследие европейской культуры и истории, помогать процессам европейской интеграции. Эти дороги должны помочь преодолению отчужденности, смягчить языковые различия и способствовать стиранию понятия ГРАНИЦЫ.

Для практической работы в этом направлении в Прирейнских землях в 1999 году был заключен союз между двумя организациями: Ландшафтным объединением и Немецким обществом почитателей св. Апостола Иакова. Именно с того года началось маркирование старинных дорог Иакова в этих землях и издание путеводителей. Одновременно в узловых пунктах ДОРОГ стали устанавливаться памятные знаки (станции) с историческими текстами и эмблемами как Дорог Иакова, так и ЕвроСоюза.

Что это за дороги?

Это нечто удивительное в истории и ландшафтах Западной и Центральной Европы, рождавшееся и поддерживающееся веками как в рукописях, так и самой практикой паломничества.

Эти дороги огибают встречающиеся на пути препятствия и все же весьма корректно и последовательно ведут к цели. Они, как правило, соединяют между собой селения кратчайшим образом. На плане Европы они похожи на лепестки цветка, собирающиеся к общему центру. Чем ближе к цели, тем чаще эти дороги сливаются, образуя нечто единое и нераздельное.

Они ведут путника через поля и луга, пересекают леса и мягко изгибаясь, преодолевают возвышенности и долины. В некоторой степени препятствиями могут служить только реки, болота и высокие горные массивы. Часто, если не постоянно, на этих дорогах встречаются придорожные кресты, где утомленный путник может отдохнуть под сенью двух-трех деревьев и помолиться в тишине.

Именно эти паломнически дороги привели к объединению Западной Европы в нечто целостное, причем задолго до строительства благоустроенных дорог, изобретения телефона, радио, телевидения и интернета.

Не будет большим преувеличением сказать, что тот, кто хочет узнать мир, должен довериться дорогам. Они не даются легко. Как правило, путь потребует от человека многих трудов и пота, определенных денежных затрат и не гарантирует безопасности. И все же, несмотря на все эти издержки, дорога дает нечто, без чего жизнь будет пресной и многое в ней потеряется.

Уже в давние времена мир был мобильным, хотя нас сейчас это трудновато представить. Дороги были тем местом, где происходили встречи, знакомства, где завязывались связи и зарождалось единение народов. В данном же случае современная объединенная Западная Европа обязана своим настоящим положением практически одному святому месту, куда шли паломники со всех сторон.

Европа и Сантьяго

Как известно, паломничество к Сантьяго (в русском переводе - к Святому Иакову) существует уже около тысячи лет. Первое упоминание о существовании паломнической дороги относится к XI столетию (точнее к 1047 году). Это описание найдено (сохранилось) в летописи паломнической больницы в Arconada (Кастилия, Испания). Немного позже, в 1150 году появляется так называемая Книга Иакова (Liber Santi Jacob), в которой чуть подробнее прописаны паломнические пути из Tours, Vezelay, Le Puy и Arles во Франции.

Но если говорить серьезно, то назвать эти католические работы путеводителями к Св. Иакову нельзя, ибо данные источники уделяют такое большое внимание привлечению (завлечению) паломников в определенные центры на маршруте, что с современной точки зрения более правильно назвать указанные работы рекламными проспектами. Собственно описания дороги они почти не содержат. До сих пор остается неясным, какие именно дороги использовали паломники, шедшие к цели севернее или восточнее Франции.

Система дорог старой Римской Империи Немецкой Нации была довольно разветвленной и широко использовалась как для хозяйственных нужд, так и с паломническими целями. Одно ясно вполне определенно: паломничество всегда было очень трудным делом и, по существу, это явление можно назвать подвигом во имя и славу любимого ученика Христова.

Это сейчас функционирует мощная транспортная система, посему даже на велосипеде преодолеть тысячу и более километров не представляет особого труда. А в средневековье такие дальние дороги таили в себе множество угроз и опасностей. Транзитных дорог хорошего качества всегда не хватало, да и путешествие по ним было сопряжено с постоянным риском для жизни и здоровья. Ведь именно на таких дорогах орудовали вполне профессиональные шайки разбойников. Что для них были беззащитные бедные паломники? Легкая и в общем-то безответная добыча.

Приходилось идти окольными путями, обходить шумные города-крепости. А это тоже не мед. Никаких карт и путеводителей, один только язык, который до . . . Сантьяго доведет. И сразу же на пути паломников вздымались незнакомые горные массивы и глубокие долины, часто с малопроходимыми участками болот и крупных рек. Одним словом, совершенно незнакомые ландшафты и нужно было иметь хорошие навыки ориентирования, чтобы не сбиться с правильного направления пути. Тогда в Западной и Центральной Европе было много огромных и малопроходимых лесных массивов.

А чего стоила территориальная и политическая раздробленность. Везде границы королевств, княжеств, герцогств и графств, частые таможни, невероятное разнообразие языков и диалектов, везде свои законы и суд, деньги и правила для путешествующих. Пока паломник дойдет до далекого, манящего и загадочного испанского королевства, несколько раз попадет в переплеты и военные действия. Успевай только уворачиваться, креститься и молить Св. Иакова о помощи.

Система обслуживания паломников только складывалась, почти не было больниц, гостиниц по доступным ценам или просто убежищ. И не дай Бог заболеть или подхватить заразную инфекцию. Вот почему даже до наших дней на дорогах Иакова массово встречаются безымянные кресты на могилах тех, кто не дошел до цели.

Крупные военные или политические потрясения бывало вообще закрывали возможность паломничества. Например, в XIII веке на севере Испании (французские Пиренеи) шли войны крестоносцев против катаров, а позже здесь же господствовали гугеноты.

Кем были в этих условиях паломники для местных жителей? Носителями иных культур и обычаев. Именно дороги Иакова становились полосами наибольшей национальной терпимости и взаимопонимания народов Западной Европы.

Идущий человек замечает и запоминает в памяти все: изменения в моде и культуре, в особенностях строительства и архитектуре. Со временем, благодаря в том числе и массовому паломничеству, по всей Западной Европе распространился более-менее единый стиль построек, а также требования к произведениям церковного искусства. Паломничество развивало и обогащало местные традиции, то есть происходило то, о чем уже было сказано - создавалась Единая Европа.

Германия и Сантьяго

Как известно, все дороги ведут в Рим, но в Германии не в меньшей степени и ко гробу св. Апостола Иакова в испанский Сантьяго де Компостела.

К настоящему времени сформировалась сеть учреждений, поддерживающих культ св. Апостола Иакова Зеведеева. Это различные братства, сообщества, малые предприятия, союзы работников искусства, система гостиниц и паломнических приютов. В то же время это не означает, что система замкнута в себе и закрыта для других целей. Наоборот, весьма часто все эти организации открыты для иных целей и задач, например, вообще каждый путешествующий найдет здесь сочувствие, заботу и помощь. Вся система дорог паломников Иакова часто переключается к иным проектам, представляющих интерес для данных структур, хотя бы и направленные на другие полезные обществу цели.

Уже во времена Римской Германской империи на территории нынешней Германии сформировались три района (или, условно сказать, центра), в которых происходил сбор групп паломников для дальнейшего следования в Испанию.

Один из них - прибрежные торговые города на севере страны, куда сходились паломники из Скандинавии или востока (Любек, Штральзунд, Данциг, Рига, Ревель). Туда же собирались паломники из городов Нижнего Рейна (Кельн, Нойсс или Дуйсбург). Они концентрировались в таких крупных портовых городах, как Гамбург или Бремен, а оттуда уже морским путем следовали в Испанию. Особенно массовыми морскими паломничествами отмечены так называемые СВЯТЫЕ годы (годы, в которые особо чтилась память св. Иакова). Корабли приходили в испанские порты Vivero, Muros или La Corunja. Дальше - до Сантьяго рукой подать.

Вторым пунктом сбора стал Аахен. Здесь начиналась так называемая НИЖНЯЯ ПАЛОМНИЧЕСКАЯ ДОРОГА (Niederstrasse), утвержденная высшей королевской властью (Kunig von Vach). Это вполне реальная сухопутная дорога, которая вела через Париж, гроб св. Мартина в Туре и далее через другие города (с мощами местных и общехристианских святых) до Пиренеев, где начиналась сеть испанских дорог Иакова.

Третьим пунктом сбора паломников стал религиозный центр Maria Einsiedeln в Швейцарии, где сформировалось перепутье дорог на Сантьяго и Рим.

Культ апостола Иакова и связанная с ним активность паломников оставили в облике указанных выше городов неизгладимый отпечаток (наблюдающийся и доныне в Аахене, Аугсбурге, Кельне, Лейпциге и Наумбурге).

Германия всё-таки транзитная паломническая страна для паломников из Скандинавии или стран Восточной Европы, поэтому со временем сформировались пути, пересекающие страну как с севера на юг, так и с востока на запад:

* Via regia - идет от границ с Польшей (Gorlitz) через Дрезден и Хоф на Нюрнберг, а оттуда к Боденскому озеру. Это так называемая ВЕРХНЯЯ ДОРОГА по определению короля von Vach;

* Королевская дорога (Konigsweg) через города Bautzen, Эрфурт и Фульду на Кельн, а оттуда старой королевской дорогой на Аахен.

Сейчас вспомнили, что были и другие дороги, называвшиеся Hellweg, Heerweg, Eselsweg, в настоящее время частично утраченные, а частично превращенные в автомагистрали.

С севере на юг вели пути из Гамбурга, Бремена, Оснабрюка, Мюнстера через Кельн на Майнц. На пересечении дорог образовывались религиозные центры.

В настоящее время ведутся активные поисковые работы в архивах и крупных библиотеках по обнаружению первоисточников, шаг за шагом реконструируется и маркируется на местности эта старая сеть паломнических дорог, причем не везде это сейчас возможно сделать (например, огромные площади западнее Рейна заняты открытыми карьерами по добыче бурого угля). И тем не менее, исторически дороги восстанавливают (с поправкой на современность) в виде сети пешеходных и велосипедных маршрутов.

Прирейнские земли и Сантьяго

Здесь следы первых паломников ко гробу апостола Иакова обнаруживаются в начале средних веков. Так, 1076 годом датируется первое сообщение о том, что некий слепой по имени Folbert остановился на пути в Сантьяго в Трире, где поклонился святым реликвиям и мощам мучеников Трирских в церкви св. Паулинуса.

XII столетием датируется летопись о том, как одной из рейнских паломниц дороги Иакова являлись некоторые загадочные существа, причем так постоянно, что пришлось с молитвами обратиться к самому апостолу Иакову.

В другой рукописной книге XII века под названием КНИГА ИАКОВА упоминается о том, как Карл Великий побывал в Сантьяго де Компостела во время его военного похода на Испанский полуостров. Достоверно то, что на крышке саркофага короля Карла выгравирован рельеф и текст об этом событии.

Упоминается о паломниках ко гробу ап. Иакова и в книге некоего монаха Caesarius ордена Цистерцинеров поселения Heisterbach (ныне городок Konigswinter). Она называется Dialogus magnus visionum atque miraculorum (1219-1223). В ней описываются различные духовные существа (легенды о них весьма распространены в прирейнских землях) под общим названием Mirakel, в частности речь в книге идет о Galdenmirakel и Huhnermirakel, якобы сопровождавших паломников и чьи фантастические изображения до сих пор можно посмотреть в церкви Gielsdorf под Бонном и в церкви Kempen.

Нижнерейнский дворянин Arnold von Harff сумел в возрасте 25 лет пройти в Сантьяго и потом сочинил увлекательную повесть об этом странствовании (1496-1498), неоднократно переписанную впоследствии в его дворянских владениях Нижнего Рейна.

Рейнское изобразительное искусство мирового уровня также обращается к теме апостола Иакова. Его изображение, выкованное золотых дел мастерами, мы находим в так называемой группе Eilbertus переносного алтаря из Гладбаха (Gladbach). Или видим апостола высеченным из камня на входном портале св. Петра Кельнского собора (западная сторона Южной башни, 1380 год). Эти уникальные памятники средневекового искусства являются украшением рейнских земель. Другие изображения можно встретить в различных религиозных музеях края.

В часослове Sophie von Bylandt на стр. 188 находится великолепное изображение этой дворянки, молящейся св. Иакову. Драгоценная роспись алтаря св. Варфоломея создана кельнским мастером в 1500 году.

Приюты и больницы для паломников учреждались почти в каждом городе. Например, в Кельне в 1349 году была основана больница Ipperwald как специальный приют для паломников, ставший со временем крупнейшим учреждением подобного рода в землях Германии. До сих пор в Трире функционирует больничное учреждение, основанное в 1234 году как паломнический приют и эта специализация существует и доныне.

Многие дороги паломников Иакова проходят через прирейнские земли. Дальний путь из Дортмунда в Кельн ведет, к примеру, через Breckerfeld (известный своими традициями почитания св. ап. Иакова) на Lennep (Леннеп), в который паломники по сей день входят воротами Schwelmer, попадают в переулок Паломников, выводящий к церкви св. Иакова.

Да и сам Рейн служил паломнической дорогой. В 1514 году Berhard Pfoll из Esslingen (капитул церкви св. Флориана), добрался до Кобленца, откуда он совершил паломничество в Святую Землю. Считается, что речными водными путями он добрался до Антверпена, откуда парусником попал в Испанию и Сантьяго и только оттуда, получив благословение св Иакова, отбыл в Иерусалим.

Перспективы

На начало 90-х годов XX века везде в Германии стали как грибы после дождя появляться новые паломнические дороги Иакова, произошел настоящий ренесанс казалось бы навсегда утраченных исторических путей. Частично они реставрировались вдоль современных автодорог, частично по проселочным, полевым, лесным дорогам и пешеходным тропам.

Например, так были возрождены паломнические дороги Frankenweg (от Нюрнберга до Хайльсброна), Schwabenweg (от Ульма до Констанц), Sauerlandweg, дорога между Прагой и Нюрнбергом и отрезок дороги, соединившей Нюрнберг с Ульмом, что привело к возрождению старой паломнической дороги от чешской границы через Германию в Швейцарию. Эти дороги зажили уже новой паломнической и туристской жизнью.

Те же процессы пошли и в прирейнских землях. Проект дороги от Вупперталя-Байенбурга (Wuppertal-Beyenburg) на Аахен через Кельн был поддержан Ландшафтным Союзом Рейнланда и Немецким Обществом Св. Ап. Иакова, а также Обществом Св. Иакова Валлонии (Бельгия), куда эта дорога уходит из Германии.

Таким образом, сейчас во многих городских и сельских советах уже появились маркированные участки дорог и установлены информационные стеллы. Впервые паломники пошли пешком и поехали на велосипедах. Запланированы и обустраиваются новые СТАРЫЕ пути. (Продолжение следует)

Святой апостоле Иакове, моли Бога о нас.

Текст: Алексей Потупин
На фото сверху: обложка 1-го тома путеводителя по дороге Иакова (4-е издание 2009 года)


Дополнительные иллюстрации:


© Алексей Потупин (ВЕЛОПАЛОМНИК), чтец храма Покрова Пресвятой Богородицы, главный редактор журнала "Покров"
при Постоянном Представительстве Русской Православной Церкви в Германии.
Администратор интеграционного развивающего Центра "КИН-ТОП".
Дюссельдорф
E-Mail: a@palomnik.org
Tel: +49 211/879 36 22

В избранное