Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Католические святые

  Все выпуски  

Святые 4 апреля


Святые 4 апреля
Епископ святой Исидор, Учитель Церкви
(факультативная память)
Исидор Севильский B, Учитель Церкви (RM)

Родился в Картахене (Cartagena), Испания, ок. 560 г.; умер в Севилье (Seville), Испания, 4 апреля 636 г.; канонизирован Папой Климентом VIII в 1598; провозглашён Учителем Церкви Папой Иннокентием XIII в 1722.

Святой Исидор (Isidore) родился в благородной испанско-римской семье, в которой также родились свв. Leander, Fulgentius и Florentina. Их отцом был Севериан (Severian), картахенский римлянин, тесно связанный с визиготскими князьями. И хотя Исидор был одним из самых образованных людей своего времени, в детстве он ненавидел учёбу, возможно потому что его старший брат, святой Леандр, обучавший его, был строгим наставником.

Вероятно Исидор помогал Леандру управлять архиепархией, поскольку в 601 г. святой Исидор сменил Леандра на посту архиепископа Севильи. Во время своего длительного правления архиепархией Исидор укрепил испанскую Церковь проведением синодов, учреждая школы и монашеские ордена, борясь с арианской ересью среди визиготов. Он председательствовал на Севильском синоде в 619 г. и на Толедском синоде в 633 г., и возглавлял синод именно он, а не архиепископ Толедский, благодаря своим исключительным заслугам как величайший учитель Испании.

Сознавая огромную важность образования, Исидор добивался того, чтобы в каждой епархии Испании была основана кафедральная школа, за столетия до того, как Charlemagne издал подобный указ. Он хотел, чтобы студенты изучали закон и медицину, еврейский и греческий, равно как и античность. Эти школы были аналогами нынешних семинарий.

Столетиями Исидора считали «педагогом средних веков,» так как он написал 20-томный труд Etymologies, или Origins, энциклопедию, в которой содержались все известные в VII веке в Европе познания. Его Chronica Majora охватывала все мировые события от сотворения мира вплоть до того времени, включая труды других историков Церкви и события из испанской истории. Другая работа была дополнением трудов святого Иеронима по жизнеописанию всех упомянутых в Библии выдающихся мужчин и женщин, с добавленными сведениями о испанских видных личностях. Его исторические книги о готах и вандалах представляют сегодня для нас исключительную ценность. Он также автор уставов для монастырей, включая тех, что носят его имя, которые явились впоследствии примером для всех испанских орденов; книг по астрономии, географии и богословию.

Не являясь философом-мыслителем, святой Исидор оставил после себя труды, оказавших глубокое влияние на средневековых авторов, что подтверждается большим количеством ссылок на его работы в старинных манускриптах. Данте упоминает его в Paradiso (x, 130), наряду с Достопочтимым Бедой и шотландским Ричардом святого Виктора. По сути, в момент своей смерти Беда переводил фрагменты книги Исидора О чудесах в природе (De natura rerum).

Исидор очень хотел обратить испанских готов-арианцев. Он переписал для них литургии и требники, известные как обряд the Mozarabic Rite, начатый ещё Леандром, и никогда не переставал проповедовать и разъяснять им их заблуждения все 37 лет своего архиепископства. Он также добивался обращения местных иудеев, однако весьма сомнительными способами.

Этот выдающийся человек любил подавать бедным, и в конце его жизни в его дом в Севилье нельзя было попасть, так он был переполнен нищими и несчастными из окрестностей.

Когда он понял, что смерть близка, то пригласил к себе двух епископов. Все вместе они пошли в церковь, где один накрыл его холстом, а другой посыпал его голову пеплом. В этом одеянии каящегося он воздел руки к небу и стал страстно молиться о прощении. Затем получил последнее причастие, призвал к молитве всех присутствующих, простил всех, кто согрешил против него, попросил всех проявлять милосердие, завещал всё своё имущество бедным и отдал душу Богу.

Архиепископ Севильский считается самым образованным человеком своего времени. Не только потому, что Церковь назвала его Учителем Церкви вскоре после его смерти, или потому что он автор Этимологий, но потому что он являлся для нас примером человека, в котором соединились святость и просвещённость.

Образованность не отвернула святого Исидора от святости. Наоборот, именно святость позволила ему стать столь высокообразованным. Святой, посвятивший себя Богу, оказался наделённым талантами от Святого Духа; и учёность была одним из них. Такое знание, истинная наука, включающая в себя все прочие науки, способствует новым открытиям и преумножает их в любой области, которую она затрагивает.

Святые - это учёные божественного знания, и их собственные работы для нас не менее важны. А великие учёные - своего рода святые, поскольку любое открытие приоткрывает божественную тайну. Философ, также как и живописец, исследователь, также как и поэт, является крупным учёным.

Возьмём другог испанского святого, Иоанна Креста, чьи работы сделали философа-современника почти святым. Птица на последней картине Брака (Braque) олицетворяет собой безгрешность. Это открытие наводит на мысль о том, что тот человек, чей твёрдой рукой была сделана работа, стоял на пути к святости. Никто, кроме Брака не смог бы изобразить птиц так, что буквально ощущаешь их рядом. Это присутствие не художника, он полностью устранил себя; это присутсвие в конце концов превосходит его, это присутствие Бога.

Самые образованные люди почувствовали полноту, «запах» святости. В наш век это выглядит цветком; да и как можно что-то различать после пребывания в пучинах пустоты и отчаяния, если, конечно, ещё осталось желание к чему-то стремиться. Современному поколению нужно что-то солидное, прочное. Оно задыхается от истощения и жажды.

Поток жизни продолжает нестись, и всё, что нам нужно, это склониться и отпить из него, чтобы обновить старинные манеры и вступить кротко, без раздумываний или условий в то, что никогда не выйдет из моды и никогда не состарится: в Церковь, в которой сегодня мы молимся святому Исидору, покровителю учёных. Святой Исидор, молись за нас и за них (Attwater, Benedictines, Bentley, Delaney, Encyclopedia, Farmer, Walsh).

В искусстве святой Исидор - престарелый епископ с князем у его ног. Иногда он изображается (1) с пером и книгой (часто его Etymologia); (2) с ульем или пчёлами (редко, что символизирует ораторское искусство); или (3) со своими братьями и сестрой, свв. Леандром, Фульгентием и Флорентиной (Roeder).

 

 

 

 

 

Рассылка 'Католические святые'



В избранное