Католические святые

  Все выпуски  

Святые 7 августа


Святые 7 августа
Сикст, Папа мученик и сподвижники
Каэтан, Священник
(факультативная память)
Каэтан Тиенский, священник (RM)

Также известен как Cajetan (Gaetano) of Thienna. Родился в Виченце (Vicenza), Ломбардия, Италия, в 1480 г.; умер в Неаполе, Италия, 7 августа 1547 г.; беатифицирован Урбаном VIII в 1629 г.; канонизирован Климентом X в 1671 г. Святой Каэтан, основатель ордена театинцев, носивших одеяния синего цвета, был сыном графа Гаспара Тиенского и его жены Марии ди Порто (Gaspar of Thienna (Tiene), Mary di Porto). Оба его родителя были людьми праведными. При его рождении мать, ревностная доминиканка Третьего ордена, посвятила Каэтана Деве Марии. Несмотря на то, что его отец умер, сражаясь за венецианцев против короля Фердинанда Неаполитанского, когда Каэтану было всего два года, пример его матери помог Каэтану вырости человеком милосердным, постоянно пребывающим в размышлениях, полным сострадания, особенно к бедным и несчастным.

После защиты докторской степени по гражданскому и каноническому праву в Падуа, Италия, он стал сенатором в Виченце. На собственные средства он возвёл приходскую часовню в Рампаццо для живущих в отдалении от приходской церкви, чтобы они там могли готовиться к крещению и причащаться. Затем в 1506 г. он переехал в Рим, где надеялся прожить незаметно в большом городе; однако Папа Юлий II вынудил его принять должность верховного судьи при своём престоле. И хотя Юлий II был одним из наименее вдохновляющих примером из Пап, Каэтан смог разглядеть в похотливой, симонической, потакающей греху и воинствующей курии изначальную святость Церкви. Он увидел, что несмотря на греховность и недомыслие Её служителей, Святая Мать Церковь всё также обладает ключами для спасения мира.

Он благодарил Бога за расцвет искусств в эпоху Возрождения, понимая, что гениальность художника есть не что иное как отражение созидательности Бога. Но также он осознавал, что Церковь нуждается в переменах. Но, в отличие от своих современников, Лютера и Саванаролы, Каэтан хотел проводить реформы с терпением и смирением. Он доверился Святому Духу, а любовь ко Христу была Его Невестой.

Тринадцать лет Каэтан трудился в Риме над реформами, делая всё, что было в его силах, чтобы утешить нуждающихся: навещал больных в больницах и разыскивал неизличимо больных и умирающих по домам. Он вступил в Братство Святой любви, маленькую неформальную группу верующих, занимавшихся делами милосердия. Они заботились о больных, бедных, подкидышах и заключённых. Со временем их влияние распространилось по всей Италии.

Он отказался от должности судьи после смерти Юлия в 1513 г. и был рукоположен в 1516 г. На следующий год, во время молитвы у Рождественских яслей в церкви Святой Марии Маджоре, он пережил мистический опыт. Он записал, «Поддерживаемый святым Иеронимом, чьи мощи покоятся в склепе под яслями, я принял из рук робкой Девы, только что ставшей Матерью, Её нежного Младенца, в Котором вечное Слово стало плотью.»

В 1518 г. Каэтан вернулся в Виченцу к своей умирающей матери. Там он вступил в общество Ораторий святого Иеронима. После смерти Марии ди Порто он начал использовать своё значительное наследство для помощи нуждающимся, сначала в Виченце, затем в Вероне и Венеции. Он основал такой же Ораторий в Венеции и продолжил работу, уделяя особое внимение неизлечимо больным.

В 1523 г. он вернулся в Рим, где ему помогали Paul Consiglieri, Boniface da Colle, и епископ Giovanni Pietro Caraffa of Chieti (или Theate), позднее ставший Папой Павлом IV. При их поддержке он воплощал свои идеи об ордене священников, чьи жизни должны были быть подобными житиям апостолов, и которые должны были стать образцом для немонашеского духовенства. Члены Конгрегации Обычных служителей (более известные как театинцы) носили чёрное облачение и посвятили себя повседневным делам священства: они жили в бедности, раздавали милостыню и преподносили жизнь в таинствах. Общество получило одобрение Папы Климента VII, его первым главным настоятелем стал епископ Караффа (Caraffa).

В 1524 г. двенадцать священников обосновались в доме Пиничио в Риме, где Каэтан выполнял самые скромные обязанности. Когда через три года Рим был разграблен Карлом V, театинцы переехали в Венецию, где голод и чума дали им прекрасную возможность посвятить себя служению другим. Венецианцы звали их «пустынниками» за чрезвычайно скромный образ жизни, а Каэтана они называли «святым Провидения.» В 1530 г. Каэтан был избран настоятелем, а в 1533 г. был переизбран Караффа. В этот год театинцы основали монастырь в Неаполе, где настоятелем стал Каэтан. С того времени орден начал быстро распространяться по всей Италии, а затем и по Европе.

В Неаполе Каэтан столкнулся с огромным сопротивлением реформам со стороны епископов, также ему предстояло остановить распространение ересей. Позднее, вместе с блаженным Иоанном Маринони он основал montes pietatis для помощи беднякам займами и борьбы с ростовщичеством.

Каэтан, один из величайших католических реформаторов, умер в Неаполе на одре из пепла, изнурённый частыми поездками и множеством обязанностей настоятеля. По его просьбе его захоронили в общей могиле в церкви святого Павла. Каэтан предварил и провёл в жизнь многие реформы, которые впоследствии были приняты на Трентском соборе (Benedictines, Delaney, Encyclopedia, Husenbeth).

В искусстве святой Каэтан изображается театинским монахом с крылатым сердцем. Иногда его могут изображать (1) с книгой, пером, лилией и горящим сердцем (не путать со святым Августином, у которого нет лилии); (2) видящего в видении Святое Семейство с лилией у ног; или (3) держащим Младенца Христа, рядом с ангелом, держащим лилию (Roeder). Его почитают в Кьети (Chieti) и Неаполе (Roeder).

 

 

 

 

 

Рассылка 'Католические святые'



В избранное