Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Информационный Канал Subscribe.Ru

Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную выше этой строки
Не нажимайте Reply (Ответить) для этого сообщения!
Ваши вопрсы и коментарии направляйте пожалуйста по адресу kehilasmy@yahoo.com

3000 years "old" fashion

Предоставлено: Горизонты - вестник израильской молодежи - № 14, 2004

Катя Рубина

Мода, которой 3000 лет?

Название этого стиля можно определить одним словом - традиция. Но именно она дает ту основу и то разнообразие, которые мы видим в одежде религиозного населения.

Если вы пройдетесь по иерусалимским улицам, то обязательно отметите в пестрой толпе мужчин, одетых в черные строгие костюмы или лапсердаки, черные шляпы, а в праздники и в шапки штреймеле, отороченные мехом, какие носили наши прадеды в конце прошлого века в еврейской диаспоре.

Часто их сопровождают женщины в строгих элегантных костюмах, юбки которых закрывают колени, а воротнички застегнуты у самого горла, и рукава обязательно ниже локтя.

Картина будет неполной, если рядом не окажется пяток детишек – мал-мала-меньше, при этом все девочки, независимо от возраста, будут в платьицах и чулочках, а мальчики –в костюмчиках. Так выглядит сегодня религиозная еврейская семья на прогулке. И так выглядела несколько сотен лет назад – на улицах Лондона и Нью Йорка, Витебска и Лодзи.

«Смеяться право не грешно...»
если с чувством юмора все в порядке...

На первый взгляд, такая традиционность кажется странной, фольклорной. И именно этой кажущейся фольклорностью легко пользуются и карикатуристы, и модельеры.

Так, например, известный французский модельер Готье в начале 90-х сделал целую коллекцию по мотивам еврейской религиозной моды. Париж лицезрел маленькие плоские шляпки, длинные черные пиджаки и белые шарфики.

Кутюрье и сегодня продолжают упражняться в остроумии и находчивости, исполняя «вариации на тему» хасидской внешности: недавно «Academia costume e moda» на демонстрации моделей выпустила на подиум, скажем так, «слишком легко» одетых манекенщиц в черных шляпах, из под которых свисали локоны-пейсы.

И хотя идея эта уже не нова, но она продолжает усиленно муссироваться, выражая таким образом свое отношение к существующему в израильском обществе конфликту между светскими и религиозными кругами.

Так например, в жанре этнографического «прикола» была подготовлена и коллекция выпускников Тель-Авивского колледжа им. Шинкаря, где главной оригинальной деталью стала обувь, выполненная по мотивам костюма венгерских евреев, которые, как известно, носили брюки, заправленные в черные или праздничные белые гольфы, и были обуты в кожаные черные туфли без шнурков. Студенты же в своей модели пятку и носок гольфа сделали кожаными, а сам гольф посадили на толстую и модную сегодня платформу, таким образом, «осовременив» обувку и сократив процедуру обувания.

Традиция и вариации
или
Как одеться перед лицом Царя Мира?

«Обманчива прелесть и лжива красота;
лишь женщина, боящаяся Г-спода,
достойна похвал»

Мишлей (Соломоновы притчи), 31

Если для всего остального мира вопрос, во что и почему одеты религиозные евреи, просто не стоит, то для израильтян он очень актуален из-за «высокого напряжения» между религиозными и не религиозными слоями населения. И в первую очередь потому, что многие из тех, кто сюда приезжает, на определенном этапе обязательно решают вопрос своего отношения к религии.

Если решат его в положительную сторону, то меняют не только свое внутреннее «Я», но и имидж, а, значит, и свою одежду.

И тут чаще всего начинаются трудности, особенно у девушек: привычные джинсы заменяются юбкой, коротенькие обтягивающие маечки – футболками или блузками с длинным рукавом или «трехчетвертным» рукавом с манжетом.

Голову замужние женщины покрывают либо платком, либо шляпкой, либо париком, чтобы спрятать волосы – главную женскую прелесть.

Непрозрачные платки, порой самых фантастических по сочетанию, но всегда умеренных и не ярких расцветок прикрывают головы замужних женщин, красиво повязанные, иногда весьма экзотическим образом. О шляпках говорить не приходится - тут уж разнообразие размера, цвета и фасона на любой вкус. Лишь некоторые ортодоксальные еврейки, в основном из общин венгерских и румынских хасидов, остригают волосы наголо после свадьбы [в действительности тоже не совсем наголо - оставляют волос около сантиметра длиной (прим. редактора)],   но парики носят представительницы практически всех общин и течений.

Мужчинам проще, как говорится: «костюм – он и в Африке костюм».
Но и это не совсем так. В Африке, как, впрочем, в Америке или Париже религиозный еврей за костюмом в первый попавшийся магазин не сунется. И никакой Сен-Лоран или Пьер Карден его не соблазнят, если он узнает, что к шерстяному костюму пуговицы пришиты льняными нитками.

Ибо сказано в Торе: «Не надевай шаатнэз (ткань из смеси) – шерсть и лен вместе». Дварим, (Второзаконие) 22; 11.

Традиция обязывает. Но именно она дает ту основу и то разнообразие, которое мы видим в одежде религиозного населения. 160 стран, из которых собрались в Израиль евреи, – это 160 оттенков той гаммы, которая называется традиционной еврейской религиозной модой. Свой отпечаток накладывают у различных религиозных течений. И как результат этого всего возникает просто неисчеслимое количество стилей и их нюансов. Впрочем, ко всем этим нюансам в каждой религиозной общине относятся по-своему.

Например, наверно, наиболее чувствительной к веяниям современности является община религиозных сионистов, или, как их называют, «вязаные кипы» (мужчины здесь носят маленькие шапочки - кипы, вязанные крючком, невероятно красивых цветовых сочетаний и с разнообразными узорами).
Сами принципы этого молодого течения ортодоксального иудаизма предполагают, что из внешнего мира можно и нужно брать идеи, но раскрывать их следует уже с точки зрения еврейской традиции. Раввин Авраам Кук, создатель и идеолог этого направления, утверждал, что развитие – это неотъемлемая часть божественного совершенства.
Среди религиозных сионистов много выходцев из Америки, для которых комфорт не последнее дело: обувь – обычно сандалии, а могут быть кроссовки или ботинки - как у юношей, так и у девушек. Если это мужские брюки - они будут «со спортивным уклоном». Футболки и рубашки они предпочитают свободно надевать поверх пояса брюк или юбки. Юбки девушек –длинные, «цыганские», или, точнее, – в стиле «кантри», из натуральных хлопчатобумажных тканей, чтоб было удобно сидеть на траве или на скамейке в парке, положив ногу на ногу, или поиграть с сынишкой в футбол, если он захочет. Но при этом длина юбки такая, что-бы колени ни при каких условиях не было видно.

В Израиле длинные платья светские модницы не спешили надевать, и на то есть причины: «Мы не из Меа Шеарим» - говорили они. Они не хотели, чтобы их принимали за «датишных» - так звучит переделанное на русский лад ивритское слово дати - религиозный. Кстати, его корень тот же, что и в слове ладаат - знать, так что, выходит, религиозный, верующий человек на иврите –знающий. (Знает он, и какую одежду следует носить, и делает это уже 3000 лет. )

Так вот только в этом сезоне [2000] даже самые неисправимые антиклерикалки все же решились надеть юбки до пола.

Надо сказать, в одежде религиозных ортодоксов юбка «до пола» - не на каждый день. Она прилична в торжественных случаях, а в будни расценивается как деталь туалета, слишком привлекающая внимание вопреки заповеди о скромности.

По той же причине не одеваются женщины в одежды красного цвета – пурпур для царей.

Цниут (скромность), поставленная во главу угла, соседствует с другой заповедью: человек всю свою жизнь проходит перед лицом Царя Мира – Б-га, а перед царем надо предстать одетым красиво.

И действительно, в магазинах, расположенных в религиозных районах Иерусалима - Меа Шеарим, Малкей Исраэль - такое разнообразие мужских костюмов и женских шляпок, какого ни в одном торговом центре Тель-Авива не увидеть. В любом магазинчике вам подгонят костюм по фигуре, посоветуют, где купить хорошую обувь, и подберут бижутерию.

Границы и грани еврейской моды

Хорошие портнихи или портные-мужчины учатся своему делу в религиозных колледжах, а не в Тель-Авивском «Шинкаре», а если кто-то и поступил туда по ошибке, быстро ее осознает и уходит – уж очень «по-иному» живут и мыслят светские коллеги-студенты. Сегодня самой популярной среди религиозных школ портновского дела является Бейт сефер Мирьям в Иерусалиме.

Нельзя не заметить в последнее время крутых перемен во взаимоотношениях двух стилей, религиозного и светского: все больше разнообразных элементов одежды из всемирно известных модных журналов - «Бурды», «Вога», «Rendezvous» - адаптируется в религиозной одежде. Жилеты, длинные и короткие, накидки, пиджаки различных модификаций можно увидеть на витринах модных магазинов ортодоксально-религиозного квартала Бней-Брак (большой Тель-Авив).

Но и в светской моде нынче длинные юбки и шляпки завоевывают все большую популярность – и это именно то, что предлагают многие французские фирмы на двадцатом канале телевидения. И если «мини» периодически то уходят, то дружно возвращаются на улицы городов Европы, то в большинстве салонов того же материка и «туманного Альбиона» устойчиво царят «макси».

Как рассказала мне Левана, хозяйка и главный модельер бутика на улице Яфо в Иерусалиме, - у нее покупают одежду не только религиозные женщины, но и светские, которые уже вышли из возраста обтягивающих кофточек и мини-юбок, и хотят купить элегантный костюм или длинное платье для какого-либо торжества.

Так что, не гоняются за модой религиозные еврейки, однако, используя современные тренды, создают свой стиль одежды, и весьма элегантный.

Они часто напоминают библейские иллюстрации – ведь именно так и одевались в те времена: платье неизменно длинное, универсально удобное, и, разумеется, из натуральных тканей. Возможно, именно в этом направлении следует работать израильским модельерам. Собственно, некоторые из них так и поступают. А если учесть, что в Израиле собрались евреи из разных стран мира и что в одеждах их предков есть элементы национальных особенностей каждой из этих стран, будущее еврейской религиозной моды обещает быть интересным.


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную ниже этой строки.



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное