Возвращение из Индии
Ровно год назад Йосефа, дочь Рами Гардштейна, инженера авиационной части, поехала
посмотреть Индию. Так принято у молодых израильтян, отслуживших армию: ехать
в экзотические страны. Вернувшись перед Песахом, Йосефа сняла в банке со счета
очень крупную сумму денег и заявила родителям, что возвращается в Индию немедленно.
Уже позже друг семьи Гардштейна случайно увидел Йосефу в Кашмире, и внешность
девушки его поразила: она была очень бледной и озабоченной чем-то.
Родители забеспокоились. Отец сказал дочери, что сильно заболел и попросил срочно
приехать. Лишь тогда Йосефа вернулась. Вид ее был более чем больной: общая слабость
и сильные боли в животе. Йосефу сразу поместили в больницу на обследование.
Через день профессор Левинский сообщил отцу, что у дочери воспалена печень,
есть опухоль, идет абцесс и она нуждается в срочной пересадке печени. И могут
помочь девушке только в Бельгии. Лететь надо cрочно. Уже на следующий день Рами
и Йосефа вылетели в Бельгию. Весь полет девушку мучили сильные боли. Состояние
было критическим.
А в это время на земле командир авиационной части вызвал Ори Донера, хабадника
из их части, и попросил помочь семье Гардштейна. Ори вместе с другом поехали
на следующий день к матери Йосефы, проверили и поменяли в доме мезузы и попросили
мать написать Любавичскому Ребе шлита Королю Мошиаху просьбу о выздоравлении
дочери. Вложив в "Игрот Кодеш" это письмо, Ори вскоре прочитал ответ Ребе: "Помолюсь
на циюне (месте покоя Шестого Ребе) за выздоровление". А еще в ответе Ребе писал
о явлениях "выше природы" о том что даже нееврейские ученые признают такое.
Товарищ Ори воскликнул: "Ребе говорит, что случится чудо, необъяснимое, неподдающееся
законам природы". Следуя указаниям Ребе, они стали читать Теилим в доме Гардштейна,
а уходя, оставили книги псалмов матери.
Через день она позвонила друзьям мужа и взволновано сообщила, что дочь самостоятельно
сидит в постели. Подробности рассказал отец Йосефы - Рами:
"Прибыв в Бельгию, дочь немедленно положили в больницу. Состояние ее было критическим
- абцесс в печени продолжался и печень функционировала лишь на 5%. Посовещавшись,
врачи решили готовить Йосефу к операции. Когда на следующий день были получены
результаты анализов - печень работала уже на 25%, а еще через день - на 50%.
Врачи не знали что и сказать. Но удивительнее всего стал наступивший день -
Йосефа села в кровати, улыбнулась и сказала, что чувствует себя лучше. Ничего
не понимая, врачи повторили анализ и остолбенели: печень работала на 75%! А
лечащий врач - профессор Латер воскликнул: "Это чудо!"
СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ: СУББОТА – КАНУН ПЕСАХА
В этой статье мы остановимся на особых законах, касающихся Песаха, канун которого
приходится (как в этом году) на субботу.
1. “Пост первенцев”, который постятся первенцы-мужчины в канун Песаха, переносится
на четверг, 5 апреля. Однако, как и в другие годы, в этот пост допускаются большие
послабления. Так, первенец, принимающий участие в “Сеудас Мицва” (трапеза в
честь обрезания, выкупа первенца, торжественного окончания изучения трактата
Талмуда - “сиюм” и т.п.) освобождается от дальнейшего поста. В этот день утром
в синагогах после окончания каждого миньяна проводится “сиюм” для всех желающих.
2. Поиски хомеца совершают в четверг вечером, 5 апреля, сразу же с наступлением
темноты. По окончании произносят, как обычно, первую формулу аннулирования хомеца.
3. Сжигают хомец назавтра, в пятницу, до 11:23 утра, но вторую формулу отказа
от хомеца тогда не произносят.
4. В Шаббос обязанность каждого справлять три субботние трапезы, причем две
из них (в пятницу вечером и в субботу утром) обязательно должны быть с хлебом
(или мацой, которая тоже является хлебом).
Однако, в эту субботу - канун Песаха - мацу есть запрещено. Обычный же хлеб-хомец
можно есть только до 10:26 утра, а после 11:23 утра хомеца вообще не должно
быть в наших владениях. Как же поступают в этой ситуации?
Наиболее практичный способ, рекомендуемый в этом случае - это готовить на Шаббос
пасхальную еду в пасхальной посуде, а халы (минимально необходимое количество)
приготовить и завернуть отдельно. Субботняя трапеза начинается с Кидуша над
вином, которое вместе с двумя халами приготавливают за отдельным столиком, накрытым
скатертью, в стороне от пасхального стола (например, на балконе, веранде, в
фойе и т.п.). После этого омывают руки и едят халы, следя при этом, чтобы крошки
не падали на пол, стулья и т.д. Остатки халы и крошки собирают и спускают в
туалет. Скатерть, на которой ели халу, после полной очистки от крошек убирается
в шкаф, которым не будут пользоваться в Песах, или, в случае одноразовой скатерти,
выбрасывается в мусорное ведро. В любом случае скатерть должна быть абсолютно
чиста от крошек. После этого моют руки и рот (не над пасхальной раковиной) и
съедают какой-нибудь овощ или фрукт, чтобы очистить остатки халы изо рта. Продолжают
трапезу за пасхальным столом без халы или мацы (мацу нельзя есть до начала Песаха).
5. В субботу утром хомец (халу) можно есть только до 10:26 утра, поэтому утренняя
молитва во всех синагогах начинается намного раньше обычного, чтобы успеть съесть
халу до установленного времени.
6. После того как хала съедена, все очищено от крошек и все остатки уничтожены
(спущены в унитаз), произносится формула полного отказа от хомеца, которая обычно
произносится во время его сжигания (см. “Агаду”). Это должно быть сделано не
позднее 11:23 утра.
7. Следует отметить, что любая подготовка к “Седеру” запрещена до окончания
субботы, поэтому рекомендуется то, что требует затраты большого времени - например,
приготовление харосета, - готовить в пятницу, но разумеется, пользуясь только
посудой и кухонными принадлежностями, предназначенными для Песаха, тщательно
оберегая их от любого соприкосновения с хомецем.
Да живет вечно наш господин, учитель и Ребе Король Мошиах!