Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вайшнавские новости...

  Все выпуски  

Вайшнавские новости и не только... Бюллетень ББТ :: Май 2006



[Text 607424 from CIS]

Дорогие вайшнавы!

От имени всего Северо-Европейского ББТ примите наши поклоны.

Слава Шриле Прабхупаде!

Предлагаем вашему вниманию новый бюллетень ББТ. Вы найдете его в
прицепленном файле.

Пожалуйста, пишите свои отзывы и предложения.

Ваши слуги.

Copyright 2006 © The Bhaktivedanta Book Trust International, Inc.

Е.С. Бхактивигьяна Госвами Махарадж завершил работу над первой частью Десятой песни «Шримад-
Бхагаватам»
Это та самая часть — с первой по тринадцатую главы — которую успел перевести и прокомментировать
Шрила Прабхупада. Сейчас Шридам Прабху делает корректуру. Также в настоящее время Госвами
Махарадж редактирует новый перевод «Источника вечного наслаждения». В новом издании эта
книга будет называться так же, как повсюду в мире: «Кришна, Верховная Личность Бога». Также
продолжается работа над десятой и одиннадцатой песнями «Шримад-Бхагаватам».
Подготовлен к печати первый том Мадхья-лилы «Шри Чайтанья-чаритамриты»
Долгожданная книга для всех русскоязычных преданных! Путешествия Господа Чайтаньи по Южной
Индии, множество загадочных историй, глубокие философские дебаты — все это ждет искушенного
читателя на страницах Мадхья-лилы «Шри Чайтанья-Чаритамриты».
ББТ приступает к переводу «Шикшамриты» на русский язык
Этот уникальный трехтомник — сборник писем Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты
Свами Прабхупады, в которых он дает указания и советы, охватывающие практически весь спектр
человеческой деятельности — от живописи до поклонения Божествам, а также вопросы философии
и религии.
Первая песнь «Шримад-Бхагаватам» редактируется заново
Один из опытнейших редакторов ББТ, Акинчана Прия Бандху Прабху, заново редактирует Первую
песнь «Шримад-Бхагаватам». Первый перевод на русский был сделан еще в конце 80-х годов. С
тех пор русские переводчики выработали особый стиль, наиболее ясно отражающий лексику и
философские глубины комментариев Шрилы Прабхупады, и сейчас текст приводится в соответствие
с этими принципами.
Новый дизайн для «Путешествия вглубь себя» и «Ишопанишад»
Результатом новой инициативы ББТ стало совместное обсуждение с преданными санкиртаны нового
дизайна известных книг. Вскоре первые из них — «Путешествие вглубь себя» и «Ишопанишад»
выйдут в свет в новой обложке.
Новая стратегия для санкиртаны
После многочисленных просьб преданных санкиртаны было решено часть книг для массового
распространения издавать на дешевой бумаге, чтобы сделать книги доступными для всех групп
населения. В этом году вышли первые две книги этой серии: «Молитвы царицы Кунти» и «Наука
Самоосознания».

ново с т и

Тем временем меня попросили перевести «Шри Чайтанья-чаритамриту» и опубликовать ее целиком. В конце своей жизни Его
Божественная Милость Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур на лекциях просто читал «Чайтанья-чаритамриту» вслух. Это была
его любимая книга. Он говорил, что придет время, когда иноземцы будут учить бенгальский, только чтобы прочесть «Чайтанья-
чаритамриту». Работа над нашей книгой была начата около восемнадцати месяцев назад. Сегодня, милостью Шри Чайтаньи
Махапрабху и Его Божественной Милости Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, работа эта завершена(…)
Я очень хочу, чтобы преданные Господа Чайтаньи по всему миру наслаждались этим переводом, и я рад выразить свою благодарность
всем просвещенным людям современности, которые так довольны тем, что я делаю, что заказывают все мои книги еще до того, как
они выйдут в печать. Принимая это во внимание, я прошу своих учеников, которые решительно настроены помогать мне, и впредь
сотрудничать с такими людьми: философами, учеными, религиоведами и простыми людьми во всех странах мира. Так они обретут
благо от чтения нашей трансцендентной литературы, такой как «Шримад-Бхагаватам» и «Шри Чайтанья-чаритамрита».
(Из послесловия Шрилы Прабхупады к «Чайтанья-чаритамрите»)
THE BHAKTIVEDANTA BOOK TRUST
Бюллетень для России, СНГ и стран ближнего зарубежья
Май 2006
Северо-Европейское отделение
ци т а т а
ШРИЛА ПРАБХУПАДА И ШРИ РАМАНУДЖАЧАРЬЯ
Автор: доктор А.Д. Шрирангаприя Рамануджадасан.
«Мы обретаем надежное прибежище под сенью лотосных стоп Шри Рамануджачарьи, поскольку его
лотосные стопы – это неприступная крепость, откуда мы можем разить философию майявады» (Из письма
Шрилы Прабхупады от 22 ноября 1974 г.).
Шрила Прабхупада известен как наиболее выдающийся представитель Мадхва-гаудия-сампрадаи в
современном мире. Шри Рамануджачарья (1017-1137) был основателем Шри-сампрадаи. Почему же Шрила
Прабхупада чтит Шри Рамануджачарью? И каким образом его отношение к Шри Рамануджачарье преподает
нам урок единения и воспитанности, которые так необходимы нам в этот Век Вражды?
В первую очередь следует заметить, что, хотя Шрила Прабхупада не принадлежал к разряду модных теологов
с их девизом «Все пути хороши», он также не был сектантом. Он подчеркивал, что Бог – это Верховная
Личность и что все мы – Его вечные слуги. Он высоко ценил любое проявление таких чувств, не важно,
были они выражены в терминах иудаизма, христианства, ислама или даже философии экзистенциализма.
Тем более он готов был слышать их от представителей необъятной ведической традиции.
Впрочем, одно исключение из этого правила было – Шрила Прабхупада четко разграничивал две основные
школы индуизма – философию майявады и философию вайшнавов. Майявада известна также под именем
философии адвайты, основоположником которой был Ади Шанкарачарья (788-820). Последователей Ади
Шанкарачарьи также зовут майявади.
Философия Ади Шанкарачарьи
Безжалостно критикуя философию майявады, Шрила Прабхупада тем не менее с почтением отзывался о
заслугах Ади Шанкарачарьи и его миссии. Средневековая Индия переживала расцвет буддизма, поэтому
такие понятия, как «вера в Верховное Существо», «бессмертная душа», «Веды», «Упанишады», «Бхагавад-
гита» были преданы забвению. Ади Шанкарачарья возродил веру людей в эти святыни. Но, к сожалению,
его философия наносит урон принципам преданности.
Философия Ади Шанкарачарьи зиждется на трех фразах из Упанишад: нети нети (Чхандогья-упанишад,
1.6.1), тат твам аси (Чхандогья-упанишад, 6.8.6) и ахам брахмасми (Брихад-араньяка-упанишад, 1.4.10).
Интерпретацию этих трех выражений мы находим в его книге «Шарирака-бхашья».
Согласно его мнению, слова нети нети («не это, не это») указывают на то, что материальная вселенная,
множественность душ и Бог-Личность – все это иллюзия. Высшая реальность лишена каких-либо определений
и характеристик (ниргуна или нирвишеша-брахман). Все проявления Бога – Его личность, облик и деяния
с т а т ья из «Обра т но к Б ог у»
(сагуна-брахман или ишвара) имеют важность лишь для неопытных новичков в духовной жизни; в конечном
счете это все иллюзия и ее следует преодолеть. Якобы «индивидуальные» души на самом деле неотличны
от единого Брахмана, поэтому тат твам аси («Ты есть это») и ахам брахмасми («Я – Брахман»).
Ответ Шри Рамануджачарьи
Шри Рамануджачарья изучил философию адвайты и привел множество неопровержимых аргументов,
доказывающих ее несостоятельность. Его «Шри-бхашья», комментарий на те же самые тексты, что
комментировал Ади Шанкарачарья, закладывает философский фундамент вайшнавизма.
Относительно нети нети Шри Рамануджачарья указывает на то, что Ади Шанкарачарья вырвал эти слова из
контекста. В этом стихе из «Чхандогья-упанишад» вначале говорится о вселенной, множественности душ
и о Верховном Существующем с такими качествами как слава, красота и нежность. Затем идет фраза нети
нети. Но это еще не конец. Предложение продолжается: на хй-этасмад ити, нетй-анйат парам асти («Нет
ничего более высокого, более великого, чем упомянутый Брахман»), и дальше – сатйасйа сатйам («Самый
реальный из всех реальностей»). В таком контексте, как указывает Шри Рамануджачарья, слова нети нети
вовсе не означают нирвишешу или ниргуна-брахман, как предполагает Ади Шанкарачарья; напротив, нети
нети значит, что любые попытки описать Брахман, как это было сделано только что, - не смогут отобразить
Его величие в полной мере – Он неизмеримо выше, и Его славу невозможно воспеть до конца. Когда
священные писания говорят о Брахмане как о ниргуне, они делают это не для того, чтобы лишить Брахман
любого рода определений, а чтобы подчеркнуть, что его форма всецело духовна и свободна от изъянов,
которые мы наблюдаем в объектах этого мира. Нет ничего равного Ему, ничего выше Его и ничего более
величественного, чем Он. Брахман обладает характером, обликом и характеристиками. Он есть кладезь всех
совершенств, таких как блаженство, нетленность, созидательная сила, всепроникновение, безграничное
вечное знание, непререкаемая воля и самодостаточность. От Него исходит сияние, Он нежен, как пушинка,
и глаза Его напоминают лепестки лотоса. Но сколько бы мы ни возносили хвалы этому сагуна-брахману, все
будет мало, и нам, в конце концов, придется признать: нети нети.
Что касается выражения тат твам аси, то Шри Рамануджачарья замечает, что Ади Шанкарачарья поспешно
выводит абсолютное равенство между душой и Брахманом. В ответ он цитирует множество текстов, в
которых четко разделяются два этих понятия: душа и Бог. Единство, подразумеваемое тат твам аси, должно
считаться с этими текстами. Душа отлична от Бога, но также и едина с Богом как Его частица. Все творение
изошло из Бога — джанмадйасйа йатах (Веданта-сутра, 1.1.2); Он поддерживает творение, присутствуя
внутри него. Ключем к этому пониманию является афоризм из «Веданта-сутры, 1.2.18»: антарйами
адхидайва–(адхилока)–адишу тад-дхарма-вйападеша. «Внутренний повелитель полубогов (и вселенных), а
также других существ, как о том сказано в стихе из Упанишад, есть Брахман, поскольку Ему присущи [эти]
качества». Подобно тому, как индивидуальная душа пребывает в теле, которое само по себе не осознает
присутствие души в нем (но которое поддерживается душой и существует ради целей души), так и Бог
пребывает в душе (и повсюду) в образе Параматмы, антарьями. Бог является самой сутью души и смыслом
ее существования. Душа навеки соотнесена с Богом как Его частица, амша. Подобно лучу солнца, который
един с солнцем, но вместе с тем зависим от самого солнца, душа — зависимо едина с Богом. В этом смысле
можно сказать: тат (Бог) твам (ты, индивидуальная душа) аси (есть).
Что касается ахам брахмасми, то Шри Рамануджачарья соглашается с Ади Шанкарачарьей, что по
достижению освобождения атман (душа) проявляет одну из важнейших своих характеристик — единство
с Верховным Существом. Душа должна отождествлять свое бытие с бытием Бога, в этом нет проблем.
Но Ади Шанкарачарья снова говорит об абсолютном тождестве, что противоречит множеству текстов
из Упанишад. Шри Рамануджачарья, отдавая должное как единству, так и различию, объясняет, что в
освобожденном состоянии душа проявляет качества Брахмана, такие как свобода от рождения и смерти,
свобода от нечистоты, невежества и боли. В этом состоянии, в восторге от Бога, душа испытывает ни с чем
не сравнимое блаженство и, обретя духовное зрение, ощущает присутствие Бога постоянно. На этом этапе
все существительные и определения (ахам и т.д.) находят свое высшее предназначение в Боге. Изчезают
аханкара («эгоцентризм») и мамакара («собственнические чувства»); все, что остается, это Бог. Поэтому:
ахам брахмасми.
Душа, разделяя блаженство Бога, остается подчиненной Ему. Бог бесконечно могуществен (вибху), тогда
как душа всегда мала (ану). Бог создает бесчисленные вселенные, но души не способны на это.
Самый серьезный постулат Ади Шанкарачарьи такой: душа, достигнув освобождения, растворяется в
Брахмане и становится с Ним единым целым. Шри Рамануджачарья опровергает эту идею, доказывая, что
даже в освобожденном состоянии душа сохраняет индивидуальность и навеки остается любящей служанкой
Бога. В «Веданта-сутре, 4.4.9» не говорится, что освобожденная душа вообще остается без повелителя.
Там указывается, что для нее нет иного повелителя: ата эва ча ананйадхи-патих. Все, чем занята душа в
освобожденном состоянии, это вечное служение Богу.
Лишь Бог является средством для достижения этого блаженного состояния; лишь Он, и никто другой,
является мостом, переброшенным на берег бессмертия: амритасйа эша сетух (Мундака-упанишад, 2.2.5).
Освобождения невозможно достичь собственными усилиями – оно приходит по беспричинной милости
Бога:
найам атма правачанена лабхйо
на медхайа на бахудха шрутена
йам эвайша вринуте тена лабхйас
тасйаиша атма вивринуте танум свам
«Высшую Душу невозможно достичь путем рассуждений; не помогут нам в этом ни глубокий интеллект,
ни изучение мудрых книг. Подлинная природа Бога открывается лишь тем, кого Он Сам выбрал» (Катха
Упанишад, 1.2.23).
Вот итог:
1. Бог есть Высшая Личность. Он украшен бесчисленными духовными качествами, обладает множеством
духовных образов и вершит неисчислимые духовные деяния. Индивидуальные души, равно как и
материальные миры, не являются плодом воображения; они существуют на самом деле. Они олицетворяют
собой славу Господа.
2. Спасение – подарок от Бога.
3. Освободившись из материального мира, душа обретает знание о своей духовной природе – всеблаженного
слуги Бога.
Вечные Истины
Все учители вайшнавизма, ачарьи, согласны с вышеизложенными принципами, и именно Шри Рамануджачарья
заложил этот крепкий фундамент, основанный на словах священных писаний и безупречной логике.
Шрила Прабхупада отдавал должное этому достижению теологической мысли. Признавая необходимость
философии Ади Шанкарачарьи в определенной исторической обстановке, Шрила Прабхупада указывал
на временный характер его учения: «Все вайшнавы должны изучить комментарии к “Веданта-сутре”,
написанные основателями четырех сампрадай, сампрадая-ачарьями: Шри Рамануджачарьей, Мадхвачарьей,
Вишнусвами и Нимбаркой. В основе их комментариев лежит философская аксиома, что Господь – это
повелитель живых существ, а живые существа – Его вечные слуги. Тот, кто хочет по-настоящему изучить
“Веданту”, должен изучать эти комментарии, особенно если он называет себя вайшнавом. Вайшнавы всегда
чтят эти комментарии».
Шрила Прабхупада брал также практический пример со Шри Рамануджачарьи. Шрила Прабхупада не
желал почивать на лаврах собственного просветления, как это делают многочисленные садху и бабаджи.
Он нес духовное послание всем и каждому и потому хорошо понимал, что для успеха своего движения ему
необходима поддержка масс. Иллюстрацией к этому служит один исторический прецедент. Дело в том,
что в Мадхва-гаудия-сампрадае «Шримад-Бхагаватам» расценивается как непревзойденный комментарий
к «Веданта-сутре» и Упанишадам. Поэтому, с точки зрения самих последователей, необходимости в иных
комментариях нет. Шрила Прабхупада рассказывает: «Однажды в Джайпуре нашей сапрадае бросили
вызов: “У вас нет своего комментария к ‘Веданта-сутре’”. В те времена главой всех гаудия-вайшнавов
был Вишванатха Чакраварти Тхакур. Его знали, как великого ученого, но тогда он уже был в преклонном
возрасте. Он жил во Вриндаване… Поскольку он был уже стар, он попросил Баладеву Видьябхушану написать
комментарий. В этом не было большой необходимости, но люди настаивали: “Где ваш комментарий на
‘Веданта-сутру’?”. Так Баладева Видьябхушана, придя в Джайпур, написал комментарий на “Брахма-сутру”
под диктовку Говиндаджи. Этот комментарий прославился под названием “Говинда-бхашья”. Так Гаудия-
Брахма Сампрадайа обрела свой комментарий на “Брахма-сутры”» (лекция Шрилы Прабхупады в Бомбее, 30
сентября 1973 г.). Духовными лидерами Джайпура в то время были рамананди, северная ветвь школы Шри-
вайшнавов. Шри Баладева, осознав важность их голоса, составил такой блестящий комментарий, что от
восторга рамананди пожаловали ему титул «Видьябхушана», что значит «украшенный знаниями». Они даже
захотели стать его учениками. Однако Шри Баладева Видьябхушана отклонил их предложения, сказав, что
сампрадая Шри Рамануджачарьи славится своей приверженностью дасья-бхакти («настроению служения»),
поэтому будет неправильно для рамананди отказываться от своего духовного наследия.
ИСККОН и традиция
Шрила Прабхупада посвятил свой первый большой труд – комментарий к «Бхагавад-гите» – Шри Баладеве
Видьябхушане. Подобно Шри Баладеве, Шрила Прабхупада утверждал авторитетность Мадхва-Гаудия-
сампрадайи – в этот раз на Западе, доказывая, что Международное общество сознания Кришны – это
не очередная секта, но подлинное духовное движение, основанное на древней традиции. И так же, как
Баладева Видьябхушана, Шрила Прабхупада являл пример смирения, с почтением отзываясь о наследии
великих учителей прошлого и считая себя садовником, который лишь заботится о том, чтобы посаженные
предшествующими ачарьями семена дали всходы:
Доктор Патель: Сэр, я читал Ваши комментарии на «Бхагавад-гиту» и комментарии Рамануджачарьи. Они
схожи между собой.
Прабхупада: Надо же…
Доктор Патель: Я думаю, вы списали их… (смеется)
Прабхупада: Разве я посмел бы…
Доктор Патель: Шучу, шучу…
Прабхупада: Впрочем, все правильно. Мы получаем все от ачарьев. Мы не выдумываем что-то свое. Мы
не глупцы и не мошенники, чтобы нам надо было выдумывать что-то свое. Наше дело – принять остатки
трапезы ачарьи и объяснять полученное знание так, чтобы его поняли современники… Это все, чем мы
занимаемся.
Доктор Патель: Какое сходство.
Прабхупада: Да… Если они схожи, то можно сказать, что я добился успеха.
(Бомбей, утренняя прогулка 3 ноября 1975 г.)
Сходства и различия
Вне сомнений, между учением Шри-вайшнавов и Мадхва-гаудиев существует разница. Шри-вайшнавы
называют Шримана Нараяну Верховной Личностью и источником всех воплощений, тогда как Мадхва-гаудии
почитают Шри Кришну Верховной Личностью Бога, а Шримана Нараяну и других называют воплощениями
Кришны. Также есть и другие различия: а) Мадхва-гаудии поклоняются Радхе-Кришне, в отличие от Шри-
вайшнавов, поклоняющихся главным образом Шриману Нараяне; б) Мадхва-гаудии считают наивысшей
обителью Голоку Вриндавану, а не Вайкунтху; в) определенные настроения преданности достижимы лишь
в Мадхва-гаудия-сампрадае.
Есть случаи «обращения» Шри-вайшнавов в Мадхва-гаудия-сампрадаю, однако Шрила Прабхупада с
большим тактом говорил об этом. Не изменяя своей приверженности Мадхва-гаудие-сампрадае, он всегда
подчеркивал единство:
«Они придерживаются того же мнения. Все ачарьи-вайшнавы, такие как наши Рамануджачарья, Мадхвачарья,
Нимбарка, Вишнусвами… Все они принадлежат к одному и тому же движению» (лекция в Майяпуре, 19
февраля 1976 г.).
«Нет противоречий. Таков вайшнав. Все вайшнавы знают, что Вишну – это Всевышний. Может быть, иногда
Кришну называют воплощением Вишну, а иногда Вишну – воплощением Кришны. Зависит от сампрадаи… Но
Кришна или Вишну – это все равно Всевышний, это признают все (вечерняя беседа, Перт, 6 мая 1975 г.).
«В сампрадаях вайшнавов некоторые преданные поклоняются Радхе-Кришне, другие почитают Ситу-Раму
или Лакшми-Нараяну. Есть и такие, кто поклоняется Рукмини-Кришне. Все эти формы суть одно, и все
преданные – это вайшнавы. Пусть кто-то поет Харе Кришна или Харе Рама, не так важно. Однако поклонение
полубогам не одобряется» («Учение Господа Капилы», текст 44)
«В тексте 154 [“Чайтанья-чаритамрита”, Мадхья-лила, глава 9] Шри Чайтанья Махапрабху очень ясно
объяснил это положение: ишваратве бхеда маниле хайа апарадха. Нельзя различать между формами
Господа – это оскорбление» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 9.155, комментарий).
Подробно изучив беседы и книги Шрилы Прабхупады, можно понять, что Шри Рамануджачарья был для
Шрилы Прабхупады непререкаемым авторитетом в научных вопросах. Шрила Прабхупада относился к Шри
Рамануджачарье с большой теплотой и любовью и цитировал его множество раз, объясняя такие часто
встречающиеся термины, как санатана-дхарма, бхакти-веданта, асура, уникальную концепцию Мадхва-
гаудия-сампрадаи – Панча-таттву; называя вопросы об Абсолютной Истине первым признаком человека;
объясняя, для чего нужна варнашрама-дхарма; объясняя, каким образом творение реально и едино с
Богом, но подчинено Ему и навеки остается Его собственностью; говоря, что множественность душ есть
вечная истина; подчеркивая реальность и трансцендентную природу характера Бога, его формы и деяний;
доказывая, как важно знать и понимать священные писания; говоря о подробных цитатах ведических
текстов; перечисляя великих знатоков философии Веданты; приводя примеры искусного спора; доказывая,
что все священные писания в конечном счете прославляют Верховного Господа; восхваляя независимую
природу преданного служения; подчеркивая, что служение Богу продолжается даже после освобождения;
иллюстрируя могущество женского целомудрия; описывая отвращение к мирским удовольствиям после того
как человек ощутил духовное блаженство; прославляя высокие нравственные устои вайшнава; объясняя
необходимость отречения (вайрагьи); определяя необходимость выхода за пределы кастового сознания;
говоря о необходимости храмов; прославляя силу проповеди и духовные устремления человека. Даже
переводя и комментируя любимый «Шримад-Бхагаватам», даже в этом наиболее сокровенном служении
Шрила Прабхупада считал Шри Рамануджачарью ценным попутчиком. Ни в одном из величайших ученых
всех столетий широта взглядов не проявлялась так ярко, как в личности Шрилы Прабхупады.
Строго блюдя этикет, Шрила Прабхупада в своих научных трудах, лекциях, беседах и письмах к ученикам
всегда отмечал вклад других сампрадай. Признанный лидер всемирного движения, он оставался смиренным
и с радостью отмечал хорошие стороны в других людях. Его жизнь служит нам всем уроком. У него было
кристально чистое сердце, и он был посланником. Шрила Прабхупада видел свою роль в том, чтобы
открывать людям доступ к наставлениям Шри Рамануджачарьи, Мадхвачарьи, Шри Чайтаньи Махапрабху
и других светочей духовной науки. Он не пытался и никогда не принижал ни своих предшественников, ни
своих последователей.
Ценный урок
В своем комментарии к 128-му стиху седьмой главы Ади-лилы «Шри Чайтанья-чаритамриты» Шрила
Прабхупада пишет: «Положения философии Шанкары, словно зубы майявади, ломаются под натиском
убедительных доводов, которые приводят философы-вайшнавы, такие как Рамануджачарья и другие
великие ачарьи. Шрипада Рамануджачарья и Мадхвачарья сломали приверженцам майявады все зубы, и
потому философов-майявади вполне можно называть виданти, беззубыми».
Было время, когда колыбель ведической культуры превратилась в оплот атеизма. Люди перестали верить
в Бога, бессмертную душу и Веды. Чтобы избавить людей от таких разрушительных тенденций, Ади
Шанкарачарья придумал философию адвайты. Труд не прошел даром, и вскоре люди вернулись на путь
Веданты: вновь появилось Трансцендентное Высшее Существо, душа вновь обрела бессмертие, а Веды и
Упанишады снова заняли место на книжных полках.
Однако джин вскоре вырос и больше не вмещался в бутылку. Комментарии Ади Шанкарачарьи на три
фразы: нети нети, тат твам аси и ахам брахмасми превратились в три клыка этого джина и стали называться
майявадой. Вместо того, чтобы стать провозвестником философии преданности, майявада превратилась в
ее заклятого врага.
Шри Рамануджачарья, взмахнув булавой своей «Шри-бхашьи», раздробил все три зуба майявады
и провозгласил начало золотой эры вайшнавизма. В свою очередь Мадхвачарья, Нимбарка Свами,
Валлабхачарья и Шри Чайтанья Махапрабху, которые пришли после Шри Рамануджачарьи, распространили
науку преданного служение по всей Индии.
Майявада была повержена, но, увы, не убита. Затаившись на века, она тихо лежала и зализывала свои
раны. Со временем она отрастила еще более страшные зубы, оскал которых ужаснул бы самого Ади
Шанкарачарью – даже в его рукописях мы не встретим таких нелепых идей. С наступлением эпохи
колониализма и развития межкультурных связей мир постепенно превратился в одну большую деревню.
Открывшиеся дали не могли не привлечь майяваду. Набрав воинов из числа доморощенных гуру, майявада
вторглась в мировое сообщество под флагами Веданты.
В то время, как мир благодушно взирал на поход майявады, родился человек, невысокого роста, но с добрым
и храбрым сердцем. Вооружившись трудами великих ачарьев-вайшнавов, он объявил войну майяваде,
доказав, что она сама является величайшей иллюзией и заблуждением. Сначала в Америке, затем в Европе,
Африке, России, Австралии – повсюду люди возвращались на путь, ведущий к Богу. И, к его особой радости,
под влиянием этой всемирной поступи вайшнавизма, его соотечественники, индийцы, вновь вспомнили о
родных сокровищах преданности. Выиграв множество сражений, он возвратился в любимый Вриндаван,
окруженный преданными всех рас, национальностей, возрастов и прослоек общества – это была подлинная
Организация Объединенных Наций.
Труд, начатый Шри Рамануджачарьей в начале второго тысячелетия, был завершен Шрилой Прабхупадой
в его конце. Шри Рамануджачарья побеждал майяваду в Индии; Шрила Прабхупада – по всему миру. Шри
Рамануджачарью «прикрывали» батальоны стойких вайшнавов; Шрила Прабхупада не получал поддержки
даже от своих духовных братьев. Шри Рамануджачарья раздавал всем святое имя, выкрикивая его с храмовой
башни; Шрила Прабхупада делал то же самое, но в трущобах Нью-Йорка. Шри Рамануджачарья учил
своих последователей: атхато брахма-джигьяса – разуверовавшись в обрядах, начните поиск подлинной
духовности; Шрила Прабхупада тоже учил: атхато брахма-джигьяса – вы попробовали все: наркотики,
грязь и разврат – теперь же попробуйте Кришну. Шри Рамануджачарья учил, что смысл философии в том,
чтобы пробудить в себе преданность Богу; Шрила Прабхупада сам был олицетворением бхакти и Веданты.
Шри Рамануджачарья воздвиг фундамент, на который могут опереться все вайшнавы; Шрила Прабхупада
построил общество, где они все могут жить.
Copyright 2006 © The Bhaktivedanta Book Trust International, Inc.

В избранное