Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православное слово

  Все выпуски  

Православное слово


Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.




 

         №19 (122) июнь 2008 г.
ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО

 

Прославление святых угодников Божиих

icon

Святость есть не просто праведность, за которую праведники удостаиваются наслаждением блаженства в Царстве Божием, но такая высота праведности, что люди настолько наполняются благодати Божией, что она от них течет и на тех, кто с ними общается. Велико их блаженство, происходящее от лицезрения славы Божией. Будучи преисполнены и любви к людям, происходящей от любви к Богу, они отзывчивы на людские нужды и на их моления и являются ходатаями и предстателями за них пред Богом.

Таковы были прежде всего ветхозаветные праведники, Христом освобожденные из ада и введенные в рай, и «наибольший из рожденных женами» Иоанн Креститель. Таковыми стали затем апостолы и их ближайшие преемники. Никто из христиан не сомневался в их святости и по их кончине, большей частью мученической, сразу их стали почитать и призывать в молитвах. Во время высокого духовного подъема в первые века гонений на христиан таковыми явились и мученики. Сама мученическая кончина была дверью к высшим Обителям и христиане сразу начинали их призывать, как святых угодников Божиих. Чудеса и знамения подтверждали эту веру христиан и были доказательством их святости. Также потом стали почитаться великие подвижники. Никто не постановлял почитать святыми Антония Великого, Макария Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Николая Чудотворца и многих других им подобных, но Восток и Запад одинаково чтут их, отрицать их святость могут лишь те, кто в святость не верует. Сонм угодников Божиих возрастал безпрестанно, во всех местах, где были христиане, появлялись и свои новые подвижники. Однако общая жизнь христиан стала снижаться, духовное горение стало тускнеть, не было уже того ясного ощущения, что есть Божественная правда. Посему не всегда общее сознание верующих могло определить, кто есть действительный праведник и угодник Божий. В некоторых местах появились сомнительные личности, которые мнимыми подвигами увлекали часть паствы. Посему церковная власть стала следить за почитанием святых, проявляя заботу, чтобы оградить пасомых от суеверия. Стали исследовать жизнь почитаемых верующими подвижников, и проверять сказания о их чудесах. Ко времени крещения Руси уже установилось, что признание нового святого совершается церковной властью. Постановление власти церковной, конечно, распространялось на подведомственную ей область, однако и другие места признавали обычно совершенное где-либо прославление, хотя бы не вносили в свои месяцесловы. Ведь церковная власть лишь свидетельствовала о святости. Святыми праведники становились не постановлением земной церковной власти, а милостию и благодатью Божией. Церковной властью лишь одобрялось восхваление в церкви и молитвенное призывание нового святого.

Какая власть то должна и могла сделать точно не было определено, во всяком случае власть епископская.

Были прославления, совершенные высшей Церковной властью целой поместной церкви, имена новопрославленных вносились тогда в церковные месяцесловы всей той церкви, другие прославлялись в той или иной местности и почитание их постепенно распространялось в другие места. Обычно прославление совершалось в той местности, где жил или страдал подвижник. Но бывало и иначе. Так, пострадавший в Софии (Средце, Болгария) от турок в 1515 году юноша из города Кратова (Сербия) Георгий, был через 14 лет уже прославлен в Новгороде. Несмотря на то, что и сограждане его почитали его, как новомученика, и даже духовником его была составлена церковная служба, они не смели это проявить открыто, боясь турок, и посему в Новгороде, находившемся в торговых сношениях с теми местами, по распоряжению Архиепископа была составлена служба и стала почитаться память мученика Георгия Нового, откуда она распространилась по всей России. Когда же Сербия и Болгария освободились от рабства турок, они стали пользоваться составленной в России службой, а составленная первоначально в Софии до сих пор является достоянием библиотеки. Последние два века, когда Россия жила во славе и благоденствии, прославления новых святых совершались обычно весьма торжественно по постановлению Высшей Власти, иногда (но не всегда) происходя по всей России, а особенно в местности, где обретались чудотворные мощи. Однако это не изменяет общего порядка в Церкви, и если русские люди под гнетом безбожной власти не могут открыто восхвалять и призывать Богом прославленного угодника Божиего, долг свободной от гнета безбожников части Русской Церкви всенародно чтить и призывать Чудотворца, подобного святителю Николаю, чтимого ныне во всем мире, и молить святого праведного Иоанна о исправлении нашей жизни и о прекращении бедствий, постигших по пророчеству его Отечество наше.

Да даст Господь, чтобы настал тот вожделенный день, когда от Карпат до Тихого океана прогремит:

Величаем тя, праведный отче Иоанне, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего!

Святитель Иоанн (Максимович)

Блаженный Иоанн Чудотворец

"Блаженный Иоанн во Франции. Воспоминания духовной дочери Зинаиды В. Юлем"; По публикации Братства преп. Германа Аляскинского

(продолжение, начало в №1)

14.

Когда наш дорогой блаженный Иоанн уезжал от нас, чтобы приступить к управлению епархией в Сан-Франциско, мне казалось, что, хотя отец Митрофан остается с нами, я потеряю все и останусь полной сиротой. До сего дня не могу вспомнить этот момент без слез. Когда после Литургии в день своего отъезда блаженный Иоанн вышел из алтаря с посохом в руке, чтобы сказать нам несколько слов утешения, я подумала: «Господи, что я буду делать, когда не смогу видеть моего старца, слышать его голос и чувствовать его присутствие? Куда он идет... это так далеко!» И когда он начал свою проповедь, я стала плакать горькими слезами, которые текли у меня из глаз, как две реки. Блаженный Иоанн посмотрел в мою сторону и сказал: «Люди, у которых одна цель и которые стремятся к «единому на потребу», имеют единство душ и никогда не чувствуют разделяющее их расстояние. И не имеет значения, сколь это расстояние велико: оно никогда не может быть препятствием для той духовной близости, что соединяет этих людей в единстве душ».

После этих слов мои слезы мгновенно высохли, и я подумала: «Как удивительно! Будто кто-то закрыл у меня кран!» И сразу на сердце стало так тепло, так приятно, так радостно (как на Пасху), что я даже забыла, что наш блаженный покидает нас. И когда мы поехали провожать его в аэропорт, я вместо печали ощутила радость. Совершенно не ощущала, что он покидает нас навсегда.

Что же это было, что заставило мою печаль внезапно претвориться в радость? Его молитвы.

продолжение следует...

Соборные молитвы
ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому и ко
Святым Царственным Мученикам: Благоверному Царю Николаю, Благоверной Царице Александре, Благоверному Царевичу Алексию, Благоверным Царевнам Ольге, Татиане, Марии и Анастасии

     Фонд имеет пастырское благословение на чтение акафистов и канонов Святым Царственным Мученикам и на публикацию расписания для друзей Фонда и желающих помолиться у себя дома. Каждую субботу читаются акафисты поочередно каждому из Святых Царственных Мучеников. Для желающих прислать записки просьба делать это в действительной нужде и если Вы будете молиться вместе с нами. Наш дорогой Батюшка в храме, где он служит, читает акафисты по субботам перед литургией.

     Мы рады получить любую информацию о соборных молитвах ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому Чудотворцу и Святым Царственным Мученикам и Страстотерпцам.

Русский храм на чужбине

(продолжение, начало в №1)

ХРАМЫ КИТАЯ

Владыка всячески поощрял инициативу во славу Божию, живо интересуясь каждым делом, давал необходимые указания, ободрял в неудачах и возгревал дух работающих в винограднике Христовом. Результаты деятельности владыки были налицо. Открылась Харбинская епархия при 18-и храмах, а в год его кончины их было 40. Велика власть епископа, но такая власть дается не для господства, как у властей мирских, а по завету "Кто хочет из вас первый быти, да будет всем слуга". Вот таким слугой Христовым и был почивший Митрополит Мефодий, память о котором всегда будет храниться в Русской Церкви.

В своих произведениях владыка Мефодий показал себя как вдумчивый и даровитый церковный писатель, обнаруживая здесь свою мудрость, свои глубокие богословские познания и умение отчетливо и ясно излагать свои мысли».

Преемником Митрополита Мефодия на Харбинской кафедре стал архиепископ Мелетий (Забаровский). В 1941 году в Харбинской епархии было 69 церковных учреждений: 50 храмов с приходами и 2 без приходов, 8 приписных храмов, 6 молитвенных домов и 3 монастыря. Помимо линии КВЖД в Северной Маньчжурии в состав епархии входили церкви и православные приходы: Сахалинская церковь, Успенский молитвенный дом в Кобе, приход в Тэйхо (Япония), в Бандунге на острове Ява (Нидерландская Индия), церковь «Новина» в Северной Корее.

С марта 1932 года по август 1945 года на территории Маньчжурии существовало созданное японцами Маньчжурское государство - Маньчжоу Го. В связи с этим и тем, что на Православие увеличились нападки униатов и сектантов, в 1933 году в Харбинской епархии было открыто викариатство, во главе которого встал епископ Димитрий - принявший монашеский постриг протоиерей Николай Вознесенский, отец иеромонаха Филарета, будущего третьего Первоиерарха РПЦЗ.

Владимир Черкасов-Георгиевский

продолжение следует...

Воскресенье 

9. Святителя Кирилла, архиепископа Александрийскаго (444). Преподобнаго Кирилла, игумена Белоезерскаго (1427). Преподобнаго Александра, игумена Куштскаго (1439). Мучениц Феклы, Марфы и Марии в Персии (346).

Понедельник 

10. Священномученика Тимофея, епископа Прусскаго (IV). Преподобнаго Силуана, схимника Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII—XIV). Святителя Василия, епископа Рязанскаго (обретение мощей 1609). Святителя Иоанна, митрополита Тобольскаго (1715). Мучеников Александра и Антонины девы (ок. 313). Преподобнаго Феофана Антиохийскаго (369). Святителя Вассиана, епископа Лавдийскаго (409).

Вторник 

11. Святых апостолов Варфоломея и Варнавы (I). Преподобнаго Варнавы Ветлужскаго (1445), Преподобнаго Ефрема Новоторжскаго (перенесение мощей, 1572). Иконы Божия Матери, именуемыя «Достойно есть» («Милующая») (X).

Среда 

12. Преподобнаго Онуфрия Великаго (IV). Преподобнаго Петра Афонскаго (734). Благоверный великия княгини Анны Кашинския (обретение мощей, 1649, и второе проспавление, 1909). Преподобнаго Арсения Коневскаго (1447). Преподобнаго Онуфрия Мальскаго, Псковскаго (1492). Преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких (1561). Преподобных Онуфрия и Авксентия Вологодских (XV—XVI). Преподобнаго Стефана Озерскаго. Комельскаго (1542). Преподобных Иоанна, Андрея, Ираклиона п. Феофила (IV).

Четверг 

13. Святыя мученицы Акилины (293). Святителя Трифиллия, епископа Левкусии Кипрской (ок. 370). Преподобных Андроника (1395) и Саввы (XV), Московских. Мученицы Антонины (III—. IV). Преподобныя Анны и сына ея Иоанна.

Пятница 

14. Святаго пророка Елисея (IX в. до Р. X.). Святителя Мефодия, патриарха Константинопольскаго (847). Благовернаго князя Мстислава, во святем крещении Георгия, Храбраго, Новгородскаго (1180). Преподобнаго Мефодия, игумена Пешношскаго (1392). Преподобиаго Елисея Сумскаго (XV—XVI).

Суббота 

15. Святаго пророка Амоса (VIII в. до Р.Х.). Святителя Ионы, митрополита Московскаго и всея России, чудотворца (1461). Преподобных Григория и Кассиана Авнежских (1392). Мученика Дулы Киликийскаго (IV). Мучеников Вита, Модеста и Крискентии питательницы (ок. 303). Преподобнаго Дулы страстотерпца, Египетскаго. Преподобнаго Иеронима Стридонскаго (420). Преподобнаго Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольскаго (перенесение мощей, ок. IX в.). Благовернаго князя Лазаря Сербскаго (1389). Святителя Ефрема, патриарха Сербскаго (XIV). Блаженнаго Августина (430).

 

О Фонде История проектов Фонда Обсудить на православном форуме Архив рассылки
Ждем Ваши вопросы и предложения по адресу info@adamovka.ru
Фонд Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца

Москва, Россия
Russian France Deutch Italian English Netherlands Chinese



Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.


В избранное