Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Православная газета "Параскева пятница, преуготовление" N 29


Информационный Канал Subscribe.Ru

РУСЬ СВЯТАЯ, ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ, В НЕЙ ЖЕ ТЕБЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

ПАРАСКЕВА
(пятница, преуготовление )

Сайт рассылки
№ 29
Издается по благословению Высокопреосвященнейшего Анастасия архиепископа Казанского и Татарстанского
февраль 2005 г.

Официальное издание Бугульминского благочиния Казанской епархии Московского Патриархата

(электронный вариант)

(выходит один раз в месяц)


Главный редактор протоиерей Иоанн Антипов, благочинный Бугульминского округа

Технические редакторы
(печатный вариант)

Юлия Есакова

(электронный вариант)
Николай Новиков

Адрес редакции:
423250,
Россия, РТ,
г. Лениногорск,
ул. Ленинградская д.38, кв. 20
e-mail:
prichod@yandex.ru

Газета набрана и сверстана на компьютерном оборудовании редакции

Полная версия газеты с изображениями находится здесь. Информация для тех, кто смотрит архив газеты на каналах рассылки.

2 / 15 февраля - СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ .

Икона: Крещение Господне

Тропарь, глас 1-й:
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующего нам воскресение.

Кондак, глaс 1-й:
Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже; но умири во бранех жительство, едине Человеколюбче.

31 января / 13 февраля - СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ

Тропарь
Новомученикам и исповедникам Российским.

Днесь радостно ликует Церковь Русская, яко мати чада, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми Истину соблюдшия. Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века.

Читайте в номере:

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

Юбилейные и памятные даты в 2005 году.

БЕСЕДЫ О ИКОНОПИСИ.
СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ.
НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ.
НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ.

МАСЛЕНИЦА.

МНЕНИЕ...

АЗЫ ПРАВОСЛАВНОГО
БЛАГОЧЕСТИЯ.
СВЯТЫЕ ПРАВИТЕЛИ РОССИИ.
Святой благоверный князь Довмонт.
КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ.
Свияжские монастыри.
На острове Буяне...
СРЕТЕНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ.
НАШ КРОССВОРД.
 

 


СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

    15 февраля по н.ст. (2 февраля по ст.ст.) Церковь празднует двунадесятый праздник Сретение Господне. Слово «сретение» по-славянски означает встреча. История этого праздника такова.
    По закону Моисееву все еврейские родители должны были своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения приносить в храм для посвящения Богу. При этом полагалось в благодарность Богу приносить жертву. Закон этот был установлен в память исхода евреев из Египта – освобождения от рабства и спасения тогда первенцев еврейских от смерти.
    В притворе храма два ветхозаветных праведника – праведные Симеон, названный Богоприимцем, и пророчица Анна встретили Святое Семейство. Еще в молодые годы святой прав. Симеон во время перевода книги пророка Исайи решил вместо слов: «Дева родит Сына» написать: «молодая Женщина родит Сына», но был остановлен ангелом, который возвестил ему, что тот не умрет, пока не увидит воочию исполнение пророчества.
    Прошли годы и десятилетия. Три раза старец встретил рубеж веков, но смерть как будто забыла о нем. Старец был живой летописью Израиля. Встретив Пресвятую Богородицу в Иерусалимском храме, прав. Симеон взял на руки Младенца Иисуса и благословил в молитве Бога. Пророчество исполнилось. Слова вдохновенной молитвы прав. Симеона-Богоприимца Церковь и ныне вспоминает за ежедневным вечерним богослужением: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси Ты уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля». Возвратив Младенца в руки Матери, прав. Симеон благословил Ее и прав. Иосифа Обручника. По внушению Духа Святаго прав. Симеон пророчествовал также Деве Марии о ее будущих страданиях.
    Вместе с прав. Симеоном Богоприимцем славила и благодарила Бога пророчица Анна – пожилая женщина, жившая при храме. Святая Церковь называет ее вдовой, целомудренной, преподобной, старицей и пророчицей.
Так произошла встреча одного из ярчайших представителей Ветхого Завета с Христом, принесшим в мир Новый Завет.

Анна Антипова

Юбилейные и памятные даты в 2005 году.

Даты даны по новому стилю.

  • 1700 лет - преставления великомученика и целителя Пантелеимона ( 09.08.305)
  • 1625 лет - преставления преподобной Макрины, сестры святителя Василия Великого (01.08.380)
  • 1575 лет - преставления блаженного Августина (430)
  • 1350 лет - преставления святителя Мартина исповедника, папы Римского (655)
  • 1300 лет - преставления святителя Каллиника, патриарха Константинопольского (05.09.705)
  • 825 лет - преставления благоверного князя Мстислава, во Святом Крещении Георгия, Храброго,
    Новгородского (27.06.1180)
  • 625 лет - явления Гребневской иконы Божией Матери (10.08.1380)
  • 600 лет - явления Молченской иконы Божией Матери (01.10.1405)
  • 550 лет - преставления святителя Питирима, епископа Великопермского (01.09.1455)
  • 525 лет - преставления преподобного Ионы Псково-Печерского (11.04.1480)
  • 475 лет - явления Сурдегской иконы Божией Матери (28.08.1530)
  • 450 лет - учреждения Казанской епархии (1550)
  • 425 лет - преставления блаженного Иоанна Власатого, Ростовского чудотворца (16.09.1580)
  • 375 лет - перенесения мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского (03.07.1630)
  • 275 лет - преставления праведного Иоанна Русского, исповедника (09.06.1730)
  • 200 лет - обретения мощей святителя Иннокентия, епископа Иркутского (22.02.1805)


БЕСЕДЫ О ИКОНОПИСИ.
СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ.

Собор новмучеников и исповедников Российских    Первая половина ХХ века ознаменовалась невиданными по масштабам гонениями. Одному Богу известно, сколько православных людей пострадало в эти трагические годы за свою веру во Христа, вряд ли будут все мученики наименованы, ибо число их, по мнению некоторых, достигло нескольких миллионов. Но, слава Богу, в нашем церковном календаре появился день памяти новомучеников Российских – первое воскресение после 25 января по старому стилю (7 февраля – по новому).
    Написана и соборная икона новомучеников и исповедников Российских. Есть список этой иконы и в нашем храме, он располагается на правой стене. Оригинал написан во время прославления новомучеников – в 2000 году. Он находится на амвоне Храма Христа Спасителя. Сегодня мы поговорим о том, как писалась эта икона.
    Она создана в стенах Свято-Тихоновского Богословского института на факультете церковных искусств.
    Долго обсуждался вопрос, на фоне какого храма будут изображены святые. Предлагалось избрать для этой роли Успенский собор Московского Кремля или храм Феодоровской иконы Божией Матери. В конце концов, было принято решение остановиться на Храме Христа Спасителя, потому что он сам по себе является храмом-мучеником. Кроме того, нужно было составить списки новопрославленных мучеников и исповедников, помещаемых на иконе.
    Тематику ХХ века нужно было вписать в классические иконографические формы. Изображение святого в пиджаке смотрится, по меньшей мере, странно. Поэтому царь-мученик Николай II изображается в древней одежде, и это имеет свои основания, потому что на коронации он был в этой древней царской одежде.
Что касается профессоров, то с ними сложнее. Профессор кроме сюртука ничего никогда не носил, но при этом он свят. Самая главная проблема современной иконы, частным случаем которой является поднятый нами вопрос, это соотношение вечного и временного.
Икона изображает вечное с элементами реального. Конечно, эти элементы нужны, но как второстепенные. Икона отталкивается от реальной ситуации, но переносит ее в вечность. Святые – это те люди, которые уже при жизни своей находятся в Царстве Божием, и икона старается явить это их вечное и прославленное состояние.
Безбожнии осуждают сщмч. Вениамина и ихже с ним на смерть    На одном из клейм иконы новомучеников изображен суд над епископом Вениамином Петроградским. В числе осужденных на этом суде, и причисленных к лику святых, были и миряне. На иконе их тоже необходимо было представить. Этот вопрос попытались решить, во-первых, с помощью цвета – не натуралистического, а иконописного. Вы знаете, что очень часто цвет на иконе не соответствует натуре, а имеет чисто символическое значение. Поэтому одежды мирян были изображены цветными, а не серо-черными, так сказать, «пиджачного» цвета, и форма одежды была несколько стушевана, она четко не читается. Намного проще оказалось писать фигуры убийц, потому что их красноармейская форма, их зловещие силуэты органично вписались в то пространство иконы, где изображалась негативная сторона событий.
    В центре иконы на переднем плане изображены Царственные мученики, которых окружают священномученики – митрополиты, епископы, священники и монахи, перед престолом Божием стоящие. Лики некоторых еще не изображены, и не только потому что никакая, даже самая большая икона не способна вместить всех, но и потому что работа комиссии по канонизации продолжается, а по традиции нашей церкви, лики святых изображаются только после прославления, которые, надеемся, вскоре последуют.
    Святые новомученики и исповедники Российские, молите Бога о нас!

Анна Антипова


НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ.

Гравюра. Притча о мытаре и фарисее.    Перед Великим постом есть три недели, подготавливающие нас к посту. В первые из этих трех недель Церковь вспоминает притчу о мытаре и фарисее. Фарисей был человеком праведным по внешнему исполнению всех обязанностей и законов, но гордым и тщеславным по сути, поэтому он, молясь Богу, не каялся в грехах, которых у него было множество. А благодарил Бога за свои добродетели, хвалился ими и даже осуждал ближних. А мытарь (сборщик налогов) был действительно грешным человеком по делам, но, придя в храм, он стал каяться пред Богом от всей души. Поэтому и сказано в Евангелии, что мытарь получил большее прощение, так как был искренним в своем покаянии. Это подает нам пример для жизни во время Великого поста. Если мы будем подобно фарисею молиться, хваля самих себя, то такая молитва пойдет нам только во вред.
    Приготавливая себя к Великому посту, мы должны просмотреть всю свою жизнь и сравнить себя с фарисеем из этой притчи: не мы ли, так часто осуждая в скупости и жестокости ближних, отказываем в помощи нуждающимся под видом различных предлогов? Церковь не зря вспоминает об этой притче, давая нам возможность осознать нашу жизнь и найти путь к истинному спасению.

Анастасия Антипова



НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ.

Икона:. В неделю о блудном сыне.    Неделя о блудном сыне – вторая из подготовительных недель к Великому посту. В ней вспоминается притча о возвращении блудного сына, одна из самых известных в Новом Завете, о том, как взяв свою долю, ушел в «страну далече» младший из двух сыновей богатого и знатного человека, и, претерпев множество страданий, решил вернуться и жить в доме любящего, доброго и щедрого отца пусть уже не в качестве сына, но последнего слуги.
Отец принял своего блудного сына, не помня его грехов, но радуясь тому, что он жив. Отец простил любимому сыну все и принял его с радостью и хотел, чтобы все близкие разделили эту радость, и устроил пир – праздник по причине его возвращения. Эта притча послужила сюжетом для очень многих картин всех времен.
    Эта притча вспоминается в преддверии Великого поста, призывая нас, православных христиан, вернуться к Отцу нашему Небесному. Великий пост – это время покаяния, время, когда верующий человек должен вспомнить о своем предназначении жить рядом с Богом и в этой временной жизни и в вечности. Все мы в той или иной мере являемся блудными детьми, бегущими в страну далече, где нам живется трудно, где мы испытываем страдания, но не всегда хотим вернуться и покаяться, или хотим, но не хватает сил этого сделать. Без Бога, без веры, без исполнения Божиих дел нам бывает очень плохо, но даже просто прийти в храм и помолиться, а тем более прибегнуть к спасительным Таинствам Церкви бывает для многих еще труднее, особенно если жизнь течет более или менее нормально и нет причин для особенных молитвенных подвигов. Для этого и существует время поста, когда каждый православный христианин призывается Церковью к Богообщению в молитве и покаянию, к соединению с Богом в Таинстве Евхаристии. Конечно, хорошо бы не забывать об этом не только во время поста, но пост специально установлен Церковью для усиления молитвы, для покаянного настроения и близости ко Господу. Именно поэтому и вспоминает Церковь во время подготовки к Великому посту о блудном сыне, пожелавшем вернуться к своему Отцу.

 


МАСЛЕНИЦА.

Гуляния на масленицу    Неделя перед Великим постом носит название Масляной или Сырной седмицы и является последней в череде подготовительных недель перед Великим постом.
    По народной традиции Масленицу принято считать временем праздничного веселья с ряжеными, играми и объедением блинами. Также весело проводят последнюю неделю перед постом и католики – во многих католических странах проводятся грандиозные карнавалы, о чем нам не забывает сообщать телевидение.
    Традиционными являются в нашем народе блины – кушанье, которому наши СМИ почему-то пытаются придавать некоторое мистическое значение. На самом деле блины очень органично сочетаются с блюдами сырной седмицы – ведь мясо уже на православном столе не полагается, а с молочными продуктами блины сочетаются идеально, так же как и с рыбой, особенно с соленой.
    В церковной же традиции главными на Масленице являются богослужения, совершаемые по постной Триоди, и они в значительной мере уже напоминают великопостные по своему покаянному содержанию.
Постная пища – это не самоцель поста, а средство для духовного возрастания. Православным людям следует об этом помнить и не усердствовать чрезмерно на Масленице ни в объядении, ни в увеселениях. Но в то же время, конечно, Масленица – это не сам пост, это преддверие поста, и умеренные радости скоромного времени и допустимы и полезны.
    Поэтому давайте печь блины и отмечать скоромную седмицу этим простым и вкусным символом Масленицы, ходить в гости и постараться почаще бывать в храме, где уже поют традиционное великопостное «Покаяния отверзи ми двери…»

Л.П.Антипова

МНЕНИЕ...

    Для современного человека XXI века по Р.Х. колебания прав.Симеона при переводе Священного Писания Ветхого Завета, о чем нам подробно говорит история праздника Сретения, и воздаяние Божие за его невольный грех могут показаться странными. К сожалению, в нашем современном обществе с размытыми нравственными понятиями слова девушка, дева утратили свой первоначальный смысл и ничего не говорят о целомудренном состоянии его обладательницы.
     «Девушка с ребенком» - еще двадцать лет назад эти слова носили уничижительный смысл, сегодня они – норма.
    «Ваша жена – красивая девушка», - можно нередко услышать и говорящий не понимает, что жена (женщина) и дева (девушка) взаимоисключающие понятия, такие, как горячий лед или холодное пламя, и в этих словах (простите, трудно удержаться от иронии) содержится намек на неполноценность мужа.
    «Девушка!» - обращаются в магазине к седой покупательнице, держащей за руку внука (судя по возрасту); «Девушка!» - окликают сорокалетнюю работницу прилавка с обручальным кольцом на руке.
Таких примеров несоответствующего обращения можно привести множество. Если бы такое несоответствие говорило только об утрате культуры речи и общения, это было бы не так страшно. Худо то, что утрачивается, да уже и почти утрачено понятие о девственном состоянии человека (независимо от пола) как о состоянии, имеющем особенную ценность в очах Божиих.
Целомудренный – сохранивший целостную мудрость – это в первую очередь человек, соблюдающий девство, причем не только в поступках, но и в чувствах, и в мыслях, и в словах.
    Но и в браке человека называют целомудренным, если он хранит верность супругу (супруге).
    Очень хочется надеяться, что хотя бы в православной среде, среди людей, читающих Евангелие и бывающих в храме на богослужении (словом, людей воцерковленных) оставалась привычка правильно обращаться к людям, не подменяя, пусть даже на словах, совершенно разные понятия, не смотря на то, что так принято в окружающем нас отнюдь, увы, нехристианском мире.

Прихожанин



АЗЫ ПРАВОСЛАВНОГО
БЛАГОЧЕСТИЯ.

Девятая статья.
ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ.
(продолжение)

На таинстве крещения.    Сегодня мы поговорим немного о том, как происходит Таинство Крещения.
    Вначале совершается оглашение. Прежде оглашение предваряло Крещение и совершалось отдельным образом, ныне оглашение непосредственно предшествует Крещению. Все, что происходит во время оглашения, имеет глубокое значение. Самое существенное: заклинание сатаны, отречение от него, последующее обещание сочетаться (присоединиться) Христу и в конце – исповедование Православной веры.
Христиане по личному духовному опыту знают, какова сила носителя зла – диавола, активно борющегося с добром. Заклинание сатаны, по словам Господа нашего Иисуса Христа: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мф. 16;17), открывает крещаемому возможность вступать в брань с врагами рода человеческого и побеждать их. С этого момента крещаемый становится уже воином Христовым, и до самой смерти будет вести борьбу с силами зла. Эту борьбу вел уже за нас всех Богочеловек Иисус Христос, и она увенчалась Его полной победой. Имея помощником Спасителя, мы, христиане, никогда не должны унывать в своей духовной борьбе.
Чтение Символа Веры – признание Богу и людям в согласии с основными догматами Православной Церкви, заключает собою все научение христианской истине, которое в древности предшествовало Крещению, а в настоящее время происходит уже после того, как человек крестился.
    Ответственность за обучение законам Нового Завета берут на себя родители крещаемого и его крестные – восприемники. Надо помнить, что быть крестным отцом или матерью – большая ответственность. Крестные отцы и матери должны заботиться о духовном росте своего восприемника, заботиться об обучении его истинам Православной веры и обязательно молиться о его спасении. Понятно, что выбор крестных должен делаться осмысленно и желательно, чтобы будущие восприемники были церковными людьми. Ведь в деле воспитания важнейшим моментом является личный пример наставника и духовное воспитание в данном случае – не исключение. Поэтому крестными могут быть только люди крещенные, и родители должны руководствоваться не столько личной симпатией, сколько способностью будущего восприемника стать духовным наставником и руководителем в совершенствовании в христианских добродетелях.
В последование Таинства Крещения входит освящение воды и елея (масла) и последующее самое главное священнодействие – троекратное погружение крещаемого в воду со словами: «Крещается раб Божий во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».
Вода была издревле символом очищения, а погружение в нее – символ покаяния. Наряду с этим была она и символом жизни. По словам святителя Кирилла Иерусалимского, вода по освящении становится для крещаемого «гробом и матерью». Гробом, потому что погружаясь в купель, человек соединяется со смертью Христовой; матерью, потому что через крещение совершается новое рождение для жизни вечной. Поэтому, зная, сколь важное символическое значение придает Церковь погружению при совершении Крещения, становится непонятным, что для некоторых является препятствием именно погружение в святую воду купели. «Покропил бы батюшка, да и все», - именно такие пожелания можно иногда слышать от приходящих креститься. Между тем, традиция Русской Православной Церкви диктует именно Крещение через погружение, и то, что так не делается повсеместно, говорит либо о невозможности соблюсти эту традицию за неимением условий, или (увы!) о забвении традиций.
    Вспомним: раньше людей, крещенных неполным погружением (в случае крайней нужды такое допустимо), снисходительно именовали «обливенцами», и были времена, когда «обливенцев» не рукополагали в иерейский сан. Действительно, Крещение кроплением или обливанием совершалось в случае крайней нужды под угрозой смерти или недостатка воды. И в настоящее время, в случае близкой смерти, крещение может совершить любой мирянин (православный христианин без священного сана) путем погружения в воду, обливания или кропления, а в случае отсутствия воды (и такое случается) крестят, посыпая песком или землей.
Святая Церковь знает также крещение кровью, когда не успевший креститься человек запечатлевает свою верность Христу мученической смертью.

Протоиерей Иоанн Антипов

 

 

Предыдущие статьи:
АЗЫ ПРАВОСЛАВНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ.

Первая статья. Причащение больных.

Вторая статья.
Троицкая родительская суббота..

Третья статья.
Как вести себя близким умирающего человека.

Четвертая статья.
О православных традициях погребения умерших.

Пятая статья.
О поминовении усопших.



СВЯТЫЕ ПРАВИТЕЛИ РОССИИ.
Святой благоверный князь Довмонт.

Св. блг. кн.  Довмонт    Продолжаем цикл статей «Святые правители России». Сегодня вы узнаете о святом благоверном князе Довмонте.
    Благоверный князь Довмонт, во святом крещении Тимофей, был супругом благоверной княгини Марии, дочери великого князя Димитрия Александровича и внучки Александра Невского.
    В 1263 году из-за междоусобной войны в Литве князь Довмонт бежал из нее в Псков с тремястами семьями литовскими. Здесь, как говорит древний летописец, «дохнула на него обновляющая благодать Божия», и он крестился. Затем псковичи выбрали его на княжение, но вместе с тем, желая соединить его с дорогим для них родом святаго Александра Невского, они выпросили для Довмонта руку княжны Марии, внучки святого. Так пришелец из Литвы стал княжить во Пскове. Он щедро возблагодарил свое новое отечество: своею доблестью и ревностью по вере он напоминал Пскову лучших князей земли Русской.
    Довмонт пошел войной на дикую Литву, которая часто вторгалась в пределы Русские, опустошая жилища и уводя в плен множество христиан. Победив, он долгие годы был вынужден отражать нападения разных народов на псковские земли. Особенно важны его подвиги в войне с литовцами, желавшими не только завоевать территории, но и принуждали русских к католицизму.
    В 1269 году на Русь пришел магистр с восемнадцатитысячным войском и стенобитными орудиями, намереваясь стереть Псков с лица земли. Осмотрев силы неприятелей и собрав войско, Довмонт пришел в Троицкий собор, положил свой меч перед алтарем, пал ниц и молился со слезами: «Господи Боже сил! Призри на кротких и смиренных рабов Твоих и смири высокоумие гордых». Игумен Мирожский Исидор перепоясал князя мечом и благословил на битву за святую веру. Храбрый князь, не дожидаясь новгородцев, ударил с дружинами псковскими на немцев, разрубил лицо магистру и истребил несколько тысяч латинян. На десятый день осады подоспели полки новгородские, немцы бросились спасаться бегством и, наконец, заключили мир на условиях, какие предписал им Довмонт.
    После этого немцы на долго оставили пределы Русские. Святой Довмонт показывал пример и своей жизнью: он судил народ праведно, не давал слабых в обиду, помогал бедным, посещал узников в темницах, покоил странников, любил духовенство, строил храмы, проводил жизнь в посте и молитве и благоговейно чтил праздники.
    В начале 1299 года, приближаясь к блаженной кончине, доблестный князь, уже маститый старец, должен был в последний раз отразить немцев от Пскова. Вскоре после тяжелой болезни святой скончался и был погребен под сводами соборного храма Святой Троицы. Спустя год почила и его блаженная супруга Мария, в иночестве Марфа.
    Псковичи верят, что мужественный и благочестивый князь их – угодник Божий и небесный заступник города, в котором княжил. Во всех затруднениях и пред битвою с врагами они неизменно обращались с молитвой к святому Довмонту и по вере своей получали помощь. В 1480 году, когда немцы в числе ста тысяч осадили Псков, святой князь Довмонт явился к одному благочестивому мужу и сказал ему: «Возьмите покров гроба моего, обнесите его три раза вокруг города с крестным ходом, молитесь и не бойтесь». Исполнив волю святого князя, псковичи смело вступили в бой с врагами и принудили их снять осаду.

Анастасия Антипова

 

 

Предыдущие статьи:

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга.

Святой равноапостольный великий князь Владимир.



КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ.

    Сегодня мы продолжаем знакомить наших читателей с литературой, имеющейся в книжной лавке и в библиотеке.
Книга "Живый в помощи"    Вновь поступила книга Виктора Николаева «Живый в помощи. Записки афганца». Это издание в твердом переплете предваряется новым авторским вступлением. Документальная повесть уже есть в нашей библиотеке и пользуется популярностью среди наших прихожан. Для тех, кто еще не знаком с книгой о тяжелой судьбе офицера-десантника, воевавшего в Афганистане и побывавшего чуть не во всех горячих точках в 1988-1989 годах на территории Советского Союза, советуем ее прочитать. Непростыми путями вел к Себе Бог политработника Советской Армии. Повесть написана человеком уже глубоко верующим и именно с позиции православного человека описывается правота воина-защитника, который, по словам иерея Константина Молчанова, подвигом своим, страданиями, кровию своею, чудом оставшись в живых, исповедовал верность заповеди Христовой положить жизнь за други своя, исповедовал верность своей Родине, своему долгу.
«Где тонко, там и рвется», - говорит русская пословица. Сегодня таким «тонким» местом является семья, семейная жизнь. О том, как созидать православную семью и как сохранить «последнюю крепость» в нашем греховном мире, рассказывает следующая книга.
Книга "Последняя крепость"«Последняя крепость» - это ответы на вопросы, которые задавали настоятелю храма святой мученицы Татианы при Московском государственном университете протоиерею Максиму Козлову. Вопросы, что называется, «на злобу дня». «Это книга настоятельных вопросов о браке, об отношениях с детьми, с родными и близкими, вопросов насущных, особенно для молодых, еще не окрепших в своем религиозном сознании христиан»,- пишет в предисловии автор. Можно рекомендовать ее как хороший подарок знакомым или родственникам на годовщину свадьбы или по другому поводу.
«Земные пути. Из жизни праведников» - книга для детей, изданная в Даниловском монастыре. Это сборник коротких рассказов о замечательных русских людях, мирских праведниках. Среди героев этих рассказов есть личности очень известные – Наталья Долгорукая (урожденная Шереметьева), удивительная женщина – дочь прославленного фельдмаршала Петра Великого. Родившись в богатой и знатной семье, Наталья должна была выйти замуж за друга юного императора Петра II. Выходила она за князя Ивана Долгорукого по большой любви, и когда за несколько дней до свадьбы Петр II умер, а князь Иван тут же попал в опалу, она все же пошла под венец, почти 11 лет провела в ссылках, пережила страшную смерть мужа (его четвертовали), потеряла троих детей, а когда была возвращена по восшествии на престол Елизаветы Петровны, то не захотела, несмотря на милость к ней новой императрицы, выйти замуж и удалилась в монастырь, где и умерла в 56 лет, оставив на память свои заметки, которые в свое время были очень популярны и считались очень хорошим чтением для юных девушек всех сословий.
Книга "Земные пути"    Еще бы хотелось выделить рассказ о Николае Ивановиче Ильминском, много сделавшим для проповеди слова Божия в Казани. Имя этого замечательного педагога достаточно хорошо известное среди специалистов, не должно быть забыто потомками. Да и другие рассказы о людях малоизвестных послужат хорошим примером для наших детей.

Л.П.Антипова

 


Свияжские монастыри.
На острове Буяне...

    Мы продолжаем начатый в прошлом номере рассказ о монастырях на острове Свияжске.
    Об этом острове царь Иоанн Васильевич писал: «Отныне и во веки повелеваю, чтобы место сие святое снабжалось всем необходимым из моей казны». На небольшом острове было раньше двадцать (!) храмов. Еще Пушкин, бывший тут, воспел этот остров в известной сказке: «Мимо острова Буяна, в царство славное Салтана…» На крошечном кусочке суши сияли золотом купола стольких храмов!.. Сейчас сохранились только шесть из них. Идешь по острову и видишь на пригорочке надпись: «Здесь раньше был Софийский собор»… И много там таких холмиков.
    В Успенском храме мужского Троице-Сергиева монастыря находятся несколько необычных фресок. В алтаре на сводчатой колонне большая старинная фреска, на которой изображен в полный рост русский царь Иоанн Васильевич Грозный. Фреска сохранилась плохо. Нимба над головой царя нет. Иоанн Грозный на фреске хотя и с трудом, но все-таки узнается.
В этом же храме с левой стороны, на сводчатом столбе перед иконостасом находится еще одна поразительная фреска – у святого воина-мученика Христофора… лошадиная голова! Каждый, кто видит ее впервые, сначала переживает изумление. Фреска хорошо сохранилась. Размер ее около двух метров. В земной жизни мученик Христофор (память 9 мая ст.ст.) был прекрасен ликом. И чтобы не являться соблазном для людей, он молил Бога о том, чтобы была у него безобразная внешность. И вот, его молитвенное прошение было исполнено. У него стала голова словно бы лошадиная (по некоторым источникам – собачья).
Фреска эта старинная – шестнадцатого или семнадцатого века. Ее не реставрировали. После революции в этом храме все фрески были уничтожены. Только эту – самую удивительную – монахам удалось спасти. Они завалили это место всяким хламом, навалили его целую гору. А когда спустя десятилетия этот хлам разгребли, то увидели фреску хорошо сохранившейся. Такое изображение святого мученика Христофора – единственное во всем Православном мире. Более принято изображать святого Христофора с человеческим лицом, но лишь держащим в руке не то песью, не то лошадиную голову.
    На территории мужского монастыря находится захоронение, где покоятся 97 человек, замученных во время репрессий. Там уже и памятник поставлен. А на другом конце острова есть другое захоронение – нескольких красноармейцев, охранников из ГУЛАГа. И вот, люди стали обращать внимание на то, что на могиле красноармейцев не растет трава. А у мучеников-христиан много зелени на могиле. Приезжали сюда ученые-почвоведы, изучали этот феномен, но так и не смогли определить, почему именно на этом месте столько лет не растет трава… Вообще, на острове в послереволюционные годы происходила страшная вакханалия. Здесь отбывал свой срок русский ученый Сергей Королев. На острове где ни копни – всюду кости замученных людей. Местные жители рассказывали, что монахов тут даже подвешивали крюками за ребра…
История и судьба Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря связана с древнейшим Свияжским Троице-Сергиевым монастырем. Покровительство святого Сергия Радонежского над обителью ощутили и новые насельницы Иоанно-Предтеченской обители. Чудесным знаком присутствия Сергия Радонежского и его участия в трудах инокинь стало то обстоятельство, что в день, когда Церковь воспоминала молитвенника и печальника земли русской, в Сергиевой церкви замироточил образ прп. Сергия. Не на старой, а на новой иконе появились капли мира. Они прибывали в течение нескольких дней. Собирались в струйки и словно текли вдоль складок одежды. Под иконой паркет был пропитан миром.
    Насельница женского монастыря монахиня Евфросиния семь месяцев прожила в Горненском монастыре в Иерусалиме. Сестры обители приняли ее с теплотой и любовью и не хотели отпускать. Но мон. Евфросиния скучала по родной земле и вернулась домой. «Мы пришли сюда под покров Божией Матери и за небольшое время познали многоразличные скорби и горести. Но вместе с тем и неизреченную радость, что мы с сестрами имеем возможность молиться, трудиться и возрождать не только эти стены, но и свои души», - говорит монахиня Евфросиния.

Ю.А.Есакова

 

 

Предыдущие статьи:

Первая статья.

СРЕТЕНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ.

Много детей, яркие костюмы,
интересные и разные
сценки, шум, гам…
И тонкая радость на душе…
(впечатление зрителя)

    Фестиваль «Сретение» - традиционный и уже долгожданный маленький праздник, который состоялся 20 февраля в Доме Культуры имени Менжинского г. Казани. Он начался с общей молитвы на Божественной Литургии в храме Умиления. Настоятель о. Димитрий, после Литургии, пригласил желающих позавтракать. На славу потрудились организаторы праздника и атмосфера фестиваля была праздничная, красочная и спокойная.
    В этот день учителя и ученики воскресных школ Казанской епархии показали удивительные постановки. Присутствовавшим выступления понравились. В числе зрителей можно было видеть владыку Анастасия, архиепископа Казанского и Татарстанского.
    Так как в этом году нас ожидают знаменательные даты – 60-летие Победы в Великой Отечественной Войне, 1000-летие Казани и 450-летие основания Казанской епархии, то и фестиваль был посвящен этим событиям. Так, некоторые школы пели военные песни, некоторые пестрели национальными татарскими костюмами, и конечно, исполняли духовные песнопения.
Начали концерт в этом году новые лица - воспитанники Казанской Духовной Семинарии или проще - семинаристы. В черных кителях, голосистые, умные они приятно удивили публику.
Сценка на Сретенском фестивале.    Но читатель хочет скорее узнать про родную школу? Как она выступила? Отличилась ли? О, да, она отличилась и выступила превосходно, как всегда - оригинально! Старая сказка на новый лад «Золушка», подготовленная учениками восьмого класса, не оставила никого из зрителей равнодушными. Еще бы, столько репетиций! А в один момент зал буквально взорвался от смеха, когда, чтобы примерить туфельку, мачеха позвала своих дочурок: «Крокодильчики!» Бурные аплодисменты провожали наших учеников за кулисы!
Ну, а после выступления поехали к о. Филиппу на Раифское подворье, где учеников наших накормили, согрели, где они отдохнули от автобусной тряски.
Дальше путь лежал к святителю Гурию на Арское кладбище, потому что это тоже такая традиция: брать у него благословение на обратный путь. И после поехали домой.
    День был напряженным для учеников. Ведь выезжали в Казань ранним утром. В автобусе поспать не всем удавалось. Волнение. Много впечатлений. И, когда подъезжали к дому, они были уставшие и только с одним желанием в глазах: скорее добраться до подушки. Зато им теперь есть что рассказать. Спросите их. Живое слово лучше бумаги.

 


НАШ КРОССВОРД.

Чтобы отгадать кроссворд, нужно
составить слова, использовав все буквы,
соединяя их под прямым углом (смотри пример закрашеный серым цветом). Кроссворд лучше распечатать и затем разгадывать, обводя слова карандашом или ручкой (увлекательное занятие, порой, кажется, что составители кроссворда что-то не так составили.)



Кроссворд составила ученица 5 класса Воскресной школы при Троицком приходе Портнова Анастасия.

Ответы на кроссворд, опубликованный в предыдущем номере:

1. Ирод. 2. Давидова. 3. Вифлеем. 4. Ангел. 5. Михей. 6. Иосиф. 7. Ладан. 8. Рождественский. 9. Сочельник. 10. Сочиво. 11. Гаспар. 12. Персии. 13. Пещера. 14. Назарет. 15. Август


ПАРАСКЕВА (пятница, преуготовление).

hotlog_js="1.0"; hotlog_r=""+Math.random()+"&s=132175&im=4&r="+escape(document.referrer)+"&pg="+ escape(window.location.href); document.cookie="hotlog=1; path=/"; hotlog_r+="&c="+(document.cookie?"Y":"N"); hotlog_js="1.1";hotlog_r+="&j="+(navigator.javaEnabled()?"Y":"N") hotlog_js="1.2"; hotlog_r+="&wh="+screen.width+'x'+screen.height+"&px="+ (((navigator.appName.substring(0,3)=="Mic"))? screen.colorDepth:screen.pixelDepth) hotlog_js="1.3" hotlog_r+="&js="+hotlog_js; document.write("HotLog") Каталог Православное Христианство.Ру
Православный Троицкий приход г. Лениногорск 2003 - 2004год

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.paraskeva
Отписаться

В избранное