Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Христианское просвещение

  Все выпуски  

*Невежество-- корень всякого зла; идеалы, разбиваясь о действительность, причиняют страдания*


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

Отправленбыxтьо: 19-Dec-2022 12:59


=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Осознание: невежество — корень всякого зла;
идеалы, разбиваясь о действительность, причиняют страдания

Этот выпуск двойной, и для того чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 приблизительно равных по объему фрагмента.

Редактор-составитель рассылки, не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Предисловие к 8-му циклу рассылки читайте здесь.

Автор: Энтони де Мелло. Перевод: Виктория Ковальчук.
Из книги "Осознание". (книга в др. форматах: DOC; DJVU, нужна регистрация).
Аудиокнига (читает Nikosho): akniga.org/de-mello-entoni-osoznanie (нынешний выпуск соответствует фрагменту  c 29:26 ч. 8 до ??:?? ч. ?).
(Англ. оригинал книги доступен здесь. К нему пришлось обращаться при подготовке к выпуску из-за странностей в русском переводе книги.)

Подчеркивание сделано редактором рассылки.

серия/тег "Внутренний мир"

предыдущая часть:
об авторе, 1. Духовность как пробуждение ото сна
Шаги к пробуждению: 1: осознать свое нежелание пробуждаться; 2: слушать и забывать
Эгоизм в маске милосердия
Эгоизм; иллюзии; самонаблюдение
Проблема подназванием «я»
Неприязнь; зависимость; счастье; страх
Хорошая религия – противоположность неосознанности; ярлыки; препятствия для счастья
Четыре шага кмудрости; с миром всё в порядке
Жизнь во сне; всё, что нужно, — понимать; молчание; как потерять себя? желание, но не предпочтение
Привычка к иллюзии; привязанность к воспоминаниям; от абстрактного к конкретному; мы ничего не знаем; обусловленность культурой
Счастье — отсутствие иллюзий; нуждаясь в людях, разве можно их любить?
 (примерно 3.9 тысячи слов)

 

 

> Прогулка по минному полю

> Многие мои соотечественники считают женщин чем-то вроде домашних животных. «Я взял её в жёны, — говорит мужчина. — Она принадлежит мне». Виноваты ли те, кто выражается подобным образом? Представьте себе, не виноваты. Как не виноваты американцы, ненавидящие русских. Они настроены на одну-единственную волну; весь мир они воспринимают в каком-то одном цвете. Как же вернуть этим людям возможность наслаждаться всеми красками жизни, как побудить их понять, что на глазах у них — цветные очки? Собственное заблуждение они должны осознать сами — иного выхода не существует.

> Как только вы начинаете смотреть на мир сквозь призму идеологии, ваша жизнь обрывается. Никакая идеология не может вместить в себя живую действительность. Жизнь — вне идеологии. Поэтому во все времена люди и пытались понять, в чём же заключается смысл жизни. Но у жизни нет смысла; его и не может быть, поскольку смысл — это определённая формула, что-то такое, что питает разум. Каждый раз, когда человек отрывает смысл жизни от живой действительности, он налетает на глухую стену, о которую и разбивается этот найденный им смысл. Понять главное может лишь тот, кто ни до чего не доискивается. Жизнь имеет смысл только тогда, когда её воспринимают как тайну; для холодного разума она совершенно бессмысленна.

> Я не хочу сказать, что обожание как таковое ничего не значит; я лишь утверждаю, что по сравнению с поклонением сомнение бесконечно более ценно. Все <ищут объект для почитания или поклонения, но едва ли найдешь того, кто достаточно трезв в своих взглядах и убеждениях {"I don’t find people awake enough in their attitudes and convictions"}>. Мы были бы счастливы, если бы террористы меньше обожали свою идеологию и больше в ней сомневались. Однако о себе мы такого сказать не можем; нам кажется, что мы одни хорошие, а террористы плохие. Но ведь террорист по отношению к вам — это тот же мученик, только наоборот.

> Одиночество — это когда человек не понимает других людей и любит одного себя. Вспомните каламбур Джорджа Бернарда Шоу. Писатель был приглашён на один из этих кошмарных <коктейльных вечеринок>, где люди заняты пустыми разговорами, и на вопрос, <как ему здесь нравится, Шоу ответил: «Только я себе здесь и нравлюсь»> {"...if he was enjoying himself. He answered, “It’s the only thing I am enjoying here.”}. Если вы зависимы от окружающих, вы их никогда не полю́бите. Сообщество — это не кучка рабов, не сборище тех, кто связывает своё счастье с другими. Сообщество — это короли и принцессы. Вы король, а не батрак; вы принцесса, а не нищенка. В настоящем сообществе милостыни не просит никто. Там нет страха и тревог, нет тяжёлых воспоминании и чувства собственности, там никто никому не навязывается и ничего не требует. Сообщество состоит из свободных граждан, а не из рабов. Это такая простая истина, однако традиционная культура — в том числе и религиозная — не желает её признавать. Если мы утратим должную осмотрительность, религиозная культура может стать очень мощным средством для манипулирования массами.

> Некоторые люди считают осознанность кульминацией духовной жизни человека, высшей целью его духовного развития. Желая достичь этой цели как можно скорее, они пренебрегают переживанием каждого мига, даруемого осознанностью. Такие люди задаются целью достичь состояния осознанности. Однако если человек действительно осознал свою жизнь, ему никуда не надо идти и ничего не надо добиваться. Как достичь состояния осознанности? С помощью осознания. Когда человек заявляет, что хочет прочувствовать каждый миг жизни, это говорит о его искренности — особенно если закрыть глаза на это пресловутое «хочу». Хотеть жить осознанно невозможно — свою жизнь вы либо осознаёте, либо не осознаёте.

> Недавно один мой друг уехал в Ирландию. Будучи гражданином Соединённых Штатов, он воспользовался своим правом получить ирландский паспорт, поскольку, как он сам сказал, путешествовать за рубежом с американскими документами небезопасно. Если паспорт у него потребуют террористы, мой друг хотел бы иметь возможность назваться ирландцем. А вот его попутчикам нет никакого дела до ярлыков; им интересен сам человек, интересен именно этот пассажир. Сколько людей ежедневно съедают меню вместо завтрака? Меню — всего лишь перечень имеющихся в ресторане блюд. Но вы ведь хотите отведать не слова́, а ромштекс.

> Я умру

> Если за всю свою жизнь человек не пережил ни одной трагедии, можно ли его считать полноценным? Единственная возможная на земле трагедия — это невежество; невежество — корень всякого зла. Сон и неосознанность — трагедия человеческого рода. Они порождают страх; страх порождает всё остальное. Но смерть — не трагедия. Угасание прекрасно; боятся его только те, кто так ничего и не понял в жизни. Смерть страшит лишь тех, кто боится жить. Только мёртвые боятся умереть. Живым смерть не страшна. По этому поводу красиво высказался один из ваших писателей-американцев. Он сказал: «Пробуждение — это смерть веры в несправедливость и трагедию». То, что для гусеницы конец света, — для бабочки только заря жизни. Смерть — это возрождение. Я имею в виду не будущее воскрешение из мёртвых, а то, что с нами происходит сейчас. Если вы умрёте для вашего прошлого — расстанетесь с каждой прожитой минутой, — вы исполнитесь жизни, ибо полный жизни человек — это человек, исполненный смерти. Для вещей мы умираем. Чтобы получить возможность жить полной жизнью и воскреснуть в любой момент, мы освобождаемся от всего сущего. Желая разбудить мир, святые, мистики и подобные им прилагали нечеловеческие усилия. Если люди не проснутся, они обречены на эти мелкие невзгоды — голод, войны, насилие. Наибольшее зло — это спящие, невежественные люди.

> Однажды монах-иезуит спросил отца <Педро> Арру́пе, своего настоятеля, что тот думает о коммунизме, социализме и капитализме. Отец Аррупе дал блестящий ответ: как гуманность, так и жестокость того или иного общественного строя определяются моральными качествами тех, кто воплощает в жизнь его идеалы. Люди с золотыми сердцами одинаково хорошо обустроят и социалистическое, и коммунистическое, и капиталистическое общество.*

> Не ждите, что мир переменится, — измени́тесь сначала сами. Это позволит вам <хорошенько рассмотреть> мир, и вы сможете изменить всё, что только найдёте нужным. Выньте бревно из своего глаза. Иначе у вас не будет права изменять что-то или кого-то. Пока вы не осознаёте себя, вы не смеете вмешиваться ни в чью жизнь. Когда попытки что-то в мире изменить исходят от спящего человека, возникает серьёзная опасность того, что эти попытки совершаются им с единственной целью — удовлетворить собственное тщеславие, переделать окружающий мир на свой вкус или просто выместить на окружающих негативные эмоции. Меня, мол, раздражает в вас то и это, поэтому лучше бы вам как-то себя изменить, чтобы я почувствовал себя лучше. Для начала уймите собственные негативные эмоции — это позволит вам воздействовать на окружающий мир с позиций любви, а не раздражения и ненависти. Вероятно, вы удивитесь, узнав, что жёсткость может идти рука об руку с любовью. Суровость хирурга по отношению к пациенту не означает, что сердце доктора не исполнено любви к больному. Любовь действительно может быть очень жёсткой.

> Озарение и понимание

> Но что значит изменить себя? Я наговорил много разных слов — теперь же попробую разложить всё по полочкам. Во-первых, это озарение. Не напряжение воли, не новые привычки, не равнение на идеал. Идеалы — очень вредная вещь. Они заставляют человека фиксировать внимание не на том, что́ есть, а на том, чему надлежит быть. У вас появляется навязчивая идея о том, каким должен стать окружающий мир, но каков этот мир на самом деле, вы не имеете ни малейшего понятия. Позвольте поведать вам об одном случае из моей практики, который может служить иллюстрацией того, что я называю озарением. Некий священник пожаловался мне на свою леность: он хотел стать более трудолюбивым человеком, более активным, но он-де слишком ленив. Я спросил, что значит "ленив". Раньше я порекомендовал бы этому человеку составлять утром список того, что надо исполнить, а вечером отмечать галочками сделанное за день. «Это поможет вам — выработайте в себе такую привычку», — сказал бы я священнику. Или же я спросил бы у него: «Кто ваш идеал?» Если бы он назвал св. Франциска Ксаверия, я бы посоветовал следующее: «Вы ведь знаете, как много Ксаверий работал? Подумайте о нём — это заставит вас действовать». Всё это были допустимые, но — прошу меня простить — весьма поверхностные решения. Волевые усилия, стремление изменить свою сущность не увенчались бы успехом. Возможно, изменилось бы поведение священника — но не он сам. Поэтому я поступил иначе. «Ленивый, говорите вы? А что это значит? Существует миллион разновидностей лени. Какая же из них присуща вам? Что вы называете ленью?» — спросил я. — «Ну, я никакую работу не довожу до конца, — отвечал он. — Мне ничего не хочется делать». — «Вам ничего не хочется делать с самого утра?» — «Да. Я просыпаюсь, и нет ничего такого, из-за чего мне хотелось бы подняться с постели». — «Вас это расстраивает?» — «Можно сказать и так. Я замыкаюсь в себе». «Вы всегда были таким?» — «Нет, в молодости я проявлял больше активности. А во время учёбы в семинарии жизнь била во мне ключом». — «Когда же всё это началось?» — «Три-четыре года назад». Я поинтересовался, какое событие произошло в его жизни четыре года назад. Он задумался. «Если вы думаете так долго, значит, четыре года назад ничего серьёзного с вами не случилось, — сказал я. — А что было пять лет назад?» — «Меня посвятили в духовный сан», — ответил он. — «С этим годом у вас связаны какие-нибудь особенные воспоминания?» «Кое-что есть: я провалил тогда выпускной экзамен по теологии. Для дальнейшей учёбы епископ хотел послать меня в Рим, и мне эта идея была по душе. Но после неудачи на экзамене он изменил своё решение и <направил меня в> этот приход. По правде говоря, со мной поступили несправедливо, поскольку...» Вот мы и добрались до главного: в его сердце тлела давняя обида; он должен был работать, несмотря на пережитое когда-то разочарование. И все мои поучения были бы абсолютно бесполезны. Бесполезно было бы давать ему какие-то советы. Он должен осознать свой гнев, должен проникнуть в самую суть его. И к жизни он вернётся только тогда, когда проделает всё это. Если бы я принялся наставлять его на путь истинный и рассказывать, как тяжело трудятся его братья и сёстры, он просто почувствовал бы себя виноватым. Он не испытал бы внутреннего озарения и не смог бы исцелиться. А ведь именно в этом заключается первый шаг к внутренним переменам.

> Вторая, не менее важная задача — понимание. Вы когда-нибудь думали о том, что именно понимание может сделать вашу жизнь счастливой? Вы это допускали. Почему вы решили стать семинаристом? Потому что хотели быть счастливым. Профессорская мантия, престиж и высокое положение в обществе принесут вам счастье — так вам тогда казалось. Так ли это на самом деле? Тут не обойтись без понимания главного.

> Когда мы пытаемся отделить себя от своего «я», очень важно не отождествлять события внешнего мира с самим собой. Маленький пример: за советом ко мне обращается молодой священник. Природа щедро наделила его талантом, умом, красотой и обаянием. Однако за ним давно замечают некоторые странности: он удивительно жесток по отношению к прислуге. Иногда дело доходило до прямых оскорблений. Кое-кто даже грозился обратиться в полицию. Становился ли он во главе прихода, получал ли место священника при школе — его выходки повторялись вновь и вновь. Он тридцать дней провёл в уединении (), размышляя <день за днем о терпении> Иисуса и его любви к <обездоленным и т.д.>. Но я знал, что всё это без толку. Он возвращался домой и вёл себя <нормально> на протяжении трёх-четырёх месяцев. (<.> Кто-то сказал, что, отправляясь в <затвор> во имя Отца и Сына и Святого Духа, в большинстве случаев мы ни капельки не изменяемся; так есть и будет ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.) Проходило время, и он брался за старое. И вот этот юноша пришёл ко мне. Я тогда был очень занят и не мог принять его, хоть он и приехал издалека. «Я отправляюсь на вечернюю прогулку, — сказал я ему. — Если хотите, присоединяйтесь — другого времени у меня сегодня не будет». И он пошёл со мной. Мы и прежде были знакомы, но в тот раз у меня возникло странное ощущение. В таких случаях я, как правило, пытаюсь прояснить ситуацию и начинаю задавать вопросы. «У меня какое-то странное чувство, будто вы от меня что-то скрываете, — сообщил я священнику. — Или я ошибся?» «Что вы имеете в виду? — возмутился мой собеседник. — Неужели я приехал бы в другой город и стал отнимать у вас время только для того, чтобы что-то скрыть?» «У меня просто возникло непонятное ощущение, и я подумал, что надо проверить мою догадку — только и всего», — сказал я, и мы пошли дальше. Невдалеке от моего дома есть озеро. Я помню всё очень чётко. «Может, присядем?» — предложил он. Мы присели — примостились на невысоком парапете, опоясывающем озеро. «Вы правы, — промолвил священник, — я действительно кое-что утаил». И тут он разрыдался. «Я расскажу вам то, что никому не рассказывал с тех пор, как стал иезуитом, — сказал он. — Отец мой умер, когда я был совсем маленьким, и моя мать стала служанкой. Чтобы поднять всех нас на ноги, она драила ванные и уборные порой по шестнадцать часов подряд. Мне было так стыдно, что я скрыл от всех, кем работала моя мать; я до сих пор подсознательно свожу счёты с ней и со всеми <домашними слугами> на свете». Произошло замещение. Никто не мог взять в толк, почему обаятельный юноша вытворяет такие вещи. Но как только он понял, в чём дело, он навсегда покончил со своей проблемой. Навсегда. Он исцелился.


> Не надо <толкать машину>

> Размышлять об Иисусе и внешне подражать его деяниям абсолютно бесполезно. Надо не копировать его поступки, а стать таким, каким был Иисус, — надо проснуться и осознать всё происходящее. Когда речь идёт о попытках изменить самого себя, все остальные методы можно уподобить подталкиванию автомобиля вручную. Предположим, вам надо попасть в другой город. По дороге машина ломается. Что ж, заглохшая машина — это скверно. Засучив рукава, мы толкаем её вперёд. Мы толкаем, толкаем, толкаем — и наконец достигаем городской черты. «Отлично, — говорим мы себе. — Всё получилось». А потом мы толкаем машину в другой город! И заявляем: «Я ведь добился своего, разве нет?» Но разве можно это назвать жизнью?

> Знаете ли, что вам на самом деле нужно? Вам нужен специалист-механик, который смог бы сменить све́чи. Включаете зажигание — и машина трогается с места. Вам нужен специалист — понимание, озарение, осознание, — а вот толкать не надо. Не надо прикладывать никаких усилий — они очень утомляют. Всех нас приучили быть недовольными собой. С точки зрения психологии, в этом и заключается всё зло. Мы только и делаем, что выражаем недовольство, ворчим и толкаем машину. Всё вперёд и вперёд, всё натужнее и натужнее. Но внутренний конфликт никуда не девается, уровень понимания остаётся невероятно низким.

> Стать настоящим

> Один из самых незабываемых дней моей жизни я пережил в Индии. Это был истинно великий день; меня только-только посвятили в духовный сан. Я сидел в исповедальне. Во главе нашего прихода стоял испанец, подлинный праведник; я слышал о нём ещё до того, как вступил в орден. За день до того, как стать послушником, я решил исповедоваться, чтобы полностью очистить своё сердце и чтобы новому наставнику ничего не надо было рассказывать. К пожилому <свяшеннику> выстроилась длинная очередь. Глаза его были накрыты фиолетовым платком; подходившим к нему людям он что-то тихо бормотал, потом прощал им грехи и отпускал восвояси. Меня он видел всего лишь раз или два, но звал, тем не менее, по имени. Дождавшись своей очереди, я подошёл к нему и, приступая к исповеди, постарался изменить голос. Он выслушал всё очень спокойно, отпустил мне грехи, а потом спросил: «Энтони, когда ты планируешь стать послушником?»

> И вот на следующий день после рукоположения я снова пришёл в эту церковь. Старый священник спросил: «Будешь исповедником?» «Буду», — ответил я. «Иди садись на моё место». «Боже, я святой. Я буду сидеть в его исповедальне!» — думал я. Я слушал исповеди три часа. Было Вербное воскресенье, и к нам потоком шли люди, готовившиеся к Пасхе. В конце дня я чувствовал себя полностью опустошённым. И не потому, что узнал что-то ужасное, — я был готов услышать всё что угодно; зная, что творится в моём собственном сердце, я ничему особенно не удивлялся. Знаете, что меня убивало? Осознание того, какие благочестивые банальности я всем им говорил: «Помоли́тесь Пречистой Деве Марии, она любит вас. Помните, что Господь на вашей стороне». Могут эти напыщенные банальности исцелить человека от рака? А ведь это и есть рак — нехватка осознанности, недостаточное чувство реальности. И тогда я поклялся себе: «Я научусь, научусь! Люди не смогут сказать, что мои советы оказались весьма разумными, но абсолютно бесполезными».

> Осознание, понимание. Когда вы станете мастером (а это произойдёт скоро), вам не нужны будут занятия по психологии. Когда вы займётесь самонаблюдением, когда разделаетесь с негативными эмоциями, у вас появится собственное ви́дение мира. И вы поймёте разницу. Но вам ещё предстоит встреча с опасным злодеем. Имя ему — самобичевание, самоосуждение и ненависть к себе.

> Символы

> Давайте ещё немного поговорим о желании человека перемениться и о том, что для этого никаких усилий прилагать не нужно. Прекрасный пример тому — парусное судно. Если ветер натягивает паруса достаточно туго, судно скользит настолько легко, что экипажу не остаётся никакой иной работы, кроме как направлять его в нужную сторону. Никаких усилий моряки при этом не совершают; они не толкают парусник вперёд. Это и есть символ перемен, происходящих с человеком благодаря его осознанности, пониманию себя и мира.

> Просматривая старые записи, я наткнулся на цитату, созвучную моим мыслям: «Мир жесток как ничто другое. От него невозможно убежать. И всё же не он заставляет нас страдать, но наше сердце». Понимаете? Не мир заставляет человека страдать, но его собственное сердце. Однажды Пэдди упал с подмостей и набил себе большую шишку. «Ты сильно ударился, когда падал?» — спрашивают его. «Нет, я ударился, когда перестал падать», — ответил Пэдди. Если пырнуть ножом воду, ей не будет больно; если же ударить что-то твёрдое, оно сломается. Внутри вас твёрдые убеждения и несокрушимые иллюзии. Именно они со всего маху разбиваются о действительность, именно они причиняют вам столько боли и страданий. 

> А вот ещё одна <прекрасная> цитата. Она принадлежит восточному мудрецу, но кому именно — я не помню. Да это и не важно, как не важно, <кто написал Библию>. Важен смысл сказанного: «<Если ваши глаза здоровы, вы видите; если ваши уши здоровы, вы слышите; если ваш нос здоров, вы обоняете; если ваш рот здоров, вы ощущаете вкус; если ваше сознание здорово, вы обладаете мудростью>».

> Мудрость приходит, когда рушатся препятствия, воздвигнутые вашими представлениями и полученные ещё в детстве в ходе воспитания {you have erected through your concepts and conditioning}. Мудрости невозможно добиться; мудрость — это не опыт; это не приложение вчерашних иллюзий к сегодняшним затруднениям. Когда я изучал в Чикаго психологию, кто-то мне сказал: «Очень часто в жизни священника пятидесятилетний опыт оказывается опытом лишь одного года, повторённым пятьдесят раз». У вас раз и навсегда заготовлены шаблоны поведения: вот так надо говорить с алкоголиком, а вот так — с монахинями или разведёнными. Но это не мудрость. Мудрость — это чуткость именно к этому человеку, внимание именно к этой ситуации; это чистое сознание, незамутнённое прошлым опытом. Мудрость — это совсем не то, что привыкло думать о ней большинство из нас. К приведённой выше цитате я бы добавил ещё одну сентенцию: «Незамутнённое сознание порождает любовь». Хоть я и заявил, что рассуждать о любви невозможно, в последнее время я много о ней говорю. Однако всё, что в наших силах, — это говорить о нелюбви. О наших привычках и наклонностях. Об истинной же любви не может быть изречено ни единого слова.

О любви не говори

> Как я могу описать любовь? Я подумал и решил предложить вашему вниманию <медитацию> из моей новой книги. Я буду говорить медленно; задумайтесь над тем, что я скажу. Я немного сократил этот отрывок, и теперь его изложение займёт не полчаса, а три-четыре минуты. Это комментарий к одному евангельскому изречению. Однажды я размышлял над словами Платона о том, что свободного человека сделать рабом невозможно: даже в тюрьме свободный останется свободным. Это напомнило мне Евангелие: «Кто принудит тебя пройти с ним одно поприще, пройди с ним два». Возможно, вы полагаете, что, если взвалить на мои плечи тяжёлое бремя, я стану рабом. Вы  ошибаетесь. Настоящий пленник тот, кто, будучи свободным, пытается переделать мир, чтобы выбраться на волю. От внешнего мира свобода не зависит — она живёт в сердце каждого. Если у вас есть мудрость, кому же под силу будет поработить вас? Как бы то ни было, послушайте евангельское изречение, о котором я говорил ранее: «Отпустив народ, Он взошёл на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один». Вот что есть любовь. Вам когда-нибудь приходило в голову, что любить вы можете только тогда, когда вы одни? Что такое любить? Это значит видеть человека или ситуацию такими, какие они есть на самом деле, а не в вашем воображении. Это значит откликаться на них так, как они того заслуживают. Вряд ли можно любить то, чего даже не видишь. Но что лишает нас зрения? Наш зомбированный мозг. Наши представления, предрассудки, наша предвзятость и ярлыки, что тянутся за нами из нашего прошлого или из традиционной народной культуры. Видеть — самая трудная для человека задача: выполнение её предполагает дисциплинированное и в высшей степени восприимчивое сознание.

> Освобождаясь от контроля

> Если вы хотите понять, что такое контроль, представьте себе маленького ребёнка, которому дали попробовать наркотик. Как только ребёнку сделали первую инъекцию, он попадает в наркотическую зависимость; всё его существо будет молить вас об очередной дозе. Отсутствие наркотика — это такая му́ка, которой человек предпочитает смерть. Вдумайтесь в этот пример: тело привыкло к наркотику. Точно такой трюк проделывает с вами общество, сто́ит вам только появиться на свет.

> Вам не позволяют употреблять чистую и здоровую пищу жизни: игры, работу, веселье, смех, общество друзей, интеллектуальные и физические удовольствия. Вам дают отведать наркотики под названием одобрение, признательность, внимание со стороны окружающих. Я приведу высказывание А.С.Нейла, великого человека, написавшего «Саммерхилл». По его мнению, если ребёнок ни на шаг не отходит от родителей, это верный признак того, что малыш болен. Он интересуется людьми, в то время как здоровый ребёнок интересуется вещами. Если ребёнок уверен в том, что мать его любит, он забывает о ней и отправляется исследовать мир; он любознателен. Он ищет лягушку, чтобы засунуть её себе за щёку. Если же он вертится вокруг матери, это плохой признак. Малыш не чувствует себя в безопасности. Возможно, его мать как-то испытывала его любовь — у матерей ведь множество способов пригрозить ребёнку одиночеством.

> Итак, нам дали попробовать разные наркотики: одобрение, внимание, успех, престиж, власть, популярность. Мы испытали наркотик, причитающийся капитану команды и лидеру рок-группы. Мы привыкли ко всем этим вещам и с ужасом думаем о том, что когда-то можем их лишиться. Вспомните, как вы боитесь провала, боитесь ошибиться, боитесь навлечь на себя критику, как от одной мысли о возможной неудаче всё ваше самообладание куда-то испаряется. Вы малодушно поддались зависимости и утратили свободу. Ваше счастье теперь не в вашей власти. Вы мечтаете о наркотике, но, несмотря на связанные с ним страдания, которые вы ненавидите, вы бессильны что-то ему противопоставить. Вы ни на минуту не упускаете из виду реакцию окружающих и без устали танцуете под их дудочку. Вот прекрасное определение проснувшегося человека: он больше не танцует под чужую дудку, он внемлет лишь той музыке, что звучит в его собственной душе. Когда другие вас осуждают или игнорируют, вы готовы пресмыкаться перед себе подобными, выпрашивая у них наркотик поддержки, утешения и поощрения. Жить в таком состоянии среди людей — значит обрекать себя на постоянное напряжение. «Ад — это <другие>», — сказал Сартр. Воистину так. Если человек от кого-то зависит, ему постоянно приходится держать марку; он не может позволить себе расслабиться, ему необходимо соответствовать чьим-то ожиданиям. Жить среди людей — значит жить в вечном напряжении. Жить без людей — значит страдать от одиночества: человеку не хватает общения. Вы утратили способность видеть людей такими, какие они есть, разучились реагировать на них в соответствии с реальным положением вещей: ваше восприятие затуманено потребностью в наркотиках. Ваше отношение к людям зависит от того, дадут они вам наркотик или же отберут его. Осознаёте вы это или нет, но именно такой подход к людям является для вас определяющим. Получу я от них то, что мне надо, или не получу? А если вы не даёте мне наркотик, но и не отбираете его, вы мне неинтересны. Мои слова покажутся вам ужасными, но всё же я хотел бы знать: есть ли среди нас хоть один человек, относящийся к людям иначе?


* Букв. "Люди с золотым сердцем заставят капитализм, коммунизм или социализм прекрасно работать". Кроме форм идеологического (политического, экономического) устройства общества и людей с (не)золотым сердцем, есть такой фактор, как политическая система, форма государственного правления. Эффективная политическая система способна уменьшить негативные последствия от попадвния во власть политиков, не пекушихся об общем благе, а более эффективными госудраствами можно считать те из них, где лушче поощряются"делающие добро" ("Люди с золотым сердцем") и неотвратимей наказываются"делающие зло" (ср. Рим.13:3-4)  – Пр.р.р.

См. также:

∙ прот. Вячеслав Рубский. Смысл жизни (04.08.2022, видео) >>
>> Смысл жизни. Часть 2. обсуждение доклада М.Стареева
его же проповедь "В путь – вместо рецепта жизни"

∙ Энтони дe Мелло: программа в голове: откуда она и что с ней делать? (+ ссылка на аудиоверсию)
(Видимо, это и есть та "медитация из моей новой книги", который упомянут в главке "Ни слова о любви".)

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk
Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

messia.ru/r2/8/dmos20_065_v.htm

Архив рассылки, формы подписки —» messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» messia.ru

 »Тг-канал сайта«
»Страничка сайта вКонтакте« / »Страничка сайта в facebook«

Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах —
в письме, в icq или в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения! 
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск по книге
  

В избранное