Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Христианское просвещение

(8.dmpb02/086/mv) *Практикум молитвы-созерцания от Энтони де Мелло: 2-3. Ощущения тела и контроль мыслей

Осознание Упражнение 2: Телесные ощущения Это простое упражнение на релаксацию. / Один из величайших врагов молитвы -- нервное напряжение. / Люди живут преимущественно в собственной голове, они погружены в фантазии и мысли и потому не осознают своих чувств. / Извлекать пользу из прошлого опыта, черпать силы в счастливых воспоминаниях, предугадывать будущее, чтобы реалистично планировать свою жизнь, -- всё это ценные навыки, в том случае, если вы не теряете связь с настоящим. / Лучший способ пребывать в настоящем -- переключиться с головы на свои телесные ощущения. / Если вы из тех людей, которые не могут избавиться от тревоги о будущем или без конца винят себя за прошлые грехи, то, овладев техникой осознания своих ощущений, вы убедитесь, сколь много она может вам дать. Можно начать молиться в голове, но если молитва задерживается там слишком долго и не переходит в сердце, она становится нудной, скучной и постепенно иссякает. / Именно в этом живом и чувственно воспринимаемом мире рождается созерцание, именно з...

2023-06-09 14:59:03 + Комментировать

Практикум молитвы-созерцания от Энтони де Мелло: 0-1. Бог как воздух. Сокровище безмолвия

Научить людей молиться-- достаточно просто. Проблема большинства священников и монахов в том, что они отождествляют молитву с мышлением. >. Я часто использую данные упражнения, когда работаю с группами, которые называю группами молитвы/созерцания. Чтение книги вслух не сделает вас хорошим руководителем группы созерцания. Сперва вам придется испробовать на себе то, чему вы будете учить других. Осознание Упражнение 1: Сокровище безмолвия > (Лао-Цзы). Я хочу, чтобы вы получили откровение, сокрытое в безмолвии. Я приглашаю вас побыть в тишине в течение 10 минут. Достигнув безмолвия, раскройтесь навстречу откровению, которое оно несет. Опыт, получаемый людьми в процессе выполнения этого упражнения, бесконечно разнообразен. Возможная неудача-- не повод сдаться. Потребуется некоторое время, чтобы испытать блуждание своего ума и осознать, как именно он блуждает. Сам факт того, что вы осознали блуждание своего ума, свое душевное смятение, свою неспособность пребывать в покое, доказывает, что в действительности в вас е...

2023-05-01 19:52:09 + Комментировать

(8.rupd30+/083+/es) *Православная духовность и психология*

/протоиерей Вячеслав Рубский/ Послесловие и о психологии Традиция РПЦ не знает бесед и дискуссий на равных о вопросах аскетики и вероучения. Советское время тоже не располагало к полноценному обсуждению вопросов аскетики и богословия. Проблема соотношения правосл. аскетики и совр. типа мышления в том, что наследники многовековой традиции перестали ее полноценно считывать. Монаш. аскетич. установки и правила разрабатывались как цельные системы жизни. Порождение параллельной реальности является неправильным расположением религ. идей в нашем сознании - в смысле опасной близости к Деду Морозу и Зубной фее. Качественное прочтение и восприятие святоотеч. аскетики требует укорененности в неоплатонической/стоической этике, для к-рых гл. идеалы-- чистота от всего телесного и бесстрастие. Уходя от строгой стр-ры неоплатонич. аскетизма, наш современник попадает в языковое пр-во психологии. В-с о статусе правосл. монаш. традиции в православии и соотношении со святоотеч. антропологией встает во весь рост. Он не будет реше...

2023-04-02 15:58:28 + Комментировать

(8.rupd28+/081+/ves) *Развилки духовных ценностей*

/протоиерей Вячеслав Рубский/ Парадигмальный круг мировоззрения Смена мировоззрения об.сводится к переименованию богов/ценностей. Благодаря полифоничности совр.кул-ры в рамках 1 мировоззрения действуют неск.парадигм мышления. Верующий часто не менее прагматичен в достижении целей, чем материалист. Каждый стремится к ограничению кругозора, опыта. Представьте себе божью коровку, ползущую вверх по ладони. Бывают ситуации, рождающие пр-во дух.взросления. Не все дорастают до тупиков дух.жизни. Пред.одиночество Тк Бог может меня видеть, слышать, понимать, а все ост.составляют компанию моим внешним параметрам, (не)успехам. Пред.смирение Вырасти духовно-- принять предыд.модель богообщения как хорошую, годную- но не для тебя. Пред.радость Противоположный путь- ситуация пред.радости. Это не совсем благодарение. Сит-я, когда понимаешь: возможность принести благодарение-- дар Божий, нарушает схему отношений с Богом и снимает в-с о смысле жизни. Трудности переформатирования Хр-не, стремящиеся следовать традиции на б.глуб....

2023-03-17 18:20:10 + Комментировать

вып. #'23L2 (4293) *Альберт Швейцер и православный исихазм* 12/III/23 (вс)

И в древние, и в новейшие времена среди христианских мыслителей было немало таких, которых по их богословским воззрениям затруднительно причислить к какой-либо христианской конфессии. Если бы все направления христианского богословия можно было представить в виде некоего спектра, то исихазм и Швейцер оказались бы на противоположных его концах. Тем более удивительно, что между ними можно провести довольно содержательные параллели. Прежде всего, это скептическое отношение к попыткам приблизиться к Богу путем созерцания, размышления, интеллектуальной мистики. Познавая единство всех вещей в Боге, в бытии как таковом, человек выходит из беспокойного потока становления и распада в мир вневременного бытия и ощущает себя пребывающим в Боге, вечным в каждый момент времени. Почему эта мистика не приводит к желанной цели? Исихазм открывает иную возможность: с помощью хорошо разработанной аскетической практики человек способен пусть и не преодолеть этот разрыв, но всё же превзойти свое тварное бытие, соединяясь с Божестве...

2023-03-12 10:36:57 + Комментировать

(8.rupd25-27/078-80/ves) *Схема духовного пути в современности*

/протоиерей Вячеслав Рубский/ Мониторинг дух.жизни В дух.подвиге нужен мониторинг, но в правосл.аскетике его нет, и подвижник верит: он на дне; преодолевая страсть в целом, начинает отыскивать у себя ее мельч.частицы; не признавая себя способным к успеху в дух.жизни, застревает. Нужна система координат, говорящая, идем ли мы. Механич.наложение монаш.практик на нашу жизнь непродуктивно. Счастье как заповедь Счастье нужно религиозно понимать какпредназначение каждого дня, исполнение замысла Бога. Мы можем решать, что сделает нас счастливыми. Упражнения: 1.Благодарить Бога за мелочи. 2.Планировать развлечения. 3.Физич.упражнения. Мониторинг: Практиковать это, пока не возникнет желание радовать др.и радужные планы, увлеченность, ощущение, что 80% окружающих приятны. Это жизнь с избытком и мы готовы делиться ею. Я не мои состояния Растождествление себя и эмоций поможет отыскать > и ближнего за всплесками чувств, страстей, настроений. Упражнения 1.Размышления: кто такой >? Сост-я- животное во мне. Мы свою оценку де...

2023-03-02 15:00:37 + Комментировать

Правосл. молитва нашего времени

/прот. Вячеслав Рубский/ Неоцененная ценность Христос указал на несоответствие молитв.практик классич.пар-рам Бога. Начало лицедейства: обращаемся к Богу не на том языке, на каком думаем о Нём. Ес.молитва-- признак праведности,"получаем награду свою". Выход-- осознание абсурдности молитвы. В век, пронизанный психологич.измерением, лучше расценить молитву как индивид.психологич.потребность. Молитв.кокон Опыт того, кто просит о насущном и бытовом: Бог дал, не дал, дал, не дал. Просьбы о помощи и молитва о пощаде диктуются виной и страхом. Молитва и > В молитве проявляется неоднородность сознания. Укрывшийся от Бога Адам-- в нас. Мы как бы прячемся за текст, поэтому он д.б.подчеркнуто не мой. Молитва и время Традиция словесной молитвы родилась в монаш.уединении. У нас вм.уединения-- комплекс неполноценности. Молитва как отстранение от дел пр.призыва непрестанно молиться. Бог вочеловечился и по-новому встает в-с: нужно ли отключаться от мира, чт.пребывать с Ним? Не можем сочетать непрест.молитву с заботами. Деят-...

2023-02-19 20:18:23 + Комментировать

(8.rupd19+/073+/des) *Покаяние, исправление, приятие* (2)

/прот. Вячеслав Рубский/ Грех как обветшавшее понятие Наш мир создан так, что мы не можем вполне определенно его изъяснить. Положительное понимание покаяния Препятствие к осуществлению открытости перед Богом можно назвать грехом против себя. Бог не м.б. определен как >, п.ч. голосу совести противостоит др. голос совести. Святое покаяние святых Ликвидация пороков -- материал общения с Богом, дрова, сгорающие в костре нашей беседы с Воскресшим. Прощение невозможно и не нужно Все 3 популярных метода прощения несовершенны. Простить по-настоящему -- понять грешника настолько, чтобы его действие в наших глазах перестало быть преступлением. Никто не творит зла ради зла. Если быть внимательным к человеку, то не надо будет его с натугой прощать. Красиво каяться не запретишь Люди любят богослужение за то, что не понимают его, за его свойство водворять в иное измерение жизни. Покаяние и адреналиновая зависимость Покаяние как предельное состояние тяжело для психики, стимулирует компенсаторные процессы. Покаяние и конкуре...

2023-02-11 16:04:45 + Комментировать

(8.rupd17+/071+/des) *Покаяние, исправление, приятие* (1)

/протоиерей Вячеслав Рубский/ Покаяние других Покаяние-- необх.этап дух.кризиса, связ.с освобождением души от ее прежних спаек. Покаяние как практика очищения способно заслонить цель дух.чистоты-- Бога. Православие видит в нераскаянности авгиевы конюшни. Покаяние-- эмблема правосл.аскетизма. Требование покаяния др.едва ли можно отнести к признакам святости. У свв.фундамент.посылка осуждения др-х-- строгость покаянной дисциплины по отнош.к себе. От печали до радости всего лишь дыханье Первоначально каяться д.б. именно внешние -- в неверии, а хр-не пребывали в "блаженном уповании скорого явления славы... Христа". Когда хр-не направили требование покаяния на себя, важной з-чей кающихся стало соединение заповеданной непрестанной радости и истового сокрушения. Отцы-аскеты верно отметили: самоугрызение не приводит к Богу, но укрепляет эгоцентризм. Монаш.традиция указала путь решения дилеммы-- радостопечалие. Прп.Григорий Синаит: величайшее оружие-- держать себя в молитве и плаче, чт.от молитв.радости не впасть в са...

2023-01-30 15:56:04 + Комментировать

(8.rupd16/070/des) *Бескорыстная любовь кБогу?*

/протоиерей Вячеслав Рубский/ Любовь и функции Два взгляда на траву, Бога и человека Когда Бог проповедует Царство, Он делится Своим взглядом на мир. Для функционального Бога человек всегда будет непригодным, а для Бога истинного он всегда - драгоценность. Функциональный взгляд таков, что мы и Бога думаем использовать, и о Боге думаем, что Он нами пользуется. Это направление мысли неминуемо ведет к отвержению большей части человечества и большей части в человеке. Человек не для чего-либо и Бог не для чего-либо. Христианин вроде понимает, что это любимый Бог стучит и хочет с ним вечерять, - но, мысля функционально, он уверен, что для Бога плох. А между тем надо открыть дверь и начать вечерю со слов: > Чаще всего христиане-функционалисты и вовсе не принимают к себе Христа, а только перешептываются: > Любовь Бога и человека Почему Бог есть любовь? Бог любит нас вне и до наших дел. В отличие от Бога, мы мыслим и поступаем стереотипно - направляем готовый пучок эмоций на подходящий объект. Это рождает несимпатичну...

2023-01-21 16:26:10 + Комментировать

Рекомендуем подписаться: