Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Иконописание от А до Я по труду монахини Иулиании Соколовой Подлинники. Продолжение


Информационный Канал Subscribe.Ru

МОНАХИНЯ ИУЛИАНИЯ (М. Н. Соколова) Техника иконописи. Полная интернет
версия.
Книга монахини Иулиании первая книга конца XX века, адресованная
иконописцам.
Продолжение:

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.

Полезно познакомиться с происхождением подлинника. У нас в России история подлинника неразрывно связана с историей православных храмов, как храмы — с приятием Христовой веры.

Начало этой книги восходит к Византии, откуда прибыли художники расписывать Киево-Печерский храм в XI веке. Они и ввели у нас в употребление книгу  подлинник, которая время от времени менялась в связи с прибавлением новых святых Русской Церкви. Византийский лицевой подлинник известен с Х века. Он был распространен по приказу императора Василия Булгарянина Автор же его, живший около 980 года, остался неизвестным.

В недавнее время открыты греческие списки подлинника в Афонской библиотеке. , Некоторые из них были изданы на французском языке; все они были составлены не ранее XV века (имеется ввиду «Еминия» Дионисия из Фурны). -

Наш подлинник не принадлежит к Афонской редакции; текст его дан в переводе, изображения же в позднейших копиях. Развитие подлинника шло под наблюдением духовной власти, охранявшей церковные предания. Русский иконописец учился у мастера — грека и передавал свои познания в записанном и зарисованном виде ближайшим помощникам и преемникам, те — своим и так далее...

В первые времена русский иконописный подлинник имел довольно обширный объем и отвечал на все вопросы своего назначения. Он состоял из трех книг: 1)

Лицевой подлинник — изображения святых. 2) Правила иконописания. 3) Те же правила, относящиеся к стенописи.

С привнесением в Месяцеслов имен новых российских святых росло и содержание подлинника. Более полным он является, очевидно, при Московском митрополите Макарни (архиепископ Новгородский с 1526-1542 и митрополит Московский с 1542-1563 гг.). Митрополит Макарий сам был живописец — «бе бо иконному писанию научен» (Никоновская летопись, стр. 254).

В 1549. г. созван был собор, ,на котором канонизированы все русские святые, подвизавшиеся до половины XVI века- Таким образом, списки русских подлинников несколько расходятся друг с другом в численности. Стоглавый собор 1551 г. не упоминает о подлиннике, а ссылается на работы Андрея Рублева, так как подлинники были в то время достоянием весьма ограниченного круга специалистов и знатоков. В постановлении собора читаем: «Писати живописцам иконы с древних образцов,

как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловушие живописцы».

В большинстве случаев живописцы руководствовались рукописными списками и иконными святцами. Рукописные списки срисовывались тушью или красками, вверху писался текст самой краткой редакции. Иконные святцы не имели текста.

К XVII в., по свидетельству одного документа этого времени, в Москве и других городах «в слободах и селах, и в деревнях объявились многие (неискусные) иконо­писцы и от неискусства воображения святых икон пишут не против древних переводов, и тому их неискусному писанию многие последуют и у них учатся, не рассуждая о воображении Святых икон»; у прежних же художников, искусных и имеющих у сеоя переводы, «учения неприемлят,  и ходят по своим их волям, якоже обычаи безумным и в разуме неискусным». Вот пример: поселяне некоего села, Холуи, «не разумея Божественного писания», «дерзают и пишут Святы? иконы безо всякого рассуждения и страха, их же честь Свлтих икон по Божественному писанию на первообразное восходит. А те поселяне от своего неразумия то воображение Святых  пишут с небрежением» В  указе от лица Государя Великого и Святейшего Патриарха читаем: «В Москве и во градах воображение святых икон писать самым искусным живописцам, которые имеют у себя древние переводы, и то со свидетельством выборных иконописцев, чтобы никто неискусен иконного воображения не писал; а для свидетельства на Москве и во градех выбрати искусных иконописцев, которым то дело гораздо в обычай и имеют у себя древние переводы..., а которые неискусны иконного художества, тем воображения Святых икон не писать. Так же на Москве и во градех учинить заказ крепкий, которые всяких чинов люди сидят в лавках, и те бы люди у иконописцев Святые иконы принимали доброго мастерства со свидетельством, а без свидетельства отнюдь не принимать» — поселянинам же села Холуя «впредь воображения Святых икон не писать».

Документ этот говорит о том, что начинавшееся еще в 16 столетии тяготение к реализму созревало и умы русского общества разделились на два течения. Старо­русское предание столкнулось с сильным умственным течением, проникшем в Россию с запада, через Украину. Польшу и Литву. Оно поддерживалось появлением из-под печатного станка южно-западно русских типографий разных икон и брошюр, содержавших в себе латинские и протестантские понятия. В обществе рождались споры об опресноках, о времени пресуществления (сам этот термин чужероден православной традиции – прим ред.) Святых Даров и другие многие. Эти веяния сказались и в области церковной живописи, которая начинает перенимать понемногу манеру западных живописцев с их реализмом, не говоря уже о сюжетах, которые до того времени пренебрегала и отвергала.

И если с реалистическими тенденциями ведущих мастеров Церковь в какой-то мере мирилась, то с подобными стремлениями иконописцев ремесленников, распро­странявших неумелые образцы, она вела упорную борьбу. — «Повелеваем быть над иконописцами искусному художнику и доброму человеку из духовного чина в старостах, то есть начальником и дозорщиком, да не поругаются (не посмеются) невежды иконам Христа и Богоматери и угодников Его, худым и нелепым письмом пишуще, и да престанет всякое суемудрие неправедное, иже обыкоша всяк собою писатк без свидетельства», — постановляет собор 1667 года.

На рынке к этому времени появилась достаточно дешевая бумага, что способствовало распространению прорисей и подлинников, которых Церковь и рекомендовала придерживаться.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.sokolova
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное