Внимание! Материал
в данной рассылке предназначен для специалистов. Он может оказать воздействие на
Ваши религиозные взгляды. Ознакомление с материалами данной рассылки подразумевает,
что Вы прочитали данное предупреждение, осознаете и принимаете на себя ответственность
за возможные последствия. Использование, публикация, размножение, копирование
в любом виде материалов данной рассылки осуществляется только с разрешения автора
рассылки и автора публикуемого материала.
Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Сегодня мы продолжаем обзор исторической обстановки, в которой оказались возвращающиеся
из вавилонского плена иудеи. Отдельные элементы этой исторической ситуации нашли
свой отклик в Трито-Исаие, Захарие, Ездре и Неемие. Данная публикация посвящена определению
противников возвращающейся общины. Михаил Носов SolaScriptura@mailru.com
Заколающий вола - то же, что убивающий
человека; приносящий агнца в жертву - то же, что задушающий пса; приносящий семидал
- то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам √ то же, что молящийся идолу;
и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях
их, -
так и Я употреблю их обольщение и наведу на них ужасное для них: потому что Я звал,
и не было отвечающего, говорил, и они не слушали, а делали злое в очах Моих и избирали
то, что неугодно Мне.
(Исаия 66:3-4)
Противники
Согласно указу Кира, сосланные иудеи начали возвращаться
домой. Возвращающиеся репатрианты столкнулось с сильной политической оппозицией в
Иудее, что прослеживается в книгах Ездры и Неемии. Академические дискуссии
по поводу возможных противников возвращающейся общины изгнанников обсуждают два варианта:
самаряне и коренное население Иудеи.[21]
Соседние народы, традиционно враждебные по отношению к Иудеям, к тому времени ассимилировались
и исчезли как этнические образования,[22] поэтому
они не могут приниматься во внимание. Персидская империя, как единственная реальная
политическая сила, не может рассматриваться в качестве врага репатриантов. Персы
освободили иудеев в изгнании, и мы не имеем никаких анти-персидских проявлений в
Библии. В следующем разделе мы приведем аргументы против "самаритянского следа".
Были ли враги самарянами?
В этом разделе мы следуем за всесторонними аргументами Брукса
Шрамма.[23] Мы внесли ряд уточнений, хотя вряд ли
что-то принципиально важное может быть добавлено к его исследованию.
Ряд ученых[24] рассматривает
самарян, которые обозначены как jr)h m(
или twcr)h ym(, как врагов иудеев уже в ранний
Персидский период.[25] Основные места, указывающие
на конфликт, - Ездра 4:1-3 и Неем 13:28. "Древности" Иосифа Флавия 11.84 используется
как вне-библейское свидетельство. Некоторые используют,
повествование Флавия о строительстве храма на горе Гаризим как
результат конфликта в правление Санбаллата, правителя Самарии, чья
дочь была за мужем за членом семьи первосвященника в Иерусалиме
(Ant. 11.302-25). Ссылка Флавия на Александра
Великого (Ant. 11.305), которая относит время конфликта на сотню лет позже,
расценивается как ошибка.[26]
В качестве аргумента против
существования в начале пятого столетия раскола Шрамм
приводит свидетельство из Элефантинского папируса, датированного семнадцатым годом
Дария II, т.е. примерно 408 до н.э..[27] Автор
письма обращается к правителю Иудеи (dwhy txp) Бигваю
(yhwgb) за содействием в восстановлении
местного "храма Бога Яху" ()hl) why yz )rwg)).[28]
Предпоследняя, 29-я, строка фрагмента говорит: "Мы также изложили все дело в
письме от нашего имени Делайе и Шелемие, сыновьям Санбаллата, правителя
Самарии"[29] }yrm$ txp +lb)ns
ynb hyml$w hyld l( }hl$ hdx hrg)b )ylm )lk v)[30].
Так, согласно Коули, "тот факт, что иудеи Элефантина обратились также к Делайе и
Шелемии в Самарии и упоминают об этом в обращении к властям
в Иерусалиме, показывает, что (во всяком случае, насколько они знали) никакого религиозного
раскола еще не было".[31]
Шрамм упоминает Папирусы Самарии (совокупность фрагментов папирусов,
печатей и монет) из Вади Далийе, датированные 375-335 до н.э.[32]
в качестве своего второго аргумента против ранней датировки
раскола. В частности, Шрамм обращает внимание на встречающееся во фрагментах имя
"Санбаллат" √ имя отца правителей
Самарии, упомянутых в папирусах.[33] Так он полагается
на предположение
Кросса:
Если существование второго Санбаллата, отца правителей
Самарии, твердо установлено, становится гораздо проще, как это
ни парадоксально, принять существование третьего Санбаллата в
период Александра. Это означает, что с появлением
Санбаллата II в Папирусах Далийе, большинство, если не все возражения
против Санбаллата III[34] исчезают.[35]
Принимая во внимание свидетельства Библии, Элефантинского и Самарянского
папирусов, Кросс предполагает существование наследственной династии Санбаллатидов
со следующим чередованием самарянских правителей:
Санбаллат I
Делайя
Санбаллат II
(Иешуа) '
Ханания
Санбаллат III[36]
Мы не собираемся развивать данный вопрос далее. По нашему мнению,
это мог быть основатель династии Санбаллат I Хоронит, который
упоминается как отец Иешуи и Ханании в Самарянских Папирусах. Он может быть их дедом
или прадедом.[37] Другое заслуживает внимания. Достаточно
маловероятно, чтобы Иосиф Флавий перепутал
основателя династии Санбаллата (а свидетельства Элефантинского и
Самарянского папирусов являются хорошими аргументами) с другим
Санбаллатом - современником Александра Македонского. Исходя из
этого, Флавий мог быть прав, приписывая время строительства
самарянского храма на горе Гаризим (который был основным камнем
преткновения в отношениях между иудеями и самарянами) к временам
Александра Македонского.
Шрамм поддерживает позднее
датирование строительства самарянского храма:
Такое позднее датирование раскола объясняет несколько фактов.
Во-первых, иудейская Библия не знает ни о каком новом культе на Гаризиме; даже автор
Паралипоменона хранит полное молчание относительно храма на Гаризиме. Во-вторых,
за исключением разрешенного места поклонения, Самарянское Пятикнижие и Пятикнижие
иудейской Библии - в богословском плане идентичны. Это подразумевает, что появление
'Самарянства' датируется после конечной редакции Пятикнижия. Если это объединить
со свидетельствами CAP 30, то становится очень трудно
приводить доводы в пользу 'Самарянского раскола' в Персидский период.[38]
Шрамм также подчеркивает, что это были ни самаряне, ни язычники
или последователи "популярной" религии, с кем сражается Трито-Исаия. Самаряне не
практиковали культы, которые описываются в Трито-Исаие. Помимо этого, когда иудеи,
а со своей стороны, и самаряне, начали позже обвинять друг друга в различных грехах,
основная причина была не различие в богословии. Это был, скорее, вопрос, чья
религия является старше, и поэтому более авторитетной. Кроме того, иудейское Пятикнижие
демонстрирует соответствие с самарянским.[39]
Альстрем также полагает, что "помещать конечное размежевание между
будущей самарянской сектой и иудейской hlwg
партией Неемии и Ездры в этот период [т.е. брака Манассии и Никасо, дочери Санбаллата
III - Ant. 11. 302f] невозможно".[40]
Чтобы вернуться к тексту, нажмите на ссылку
[21] Смит полагает, что недруги
и враги в Ис 59:18 √ угнетатели Израиля, а не сами израильтяне, поскольку основной
мотив Ис 59 √ освобождение нации. Таким образом, он полагает, что Ис 59:18b со своими
островами является последующей естественной вставкой. - Smith, George Adam
The Book of Isaiah, Vol. 2. Garden City - New York: Doubleday, Doran Company,
Inc., n.d., n. 1, p. 456 (=Book). Киссейн придерживается такой же точки зрения.
- Kissane, Edward J. The Book of Isaiah, Vol. 2. Dublin: The Richview Press,
1943, p. 250.
[22] Мы
сделали данный вывод, исходя из того, что Ветхозаветная литература периода после
изгнания не содержит никаких указаний на вооруженные конфликты с традиционными противниками
Израиля и Иуды. Зах 8:20 и далее и Ис 60:3 et passim выражают миссионерскую
заботу о соседних народах, что было бы невозможным, если бы эти народы представляли
реальную политическую или военную угрозу Иудее.
[23] Schramm,
Brooks "The Opponents of Third Isaiah; Reconstructing the Cultic History of the Restoration,"
JSOT SS 193 (1995). Sheffield: Sheffield Academic Press pp. 70-74 (="Opponents").
[24] В качестве
примера современной ошибочной интерпретации Ездры 4:1-3 Шрамм упоминает Кесслера.
- Ibid., n. 2, p. 70. Так, Кесслер пишет, - "Иудеи и руководство Гола
боялись влияния смешанного населения Самарии, и поэтому они, со своей стороны, отвергали
участие в строительстве [храма]. - Kessler, Werner Gott geht es um das Ganze.
Stuttgart, Calwer Verlag, 1960, p. 16 {=Gott). Список сторонников "Самарянской
гипотезы" с небольшими вариациями приводится в: Pauritsch, Karl Die neue Gemeinde:
Gott sammelt Ausgestossene undArme (Jesaia 56-66). Rom: Biblical Institute
Press, 1971, pp. 24-25 (=Gemeinde).
[26] Так,
например, Маркус пишет, - "Кажется оправданным сделать вывод, что Иосиф Флавий ошибается,
относя самарянский раскол к примерно 330 до н. э., а не к 430 до н. э., как указывают
Писания". - Josephus Jewish Antiquites, with ET by Ralph Marcus, Vol. 9. London:
William Heinemann Ltd.; Cambridge: Harvard University Press, 1958, appendix B, p.
509.
[27] Шрамм
ссылается на папирус CAP 30 в: Cowley, A. Aramaic Papyri of the Fifth Century
BC. Osnabrьck: Otto Zeller, 1967, Reprint [1923], pp. 108-119 (=Papyri).
- "Opponents," n. 1, p. 71.
[29] Это,
видимо, - Санаваллат Хоронит (Неем 2:10, 19, 13:28). - Schramm, "Opponents," n. 4,
p. 72.
[30] Перевод
Коули. Шрамм отмечает, что имена Делайи, Шелемии и Санбаллата встречаются в книге
Неемии - Ibid., n. 3, p. 71.
[31]Papyri,
p. 110. Цитируется согласно: Schramm, "Opponents," p. 71.
[32] В датировке
коллекции Шрамм полагается на: Cross, F.M. Jr. "The Discovery of the Samaria Papyri,"
BA, 26 (1963), pp. 112-115 (="Discovery"). - Schramm, "Opponents," n. 1, p.
72.
[33] "┘йя,
сын (Сан)баллата, правитель Самарии" и "Иисус, сын Санбаллата и Ханан, правитель".
Шрамм ссылается на: Cross, "Discovery," p. 111. - Ibid., n. 1, p. 72.
[34] Тот,
который упоминается Иосифом Флавием в Ant. 11.302-25.
[35] Cross,
"Papyri," p. 55; idem. "Aspects of Samaritan and Jewish History in Late Persian
and Hellenistic Times," HTR 59 (1966), p. 203. Цитируется согласно: Schramm,
"Opponents," p. 73.
[39]Ibid.,
pp. 180f. Смит также оправданно выступает против предположения, что самаряне были
противниками репатриантов. Его аргументы перечислены в: Smith, Morton Palestinian
Parties and Politics That Shaped the Old Testament. New York and London: Columbia
University Press, 1971, pp. 113ff, 193-201 (=Parties).