Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени Корах - Корей


Шалом, друзья! Предлагаю вам толкования недельной главы Торы - "Корах" в исполнении мессианских и ортодоксальных евреев. Подписаться на эту рассылку вы можете по адресу нашего сайта Исход-2 http://tikvaisrael.com

Будьте благословенны! Езра.


От мессианских евреев из Израиля

Бэмидбар / Числа 16:1-18:32
Алеф Ш'муэль / 1-я Царств 11:14-12:22
Ромим / К Римлянам 13:1-7

 1 Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сын Левиин, и Дафан и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Фалефа, сыны Рувимовы,
2 восстали на Моисея, и [с ними] из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые.
3 И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?
(Чис.16:1-3)

Мы знаем, что случилось. Причиной была яростная зависть. Корах ревновал Моше и Аарона. Можно понять. Так бывает. Но есть разница между яростной завистью, перерастающей в бунт, и несогласием. Например, может случиться, что человек не согласен с Богом (ясно, кто прав при этом). Исайя пишет: «Тогда придите - и рассудим, говорит Господь» (Ис.1:18).
Но если зависть уже пускает свои корни, и человек начинает планировать злое, то в этом случае дело Господа устоит, а нечестивые будут поражены. Вспомните Каина и Авеля.
Итак, Корах вместе с сынами Рувима «затеяли революцию», и ответ пришел от Бога.
И все же, как быть со своим несогласием с лидером, да и «просто» с «обыкновенным» братом? И если еще он, действительно, неправ? Подвести к «ТЕОЛОГИЧЕСКОМУ РАСПЯТИЮ»? Поднять бунт и составить заговор?
НЗ говорит обратное:
Если имеешь что-либо против брата, приди и поговори. Позитивный настрой, дружеское расположение, а не зависть и ревность, сделают свое дело много лучше, чем агрессивная позиция.


Вот второй, очень актуальный для нас, по-моему, отрывок этого недельного чтения:
1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 скажи сынам Израилевым и возьми у них по жезлу от колена, от всех начальников их по коленам, двенадцать жезлов, и каждого имя напиши на жезле его;
3 имя Аарона напиши на жезле Левиином, ибо один жезл от начальника колена их [должны они дать];
4 и положи их в скинии собрания, пред [ковчегом] откровения, где являюсь Я вам;
5 и кого Я изберу, того жезл расцветет; и так Я успокою ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на вас.
6 И сказал Моисей сынам Израилевым, и дали ему все начальники их, от каждого начальника по жезлу, по коленам их двенадцать жезлов, и жезл Ааронов был среди жезлов их.
7 И положил Моисей жезлы пред лицем Господа в скинии откровения.
8 На другой день вошел Моисей в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали.
(Чис.17:1-8)

Мы видим подтверждение исключительного положения Аарона в священническом действии пред Богом.
А в чем состоит священство?

- пред Богом, чтобы Его Шехина опустилась вниз, на землю: «Да будет Царствие Твое на земле, как и на небе»
- Это часть Тикун Олам (Исправления мира)- быть Божьим представителем на земле, распространять здесь Его Небесное Царство
- Это заступаться за народ жертвами, чтобы не пришли суды за грехи
- «Поднимать» к Небесам нужды и плач земли
- Это мольба о помиловании
- Это ходатайство

Это, подобно Даниилу, «продвижение» планов Божьих на земле: «верни нас из рассеяния…восставь Израиль…защити верующих…открой Себя всем человекам..»

- Передавать народу ведение. Уста священника должны хранить ведение.
- Проповедь
- Свидетельство
- Учение
- Быть примером, которому бы можно было подражать, как сказал Иешуа: «Ваша праведность должна превзойти праведность фарисеев».
- Вера без дел мертва, то есть должны быть поступки в соответствии с тем, во что веришь.
Бог часто обличает священников, потому что они подают пример, обратный своему статусу в Его народе.

Избрание Левитского священства.
Я раньше понимал так, что священничество левитов было временным, что с приходом Иешуа Мессии левиты отошли на задний план, остались в истории. Но вот, что говорит Писание:

- и опояшь их поясом, Аарона и сынов его, и возложи на них повязки и будет им принадлежать священство по уставу на веки; и наполни руки Аарона и сынов его. (Исх.29:9)

- Братья их левиты определены на всякие службы при доме Божием; Аарон же и сыновья его сожигали на жертвеннике всесожжения и на жертвеннике кадильном, и совершали всякое священнодействие во Святом Святых и для очищения Израиля во всем, как заповедал раб Божий Моисей. (1Пар.6:48,49). Призвание левитов связано со служением в Храме.

- И стали жить священники и левиты, и народ и певцы, и привратники и нефинеи в городах своих, и весь Израиль в городах своих (Ездр.2:70). Это сохранилось в Израиле и после восстановления второго Храма, только добавлены нефинеи.

-Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его - как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем (Ис.66:15). Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, - все погибнут, говорит Господь. Ибо Я [знаю] деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь, - подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде. Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь. (Ис.66: 17-21). Итак, в последнем, Третьем Храме, в левиты будут избирать даже неевреев, что нам сложно понять.

Служение левитов определяется Храмом, суть этого служения выражается словом Ливан (Лаван на иврите), то есть ОБЕЛЯТЬ, очищать людей.

Иешуа пришел и установил новое священство, вечное и непоколебимое.

11 Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, - ибо с ним сопряжен закон народа, - то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?
12 Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.
13 Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.
14 Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.
15 И это еще яснее видно [из того], что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной,
16 Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.
(Евр.7:11-16)
Этот стих совсем не отменяет левитское священство, а я раньше так думал. Он показывает, что у левитского священства есть своя роль, которая заключается не совсем в «доведении народа до совершенства». Для нас пока одни аспекты левитского служения открыты, а другие нет. Для совершенствования святых пришел Иешуа, Он Сам и дело Его ведет Его последователей к совершенству. У левисткого священства свое предназначение, и оно локализуется на Храме. А у Храма свое предназначение, своя роль. И когда неведомым нам образом (!)и непонятно для чего (!) будет восстановлен Храм, то и левитское служение будет восстановлено в своих правах и силе.

Вот основание нашего священства:

9 Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
10 некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы.
(1Пет.2:9,10)

Поэтому, мы можем говорить о параллельных видах священства!!! О священстве в силе Нового Завета и о левитском священстве, которое будет восстановлено вместе с восстановлением Храма. Каждое из этих священств служит своим целям, отвечает в полной мере вечным задачам Бога.

Но если левисткое священство ограничивается Храмом, и именно в этом контексте имеет силу, то в чем тогда сила священства НЗ?
В Священстве Самого Иешуа есть высшее достижение. Он, Сын Божий в человеке, Самим Собой совершил искупление всех! И поэтому Он посажен на небесах превыше всякого начальства… И что?! А то, что Он, помимо цдаки (праведности) и оправдания в грядущем суде, дал нам способность быть носителями «ВОСКРЕСЕНИЯ из МЕРТВЫХ».

3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому,
4 к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас,
5 силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время (1Пет.1:3-5).

То есть служение нас, тех, кто суть дети Божьи через веру в Иешуа , есть священство силою ВОСКРЕСЕНИЯ.

Это как раз то, о чем пишет Петр:
10 К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати,
11 исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.
12 Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.
(1Пет.1:10-12)
Итак, пророки понимали, что Дух Божий, Дух Христов проявит нечто особенное в грядущих поколениях. Открылось это все с воскресением из мертвых. По Божьему изволению оно обитает в нас!!!
И каждый верующий по НЗ - священник в силе НЗ и носитель природы грядущего мира, носитель воскресения из мертвых. И это сокрытое в нас воскресение из мертвых распространяется через нас самих и нашу жизнь в этот мир. Поэтому Иешуа не забирает учеников из мира, а, наоборот, посылает их в мир распространять его благоухание и быть Его письмом читаемым. «не прошу, что бы вы были забраны из мира, но в мире сохранены….т.е. служили бы среди людей, еще не познавших Бога». А духовная суть нашей миссии исполняется «сама собой», если только мы прилагаем усилия жить праведно и свято.
Об этом пишет Павел, убеждая верующих ЗНАТЬ по-настоящему, кто они есть, ЧЕМ обладают, и не только для подтверждения этому жить святой жизнью, а практиковать святую жизнь как СПОСОБНОСТЬ ВЛИЯТЬ НА МИР СИЛОЮ МЕССИИ, СИЛОЮ ВОСКРЕСЕНИЯ ИЗ МЕРТВЫХ:
9 и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере;
10 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его,
11 чтобы достигнуть воскресения мертвых.
12 [Говорю так] не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус.
13 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед,
14 стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.
15 Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет.
16 Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить.
17 Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас.
(Фил.3:9-17)

Что добавить в заключение?
Всем нам важна Консолидация, т.е. единство, почитая один другого больше себя, т.е. это служить друг другу,
быть свидетелями Его Царства ближним и дальним, быть хорошими гражданами своей страны, всякой молитвой и прошением молиться в любое время.
И почаще заходить в «тайную комнату» для свидания с Господом, чтобы получить от Него воодушевление и ободрение, чтобы принять от Духа Господня обличение, исправление, наставление и научение.

Леон Мазин. Шавей Цион, Хайфа


От ОРТОДОКСАЛЬНЫХ евреев
Недельная глава Корах

Недельная глава повествует об очередном, одном из самых серьезнейших, бунтов поколения пустыни против Моше-рабейну. Его двоюродный брат, знатный, богатый, ученый Корах собирает вокруг себя толпу «политически-недовольных» разного рода. В их числе и закоренелые скандалисты и «новички», впавшие в отчаяние совсем недавно - после смертного приговора всему поколению в течении ближайших сорока лет в пустыне Синай. 250 зачинщиков этого крупнейшего мятежа погибают страшнейшей карой с небес, а трое главарей – сам Корах и его ближайшие соратники - Датан и Авирам – заживо проваливаются в разверзтую «пасть земли».

Бунт Кораха не случайно считается одним из серьезнейших и опаснейших проявлений недовольств, проявленных евреями в пустыне. И дело не только в хронологически-проблематичном моменте мятежа. (Посудите сами, только что за свое последнее проявление беспочвенного недовольства, евреи были осуждены на сороколетнее блуждание по пустыне. Какого же наказания следовало бы ожидать за очередные, следующие сразу вслед за этим беспорядки?) И все же главная опасность таилась в самой причине бунта. Точнее, не в причине, а в поводе выданом за причину. Но начнем все по порядку.
Корах, двоюродный брат Моше и Аарона, один из наиболее старейших и уважаемых представителей рода Кхата, одного из трех разветвлений колена Левитов без малейшего сомнения рассчитывал на назначение его на должность главы рода. Однако, по указанию Творца эта должность досталась другому (по мнению Кораха – однозначно менее достойному), а именно – Элицафану, сыну Узиэеля. И с тех пор тайная обида жгла сердце этого представителя высшей интелектуально-духовной элиты, дожидаясь удобного момента для выхода наружу.

У Датана и Авирама обида была гораздо более старой (свой зуб против Моше-рабейну они заточили еще со времен Египта) и куда более явной. Эта «сладкая парочка» не пропустила практически ни одного случая, чтобы не высказать все, что они думают по поводу Б-гоизбранного лидера еврейского народа и не подстречь (почти всегда достаточно успешно) весь еврейский народ разделить их точку зрения.

Ну вот, наконец, и представился тот самый удобный момент сплотить весь еврейский народ против Моше-рабейну и тем самым прибрать власть в свои руки – народ находится на грани отчаяния после приговора о не входе в Землю Израиля. Но ведь не выйдешь к народу с призывами вроде «долой власть Моше-рабейну и передайте-ка лучше ее в наши руки!».

Надо, как минимум, подвести под свои эгоистические желания солидную идеологическую почву, по совету Дейла Карнеги, составит воззвание к более благородным чувствам. А разве во все века существовали более притягательные лозунги, чем «Свобода, Равенство и Братство», или выражаясь языком Кораха и его соратников: "Полно вам (Моше и Аарон)! Ведь вся община, все святы, и среди них Б-г! Отчего же возноситесь вы над собранием Всевышнго?"

Но величайший (без тени иронии) мудрец Корах не остановился на этом. Он вызвал своего великого кузена на интелектуальный диспут, задав Моше-рабейну серию провокационных вопросов. Например, нужно ли прикреплять голубую нить цицит к четырехугольной одежде, полностью сотканной из голубых нитей? Или, так ли необходимо прикреплять мезузу к косяку двери помещения, где и так достаточно святых книг? Получив же ответ, что «закон есть закон», Корах поднял главу евреев на смех.

Нет. Корах ни на минуту не пытался заставить евреев усомниться в ДУХЕ Б-жест-венного Закона. Он лишь открыто выступал против БУКВЫ Закона, пытаясь этим в своих корыстных целях подорвать престиж Моше-рабейну. Но в том то и дело, что иудаизм – религия действия, и без педантичного следования БУКВАМ ЗАКОНА, Тора автоматически теряет и свой ДУХ!
И в этом-то корень особой опасности бунта «Корахов» всех времен и народов. Бунта, весьма плачевно заканчивающегося для всех...

Жемчужины еврейского комментария
«Взял Корах, сын Ицхара, сын Кхата, сын Леви...»
Одним из самых ранних, самых почитаемых и самых дословных комментариев к Торе является перевод Онкелоса. Его личность сама по себе заслуживает особого разговора. Сегодня же, обратите внимание – любой перевод Торы по своей сути уже является комментарием, так как в каждом слове, в каждой еврейской букве скрыты десятки пластов понимания. Итак, Онкелос перевел Тору на разговорный язык евреев своего поколения – арамейский. И слово «взял» перевел как «отделил, отколол». Он отделил, отрезал себя и своих последователей от Моше-рабейну, чтобы смутить весь народ.

Но комментатор Ноам Элимелех добавляет, что этим действием Корах «отколол» нечто гораздо более существенное – свою связь с Источником, с правдой, с осмысленностью жизни.
Так и мы, каждым своим поступком мы способны закрепить свою связь с Источником жизни, или «отколоться» от нее.
Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами.

 


В избранное