Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени Ки тиса - Когда вознесешь


Шабат шалом, дорогие друзья! Предлагаю вам комментарии на Недельную главу Торы "Ки тиса - Когда вознесешь"
Приглашаем вас на наш сайт Исход-2 http://tikvaisrael.com/
Выложены статьи, проповеди, книги, музыка, фотографии Израиля.
Вы можете подписаться  на рассылку недельных глав Торы по адресу -  http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael
Пожалуйста, пишите ваши отзывы о нашей рассылке и мнения о ней. Пусть Адонай обильно благословит вас
Езра (Алекс).


Недельная глава Торы "Ки тиса - Когда вознесешь"

Исх 30:11-34:35
Допол. чтение: Млахим1, 18:1-39 (3 Царств )

Собирая осколки.

"Слишком поздно. Я зашел слишком далеко. Теперь уже никогда не будет, как прежде."                                                                                                                Сколько раз мы слышали эти слова? Или, что еще хуже, произносили их?

В главе Торы "Ки-Тиса" мы читаем историю о Золотом Тельце, самом ужасном грехе еврейского народа за всю его историю. Это так унизительно для евреев! Всего через несколько недель после величайшего откровения всех времен, когда они сами видели и слышали Всевышнего - они идут и покланяются корове?! Как можно быть настолько ненадежными! Но Тора непоколебимо честна и рассказывает об этом самом нелицеприятном моменте во всех подробностях. Почему?

Возможно крайне важным уроком, который мы должны извлечь из этого постыдного эпизода, является то, что, во-первых, люди да грешат, совершают ошибки, и даже вдохновленные евреи, увидевшие Б-жественное своими глазами, могут напортачить - и по-крупному. И во-вторых, что после этого, несмотря ни на что, все равно есть надежда.

В этой же главе мы читаем о том, как Всевышний говорит Моше изготовить новую пару скрижалей вместо тех, что он разбил, увидев, что сделали евреи в его отсутствие. (Что-то вроде "Сам разбил, сам делай новые". Тора не пытается уменьшить наше уважение к тому поколению, а скорее помогает нам осознать человеческую слабость, нашу моральную неустойчивость и реальность взаимоотношений - духовных и не только.

Всевышний дал нам совершенную Тору. Скрижали были собственноручно сделаны Б-гом, священные и безупречные, а тут мы все испортили. И что теперь, все кончено? Больше нет надежды? Мы за гранью искупления? Ведь в конечном счете, что может быть хуже идолопоклонства? Мы нарушили первые две заповеди, и скрижали были разбиты на мелкие кусочки, потому что мы больше не были достойны получить их, продемонстрировав свою крайнюю неверность.

Но Тора учит нас, что не все потеряно. Как бы это ни было ужасно – а это было ужасно – человек может исправить ситуацию. Моше сделает новые скрижали. Они будут не совсем такими, как были первые, но все же они будут Скрижалями Завета. Мы можем собрать осколки.

Мы слышали речь  о значении разбивания стакана под хупой (свадебным балдахином). Помимо того, что это напоминает нам о разрушенном Храме, этот обряд также дает важный жизненный урок жениху и невесте, которые вступают на совместный путь в жизни. Что происходит сразу после того, как жених разбивает стакан? Все кричат "Мазал тов!" Что-то сломалось? Ну так это еще не конец света. Мы можем даже посмеяться над этим и дальше быть счастливы. Ничего страшного. И это тоже пройдет. Очень практичный и примиряющий совет молодоженам.

В жизни определенно есть место второму шансу. Есть и второй шанс, и даже третий. Адонай ведет нас по жизни через разные испытания.

В жизни есть возможность собрать осколки. Будь то отношения с Богом, между супругами, с детьми или коллегами - мы можем исправить ситуацию. Если евреи смогли прийти в себя после Золотого Тельца, то наши проблемы не так уж и велики.

Езра


 От ортодоксальных евреев

Как уже упоминалось , по мнению хасидов, все в мире создано, чтоб преподать нам урок. Нам остается только научиться делать правильные выводы из этих уроков жизни. В самом Талмуде говорится, что мы могли бы поучиться трудолюбию у муравья, скромности у кошки и т.д.
Наверно, каждый из нас наблюдал как назойливая муха, залетая в дом, пытается выбраться обратно, но вместо того, чтобы спокойно вылететь в распахнутое настежь окно, начинает в поисках выхода изо всех сил биться о прозрачные стекла…
И, увы, как часто наше собственное, человеческое, поведение мало чем отличается от психологии мух.
Любой человек стремится к счастью, большинству из нас небезразлична истина, и, тем не менее, хоть иудаизм и дает шанс каждому найти «выход», мы продолжаем биться и биться о «прозрачные стекла», намеренно игнорируя «распахнутые окна». Но почему?!
И тут вспоминается старый анекдот про пьяного, долго и упорно ищущего что-то под фонарем. К нему подходит участливый прохожий и спрашивает, что же тот ищет. «Да вот, потерял пять рублей!» «Где? Когда?» «Часа два назад в соседнем переулке.» «Так почему же Вы ищете здесь?!» недоумевает прохожий. «Так здесь светлее!»
И так мы все пытаемся выбрать наиболее легкий, удобный и выгодный жизненный путь «под фонарем», забывая порой, что настоящее счастье ждет нас в «соседнем переулке»

Недельная глава «Ки тиса» («Когда вознесешь»)
Итак, Моше-рабейну (Моисей - наш учитель) находится на вершине духовности – подходит к концу последний, завершающий, кульминационный день его сорокодневного нахождения в высших мирах, получения Скрижалей Завета от самого Творца, а в это время по науськиванию толпы сопровождавших их египтян, в свое время изъявивших якобы искрененнее желание разделить духовные ценности еврейского народа, евреи делают золотого тельца. И что же происходит в этот момент с Моше-рабейну, находящемся в таком духовном и физическом отрыве от своего народа?

В ту же минуту Творец категорично приказывает еврейскому лидеру: «Спускайся, ибо твой народ согрешил.» Спускайся, ибо ты достиг того высочайшего духовного уровня, на котором ты находился до последней минуты не только своими заслугами, но и заслугами всех евреев, стоящих за твоей спиной. И потеряв их, ты автоматически духовно опустился.
Дорогие читатели! Вы совершенно правы! «Евреи, как ни одна нация в мире, близки, можно сказать едины.» И мельчайшие колебания духовного роста самого праведного и великого представителя этого монолитного народа зависят от поведения каждого из нас.

Обидно? Если разобраться, то едва ли. Каждый человек, независимо от национальной принадлежности, способен реализовать свой духовный потенциал на сто процентов. И в этом никто, кроме него самого, не может ему помешать. У евреев же, как единого народа, кроме своего личного существует еще дополнительный, «народный» потенциал. При этом духовный заряд (и позитивный, и, увы, негативный) каждого поступка каждого из нас складывается в нечто вроде «общей, духовной копилки». И этот совокупный, духовный «заряд» дает нам возможность реализации духовного потенциала каждого из нас вдовабок к своим стам (дай-то Б-г), еще и на эти дополнительные, «общественные проценты»!

Моше-рабейну сам по себе достиг небывалых духовных высот, но его личный, человеческий потенциал без этой «общественной копилки» не был достаточен, чтобы при жизни находиться ТАМ, где он находился все сорок дней со дня Дарования Торы. Для ЭТОГО уже необходимы заслуги всего сплоченного еврейского народа.
В вышеописанном процессе «пополнения общественной казны» «загрязненная» энергия одних очищается «чистой» энергией других представителей этого единого огранизма. Так, кто-то сверлит в своей каюте дно, наивно полагая, что, заплатив за билет, имеет право делать в своей личной каюте все, что ему заблагорассудится. Другим же приходится прилагать все силы, чтобы вычерпывать эту воду вместо того, чтобы направлять те же силы на то, чтобы продвигать свой корабль..

Итак, на горе Синай евреи «подписали контракт» с Творцом мира. Этот контракт именуется Торой и включает в себя 613 заповедей – 365 запрещающих и 248 повелевающих. В число них входит заповедь «возлюби своего ближнего» и заповедь соблюдения шабат, заповедь не брать у евреев проценты с ссуд и заповедь не притеснять пришельца, заповедь не сплетничать и не верить сплетням и заповедь покарать злодея.

Причем Тора строго регламентирует как, когда и за что еврею (а мы говорим о наказании именно евреев, а не представителей других народов) полагается то или иное наказание, включая смертную казнь. Так, для вынесения приговора необходимо два еврейских свидетеля , своими глазами видевших совершение преступления (а не его «очевидные» последствия) и вдобавок, самолично заранее предупреждавших преступника о серьезности совершаемых им действий. И, конечно, необходимым условием вынесения приговора является наличие настоящего, уполномоченного, еврейского суда – Санедрина. (Одного эпитета «еврейский» для указания на национальность судей недостаточно.)

Моше-рабейну, только что моливший о прощении и милосердии Всевышнего за свой народ, не забывает и об этой суровой стороне еврейской религии, понимая, что для возможного существования добра, зло должно быть наказано. И по свидетельству представителей колена левитов, не участвовавших в грехе золотого тельца и всеми силами отговаривавших остальных евреев отказаться от безумной затеи, Моше-рабейну карает зачинщиков преступления, чуть не погубившего весь еврейский народ.
Когда мы вырываем фразы, а тем более, идеологические постулаты, из контекста, то в наших толкованиях мы действительно рискуем дойти до абсурда. Когда же перед нами – единая, строгая и стройная система, то все видится совсем в другом свете. Вот только для того, чтобы научиться увидеть это, недостаточно беглого взгляда.


Женский уголок

Итак, внимание – анекдот! -
- Дорогой, ты меня любишь? - нежно спрашивает молодая жена за завтраком своего новоиспеченного супруга, ковыряющего вилкой в тарелке. -
- Дорогая,- вздыхает законный избранник сердца,- ты возвращаешься к этому вопросу каждое утро, хотя мы это выяснили, по-моему, еще до свадьбы. Но хотя бы один раз за весь медовый месяц ты спросила б меня, люблю ли я яичницу!
В нашем понимании любовь – это нечто возвышенное, воздушное, идеально-духовное, не имеющее ничего (или почти ничего) общего с плотской материальностью.
Иудаизм же видит вещи в слегка ином свете. И один из признанных способов еврейской религии повысить уровень своей духовности - искренняя забота о...материальных нуждах своих окружающих.
Горе тому, кто ставит любовь к своей половине «на одну тарелку» с любовью к хорошо-прожаренному бифштексу, но горе и тому, кто за своей эгоистической любовью забывает насколько его спутнику жизни пусть изредка, но важен хорошо-прожаренный бифштекс! Не забывайте о разных «материальных мелочах», столь необходимых вашим любимым, и ваша взаимная духовная любовь достигнет небывалых высот!

Бифштекс с яйцом
Говяжую вырезку отбейте, хорошенько натрите солью, перцем и чесноком.
Обжаривайте с обеих сторон в горячем масле до желаемой степени прожаренности.
Выпустите на почти готовый бифшекс яйцо (по-одному на порцию) и пожарьте еще минуты три до готовности яичницы-глазуньи.

Салат из консервов и гренок
Пожарьте маленькие гренки. Смешайте с содержимым банки консервированных шампиньонов и фасоли в томате и\или в собственном соку.
Добавьте жаренный лук. Посолите, поперчите и заправьте майонезом.


В избранное