Истоки идеи реинкарнации в раннеевропейской мысли
Часть 21
Светлана Горячева
Та же, по сути, идея содержится и в комментарии Оригена на Послание Павла к Римлянам, V, 1:
"Я умер" (Rom. 7:9), – говорит Павел, в смысле: начался счет моим грехам. Василид же, не желая признавать, что это изречение относится к естественному закону, приписал к этим словам апостола абсурдные и богохульственные сказки. Основываясь на изречении апостола, он пытается обосновать доктрину о перевоплощении, то есть учение о том, что душа переселяется из одного тела в другое. Он говорит следующее:
Апостол сказал, "Я жил, когда не было закона" (Rom. 7:9), имея в виду, что перед тем, как воплотиться в это тело, он жил в другом, которое неподвластно закону, например, в теле животного или птицы (цит. по: Афонасин, с. 282 – 283; разрядка моя. – С. Г.)
Следует ли видеть в этом отвержение реинкарнации как таковой? Комментарии Оригена на Евангелие от Матфея как будто наводят на эту мысль. Здесь Ориген, рассматривая связь между Иоанном Крестителем и Илией, включает в нее рассуждение о теории переселения душ.
"И спросили Его ученики: что же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?» (Мф 17:10) ... Ученики действительно спрашивали все эти вещи, а Спаситель отвечал (им), говоря как бы об Илии, но когда они услышали (ответ), то поняли, что слова "Илия уже пришел" и сл., которые были произнесены Спасителем, имели отношение к Иоанну Крестителю... А теперь, соразмерно нашим способностям, давайте расследуем также и то, что в нем заключено. Мне не кажется, что в данном месте под Илией имеется в виду душа,
иначе бы я впал в догму переселения душ, которая чужда Церкви Божией, не передана апостолами и не содержится нигде в Писании, - ибо она также противоречит словам о том, что "видимое кратковременно" (2 Кор 4:18), и что "век сей будет иметь конец", а кроме того, исполнению речений "небо и земля прейдут" (Мф 24:35), "проходит образ мира сего" (1 Кор 7:31), "они (небеса) погибнут" (Пс 101:27, синод. пер) и сл. Ибо если допустить в качестве гипотезы, что при том устроении вещей, которое существует с начала и вплоть
до самого конца мира, одна и та же душа может быть в теле дважды, то спрашивается: по какой причине? Если она должна быть в теле дважды по причине греха, то почему она не может быть в нем и трижды, и даже большее число раз, поскольку наказание за грехи, совершенные в этой жизни, может быть осуществлено лишь посредством переселения душ? Но, если принять это как следствие, то, возможно, никогда не настанет такое время, когда чья-либо душа перестанет претерпевать переход в другое тело, так как она всегда будет
вынуждена пребывать в теле из-за былых грехов, и (таким образом) не останется места для разрушения мира, в котором "небо и земля прейдут" (Мф 14:35). А если, в согласии с нашей гипотезой, предположить, что тот, кто совершенно безгрешен, уже не должен приходить в этот мир посредством рождения, то через какой, по-вашему, промежуток времени та или иная душа может быть признана полностью очистившейся и не нуждающейся в переселении? Но, так или иначе, кроме всего прочего, если чья-либо душа постоянно изымается подобным
образом из определенного (по, видимому, понимаемого Оригеном как конечное. – С. Г.) числа душ и не возвращается больше в тело, то в таком случае по истечении бесконечного множества веков настанет время, когда рождение прекратится и мир сократится до одной, двух или немного большего числа душ, по достижении которыми совершенства этот мир исчезнет полностью, поскольку иссякнет поток душ, нисходящих в тело. Но это не согласуется с Писанием, так как известно, что к моменту разрушения в мире будет существовать
множество грешников (Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея, 13.1).
С другой стороны, рассматривая тот же самый вопрос в Комментарии на Евангелие от Иоанна, Ориген более осторожен в выводах, оставляя его по сути открытым:
...Данный вопрос, бесспорно, требует серьезного исследования, и следует тщательно взвесить все доводы относительно сущности души, ее изначального состава, и того, как именно она входит в земное тело. Нам следовало бы также вникнуть в то, каким образом отмерена жизнь каждой душе, и каким образом она покидает эту жизнь, и возможно ли для нее получить вторую жизнь в теле или нет, и происходит ли это в одно и то же время и после одной и той же подготовки в каждом (отдельном) случае или нет, и входит ли душа в
одно и то же тело или же в другое, и если в одно и то же, остается ли субъект тем же самым, в то время как его качества меняются, или же и субъект и объект остаются тем же самым, и всегда ли душа будет пользоваться одним и тем же телом или же изменит его. Наряду с этими вопросами, будет необходимо спросить, что такое перевоплощение, и чем оно отличается от воплощения, и обязательно ли тот, кто придерживается (идеи) перевоплощения должен считать мир вечным... Следовательно, этот (вопрос) требует отдельного рассмотрения
(Ориген, Комментарий на Евангелие от Иоанна, 1:21).
Необходимо также добавить, что не все из приведенных выше цитат могут достаточно полно и достоверно отражать мнение самого Оригена. Достаточно взять в руки любое издание трактата "О Началах", чтобы понять, как мысль этого выдающегося богослова порой искажалась и его последователями (в лице Руфина Аквилейского), и его оппонентами, наиболее известным и влиятельным из которых был блаженный Иероним. А то, что Ориген и некоторые его последователи верили в предсуществование душ и, как следствие, в реинкарнацию, сама
церковь вынуждена была признать прямым текстом:
...Еще же и ста шестидесяти пяти богоносных отец, собравшихся в сем царствующем граде, при Иустиниане, блаженныя памяти царе нашем, благочестивые глаголы, яко от Духа произнесенные, ведаем, и оным потомков наших научаем. Они Феодора Мопсуетскаго, Несториева учителя, и Оригена, и Дидима, и Евагрия, возобновивших еллинские басни, и прехождения и превращения некоторых тел и душ (sic! – С. Г.) паки нам представивших на позор, в сонных мечтаниях блуждающаго ума, и противу воскресения мертвых
нечестиво и нездравомысленно возставших... соборно предали проклятию и отринули (Первое правило VI Константинопольского Собора, 553 г.).
Итак, церковь официально отвергла доктрину реинкарнации, однако это не помешало ей жить и далее в учениях ряда еретических групп (таких как катары) и философов-вольнодумцев (таких, как Джордано Бруно). Даже сам блаженный Августин, считающийся одним из столпов западного христианского богословия, в своей "Исповеди" всерьез размышлял о возможности включения доктрины реинкарнации в христианское вероучение:
Господи, наступило ли младенчество мое вслед за каким-то другим умершим возрастом моим, или ему предшествовал только период, который я провел в утробе матери моей... А что было до этого, Радость моя, Господь мой? Был ли я где-нибудь, был кем-нибудь? Рассказать мне об этом некому: ни отец, ни мать этого не могли; нет здесь ни чужого опыта, ни собственных воспоминаний (Августин Аврелий, Исповедь, VI, 9)
А выдающийся современный католический ученый Ганс Кюнг утверждает, что "христианские теологи редко воспринимают вопрос о реинкарнации всерьез", но при этом заверяет, что переселение душ следует рассматривать как центральную проблему христианской теологии" (цит. по: Розен).
Этими многозначительными словами нам и хотелось бы завершить наш краткий обзор.