Но отважиться на восхождение - еще не все. Остается не ошибиться тропой. Это очень хорошо - решиться идти. Но чтобы испытать радость покорения вершины, надо выбрать наилучший маршрут. Будучи еще на равнине, у ее подножья, пронаблюдаем действия Природы и зададим вопросы наукам о Жизни.
2) Детальное решение: три этапа персонализации. В Мире, как я уже сказал, жизнь все больше и больше восходит к сознательности, все больше и больше усложняется, - как если бы это возрастание сложности организмов имело следствием углубление сердцевины их существа. Однако как происходит в целом и в деталях этот переход к единству более высокого порядка?
Для большей ясности и простоты остановимся на Человеке как наиболее развитом психическом существе, наиболее близком для нас из всего живого.
Три шага, три фазы, три последовательных и сопряженных движения выявляются при исследовании процесса нашего внутреннего становления, или, иначе говоря, нашей персонализации. Чтобы быть живым и в полной мере оставаться собой, Человек должен: а) сосредоточиться на себе; b) сместить центр на другого; с) сконцентрироваться на чем-то большем, чем он сам. Определим и объясним один за другим эти три шага вперед, которым неизбежно должны соответствовать три формы беатификации, поскольку счастье, как мы уже установили,
есть следствие возрастания.
а) Сначала - о концентрации. Как физически, так и интеллектуально и морально человек становится Человеком при условии постоянного формирования своей личности, и не только до возрастного рубежа в 20 лет! Чтобы стать полностью самим собой, мы должны работать на протяжении всей своей жизни, стремясь постоянно организовывать самих себя, - иначе говоря, всегда вносить в наши идеи, наши чувства, наше поведение больше порядка, больше цельности. Вся наша программа и весь наш интерес внутренней жизни (но также
и всякое усилие!) - в постоянном стремлении к предметам, все более и более возвышенным... Каждый из нас в течение первой фазы должен постоянно возобновлять и воспроизводить тяжкий труд Жизни по своему индивидуальному лицевому счету. Быть – это прежде всего найти себя и осуществиться.
b) Далее - о децентрации, или смещении центра. Первоначальное искушение или заблуждение, которое подстерегает от рождения тот центр рефлексии, который сокрыт глубоко внутри каждого из нас, - это представление, будто для роста человеку надлежит замкнуться на самом себе, осуществиться эгоистически и в интересах своего завершения отключиться от других, все обратить на себя. Однако человек на Земле – не единичен. Таких единиц, напротив, много, и они не существуют иначе, как в виде мириад в одно и то
же время. Этот факт очевиден до банальности. Однако свое истинное значение он приобретает лишь в свете основных тенденций современной физики: как бы ни были индивидуализированы по своей природе думающие существа, каждый отдельный человек представляет собой только атом среди других подобных, или, если угодно, очень крупную молекулу в определенной корпускулярной системе, из которой он не может выпасть. Физически и биологически Человек, как и все сущее в Природе, в высшей степени множественен. Он один из "массовых
феноменов".
При первом приближении это означает, что мы можем развиваться, только выходя за собственные пределы, только объединяясь с другими таким образом, чтобы это соединение способствовало приросту сознания – согласно великому Закону Сложности. Отсюда непременность и глубокий смысл любви, которая во всех своих проявлениях побуждает нас присоединять наш индивидуальный центр к другим избранным и привилегированным центрам, - любви, главная притягательность и назначение которой состоят в том, чтобы дополнять нас Другими.
с) Наконец - сверхконцентрация. Это понятие наименее очевидное, и его совершенно необходимо постичь.
Чтобы стать всецело самим собой, говорил я, мы оказываемся вынужденными расширять основу нашего существа, иначе говоря, присоединяться к Другому. И вот, начавшись однажды с малого количества избранных привязанностей, это движение расширяется и более не останавливается, затягивая нас постепенно и незаметно в круг все большего радиуса. Вот что особенно явственно обнаруживается в сегодняшнем мире. Несомненно, Человек всегда смутно осознавал себя принадлежащим к единому великому Человечеству. Но только для современных
поколений это неясное общественное чувство начинает приобретать свое истинное и полное значение. В течение последних десяти тысячелетий (период, когда произошло внезапное ускорение цивилизации) люди оказались во власти многочисленных сил (более могущественных, чем войны), которые понемногу сближали их.
Итак, в настоящее время наши глаза открываются, и мы начинаем замечать две веши. Первая: под воздействием роста народонаселения и под влиянием экономических связей мы уже образуем единое тело на ограниченной и нерастяжимой поверхности Земли. И вторая: в этом самом теле вследствие постепенного становления единообразной и универсальной системы промышленности и науки наши индивидуальные сознания имеют тенденцию вести себя как клетки единого мозга. О чем это говорит? - Разве не о том, что, следуя в преобразованиях
естественной линии развития, мы можем предвидеть тот момент, когда люди осознают, что это значит - как бы единым сердцем желать, уповать и любить всем вместе одну и ту же вещь в одно и то же время?