Недельная глава "Шмини". Беседа ребе.
______________________________________________________________________
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''
- 1 -
Как [уже] говорилось, каждая идея Торы для человека является
наставлением, указанием [пути]. Признаки, позволяющие отличить чистое
животное [от нечистого], также несут в себе наставление. - Признаки
"Жующий жвачку" и "Обладающий раздвоенными копытами", [-
соответствующие им] в человеке, - дают возможность разобраться в его
путях: чист ли он или, не дай Б-г, наоборот.
Еще одна деталь в этом. Проверка и выяснение чистоты относятся
[именно] к _животному_. Подобие этому в человеке - "животное",
[обитающее] в его сердце, - животная душа. Вышеупомянутая проверка
[...] не относится к тому, что связано с душой Б-жественной - Торе и
ее заповедям, - выполняются ли они лишь ради Все-вышнего или же ради
какой-либо корысти. Проверке подлежит не это. Ведь изучать Тору и
выполнять ее заповеди необходимо даже в том случае, если это
происходит ради некоего интереса: "Всегда пусть изучает и выполняет
заповедь даже небескорыстно, поскольку через это... [придет к изучению
Торы и выполнению заповеди ради Все-вышнего]" [- выносят
законодательное решение наши мудрецы]. Данная проверка касается вещей
материальных, связанных с животной душой. Необходимо выяснить, чистым
"животным" является эта душа или нет.
Об обоих животных [как чистом,] так и нечистом говорится в Торе. Это
означает, что даже живя согласно Торе, можно быть животным нечистым.
Как Рамбан говорит, о том что возможен "распущенный [человек, и это] -
с разрешения Торы" (то есть, может казаться, что это "с разрешения
Торы", ведь на самом деле, он [подобный человек] нарушает приказ
"святыми будьте" - приказ существенный и основополагающий). И для
того, чтобы выяснить, какое животное является чистым, Тора дает два
признака:
а) [чистое животное должно] обладать раздвоенными копытами,
б) [оно должно быть] жвачным.
- 2 -
В целом, также в животном между головой и ногой существует
принципиальное отличие [...]. Кроме того, даже у животного в контакт с
землей приходят лишь ноги. Это означает, что высокие силы - также и
животной души - недопустимо вкладывать в материальность, земное.
[Работа с "земными" вещами должна осуществляться] только силами
действия [и только] в том объеме, в котором это является неизбежным.
- Рассказывают, что одному хасиду, который, будучи одаренным
человеком, с увлечением занялся торговлей калошами, ребе Рашаб однажды
сказал: "Ноги в калошах я видел... Но голову!.." -
Кроме этого, между ногой и землей должно быть "копыто", - то, что
отделяет [аспект] ноги от земного.
[А] это "копыто", идеей которого является [...] разделение и сокрытие
должно быть, впрочем, расщепленным. Это означает, что также в земных
вещах должна светить Б-жественность, он [еврей] должен видеть в них
Б-жественность.
[...]
И как говорится в "Танье", также в земном [евреи] не [должны] быть
разделены с Истинно Единым. - Также в мирском не следует отделяться от
Все-вышнего - Единого истинно. И потому расщепленность [копыта] должна
быть сквозной, - она [щель, делающая копыто раздвоенным,] должна
доходить до самого низа.
Именно тогда можно сделать из этого животного - животное _чистое_, то
есть, [достичь ситуации, при которой] его [еврея] "животное" -
материальность, обязательная для тела, стало "чистым животным".
[...]
- 3 -
В [идее] "раздвоенных копыт" наличествует еще одна деталь: копыто
должно быть расщеплено [именно] надвое. Это означает, что "хождение по
земле" - взаимодействие с земным - должно [включать в себя] два
направления: "правая приближает, а левая - отталкивает".
Существуют те, которые [придерживаются] лишь [принципа] "правая
приближает", без каких бы то ни было ограничений. Они утверждают, что
в целях приближения евреев к Торе стоит внести в [какие-либо] идеи
Торы послабления и даже переделать, не дай Б-г, Тору "в соответствии с
духом времени".
То, что необходимо приближать всех евреев к Торе, - действительно,
правда. Как уже многократно говорилось в объяснении Мишны: "...любящий
творения и приближающий их к Торе", - даже те, кто представляют из
себя лишь "творения", то есть не обладают никаким большим
достоинством, нежели то, что они - творения Все-вышнего, - к Торе
необходимо приближать также и их.
Однако их утверждение о том, что ради этого надо, не дай Б-г,
исправлять Тору, [...] - противоположность пути Торы. И как говорится
в самой этой Мишне: "_И приближай их_ к Торе", - [необходимо]
приближать их к Торе, но, не дай Б-г, не "тащить" [к ним] Тору и не
переделывать ее в соответствии с их духом.
Даже в том случае, если бы их утверждение было утверждением верным, -
благодаря этому евреев удалось бы приблизить, - необходимо понимать,
что в соответствии с законом Торы не разрешается, не дай Б-г, изменять
даже незначительную деталь Торы, как "деЭйрайсе" [вещи относящиеся к
Письменной Торе,] так и "деРаббонон" [вещи, относящиеся к Торе
Устной], и даже то, что учителя наши установили в прежних поколениях.
В том случае, когда истинный пророк высказывает свои слова лишь в
форме временного указания, существует _закон Торы_, [обладающий тем
же статусом,] что все заповеди, - что его необходимо слушаться [в том
числе, когда указание пророка является вещью запрещенной Торой][...].
Однако иначе - не разрешается, не дай Б-г, даже на самую малую долю
отклониться от Торы, вне зависимости от того, что будет результатом
этого.
А в частности, [в свете того, что] на самом деле, в результате
подобных [действий, ситуация] не только не будет исправлена, а евреи
[не будут] приближены к Торе, но более того, это приведет к худшему:
"приближающие" сами будут увлечены за [вышеупомянутыми] "творениями",
пока, не дай Б-г, полностью не отойдут от Торы и еврейства.
В соответствии с известным примером, приведенным предыдущим Ребе:
когда человек блуждает в лесу среди хищных зверей - это не означает,
что он бросил свой дом [и ушел в] глухой лес. [Это значит] только, что
до того он шел "царской дорогой" - [дорогой] Царя мира, а позже
отклонился от "царской дороги" на волосок, позже еще и еще на волос,
пока не обнаружил, что находится в глухом лесу среди хищных зверей.
- 4 -
Признака "раздвоеного копыта" самого по себе не достаточно. Необходимо
также наличие [второго] признака - "жвачности".
Каждая материальная вещь, которую [еврей] намеревается сделать,
необходимо как следует "разжевать", проверить еще раз и еще раз, надо
ли это делать, и как он [еврей] должен это сделать, и только тогда это
- "чистое животное".
[...]
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
______________________________________________________________________
(Публикуется в свободном переводе по материалам бесед Ребе,
произнесенных в Субботу недельной главы "Реей" 5710 года и в Субботу
недельной главы "Шмини" 5716 года).
Свободный перевод: (с)2000, Shmuel Sominski <shmuel@peterlink.ru>
===
"YESHIVA ON-LINE" is one of the educational programmes of
Yeshiva "TOMCHEI-TMIMIM" - Lubavich, Petersburg (Russia)