Селестин, парижская штучка, едет за город, в поместье четы Монтей, чтобы получить место горничной. Немногочисленное семейство удивляет новенькую своим характером и поведением. Отец мадам Монтей – человек эксцентричный, помешанный на женских сапожках. Ее муж – пустой место, бездельник, обожающий приударить за служанками. Наконец, сама мадам помешана на аккуратности и чистоте, а также странных химических опытах, что, по-видимому, восполняет ее полное отсутствие интереса к супружеским
обязанностям. Однако Селестина привыкает и к Монтеям, и к поместью, также, как они привыкают к новой горничной...
Шабролевское кино, инкрустированное эскападами Бунюэля. Такое впечатление производит Дневник горничной через сорок лет после выхода – с ретроспекцией в прошлое, когда знаешь уже, чего ждать от Шаброля и чего уж точно не ждешь в фильмах Бунуэля. Типично шабролевский сюжет о провинциальных буржуа, выстраивающих свой уютный мирок и плюющих на творящиеся вокруг бесчинства, преломлен о бунюэлевский сарказм с его излюбленными сюрреалистическими штрихами, от
пожилого месье-фетишиста до по-спецназовски вышибающего дверь ногой приходского священника (и в этой роли – начинающий соавтор Бунюэля Жан-Клод Каррьер). То, что Бунюэль вольно или невольно пародировал своего французского коллегу, позже окрещенного певцом и в то же время обличителем буржуа, видится даже в эпизодическом появлении Доминика Зарди (не указанного в титрах), с завидной регулярностью кочующего из одного фильма Шаброля в другой. А в целом, это, конечно, по-бунюэлевски едкий, злой рассказ
о залетной горожанке, которая пытается взвалить на себя миссию ангела-истребителя одного фашиствующего негодяя, но заканчивает свою карьеру в постели другого. Жанна Моро с ее непроницаемым, лишенным эмоций лицом точна в компактной, прорисованной скупыми, но острыми штрихами роли парижской фифы. После Дневника горничной Шаброль покажеться лишь пресным комментатором, хотя и он был не прочь взглянуть на высший класс глазами низшего, и довел «горничный» сюжет до истерического
крещендо – в Церемонии, своего рода логическом завершении того, с чего начал Бунюэль. все рецензии на сайте