Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Клуб киноУХО - 66. Многорукий Коваль. Отчет.



Клуб киноУХО - 66. Многорукий Коваль. Отчет.
2014-04-03 11:35

Клуб киноУХО - 66. Многорукий Коваль. Отчет. Юрий Коваль – писатель, художник, сценарист, автор и исполнитель песен, учитель и путешественник. Явление в нашей культуре, вроде бы, яркое и заметное – потому как его фильмы-мультфильмы знают все: «Про Васю Куролесова», «Смех и горе у Бела моря», «Недопесок Наполеон»;
его книги читали многие: «Картофельная собака», «Кепка с карасями, «Пограничный пес Алый», «Самая легкая лодка в мире».

Но в школьную программу по изучению литературы 20 века Коваль не вошел, так что золотыми буквами на фасаде литературного пантеона оно не выбито – и пребывает с какого-то незаслуженного бока, с торца, буквально на задворках.

В то время как писатель Коваль волшебный и тонкий, редкий и удивительный, единственный в своем роде.
Но – не торной дорогой идущий.



В этом его проблема: изрядно одаренный в самых разных областях, он шел не торными путями. При этом не был, вроде бы, особенно гонимым и угнетенным: достаточно быстро начал публиковаться, (закончил институт в 62-м, первые публикации - в 1966-м), обрел своего издателя – журнал «Мурзилка» (1968 г.) и своего читателя;

Мурзилка — популярный ежемесячный детский литературно-художественный журнал. Издаётся с 1924 года. быстро его повести стали переводиться на разные языки и получать всевозможные всесоюзные и зарубежные премии по разряду детской литературы; то же и с экранизациями – они тоже подоспели быстро (1978 г.)…

Но для того, чтобы стать новым Михалковым (Сергеем!) или Чуковским (Корнеем), Юрию Ковалю не хватало, скажем, страсти к общественной деятельности. Он и в жизни любил уединиться где-нибудь на периферии...




Чего стоит только его трехлетнее затворничество в Чистом Доре! Оказавшись случайно в деревушке с таким чудным именем, Коваль остался там на 3 года, учительствовал, потом написал одноименную книгу рассказов. Правда, она-то его по-настоящему и прославила!

Обложка книги Юрия Коваля Чистый Дор Получается, что Юрий Коваль был настоящим, редким и чистым случаем индивидуализма – не декларируемого, а практикуемого собственного, отличного от всех других, пути. С этих отличий начинается его писательская стезя. На которую он вступил, будучи сыном людей двух других – совсем других! – канонических профессий.

Отец Коваля был практически Глеб Жеглов, а мать – главврач психбольницы. Иосиф Яковлевич Коваль был начальником уголовного розыска города Курска, переведен в Москву во время войны, где и возглавил отдел по борьбе с бандитизмом, (а кем Жеглов работал в МУРе, помните? Вот так-то!)

И вот такого-то героического папашки сын (потом некоторые эпизоды его боевой биографии станут основой для сюжетов повестей и рассказов сына) поступает в скромный, не Университет даже, а Московский государственный педагогический институт им. Ленина, на факультет русского языка и литературы.

Но судьбе было угодно, чтобы в то же самое время, (год поступления Коваля - 1955), в МГПИ учились Юрий Визбор, Юлий Ким, Ада Якушева, Петр Фоменко, Юрий Ряшинцев. Волейбольная команда института называлась Юрь-Осичи, поскольку в ней играли Юрии Иосифовичи - Визбор, Домбровский, (он там в это время читал лекции), Коринец и Коваль.

Понятное дело, что дальнейшая жизнь проходила в этом же сообществе. В первый же год учебы институтская газета опубликовала первые рассказы Коваля «Зайцы» и «Дождь», и даже премию – денежную! – Юрий Коваль сразу, за первые же рассказы, получил!

Студенческая атмосфера, в которой учился и вращался Коваль, очень хорошо передается в фильме, в котором он вскоре снялся, сыграл и спел – вместе с однокашником, Юлием Кимом. Это фильм «Улица Ньютона, дом 1».

Кадр из фильма Улица Ньютона, дом 1; 1963 г., реж. Т. Вульфович; Юрий Коваль

Очень знакомый советский неореализм, прогулки по ночной Москве, стихи у памятника Маяковскому, интеллектуальные споры до утра, конфликт между стремлением к точному научному знанию и карьерой…

Фильм снял неизвестный режиссер Теодор Вульвович, главные роли тоже сыграли неизвестные актеры, а вот зато в эпизодах отснялись и молодой Соломин, и Ролан Быков, и Зиновий Гердт…

Самое интересное – как этот неизвестный фильм знакомо воспроизводит атмосферу 60-х – знакомую нам-то, понятное дело, по другим, более ярким и культовым, фильмам – от «Я шагаю по Москве» до «Заставы Ильича» или «Еще раз про любовь».

Лица, темы разговоров, улицы – все это рисует одну, отдельно взятую не по месту, а по времени – страну. Очень хорошую. Любопытно, что «Улица Ньютона, дом 1» - первый фильм, для которого Юлий Ким написал песню. «Нечаянно, негаданно…» - тоже тем, кто в теме, хорошо знакомую и любимую.

Вот ее, в числе многих других-прочих, и пели в большой сцене вечеринки в фильме Ким с Ковалем. Потом, в 1977 году, Юрий Коваль снимется, уже в роли второго плана - Папы - в детском фильме «Марка страны Гонделупа». Там Коваль тоже будет петь дуэтом - с Ией Савиной, и романс собственного сочинения: "Темнеет за окном, ты зажигаешь свечи..."

Но этим его связи с кино вовсе не ограничиваются. Если в «Улицу Ньютона…» Коваль попал, как человек поющий, то дальнейшая его кинокарьера была карьера сценариста. Как это часто бывает с писателями. Поправимся: с удачливыми писателями!

Он еще и писателем-то себя не успел почувствовать, по собственному признанию, а уже выходили книжки стихов и сказок. А вот почувствовал себя писателем и стал им – не сидя, в ожидании вдохновения, перед чистым листом в какой-нибудь башне из слоновой кости, а – путешествуя по заданию редакции, того самого журнала «Мурзилка», по отдаленным краям и погранзаставам.

Иллюстрации к книге Алый

Писателем все-таки человека делают обилие впечатлений и необходимость – в данном случае, и производственная, и материальная – эти впечатления ясно и достаточно быстро излагать, обрабатывать, выдавать на гора. У Коваля это получилось.

Пограничные повести и рассказы «Алый», «Козырёк», «Особое задание», «Елец» и «Белая лошадь» стали для него началом писательства. При этом талант, конечно, был заложен – но писательский профессионализм появился вот здесь.

А заключается талант Коваля еще и в легкой смене жанра: вот тебе лирические зарисовки природы-животных-патриархальных идиллических красот, вообще – жизни провинциальной. И тут же, через год какой-нибудь – та же провинциальная лепота, но уже – в юмористическом, да еще и – детективе!

Приключения Васи Куролесова, мультфильм, 1981 г; реж. В. Попов; сценарий Юрия Коваля

Юмористический детектив, по мотивам реальных событий, (отец про «Васю Куролесова» говорил: - И чего это Юрке вся слава досталась, если это все – мои рассказы!), с яркими, четко очерченными героями, с лихо закрученным сюжетом, но с той же прекрасно прописанной атмосферой времени и места!

Между прочим, документально-реальными в повести оказываются даже фамилии главных героев – Куролесова-опера и следователя Болдырева знавал папа-Коваль. Повесть «Про Васю Куролесова», 1971 года десятью годами позже превратилась в классный длинный, получасовой, мульт –
не только прекрасно нарисованный, но еще и фантастически озвученный: Михаил Кононов, Юрий Яковлев, Вера Васильева, Вячеслав Невинный, Евгений Леонов, Лев Дуров, Борис Новиков – как вам такая команда актеров на озвучание мультфильма?

Но первым фильмом, поставленным по сценарию (и повести!) Юрия Коваля, стали не «Поиключения Васи…», а – написанная позже, (в 1974м) а поставленная раньше (уже в 1978м!) история героического песца – «Недопесок Наполеон III».

Обложка книги Юрия Коваля Недопесок Про песцовые дела Коваль написал после того, как посетил звероводческую ферму. Но, конечно, дошкольника Серпокрылова – главного недопеска! - выдумал сам. С повестью связана забавная и трогательная история про ее публикацию. История про ужасное тоталитарное прошлое, героического папку и трепетного и нежного писателя Коваля.

Цензоры увидели в оголтелом стремлении песца из повести на полюс намеки на …. охватившее тогда творческую интеллигенцию повальное желание валить из страны в Израиль! И повесть завернули еще на стадии публикации. И поникший Юрий Коваль вернулся домой с рукописью, несолоно хлебавши.

Но героический папа – на тот момент действующий полковник МВД, преподающий в академии, не оставил это дело и сам заявился к цензору со словами: - кто из нас лучше знает, кто куда собирается валить и кто тут на что намекает ты или я, полковник МВД, которому по штату в этом разбираться положено?

Цензор внял авторитету погон, повесть напечатали, перевели на многие языки и завалили премиями. И очень быстро, через год, уже запустили в производство фильм, в котором Юрий Коваль, помимо всего прочего, еще и за кадром поет свои песни.

Недопесок Наполеон III, 1978; реж. Эдуард Бочаров; сценарий Юрия Коваля; дошкольник Серпокрылов - Максим Сидоров

Песен много, и весь фильм можно смотреть как большой высокохудожественный видеоклип на эти замечательные песни. «На полюс, на полюс, на полюс, пора мне на полюс, пора!» Вообще, фильм получился исключительно замечательным, вполне донося до зрителя главное свойство Коваля-писателя:
притворяясь писателем детским, он остается очень интересным писателем для взрослого читателя.

Или – так:
он умеет находить и тему, и способ общения с читателем – такие, которые доступны маленьким и интересны, важны – большим. Опять же, яркое и уникальное свойство его таланта!

С гордостью за наш советский кинематограф можно сказать, что все разные режиссеры и мультипликаторы, которые брались визуализировать творчество Юрия Коваля, делали это с большим мастерством и тактом, и все фильмы и мультфильмы по произведениям писателя удались.

Самым известным из них стал, наверное, сборник мультфильмов «Смех и горе у Бела Моря». Как писатель Коваль стал сценаристом этих беломорских сказок? Во время своих путешествий по стране он познакомился с поморскими писателями-сказочниками Борисом Шергиным и Степаном Писаховым.

Юрий Коваль и Степан Писахов

Он же помогал обрабатывать их сказки и публиковать в журнале «Мурзилка». А потом, опять же, Коваль обработал эти сказки для мультипликации, превратил их в сценарии. Шергина же и Писахова Коваль считал своими учителями и духовными наставниками.

Длинный, 40-минутный сборник у нас часто режут и показывают сказки по отдельности. Особенно часто – про собаку Жужу и кошку Маху, про волшебное кольцо и неверную царскую дочку Ульянку – «Не жена она мне боле, не жена!» Однако, все сказки, вошедшие в сборник, достойны одинакового внимания, очень неподдельные.

Смех и горе у Бела моря, 1988 г; реж. Леонид Носырев; сценарий Юрия Коваля

Даже не хочется их пересказывать, это как песню своими словами передавать – больно хороши! По возможности, этот мультсборник нужно иметь всегда под рукой и принимать в случае недомогания и депрессии. Как, впрочем, и другие фильмы, книги, песни и картины Юрия Коваля.

Набережная Яузы - картина Юрия Коваля

Про картины: еще во время учебы в институте, Юрий Коваль сблизился с кругом художников и скульпторов - Владимира Лемпорта, Вадима Сидура, Николая Силиса и Бориса Петровича Чернышева. Он увлекся рисунком, живописью, мозаикой, фреской, стал учиться у своих новых друзей – и достиг их признания, став с ними в один ряд.

Иллюстрация Юрия Коваля к собственной книге

Юрий Коваль стал еще и настоящим художником. Так что большинство своих книг проиллюстрировал сам. (И не только своих!)

Интересный фильм художественный снят по повести Коваля «Пять похищенных монахов» в 1991 году. Фильм мало кто видел, а жаль! Помимо того, что здесь мы видим продолжение истории Васи Куролесова, (Вася становится уже штатным сотрудником уголовного розыска!),

в фильме снялись несколько – тогда еще совсем молодых, ныне ставших уже совсем взрослыми и достаточно известными, актеров: Иван Агапов, например, и Саша Демидов (! Из Квартета И!) А еще в фильме очень ярко читается конец эпохи – вот это неустойчивое время накануне развала Союза. Оно вошло в фильм не из повести Коваля, а из жизни – то тоже придает фильму очень своеобразный колорит.

Пять похищенных монахов, 1991 г.; реж. Исаак Магитон, сценарий Юрия Коваля; Вася Куролесов - Саша Демидов

Есть еще несколько мульт-сказок, снятых по произведениям Коваля. Например, «Полынная сказка в три блина длиной». Очень лиричные, очень красивые, но, на мой взгляд, излишне трогательно-прекраснодушные.

Полынная сказка в три блина длиной, 2003 г., реж. Галина Шакицкая

Остается незатронутым кинематографом главное произведение Юрия Коваля, которым я (в отличие от автора, он таковым числил «Суер-выера») считаю «Самую легкую лодку в мире». Когда-нибудь эта лодка вплывет в корпус русской литературы, обязательной к изучению в школе.

Загадочное и таинственное, бесхитростное и мистическое путешествие – по самым, казалось бы, простым и обычным рекам – и в то же время как будто к центру Земли! – эта книга круче Кастанеды, потому что – понятнее и яснее, короче и проще, но – не менее глубока, не меньше может дать взыскующему духовного наставления Ученику.

Иллюстрация к книге Самая легкая лодка в мире

И любому другому читателю, который себя Учеником еще не числит, тоже – она просто очень веселая и смешная. Одна из немногих Самых Лучших Книг в Мире.

Что было в клубе киноУхо
Как нас найти

В этот день в 2013 году: Клуб киноУХО - 52. Музыкальная гостиная: Алексей Витаков
В этот день в 2012 году: Голодные игры | The Hunger Games
В этот день в 2009 году: Шпионско-космическая история. 08
В этот день в 2008 году: 27 свадеб | 27 Dresses



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн

RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed




В избранное