Изотерические тексты на русском языке. Акши Упанишада
Акши Упанишада
Ом! Да защитит
Он нас обоих; да напитает Он нас обоих; да будем мы работать совместно с
большой энергией, да будет наша учеба могущественной и эффективной, да не будем
мы пререкаться (и ненавидеть кого-либо).
Ом! Шанти,
шанти, шанти!
Часть
I
И тогда Шри
Самкрити прибыл в солнечный мир. Поклонившись Солнцу, он восславил Солнце так,
как этому учат Мудрые:
Ом,
Приветствие Шри Бхагавану, славному Солнцу, Энергии глаза (т.е зрения).
Веди меня от
нереального к Реальному; веди меня от темноты к Свету; веди меня от смерти к
Бессмертию.
Сущность самой
Чистоты, благословенный Бог сжигает (грехи грешников). Благословенный Лебедь,
сущность Чистоты, является Прототипом (связанной души, дживы). Здесь восходит
Солнце, тысяче-лучное, проявляющееся бесчисленными путями, жизнь всех живых
существ. (Я размышляю о Том, кто есть) все-формный, сострадательный, всезнающий,
нектарный, состоящий по сути из Света, Обжигающий.
Таким образом
прославленный посредством науки Мудрых, Бог-в-форме-Солнца был весьма
удовлетворен. Он сказал: Если брамин постоянно (т.е. беспрерывно) изучает эту
науку Мудрых, он никогда не заболеет никакой глазной болезнью. Никто не родится
в его семье слепым. Обучая этому восемь браминов, человек становится
совершенным в этой науке. Тот, кто владеет этой наукой, обретает могущество.
Часть
II
1. И тогда
Самкрити сказал Солнцу: Благословенный, научи меня Брахма-видье.
Солнце сказало
ему: Слушай, Самкрити. Я буду излагать знание о Реальности, столь трудно
постижимое; только с помощью этого знания ты станешь свободным-при-жизни (т.е.
дживанмуктой).
2. Все есть
Одно-единое, нерожденное, спокойное, бесконечное, неподвижное, неизменное
(Сознание). Знай, что подлинная Реальность - это Дух; будь всегда спокоен и свободен
от тревоги.
3. (Мудрецы)
говорят, что Йога - это свобода от всех различий/дифференциаций, (это)
естественное стирание/уничтожение (объективированного, рассеянного) ума.
Укоренившись в Йоге, исполняй свои дела, или, если ты испытываешь отвращение к
кармической деятельности, прекрати ее совсем.
4. Мы каждый
день испытываем отвращение к своим врожденным тенденциям (совершать какие-то
кармические действия); однако, каждый склонен заниматься благородной
деятельностью с удовольствием.
5-6. Мудрые не
доверяют духовно незрелым людям; мудрые никогда не компрометируют других людей,
но радуются их праведным делам. Мудрые совершают благие поступки, которые не
причиняют боль ни одному живому существу; мудрые опасаются греха, и всегда его
избегают, - поэтому они не привлекаются чувственными наслаждениями.
7. Речь мудрых
полезна и приятна; она всегда согласуется с временем и местом (т.е. мудрые
никогда не говорят лишнего).
8. С
правильной/саттвической мыслью, действием и речью, человек прислуживает садху.
Человек изучает Шастры, интенсивно накапливая мудрость.
9-10(a). Тогда
человек достигает первой ступени Йоги. Тот, кто всей душой стремится пересечь
океан сансары, и прилагает к этому правильные усилия, (тот) называется достигшим
состояния Йоги. Остальные называются просто благородными (арья).
10(b)-11.
Переходя к следующей ступени Йоги, называемой Само-анализом (вичарой), cадхак
становится учеником лучших пандитов, которые известны своими серьезными
толкованиями Шрути и Смрити, своим хорошим поведением, сосредоточенным вниманием,
глубоким созерцанием и благими деяниями.
12. Как
домохозяин (знает) свою ферму, (так же), освоив все, что должно быть изучено,
садхак познает категории и доктрины (Веданты), а также все то, что должно быть
сделано и чего следует избегать.
13. Как змея
сбрасывает свою (старую) кожу, так же и садхак отбрасывает даже малейшее
пристрастие/привязанность к внешним объектам. Садхак усиленно борется со своей
гордостью, тщеславием, нетерпимостью, жадностью и заблуждением (т.е. со всеми
своими пороками).
14. С умом,
дисциплинированным преданностью Шастрам, Гуру и обществу святых/садху, он
безошибочно овладевает всем комплексом духовных знаний, включая и тайные
доктрины (Упанишад).
15. Затем,
чистый садхак естественным образом переходит из второй стадии (Йоги) в третью,
именуемую Не-привязанностью (т.е. Вайрагьей).
16-17.
Сосредотачивая свой устойчивый ум на подлинном смысле Шастр и занимаясь
декламацией духовных текстов, полезных для отшельников, он проводит свою долгую
жизнь, располагаясь на камне или на плите, развлекая себя прогулками по лесу,
превращая его (т.е. лес) своим умиротворенным умом в изумительное по красоте
место.
18. В награду
за свои праведные деяния, чистый садхак проводит свое время в восторге
отреченности, постоянно изучая самые лучшие Шастры/Упанишады.
19. И только
вследствие упорной садханы человек обретает прямое переживание истинной
Реальности/Атмана/Брахмана. Просветленный, достигая третьей ступени, испытывает
это (переживание Реальности) на себе.
20. Не-привязанность
бывает двух типов: общая/обычная и высшая; услышь от меня об их различии.
21. Общая
не-привязанность - это когда человек отстранился от материальных объектов. Она
основывается на осознании: "Я не действую и не наслаждаюсь; я не убиваю и
не гибну сам.
22. Все, -
будь то наслаждение или боль, - обусловлено внешними действиями (материальной
природы); или же, все (, что происходит,) происходит по воле Бога, а я не играю
во всем этом никакой роли, поскольку я ничего не делаю, а делает все сам Бог,
являясь (одновременно и материальной и оперативной) причиной всего.
23.
Наслаждения и не-наслаждения - это просто болезни; частная собственность - это
великое бедствие. Всякое соприкосновение предвещает неизбежное разъединение.
Страдания - это болезни ума".
24. Время
непрерывно оформляет (т.е. творит) все вещи - такова общая не-привязанность
садхака, постигшего смысл Шастр, состоящий в отреченности от материальных
предметов и не-размышлении о них.
25-26. Проходя
эту последовательность (ступеней), великодушный (садхак) обретает высшую
не-привязанность. Ее называют тишиной, отдохновением и покоем. И речь, и все
остальное отброшены далеко и навсегда в тот момент, когда возникает осознание:
"Я не совершаю никаких действий; единственный исполнитель всех действий -
Бог, или мои предыдушие поступки, то есть карма".
27. На первой
стадии садхак ощущает блаженство радости и удовлетворения. Садхак только
вступил на путь, последовательно ведущий его к Совершенству. Сначала появляется
росток нектарного блаженства.
28. Первая
ступень - внутренняя, чистая, место рождения других ступеней. Отсюда (т.е. с
первой ступени) человек переходит на вторую и третью ступени.
29. Среди них
(т.е. этих трех), всепронизывающая третья (ступень) превосходит все остальные.
Находясь на ней, садхак уже не может быть пойман в ловушку своего воображения.
30. Те же, кто
достигают четвертой (ступени) после удаления незнания, пройдя через три
ступени, смотрят на все, что происходит, совершенно незаинтересованно и индифферентно.
31. Когда
Не-дуальность/Адвайта утверждена (в сознании садхака), а дуальность удалена, то
феноменальный мир видится просто как иллюзия с точки зрения четвертого состояния.
32. Первые три
состояния сознания считаются сном; четвертое называется Пробужденным
состоянием. И ум тогда растворяется подобно клочкам осеннего облака.
33. Тот, кто
достигает пятой ступени, продолжает как бы жить, но уже в форме чистого
Бытия/Сат. Из-за растворения ума, множественный мир больше не проявляется
вообще.
34. Достижение
пятой ступени называется "глубокий сон в Бодрствовании"; садхак на
этой стадии пребывает в виде чистого Недвойственного Бытия. Тогда все частности
и проблемы этого материального мира исчезают.
35. Достигши
пятой ступени, человек с внешней/мирской точки зрения как бы спит, но на самом
деле он пребывает в глубочайшем блаженстве, во внутренней Пробужденности, - все
двойственные представления ликвидированы.
36. Смотря
всегда только внутрь, даже при проявлении внимания к внешним вещам, он всегда
направлен/сконцентрирован внутрь себя, будучи совершенно равнодушным к тому,
что происходит во внешнем/феноменальном мире.
37.
Утвердившись на этой пятой ступени, свободный от всех врожденных тенденций, он,
через некоторое время, достигает Турийи.
38. Там, в
этом наивысшем/запредельном состоянии, нет ни несуществующего, ни
существующего, ни 'Я', ни не-'Я'; весь блуждающий рассудок растворяется,
человек пребывает в абсолютном бесстрашии, непричастный ни к чему, укорененный
в Не-двойственности.
39. Все узлы
сердца развязаны, все сомнения побеждены, все фантизии навсегда прекращены,
живой, но не зависящий от жизни или смерти, он - подобен нарисованному пламени
огня (, которое хоть и кажется горящим, но в действительности не горит).
40. Побыв в
шестой ступени, он затем достигает и седьмой. Состояние развоплощенного
Освобождения называется седьмой ступенью Йоги.
41-42 (a). Это
- высшая точка (т.е. кульминация) всех ступеней, (она) вне слов, умиротворенная.
Уйдя с путей этого бренного материального мира и с путей телесной жизни, не
зависящий ни от каких предписаний, свободный от всех наложений/суперимпозиций
на Само-Сущность/Атмана/Брахмана.
42(b). Все,
что проявляется (здесь) как вишва, тайджаса, и т.д., есть ни что иное, как
ОМ/АУМ.
43. (Почему?)
Потому, что здесь (в ОМ) нет разницы между смыслом и выражением (этого смысла),
и еще потому, что тут не ощущаются различия между вишвой и тайджасой, так как
вишва - это просто буква "а", а тайджаса - это просто буква
"у".
44. Праджня -
это символ "м". Познавай их по порядку, с большим усердием, и тогда
ты утвердишься в Самадхи/Сосредоточении.
45-46. Таким
образом, грубые и тонкие (элементы) должны быть растворены в духовной
Субстанции/Атмане, а затем и сам Атман должен быть растворен в осознании:
"Я есмь тот самый ОМ Васудева, всегда чистый, бодрствующий, свободный,
реальный, недвойственный Парабрахман, полный неизреченного блаженства; а весь
этот (феноменальный мир) - только страдание в начале, в середине и в конце.
47-48. И поэтому
ты, безгрешный, отрекшись от всего, будь постоянно предан одной лишь Истине.
Всегда думай так: "Я - Брахман, чистое Сознание и Блаженство, я свободен
от всех нечистот, я духовен, я пребываю вне ума и слов, вне тьмы невежества,
вне всех иллюзорных представлений".
Такова тайная
доктрина Упанишады.
Ом! Да защитит
Он нас обоих; да напитает Он нас обоих; да будем мы работать совместно с
большой энергией, да будет наша учеба могущественной и эффективной, да не будем
мы пререкаться (и ненавидеть кого-либо).